Внутренняя политика

Скрытые угрозы российской государственности

Скрытые угрозы российской государственности

В современном мире всё большую актуальность приобретают несиловые методы ведения межгосударственной борьбы, манипуляции массовым сознанием, применение «мягкой силы». Возникают такие угрозы и опасности, которые способны подорвать не только государство, но и страну, цивилизацию в целом.

Всех угроз разного уровня очень много, потому целесообразно рассмотреть критические угрозы, способные породить лавинообразные цепные процессы распада, ряд которых можно наблюдать в современной России.

Первой угрозой является деградация и распад народа как целого. Народ, как единое целое, существует благодаря связям между людьми, которые формировались и развивались многими поколениями. Изучение этих связей дает возможность изобрести механизм влияния на них, в том числе с целью ослабления, преобразования и разрыва. Главная угроза на сегодняшний день – это разобщенность народа как субъекта истории страны. Разрыхление народа лишает его общей исторической памяти, единых разума и воли, что порождает кризис других систем. Разобщение обеспечивается экономическими и информационно-психологическими методами.

Вторая по счету угроза – снижение цивилизационного статуса России. В Новое время сложилась иерархия статусов стран и культур. Россия заняла свое место благодаря тому, что давала свои ответы на вопросы бытия.

Несмотря на высокую степень напряжения и недоверия, Россию как цивилизацию ценили и уважали, что давало российскому народу духовное основание, цель для развития и жизни как носителя великих культурных ценностей и стране – вес на международной арене.

Но в 1990-е годы статус России как самобытной цивилизации был поставлен под сомнение. До сих пор звучат призывы по «возвращению России в лоно мировой цивилизации», создается представление, что Россия свернула с пути истинного либо и вовсе не была цивилизацией, а неким варварством, что нагнетает внутренний кризис. Принятие политической элитой такого представления лишает Россию прежнего международного статуса,  народ России – цели существования.

Активное обсуждение проблем межнациональных отношений на самом высоком уровне говорит об озабоченности третьей угрозой для России – распадом межнациональных отношений. Россия – уникальная страна, создавшая особый тип сосуществования разных народностей внутри одной системы, империю неколониального и ненасильственного, что принципиально отличается от западных стран, типа. С 1980-х годов стали одновременно вызревать и развиваться этноцентричность нерусских народов России и русский этнонационализм. И то, и другое ведет к архаизации народов и разделению страны. Конфликтогенный фон создают этнические миграции из стран постсоветского пространства.

Четвертая угроза – деградация культуры рационального мышления. Для того, чтобы справляться с задачами и вызовами времени, требуется, чтобы сознание общества и его элиты было не хаотичным, несвязанным и реактивным, а рациональным, логичным, превентивным. Для этого нужно владеть инструментами рационального мышления – адекватным реальности языком, навыками логических умозаключений, «духом расчетливости», навыками рефлексии и  проектирования. В ходе тяжелого длительного кризиса эти навыки были повреждены, а культура мышления – утрачена, что наблюдается на государственном уровне.

Тяжелый урон по населению России был нанесен и в сфере здоровья и культурного уровня. Растет заболеваемость социально значимыми болезнями, психическими заболеваниями. Качество медицины и образования стремительно снижается, и последние реформы только усугубляют ситуацию, создавая из школ, науки и больниц прибыльный бизнес по оказанию услуг.

Особенно опасной тенденцией становится выпадение детей и подростков из поля зрения государства как совершенно особенного объекта политики, стратегического и невосполнимого достояния России.

Утрата такого механизма передачи национальной культуры, как школа и наука, может стать роковой для России. Главная задача школы – не просто обучить техническим навыкам, но воспитать, передать будущему поколению неявные знание и нравственные устои, принятые в народе и накопленные за века его существования. Нарушены принципиально важные связи между школой и семьей ученика, между учеником и учителем, учителем и родителем, в конечном итоге – между школой и обществом. В таких условиях возобновили разговоры о возвращении воспитательной функции школы, но в свете последних реформ у учителей и родителей эти намерения властей не вызывают доверия.

С помощью попыток создания рынка и извлечения прибыли из всего и вся подрываются нормы человеческих отношений, распространяется невежество, искореняется способность населения к самоорганизации, что создает превосходные условия для манипуляции массовым сознанием и смены культурного кода. Фактически это ведет к потере духовной и цивилизационной независимости, ассимиляции по типу плавильного котла.

В войнах цивилизаций одно из главных видов оружия – «экспорт потребностей».

С 1990-х годов продолжается укоренение западных потребностей, неадекватных хозяйственным возможностям страны, что становится препятствием для восстановления и модернизации. Несоответствие возможностей и потребностей провоцирует психологический кризис в обществе и девиантное поведение. Имплантируемая система потребностей заложила основание для глубокого раскола общества и торможения его развития.

Ещё одна угроза – несоответствие качества власти и управления необходимому уровню. За 1990-е годы на высокие посты пришли люди, не имеющие представления о системах, которыми они должны руководить, не желающие развивать свое знание и понимание этих систем в связи с постоянными кадровыми перестановками. Из всех социальных групп именно у состава высшего эшелона управления поражение рационального мышления сопровождается резким отрывом от здравого смысла. Свой вклад в деградацию системы управления вносит коррупция.

Кризис легитимности власти и угроза «оранжевых» переворотов перешли в латентное состояние в связи с последними событиями на Украине. С приходом В.В.Путина кризис легитимности был смягчен, последние выступления российского руководства обеспечили высокий рейтинг и доверие президенту, экстраполируемый и на партию власти. Однако иллюзия силы, суверенности и благополучия России, которую активно стараются привить с помощью СМИ, может легко рухнуть при столкновении с реальной картиной, и тогда хрупкое доверие к высшему руководству страны будет подорвано. А нелигимную власть можно измотать непрерывными политическими провокациями и спектаклями, что столкнет страну в новый период хаоса.

Угроза оттока ресурсов, необходимых для собственного воспроизводства, возникает из-за планомерного раскрытия России внешнему рынку. Исторически экономика России формировалась и развивалась не по законам рыночной экономики, а по типу «семейного хозяйства». В семье ресурсы и усилия не продаются и покупаются, а складываются. Внешняя торговля должна исходить из принципа максимизации выгоды целого, страны, а не отдельных компаний и лиц. Принятие норм ВТО ведет к утрате ряда системообразующих отраслей производства и направлений научно-технической деятельности, оттоку ресурсов, капитала, ценных кадров из России.

Деградация производственной системы и систем жизнеобеспечения – ещё одна угроза российской государственности. Средства, вкладываемые в восстановление производства, несоизмеримы с масштабами его развала. Сохранение экспортно-сырьевой ориентации экономики, отсутствие координации хозяйственной деятельности, должной обеспечить экономическую целостность страны, ведет только к деградации производства, не относящейся к нефтегазовой отрасли. Такой же коррозии подвергается и система жизнеобеспечения. Разница только в том, что при остановке производства возможно протянуть какое-то время за счет газа и нефти, а при отказе систем ЖКХ в первую же зиму произойдут тяжелые потери.

Последняя из ключевых угроз – ликвидации русской армии. С 1991 года предпринимаются попытки превратить армию в «силовую структуру», защитника Отечества – в сотрудника охранного предприятия, наемника по образцу западных армий, что наносит удар по сложившемуся восприятию и отношению к воину и войне, а это способно привести к пересмотру и всех тех ценностей, которые лежат в смежных областях. Потеря национальной армии может привести к мультипликационному эффекту распада многих культурных норм.

Все 12 угроз взаимосвязаны, представляют собой сетевую структуру, на которой произрастают более частные угрозы. Они составляют ядро, основу «карты угроз», составление которой является необходимым и важным условием для систематизации нагромождения рисков и выработки таких решений и программ, которые направлены на корень проблемы, а не следствие. Однако долгое отсутствие функции распознавания угроз, утрата инструментов рефлексии, необходимых для анализа накопленного исторического опыта, и способности предвидеть риски и опасности до их возникновения создают очень тяжелую ситуацию в сфере противодействия скрытым угрозам и рискам разрушения российской государственности. Однако нельзя не отметить демонстрируемое намерение высших должностных лиц противодействовать этим рискам и угрозам, хотя практические действия часто так и остаются несвязанными и хаотичными, реактивными. Если не будет принята комплексная система мер, то можно только отсрочить, а не избежать превращения этих угроз в реальность.

Материал подготовлен экспертом Центра научной политической мысли и идеологии Наталией Шишкиной на основе монографии "Национальная идея России", том 3, гл.5.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

628
1749
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика