Социально-демографические итоги 2017 года

Социально-демографические итоги 2017 года

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Социально-демографическая картина 2017 года показала, что население для власти — далеко не самое главное, но находится в поле зрения предвыборной кампании президента. Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста временно отложили, чтобы не снижать рейтинги бессменного лидера. Ужасающие показатели демографической картины решили заретушировать новыми обещаниям для граждан, предложив ввести плату на первого ребенка. Вот уж успех демографии, когда в России уже приходится стимулировать рождение даже первого ребенка.

Но при этом был одновременно заложен подрывной механизм демографической политики, когда в принятой Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы было указано, что «создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской̆ Федерации».

В стратегии четко прописано, что Россия готова принять дополнительные меры, «направленные на повышение занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста». То есть стратегия поддерживает преимущественно тех женщин, которые хотят работать, работать и еще раз работать.

Социальное положение граждан в 2017 году по-прежнему оставляло желать лучшего, хотя в рамках предвыборных раздач президент пообещал списание части долгов. Что же оставил после себя 2017 год?


ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Весь год россияне наблюдали за двумя процессами в части пенсионной системы: обсуждениями относительно повышения пенсионного возраста и обсуждением проекта пенсионной реформы. Оба решения были отложены на 2018 год, что вполне объяснимо, поскольку президенту перед выборами непопулярные решения не нужны. Но кулуарно решения были уже приняты в 2017 году.

Повышать пенсионный возраст решили уже давно, медлят исключительно из-за особенности периода — необходимо успешно провести президентскую кампанию, а далее можно применять непопулярные решения. Отвечая на вопрос на пресс-конференции в декабре 2017 года, президент уже обозначил, что «сейчас все европейские страны, все страны, которые нас окружают, включая Белоруссию, Казахстан, все, на Украине то же самое, — все уже приняли решение о повышении пенсионного возраста. Не сделали этого только мы». Этот тезис раскрывает истинные намерения Кремля возраст повысить. Один из проектов — увеличение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет, возрастание будет постепенным с шагом шесть месяцев в год. Учитывая, что в отношении столичных чиновников был установлен именно такой возрастной ценз выхода на пенсию, этот пенсионный возраст, вероятно, и будет установлен после 2018 года для всей страны.

Что же касается пенсионной реформы, то из нее решили исключить как таковой принцип, при котором пенсия — это социальный институт, с помощью которого общество и государство благодарят гражданина за совершенный в течение его жизни труд на благо страны. При этом государство берет на себя ответственность за достойный уровень жизни человека, независимо от его дохода. Согласно проекту ожидается переход к новой модели накопления пенсий за счет самих граждан. По некоторым данным, на страховую часть пенсии теперь будет уходить не 16%, а 22%, а накопительная часть будет состоять из добровольных пожертвований граждан, размер которых не будет ограничен. Эта часть будет непосредственно поступать в негосударственный пенсионный фонд, и будет являться собственностью граждан. То есть государство не сможет ее заморозить. Гражданин за пять лет до пенсии сможет изымать 20% пенсионных накоплений, а в случае болезни — всю сумму целиком. Силуанов, оценивая систему добровольных взносов, говорил, что необходимо «создать такие условия для вложения свободных средств в накопительный элемент, которые были бы более интересными для граждан, чем вложения в недвижимость и даже банковские депозиты».

Принимая во внимание, что подобные пенсионные фонды не всегда рентабельны, гораздо выгоднее и надежнее положить средства на банковский депозит. Остается только гадать, какими принудительными мерами власти заставят россиян откладывать на пенсию сверх того, что уже отчисляется. Новая накопительная часть в форме индивидуального пенсионного капитала — это дополнительные расходы граждан, которые не покроются налоговыми вычетами.

Пенсия как социальный институт фактически может быть упразднена, реформа первый шаг на пути формирования системы, когда будущее гражданина будет зависеть от его личных накоплений и поддержки детей, и ни в коей мере не будет зависимо от государства. И зачем такое государство российскому гражданину?


ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Конец 2017 года оказался закономерно богат на разного рода обещания со стороны президента. В свете катастрофической картины в сфере демографии президент объявил о комплексе мер, направленных на поддержку молодых семей:

— продлить программу материнского капитала до 31 января 2021 года. Напомню, что маткапитал выплачивается только за одного ребенка — второго или последующего. То есть, он не содействует созданию большой семьи. Последний раз его индексация проводилась в 2015 году. Сейчас и вплоть до 2020 года индексация была заморожена, маткапитал сохранится на уровне 2020 года в 453 тысячи рублей;

— провести софинансирование из федерального бюджета выплат пособия на третьего ребенка в те регионы, где суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по России. С 1 января 2018 году еще 10 субъектов смогут получить такую поддержку, таким образом суммарное число достигнет 60;

— установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им полутора лет. В среднем она составит в 2018 году 10523 рубля, в 19-м году — 10836 рублей, в 20-м году — 11143 рубля. Таким образом, за весь период семья получит менее 200 тысяч рублей на первого ребенка. Но что примечательно, что было сказано тихо между делом — выплату получат не все. Как сообщил президент, она будет адресной: «При этом выплата будет адресной…это справедливо: в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается». Нужно будет, видимо, собрать еще кучу справок, чтобы доказать, что твоя семья нуждается в этой выплате. Значит, несмотря на громкие заявления, программа будет весьма скромной и призвана выполнить роль предвыборной маниловщины;

— решить проблему мест в детских садах. По его заявлению на данный момент «заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года». Вот только проблему мест в детских садах президент и его команда решают уже не первый год, да все решить не могут. Родители отдают своих детей в негосударственные садики, лишаясь возможности дать детям дошкольное образование за счет государства. При таких дополнительных расходах становится очевидно, что меры господдержки показательны. Политика роста расходов на детей ведет к снижению рождаемости;

— субсидировать процентную ставку по ипотеке для семей со вторым и третьим ребенком, начиная с 2018 года. Нужно понимать, что оплачиваться будет лишь часть процентной ставки, а не сумма по кредиту. 6% будет платить заемщик, а остальную часть готово взять на себя государство. Это в среднем 4,5–6%. При этом субсидирование будет осуществляться не на весь срок, а только в течение трех лет с момента выдачи кредита, при третьем ребенке в течение пяти лет. Проведем простой расчет. Три года — это при ипотеке в 15–20 лет! Если семья будет выплачивать кредит в 1,5 млн рублей под 12% на 20 лет, то государство за три года выплатит 106 тысяч рублей, это при том, что за всю ипотеку заемщик заплатит 3,96 млн. руб. То есть государство выплатит всего 2,3% от суммы всей ипотеки. Капля в море, простой пиар и больше ничего.

Демографические проблемы таким способом конечно не решить, но создать иллюзию заботливого президента можно. А чего еще нужно в канун президентских выборов?


ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ОТКАТ 2017

Минздрав отчитался о снижении смертности в России в 2017 году. Согласно заявлению министра здравоохранения В.Скворцовой на Конгрессе Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения», за девять месяцев текущего года в РФ умерло на 39 тысяч человек меньше, чем за тот же период прошлого. За 10 месяцев сокращение составило 34,8 тысяч. На первый взгляд создается радужная картина демографического благополучия. Согласно ее заявлениям, за 20 лет работы смертность снизилась до показателя 12,6 на тысячу населения, «за 10 лет мы увеличили продолжительность жизни россиян более чем на 7 лет».

Глядя на цифры официальной статистики 2017 года начинаешь понимать, что министр здравоохранения о многом умолчала. Во-первых, о том, что наряду с падением смертности резко снизилась рождаемость. За десять месяцев 2017 года в России родилось на 170 тыс. детей меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Во-вторых, в России естественная убыль (!) населения. За январь—октябрь текущего года она составила минус 114,19 тыс. человек, в то время как за аналогичный период прошлого года был прирост в 20,3 тысячи человек. Таким образом, за 10 месяцев 2017 года в России случился демографический обвал, когда все якобы достижения последних четырех лет обратились вспять, и Россия снова вступила в полосу демографического спада. Причины изменения демографической картины очевидны. Население реагирует в первую очередь на морально-психологическую обстановку и во-вторую на экономическую обстановку. Рождаемость — это более точный показатель, чем уровень доходов, заработной платы или ВВП на душу населения.

Если в долгосрочной перспективе ценностная эрозия привела к смене демографического тренда, то в краткосрочном интервале в несколько лет влияющим фактором стала неуверенность в завтрашнем дне.

Итак, итогом 2017 года в демографической сфере стали:

— возвращение к тренду естественной убыли населения, которая за 10 месяцев 2017 года превзошла показатели 2011 года и составила 170 тысяч человек;

— сохранение видимости роста населения, когда естественная убыль покрывается миграционным приростом. За 10 месяцев миграционный прирост составил 178,3 тысячи человек.

Демографическая картинка 2017 года — закономерный результат ошибочности курса на поддержку семей исключительно за счет материального фактора. Меры должны охватывать как возрождение духовного понимания семьи, так и материальное поощрение.


СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

В части социального неравенства 2017 год был похож на предыдущие: пока доходы россиян падали, доходы олигархов росли. Да и декларации о доходах российских чиновников заставили многих удивиться. В 2017 году было опубликовано исследование «От Советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905–2016», проведенное Национальным бюро экономических исследований США. Согласно нему совокупный объем средств, хранимых гражданами РФ в офшорах, равен финансовым активам, размещенным внутри страны.

То есть богатство узкой группы лиц, выведенное за рубеж, сопоставимо с богатствами всех российских граждан. Подумать только, как бы вырос ВВП страны, если бы эти деньги не утекли и не продолжали утекать из России. Офшорные активы России за рубежом в три раза выше, чем официальный показатель чистых валютных резервов (около 75% национального дохода против 25%). Таким образом, в офшорах хранится свыше триллиона (!) долларов США. Это не столько наследие прошлой ельцинской эпохи, сколько итог путинской деятельности, перекоса в распределении доходов, когда 1% населения получает согласно исследованию 20–25% дохода (до налогообложения) в стране. Только в 2013 году Путин задумался о проблеме офшоров, предложив разработать меры по деофшоризации экономики, однако на деле только единичное число компаний приняли условия российских властей. Для остальных правила игры и законы рынка никак не изменились.

До 2010 года 50% населения с меньшими доходами получали менее 15% национального дохода, то есть еще меньше, чем в царский период. С 2010 года они стали незначительно богаче, хотя по всей видимости изменение доли связано с сокращением доходов 10% самой богатой части населения, и как следствие, перераспределением доли остальных групп. Иначе не объяснить, как разбогатела та группа населения, которая с 2013 года чувствует себя все хуже и хуже, едва сводя концы с концами, набирая кредиты для того, чтобы развиваться и строить, чтобы себя прокормить. Если картина с доходами с 2010 года изменилась в сторону ухудшения для состоятельных граждан, что связано с конъюнктурой на рынке нефти, то ситуация с концентрацией богатств выглядит противоположно.

После кризиса 2009 года 10% населения стало контролировать уже свыше 70% богатств в стране, хотя на момент прихода Путина к власти они владели 65% богатств. Средний класс напротив обеднел, снизив свою долю с 30% до 25%. Такие цифры отчетливо говорят, на чьи интересы работает президент и его команда. А народ, ставший заложником образа царя-благодетеля, созданного кремлевскими пиар-технологами, все это время примиряет на себя стратегию выживания и надежды на завтрашний день, но с путинской командой его просто может не быть. Единственная борьба с социальным неравенством сводится к тому, что Путин советует Сечину «Поскромнее надо быть. Это касается и премии, и доходов. Нужно понимать, в какой стране мы живем, и не раздражать людей». То есть маскировать доходы, а не выпячивать. Покупать за рубежом виллы, яхты, а в России жить скромно…как премьер и президент.


КУРОРТНЫЙ СБОР: ПОДАРОК РОССИЙСКОМУ ТУРИСТУ

В одних странах проблемы бюджета решают за счет состоятельных граждан, которые через прогрессивное налогообложение содействуют процветанию государства, в других, как в России, эти же проблемы решают за счет большинства населения. Введение курортного сбора — только один из примеров того, как Кремль решает государственные задачи за счет кошелька российских граждан.

Курортный сбор — это плата которую планируют взимать с отдыхающих в четырех регионах России — Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. То есть в самых посещаемых туристических точках. Пожалуй, что пока обошли стороной еще такие туристические маршруты, как республика Алтай и регионы, прилегающие к Байкалу. Плата будет взиматься с туриста, который пользуется туристической инфраструктурой. Ее размер будут определять региональные власти, и он не может превышать 50 рублей с человека за сутки в 2018 году и 100 рублей в остальной период проведения пилотного проекта, то есть до конца 2022 года.

В мае 2018 года такие курортные сборы должны составить по регионам: Ставрополье — 30–50 руб. в сутки, в Краснодарском крае — 20–30 руб., в Крыму отдыхающие выложат от 25 до 30 руб., Алтай обойдется в 30 рублей. Льготные категории граждан будут освобождены от его уплаты. Плательщиками, таким образом, станут физические лица, а операторами — санатории с пансионатами, частные предприниматели, сдающие жилье внаем. Когда проект завершится, власти примут решение о том, нужно ли вводить подобный налог на всей территории страны. Но почему-то о том, какое именно решение будет принято, не остается уже сомнений и до первого курортного сбора.

Турист сам по себе — это уже инвестор. Приехав в регион, он непременно оставит там средства за еду, сувениры, гостиницы, экскурсии. Проблема лишь в том, что все эти средства идут частникам, которые в туристических регионах выживают как могут, в том числе уходя от налогов. А государство остается с носом. А ведь и оно должно что-то получить в свой кошелек. Тогда и появляется идея курортного сбора, который пойдет непосредственно в карман государству. И ничего, что народ будет платить и частнику, и государству. Главное, чтоб олигархи жили счастливо, и никто их не мучил бы идеями о прогрессивном налогообложении для спасения бюджета.

Итогом социально-демографической политики 2017 года стало сохранение бедственного положения ряда категорий россиян, ухудшение благосостояния большинства, как результат — демографический откат. Именно такие маркеры в отличие от Росстата с его цифрами по ВВП говорят правду о реальном положении дел в стране.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Пенсии отменяем — назад в джунгли

Стратегия действий в интересах женщин или Кремля?

Декларация о доходах или «скромнее надо быть» как учит Путин

Социальное неравенство в России

Демографические откаты 2017 года

Предвыборные обещания президента

Как кризис влияет на российских граждан

Курортный сбор: приватизировали все



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2733
12388
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика