Символы денежных знаков

Символы денежных знаков Одним из традиционных ценностных обозначений в государстве являются денежные знаки. Ввиду всеобщности обращения денег они выступают эффективным носителем аксиологического кода государства в повседневном бытии. Издавна заведена традиция изображения на монетах, а затем и банкнотах герба соответствующего государства. Насколько функцию ценностного транслятора выполняют деньги Российской Федерации современного образца?

Для ответа на этот вопрос был проведен компаративистский анализ денежных знаков стран мира. В результате выявлено пять классифицируемых типов присутствующих на деньгах изображений. Это:

1) характерные представители флоры и фауны страны;
2) памятники истории и культуры;
3) карта государства;

4) исторические и политические персоналии;
5) аллегории, сцены исторически значимых событий.

Чаще всего все эти художественные образы представлены на денежных знаках одновременно. Можно распределить их по условным уровням потенциала идеолого-пропагандистских возможностей.

Характерные представители флоры и фауны страны

Изображение животных и растений – самый нижний из возможных уровней ценностного предъявления. Он по существу идеологически нейтрален. Своеобразие природы страны – единственная позиционируемая в этом случае информация. Какого-либо ценностного содержания и сведений о народе и государстве данный уровень не содержит. Пример такого рода денег – банкноты Республики Беларусь начала 1990-х гг. с изображением типичных зверей белорусских лесов. Будучи связаны с первым президентом государства С. Шушкевичем, они получили в народе наименование «шушки» (трансформация «зверушки»). При патологической боязни даже намека на государственную идеологию звери стали для неолиберальных властей демонстрацией неидеологичности.

Памятники истории и культуры

Это один из наиболее распространенных типов банкнотных рисунков. Именно этот изобразительный формат был избран для денежных знаков Российской Федерации. В ценностном отношении данный тип изображений выступает как апелляция к сохраняемому историко-культурному наследию страны. Идеологическая компонента здесь, как правило, минимальна. Чаще всего изобразительный ряд подается как демонстрация туристических достопримечательностей. Впрочем, при соответствующей подборке памятные места могут быть поданы как образ важнейших исторических достижений страны, что соответственно повышает уровень ценностного предъявления.

Карта государства

Рисунки данного типа встречаются сравнительно нечасто. На банкноте Азербайджана государственные границы страны включают в себя наряду с собственно азербайджанскими территориями земли Нагорного Карабаха, утверждая тем самым соответствующие политические претензии. Помещение на денежных знаках картографического изображения страны транслирует идею территориальной целостности государства, его национального суверенитета.

Исторические и политические персоналии

Исторический портрет – древнейший и наиболее распространенный сегодня тип изображений на денежных знаках. Появление его на деньгах соответствующей страны есть свидетельство достаточно высокого уровня национальной консолидированности. Портрет на денежном знаке являет героев нации, ее персонофицированное олицетворение. Для выдвижения такой фигуры или пантеона фигур необходим соответствующий уровень согласия в стране в определении национальных ценностей и приоритетов. Отсутствие персоналий на деньгах РФ свидетельствует об отсутствии в современной России безоговорочно признанных героев нации. Сколько, казалось бы, критики было в свое время адресовано в КНР к персоне Мао Цзэдуна. Однако это не стало помехой присутствию его портрета на современных банкнотах Китая. Мао Цзэдун для китайцев выступает олицетворением сделанного ими коммунистического выбора.

Аллегории и сцены исторически значимых событий

Наивысшим потенциалом в плане ценностно-значимых для государства образов обладает изображение на деньгах различного рода аллегорий и сцен исторических событий. Аллегорические рисунки как правило отражают образы утверждаемой в соответствующем обществе трудовой и воинской доблести. Исторические сцены на денежных знаках фиксируют точки отсчета государственного бытия, выбор модели развития. Чаще всего используются сюжеты национально-освободительных революций. На иранских деньгах изображены события исламской революции 1979 г., для стран Латинской Америки – борьба за независимость в XIX в.

Смена изобразительного ряда на денежных знаках российского государства отражает происходящие с ним исторические ценностные трансформации. В соответствии с этим современные деньги образца 1997 г. знаменуют точку снижения уровня их идеологической нагруженности. Денежные знаки Российской империи относятся к четвертому аксиологическому типу. В результате денежной реформы 1898-1912 гг. в стране циркулировали купюры с портретами Александра III (25 руб.), Николая I (50 руб.), Екатерины II (100 руб.), Петра I (500 руб.). Персоны царей служили в данном случае олицетворением российской державности. Подборка персоналий монархов осуществлялась, очевидно, по степени реализации в их царствование императивов национальной государственнической политики. Не было в этом ряду, например, императоров-либералов Александра I и Александра II, адептов немецких порядков – Анны Иоанновны и Павла I.

 Денежные знаки Временного правительства отражали произошедшую в результате Февральской революции ценностную десакрализацию. С исчезновением атрибутов властвования у геральдического державного орла исчезают и другие изобразительные знаки. Единственное изображение помимо герба на февралистких деньгах было представлено на 1000 рублевой купюре – фасад здания Государственной Думы.

 Печатаемые до 1924 г. совзнаки продолжили начатую Февральской революцией линию денежной десакрализации. За исключением государственной символики и орнаментовых окаймлений классифицированные выше изображения на них вовсе отсутствовали. Тенденция формирования новой идеологии, впрочем, нашла отражение в дублируемом на языках многих (не только объединенных в советскую общность) народов лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Кириллица здесь соседствовала даже с китайской иероглификой.

 С середины 1920-х гг. на деньгах СССР появляются соотносящиеся с арсеналом коммунистических идеологем аллегорические фигуры. На серебряном рубле помещалась гравюра, на которой рабочий указывал крестьянину путь к восходящему Солнцу.

Традиция размещения на денежных знаках портретных изображений восстанавливается через двадцать лет существования советской власти. На банкнотах 1937 г. впервые был отпечатан портрет В.И. Ленина.

Вплоть до распада СССР его образ неизменно присутствовал во всех вариантах денежных серий. В.И. Ленин символизировал декларируемый Советским Союзом коммунистический выбор. Характерно, что никто другой из советских вождей чести быть помещенным на денежных знаках не удостаивался.

Примечательно отсутствие ленинского портрета на деньгах низшего достоинства: 1 рубль, 3 рубля, 5 рублей. Портретные изображения «вождя мирового пролетариата» начинались с купюр десятирублевого достоинства. Впрочем, присутствие его «светлого образа» на денежных знаках не всем было по вкусу. Деньги в номинируемой аксиологии советского человека были символом буржуазности. Коммунизм, согласно марксистскому учению, предполагал упразднение денежного обращения. Отсюда характерный пафосный призыв поэта Андрея Вознесенского «у-бе-рите Ленина с денег». 

На банкнотах образца 1938 г., стоимостью ниже «ленинского уровня», помещались изображения шахтера (1 рубль), красноармейцев (3 рубля), летчика (5 рублей). Изобразительная подборка максимально точно отражала основные задачи, выдвигаемые государством – индустриализацию и подготовку к войне.

Памятники истории и культуры впервые появляются на советских денежных знаках после реформы 1961 г. Это были башни Московского Кремля – главного символа советской державности. Незадолго до того Кремль был открыт для свободного доступа посетителей. Соединение 4-го (В.И. Ленин) и 2-го (кремлевские башни) уровней придавало советским денежным знакам сравнительно высокий ценностный потенциал. Современные российские деньги представляют собой в изобразительном плане галерею достопримечательностей российских городов (табл. 1).



Подборка видов носит по меньшей мере случайный характер. Неясно, по какому критерию были отобраны представляющие Россию города. Масштаб? Историческое значение? Региональная представленность? Ни один из возможных подходов в данном случае не просматривается.
Еще менее понятна выборка историко-культурных объектов. Весьма сомнительно, что именно они должны символизировать собой Россию. Курьезом можно считать отсутствие среди них Московского Кремля. Зато есть некоторые «новоделы» 1990-х гг., воспринимаемые пока народом по меньшей мере неоднозначно. Так, воздвигнутый в Ярославле в 1993 г. памятник Ярославу Мудрому, изображение которого помещено на 1000 – рублевой банкноте, имеет среди местного населения неофициальное название «мужика с тортом» (макет города в руке князя).

И этот «мужик с тортом» был взят в качестве одного из национальных символов России.

Ряд отраженных на денежных знаках объектов уже к моменту разработки эскиза новых денег находился в тяжелейшем аварийном состоянии. В отношении красноярского железнодорожного моста через Енисей вообще велись (да и продолжаются сегодня) дебаты о его скорейшем демонтаже. Хорош национальный символ, который нация оказалась не в состоянии сохранить.

Исторические изменения ценностного содержания присутствующих на российских деньгах изображений позволяют даже построить условный график аксиологических трансформаций. Шкала ценностного уровня определяется как суммирование рейтингов присутствующих на денежных знаках типов изображений. На графике четко прослеживается синхронизм ценностной (не ценовая!) девальвации денег с точками катастроф российского государства (рис. 1).



Рис. 1 Условная аксиологическая трансформация изображений на денежных знаках России

В целях повышения собственной жизнеспособности Россия должна сформировать единое семиотическое пространство. Необходимо создать пантеон национальных героев. Наиболее доступным способом закрепления их образов на уровне повседневного восприятия народа является помещение портретов исторических персоналий на денежных знаках. Проведенный нумизматико-бонистический обзор позволяет видеть наличие признанных героев нации в подавляющем большинстве государств современного мира.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
143
484
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика