Русский Мир в белорусском дискурсе

Русский Мир в белорусском дискурсе

Автор Александр Дмитриевич Гронский — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

Доклад на научно-практической конференции «Русский съезд», состоявшейся в 1 июня 2017 г. в Санкт-Петербурге.


Термин «Русский Мир» получил свою актуальность в начале XXI в., хотя известен он, как минимум, в XI в. именно этот термин использовал анонимный автор в «Слове на обновление Десятинной церкви»[1]. В 2001 г. термин был актуализирован президентом России В.В.Путиным. Однако Русский Мир оказался понятием достаточно размытым по смыслу и содержанию. Под ним понимались и российские соотечественники за рубежом, и носители русской культуры и т.д. Насколько расширительно толковать этот термин решали те, кто его использовал в своих публикациях и выступлениях. В Белоруссии Русский Мир также различными группами понимается по-разному.

Официальная власть понимает термин «Русский Мир» достаточно гибко. Происходит это, видимо, по вполне идеологическим причинам, связанным с экономическим, политическим и прочим взаимодействием Белоруссии с Россией и с проблемами, возникающими по ходу этого взаимодействия. Достаточно показательно будет проследить использование термина белорусским президентом А. Г. Лукашенко в определённый промежуток времени. Проанализируем заявления Лукашенко в 2015 г.

29 января 2015 г. в Минске прошла пресс-конференция белорусского президента для белорусских и зарубежных СМИ. Вопросы, заданные журналистами Лукашенко, были посвящены в том числе и попыткам спроецировать украинские события белорусскую почву, что очень любят делать в основном белорусские оппозиционные политики и публицисты. Не отстают от них и ряд провластных экспертов. Русский Мир как некая реальность проявился в ответах белорусского президента. В частности, он, говоря о гипотетическом вооружённом российско-белорусском конфликте, заявил: «Мы, русские люди (как говорю на хоккее иногда, на тренировке ругаюсь на своих игроков — ты русский или не русский), мы — русские люди — будем воевать с русскими?»[2].

В данном случае Лукашенко использовал расширительное толкование определения «русский» не как носителя этнической принадлежности основного населения России, а как наследника того культурно-исторического багажа, который сложился на землях бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза. Далее белорусский президент продолжил свои размышления и упомянул Русский Мир: «А если есть здесь некоторые умники, которые любят палки в колёса ставить — и у нас, так называемые «свядомыя»[3], и отдельные не то приехавшие, не то долго живущие здесь, считающие, что белорусская земля — это часть, ну, как они говорят сейчас, Русского мира и чуть ли не России, — забудьте. Белоруссия — это современное и независимое государство […]«[4]. В итоге белорусский президент в одном выступлении указал, что в Белоруссии живут русские (в расширительном толковании), но Белоруссия одновременно не является Русским Миром, в котором, по всей логике вещей, должны жить расширительно понимаемые русские люди. Т.е. термин «русские» использован в культурном значении, а термин «Русский Мир» — в сугубо политическом и даже с намёком на конкретную привязку к территории государства — к России.

29 апреля 2015 г. Лукашенко обратился с традиционным посланием к парламенту и народу. В послании также возникла проблема русских людей и Русского Мира. И если тема «мы — русские», но не россияне, т. е. трактовка термина «русский» в расширительном смысле, прозвучала в выступлении: «Мы русские люди, но это не значит, что мы россияне. Мы — белорусы. Позвольте нам иметь свою точку зрения на мир»[5], то предварялась эта тирада следующим замечанием: «Русский мир — это не про нас»[6]. Т. е. Лукашенко снова повторил, что белорусы — это русские, но без Русского Мира. Однако в этом же выступлении белорусский президент заявил: «Мы приедем 8 мая в столицу нашей родины — нашей бывшей родины — Москву, и продемонстрируем, что мы — русский мир»[7]. Повторив ещё раз, что «белорусы и россияне — это один русский народ»[8, Лукашенко снова заявил, что «мы — русский мир. Мы были вместе и будем всегда. Мы теснейшим образом связаны с российским народом, мы братья»[9]. Т. е. в одном и том же выступлении у одного и того же человека прозвучали два совершенно противоположных утверждения: «Русский Мир — это не про нас» и «Мы — Русский Мир».

В августе 2015 г. Лукашенко вновь выступал перед журналистами и снова поднял вопрос Русского Мира. На этот раз президент был однозначен: Русский Мир — это «глупость, которую кто-то предложил пропаганде». Также белорусский лидер выразил уверенность, «что российский президент Владимир Путин никогда не придерживался этой идеи»[10].

Белорусская оппозиция, а также организации и лица, разделяющие её убеждения, относятся к Русскому Миру однозначно негативно. По сути, их риторика мало чем отличается от украинских заявлений в адрес Русского Мира. Русский Мир представляется чем-то враждебным. Это — то ли идея, то ли проект, то ли сообщество людей, но однозначно несущее вред белорусскому суверенитету и вообще белорусам. Особо агрессивное отношение к Русскому Миру проявилось после событий начала 2014 г. на Украине. Причём, агрессивность Русского Мира белорусская оппозиция видит буквально во всём.

«Русский Мир» белорусской оппозиции

В частности, реакция одного из оппозиционеров на установку в Витебске памятника Александру Невскому была однозначна: «Это акт агрессии „русского мира“ в отношении Беларуси. Это то, что было в начале захвата Крыма, когда они придумывали сказки, что здесь был какой-то русский князь»[11]. Нужно заметить, что «какой-то русский князь» действительно был в Крыму — Владимир Святославович штурмовал Корсунь, а «начало захвата Крыма» [имеются в виду события 2014 г. — А.Г.] не сопровождалось «придумыванием сказок» о русском князе. Так что риторику белорусского борца с Русским Миром можно отнести на счёт ничем не подтверждённых мифов и легенд, которыми так богат белорусский национализм.

Оппозиционное видение Русского Мира проходит не только через памятники историческим личностям, но и через традиционные конфессиональные предпочтения. В постсоветской Белоруссии сложилась практика придания конфессиональным праздникам государственного статуса. Так, официальными выходными являются оба (католическое и православное) Рождества, обе Пасхи. Оппозиционные эксперты уверены, что мотивом такого двойного празднования «было то, чтобы обозначить такой западный вектор (для Беларуси), цивилизационный», но также такое дублирование представляет собой якобы дополнительную защиту «от воронки агрессивного проекта „Русский мир“, в которую затянуло часть Украины»[12]. Оппозиционный эксперт уверен, что белорусский президент хочет иметь контроль над Православной Церковью, чтобы противодействовать в том числе и идеологии Русского Мира. «Ну, а для этого надо получить больше зависимости от Лукашенко [в отношении Православной Церкви — А.Г.] и меньше зависимости от Путина», — делает вывод оппозиционный религиовед [13].

По мнению оппозиционных экспертов Русский Мир угрожает суверенитету со всех направлений. В частности, «существенным инструментом в восстановлении российско-советской империи» назван Рунет [14]. К таким инструментам относятся акценты, расставляемые в новостях, а также собственно русский язык сайтов. «Русский Мир, — заключает эксперт, — приходит таким образом к белорусам в том числе через пользование электронной почты с доменом ru»[15].

К Русскому Миру оппозиция относит и школьные дневники российского образца, которые время от времени появляются на белорусских книжных прилавках, например, в Гомеле. Причём, со ссылкой на продавцов, оппозиционные журналисты утверждают, что эти дневники не пользуются спросом. Мнения жителей Гомеля по поводу того, нужны ли российские дневники, разделились. Также журналисты упомянули и глобусы с российским Крымом, которые продаются в Белоруссии. Дневники и глобусы, видимо, представляют для оппозиции какую-то угрозу, потому что заканчивается статья небольшим разделом под названием «Как бороться с проявлениями „русского мира“ в Беларуси?». После чего следует совет «бороться комплексно — писать жалобы в книгу замечаний и предложений, сообщать о таких случаях в медиа и даже устраивать общественные кампании»[16]. Простые белорусы, если их спросить про Русский Мир, скорее всего, о нём ничего не скажут, т. к. они не оперируют такими понятиями. Для простых белорусов восприятие Пушкина или Лермонтова как своих поэтов и говорение на русском (иногда только на русском) языке — в порядке вещей.

Т.е., если воспринимать Русский Мир как ценность русского языка, позитивное отношение к русской культуре, восприятие Православия как основной конфессии и интерес к России, то белорусы живут в Русском Мире.

По опросам независимых социологов, офис которых находится в Варшаве, в конце 2016 — начале 2017 г. практически 65% белорусов уверены, что лучше быть в союзе с Россией, чем в Европой [17]. Сам руководитель опроса объясняет эти проценты четырьмя причинами:

1) доминирование российских СМИ в информационном пространстве Белоруссии;

2) экономическая зависимость от России;

3) европейские трудности (беженцы, брексит и т. д.);

4) Европа не даёт ясного сигнала белорусам, что их там ждут [18].

Однако тяготение белорусов к России наблюдалось всегда, даже в то время, когда Европа не переживала кризис. Поэтому причины такой ориентации белорусов стоит искать не в европейских проблемах или давлении российских СМИ, а в традиционном мировоззрении, разделяющем те же ценности, которые бытуют и у россиян. Осторожно подобную мысль выразил один из независимых белорусских политологов, сравнив информационные предпочтения Львова и Харькова в 2015 г. Оказалось, что «степень воздействия российской пропаганды […] в Харькове в разы выше, чем во Львове». При условии, что российские каналы в то время уже не транслировались на Украину, но их при желании можно было смотреть через интернет. «А восприятие очень разное в зависимости от регионального культурного контекста, от установок тех, кто воспринимает»[19].

Отдельно следует упомянуть российских соотечественников. В частности, один из них видит русскость белорусов в том, что они боролись против польского влияния. Он считает, что началом «западнорусского (белорусского) народно-освободительного движения» стал 1385 г.[20], когда полоцкий князь Андрей Ольгердович выступил против Кревской унии, заключённой великим князем литовским Ягайло с поляками. Андрей Ольгердович на самом деле выступил против унии, но является ли это выступление «западнорусским (белорусским) народно-освободительным движением»? Князь Андрей выставил против Ягайло свою дружину или жители Полоцка начали массовое сопротивление унии? В первом случае выступление полоцкого князя нельзя назвать ни народным (т. к. масса в действиях князя участия не принимала) ни собственно движением (движение характеризуется массовостью его участников, чего, похоже, на тот момент не было). Помимо того, полоцкий князь пригласил в коалицию своего смоленского коллегу, а вдобавок ещё латгалов и крестоносцев.

Католики-крестоносцы против католиков-поляков — это и есть борьба за Русский Мир? Далее соотечественник продолжает видеть борьбу за Русский Мир в восстании Михаила Глинского в 1508 г.: «Глинские последовательно выступали против польского владычества на Западной Руси и когда мирные методы противодействия польской экспансии были исчерпаны, они выступили вооруженным путем»[21]. Однако реально Михаил Глинский поднял восстание против великого князя литовского по вполне земным причинам. По навету противников рода Глинских князь Михаил был лишён должностей при дворе литовского монарха. Когда попытка вернуть статусы не удалась, князь при помощи своих родственников поднял восстание. В это время шла московско-литовская война, и восставшие вполне логично примкнули к московским войскам. Так что вряд ли можно искать в мотивах такого поведения Михаила Глинского попытку «противодействия польской экспансии». Сознательно ли российский соотечественник приписывает выступлению Михаила Глинского идеологические мотивы или просто слаб в истории, сказать сложно.

Несомненно лишь то, что российские соотечественники в Белоруссии не имеют никакого научно-исследовательского потенциала, поскольку профессиональных историков среди них нет. Возможно, в среде соотечественников существуют талантливые историки-любители, но это практически незаметно. Более того, такие заявления о борьбе князя Михаила Глинского с польской экспансией дают повод для вполне объективной научной критики интеллектуальных «достижений» российских соотечественников в Белоруссии. Именно поэтому деятельность соотечественников, скорее, вредит существованию Русского Мира, чем его поддерживает. Сама идея Русского мира вполне органична и для её защиты вполне достаточно объективного взгляда на исторические события. Придание же личностным мотивам в поведении исторических персонажей какого-то идеологического наполнения может говорить лишь о том, что интерпретаторы исторического прошлого в лице соотечественников либо занимаются идеологическим оправданием того, что оправданий не требует в силу своей естественности, либо показывает историческую неграмотность соотечественников. Это не первый случай «достижений» подобного рода.

Так, ряд мероприятий, посвящённых 1150‑летию российской государственности и 200‑летию Отечественной войны 1812 г. с помощью российских соотечественников и курирующего их российского посольства вылился в антирусскую риторику [22]. Российское посольство в Белоруссии также не очень готово отвечать на вызовы. Например, когда белорусский президент спросил российского посла о том, что такое Русский Мир, тот не нашёлся, что ответить [23].

Таким образом, идея Русского Мира в Белоруссии разделяется большинством населения в силу цивилизационнно-культурной принадлежности, но эта принадлежность настолько естественная, что не получила какого-то названия. Но признаки Русский Мира (русскоязычие, интерес к России, объявление себя православными, принадлежность к русской культуре и т. д.) наблюдаются повсеместно. Белорусские власти рассматривают идею Русского Мира как некий проект, в отношении которого власти ещё не определились. Оппозиция рассматривает Русский Мир как имперский агрессивный проект России по подчинению постсоветского пространства. Российские же соотечественники и российское посольство создают больше проблем, чем поддержки для идеи Русского мира в силу своих интеллектуальных возможностей и отсутствия в их среде сильной научно-исследовательской прослойки.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Слово на обновление Десятинной церкви // Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/history/35613.php (дата обращения 28.05.2017).

[2] Лукашенко: «Считающие, что Белоруссия — часть Русского мира, — забудьте» // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/1889647.html (дата обращения 28.05.2017).

[3] «Свядомы» в переводе с белорусского языка означает «сознательный». Часто термин является синонимом понятия «оппозиция».

[4] Лукашенко: «Считающие, что Белоруссия — часть Русского мира, — забудьте». // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/1889647.html (дата обращения 28.05.2017).

[5] Мельничук Т. Лукашенко: Белоруссия может противостоять любым замыслам // ВВС. Русская служба. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/04/150429_lukashenko_address (дата обращения 28.05.2017).

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Лукашенко: «Мы — русский мир» // Хартыя’97 URL: https://charter97.org/ru/news/2015/4/29/149501/ (дата обращения 29.05.2017).

[9] Там же.

[10] Мельничук Т. Лукашенко: русский мир — пропагандистская глупость // ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20150804/229437278.html (дата обращения 30.05.2017).

[11] Дорофейчук И. «Русский мир» в Витебске: страсти вокруг памятника Александру Невскому // Белсат TV. URL: http://belsat.eu/ru/news/russkij-mir-v-vitebske-strasti-vokrug-pamyatnika-aleksandru-nevskomu/ (дата обращения 28.05.2017).

[12] Лукашенко, «Русский мир» и Белорусская Православная Церковь // Вне строк. Информационно-аналитические публикации. URL: http://vstrokax.net/mezhdunarodnaya-panorama/lukashenko-russkiy-mir/ (дата обращения 28.05.2017).

[13] Там же.

[14] Алексей Криволап: «Русский мир» пользуется электронной почтой на yandex.ru и mail.ru // Белсат TV. URL: http://belsat.eu/ru/programs/aleksej-krivolap-russkij-mir-polzuetsya-elektronnoj-pochtoj-na-yandex-ru-i-mail-ru/ (дата обращения 28.05.2017).

[15] Там же.

[16] Бабин В. «Русский мир» запрещают в белорусских школах // Белсат TV. URL: http://belsat.eu/ru/in-focus/russkij-mir-zapreshhayut-v-belorusskih-shkolah/ (Дата обращения 30.05.2017).

[17] Опрос: 7% белорусов хотят визы с Россией, каждый шестой хочет объединения двух стран // TUT.BY URL: https://news.tut.by/economics/543469.html (Дата обращения 27.05.2017).

[18] Вардомацкий: 65% белорусов — за союз с Россией // Белорусский партизан. URL: http://www.belaruspartisan.org/enjoy/370947/ (дата обращения 28.05.2017).

[19] Юрий Дракохруст. Формула народной геополитики: за Россию и независимость // TUT.BY URL: https://news.tut.by/economics/544223.html (дата обращения 28.05.2017).

[20] Где исток белорусской государственности? Интервью с заместителем председателя БОО «Русь» // Общественно-политический интернет-журнал «Чеснок». URL: http://4esnok.by/%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d1%80%d1%83%d0%b1%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b8/gde-istok-belorusskoj-gosudarstvennosti-intervyu-s-zamestitelem-predsedatelya-boo-rus/ (дата обращения 28.05.2017).

[21] Там же.

[22] Российские чиновники на российские деньги вели в Белоруссии антироссийскую пропаганду // Русский Мир. Украина. URL: http://russmir.info/pol/2169-rossijskie-chinovniki-na-rossijskie-dengi-veli-v. html (дата обращения 24.05.2017); Островский А. Почему Россотрудничество вновь и вновь проводит в Белоруссии антироссийские акции? // ИА REGN URL: UM. https://regnum.ru/news/polit/1552421.html (дата обращения 24.05.2017); Островский А. Польская «каплица» вместо русской «часовни»: Россотрудничество «работает» в Белоруссии // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/1560011.html (дата обращения 24.05.2017).

[23] Мельничук Т. Лукашенко: русский мир — пропагандистская глупость // ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20150804/229437278.html (дата обращения 30.05.2017).


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Научно-практическая конференция «Русский съезд»: некоторые итоги

Методы национализации белорусской истории (часть I и часть II)

Образ Великой Отечественной войны в сознании белорусской молодёжи

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Белоруссия: нейтральный союзник

Белоруссия — оселок внешнеполитической эффективности России

Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
422
1125
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика