Случай частный, а вопрос возникает общий

Случай частный, а вопрос возникает общий

Автор Шишкина Наталия Игоревна — эксперт Центра Сулакшина.

В последнее время многое пытаются сделать для удобства граждан при оформлении и получении различных справок, документов, выплат. Это и создание огромной сети многофункциональных центров, и введение в различных ведомственных структурах своих электронных систем документооборота.

Но всё это имеет свои особенности. Главная из них — централизация проводимых операций, создание электронных баз данных в различных структурах, не всегда согласованных между собой. Одним из наиболее ярких примеров является случай с Пенсионным фондом, который, в отличие от многофункциональных центров, имеет более продолжительную историю.

Пять лет тому назад Пенсионный фонд выкупил недостроенную больницу и 6 гектар прилежащей к ней территории в Звенигороде. Тогда планировалось, что в Звенигороде будет размещен лишь архив закрытых дел, открыт центр по начислению и выплате пенсий всего московского отделения, дублирующий информационно-вычислительный центр и управление ПФР по Звенигороду. Теперь одно из главных управлений ПФР №2 переезжает и ищет специалистов. Согласно последней информации на сайте самого Пенсионного фонда, отделение в Звенигороде окажется значительно более масштабным предприятием: Централизованный архив закрытых и действующих дел, Центр по начислению и выплате пенсий, информационный Центр обработки данных. Миллионы единиц хранения в архиве и назначения сотен тысяч пенсий в год жителям и Москвы, и Московской области.

Казалось бы, ничего интересного, да и централизация всего этого документооборота, снижение влияния человеческого фактора, решение проблемы дефицита площадей в Москве должны стать несомненным плюсом. Но здесь выясняется, что, во-первых, проводится банальное сокращение опытного персонала Пенсионного фонда. В том числе путем создания неприемлемых для работников условий — смены расположения места работы, как с одним из Главных управлений Пенсионного фонда. Перевод Управления в Звенигород — город с чуть более чем 20 тысячами жителей почти в полутора часах пути на электричке. Не каждому жителю Москвы и работнику Пенсионного фонда хватит сил, денег и времени постоянно ездить на работу так далеко.

Во-вторых, необходимо отметить и другие проблемы, связанные с переездом: связь с работодателями, которые вынуждены будут в случае необходимости также затрачивать значительные ресурсы на дорогу до Звенигорода, связь с пенсионерами Москвы. Это, конечно, решается электронными способами взаимодействия, но система электронного документооборота АИС ПФР, разработанная ещё в 1990-х, работает с перебоями, а конкурс на разработку системы нового поколения был дважды провален, пока в середине 2015 года наконец-то конкурс не выиграла «Эр-стайл» и связанное с ней ООО «РЕДСИС», а также «Компьютел».

Интересно в закупочной истории то, что кроме тендера на разработку системы АИС, компания «Эр-стайл» и «РЭДСИС» выиграли и все остальные тендеры Пенсионного фонда, связанные с информационным обеспечением, на общую сумму более 800 миллионов рублей.

В Счетной палате уже давно подсчитали, что внедрение той же АИС потребует не сокращения, а увеличения штата, который является одним из самых многочисленных в мире среди государственных структур с аналогичными функциями.

В-третьих, на какое-то время, возможно, будет период хаоса — изменения в кадровом обеспечении не могут пройти бесследно, резкий дефицит кадров приведет к торможению деятельности Пенсионного фонда, который ежедневно вынужден вносить несколько тысяч новых физических лиц и организаций в дополнение к внесению изменений в уже существующие записи в ПФР. Возникает риск для работы Главного Управления ПФР № 2. Возникает острая необходимость набрать специалистов, готовых работать на отдалении от Москвы. Конечно, возможно набрать на работу и местных жителей, имеющих достаточное образование, однако сделать это в городе с общим количеством трудоспособного населения около 12,5 тысяч человек и одним из самых низких уровней безработицы в области не так-то и легко. Особенно учитывая, что потребуется время на обучение работе с новой системой и испытательный срок.

В-четвертых, следует учитывать основную особенность, пожалуй, большинства систем, подобных АИС, внедряемых в последнее время. Вместо разгрузки сотрудников учреждения, оказывается, что такие системы создают дополнительный объем работы, и специалист, по существу, вынужден дублировать информацию. Это верно не только для работников Пенсионного фонда, но и для школьных учителей, которые ведут по существу два одинаковых классных журнала, и для врачей, вынужденных писать дважды одни и те же сведения об одном и том же пациенте — сначала в бумажную версию, затем в электронную. Очень удобно при необходимости сократить штат, но совсем непривлекательно для новых кадров.

Получается, что решение одних проблем оборачивается появлением других, ещё больших, проблем. Дефицит площадей ПФР в Москве, решенный за счет перевода отделения в Подмосковье, оборачивается неготовностью специалистов работать в таких условиях и потерей кадров. Решение проблемы человеческого фактора, уменьшение бумажной нагрузки путем введения электронных систем документооборота оборачивается необходимостью расширять штат и повышением нагрузки для самих работников. Активная и поспешная централизация управления всеми документами, перевод в электронный формат оборачиваются перегрузкой системы, сбоями. Введение доработанной системы вместо старой подразумевает достаточно большие временные затраты: сначала контракт на госзакупках, потом конкурс, потом разработка самой программы, тестирование.

И всё это в случае, если заявка на выполнение контракта всё-таки будет, а то ведь может получиться как с АИС ПФР №2. Можно было бы уменьшить подобные временные затраты путем заключения долгосрочного соглашения с одним разработчиком, который, разработав и запустив первую версию, постоянно, на протяжении всей её работы, продолжал бы разрабатывать новую систему. По существу, создается длинный алгоритм действий под предлогом оптимизации.

В результате, вместо ожидаемого увеличения эффективности работы Пенсионного фонда, можно наблюдать постоянные мелкие недочеты и проблемы, нагромождающиеся друг на друга. По результатам анализа «Коммерсант-Деньги», российский ПФР оказался на третьем месте в мире по неэффективности своей работы.

Невольно, во время наблюдения за всей этой ситуацией в целом, а не только с Пенсионным фондом — постоянные переезды разных ведомств и структур; введение новых систем, причем часто недоработанных; реформы социальной сферы, множество более мелких изменений — создается впечатление всеобщего саботажа нормального функционирования государственных систем обеспечения. Вспоминается весьма любопытная методичка, разработанная Управлением Стратегических служб США, предшественником ЦРУ, для проведения простого саботажа населением оккупированных фашистской Германией территорий. В числе много прочего, там были и такие советы: «следите, чтобы там, где мог бы справиться один человек, необходимо было бы обращаться к трем», «под благовидными предлогами увеличивайте бумажную работу, начните дублировать документы», «принимайте то, что имеет больший изъян», «никогда не допускайте коротких путей для принятия решений, старайтесь сделать как можно больше комитетов». Иногда складывается впечатление, что оптимизация и реформирование последних либеральных времен, связанное с социальной и гуманитарной сферой, использует именно такие советы. Пятая колонна что ли руководит всем этим делом?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
726
2557
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика