Сомнения

Сомнения

Китайская история с эпидемией уже точно повлияла на планы Газпрома на Дальнем Востоке, так как рассчитывать на прежние модели торговли газом с Китаем даже в неприлично оптимистических сценариях уже совершенно нелепо. А потому: как сообщалось, на прошлой неделе судно-укладчик «Академик Черский» двинулось в направлении Сингапура. После чего, как можно предположить, направится на Балтику, чтобы участвовать в достройке оставшихся 160 км трубы.

Путин клятвенно пообещал Меркель, что к концу 20 года, на крайний случай в первом квартале 21 года Северный поток-2 начнет работу. Тем не менее, есть ряд сомнений в словах Путина.

Как сказал Мюллер Холтоффу: «…Они все фантазеры, наши шефы… Им можно фантазировать — у них нет конкретной работы, а давать руководящие указания умеют даже шимпанзе в цирке…» Гениальные слова, пусть их и произносил не настоящий Мюллер, а актер Броневой.

У «Академика Черского» есть как минимум две проблемы, которые нужно будет решить до того, как он приступит к работе на Балтике. Проблем, конечно, гораздо больше, но эти две на сегодня ключевые.

Первая — ему нужно пройти модернизацию. Его предыдущая работа заключалась в прокладке труб с Киринского месторождения на материк для подачи газа месторождения на Амурский ГПЗ. Кстати, без этого газа Амурский ГПЗ даже запускать нет особого смысла — он будет больше стоять, чем работать, а потому будет генерировать убыток. Труба, которую должен проложить «Академик Черский» с Киринского месторождения — это труба диаметром до 32 дюймов, и именно под такую трубу он сейчас и оборудован. Северный поток-2 строится трубой в 48 дюймов, а потому прежде чем посылать судно на Балтику, его нужно модернизировать под вполне конкретную задачу.


Кстати, возможно, что именно за этим «Академик Черский» и пошел в Сингапур. В девичестве «Академик» назывался «Jascon-18» и был построен на китайской верфи в Тунчжоу, а затем достраивался и оснащался в Сингапуре. Где и был куплен одной из бесчисленных дочек Газпрома. Видимо, сейчас бывший «Jascon-18» и идет обратно домой, чтобы пройти необходимую модернизацию. А где ему её проходить? Не в России же.

Очевидно, что здесь и находится первая проблема. США ввели санкции против компаний, задействованных в работе над СП-2. А также рикошетом введены вторичные санкции по всем, кто будет сотрудничать с компаниями, которые задействованы в достройке СП-2. Хотя, конечно, китайцы как раз могут наплевать на американские санкции — отношения между странами не самые дружественные, а потому есть надежда, что китайские власти прикроют от проблем своих «судопроизводителей». Тем не менее, риски вполне реальные — захотят ли китайцы создавать себе сложности из-за достаточно мелкого контракта на дообрудование «Академика Черского». Посмотрим.

Вторая серия проблем начнется, когда «Академик» выйдет из Сингапура. Американцы могут потребовать от всех портов по пути следования отказать «Академику» в портовом обслуживании. Под угрозой опять же санкций. Это некритично, так как в помощь «Академику» можно будет выслать танкер с топливом, отправить вдогонку судно с едой и припасами и всем этим бродячим цирком дойти, наконец, до Балтики. Где-то так к лету этого года. После чего «Академик» должен будет получить все необходимые разрешения у датской стороны. А как датчане могут заволокитить вопрос, мы уже наблюдали. Ну, и, наконец, само строительство. Американцы правы — технологий у России нет. А потому нужно будет найти соответствующих специалистов, которые согласятся всю дальнейшую жизнь провести с «волчьим билетом», так как Штаты, конечно, создадут им проблемы в дальнейшей трудовой карьере.

В общем, даже в самом оптимистичном сценарии в этом году трубу вряд ли построят. В следующем — возможно. Где-то к середине года. В неоптимистичном сценарии процесс может быть затянут еще на какой-то срок. А потом ее еще нужно будет вводить в эксплуатацию, сопрягать с наземной инфраструктурой, отлаживать общую работу. СП-1 запустили за 4 года до плановых показателей. СП-2 точно будет запускаться не быстрее. Есть еще и пессимистичный сценарий. Когда трубу не построят вообще. Пока этот сценарий обсуждать нет смысла, но как знать.

В чем суть всех этих тягучих процессов? В том, что США в 20–22 годах рассчитывают утроить поставки своего газа в Европу по сравнению с прошлогодними. А если учесть, что Китай может существенно просесть из-за эпидемии и возможной рецессии, то в Европе от газа будет просто не протолкнуться. И Газпрому не трубу нужно будет строить любой ценой, а держаться за стремительно падающую долю на рынке. Которая в этом году упадет и безо всякой китайской эпидемии.

В итоге труба СП-2 рискует стать памятником подводного зодчества с весьма впечатляющим ценником — Церетели отдыхает. Практический смысл ее неизвестен уже сейчас, а в 22–24 годах его может не быть вообще. Даже теоретически. Но подрядчики уже заработали — так что главную задачу Газпром решил. А убытки, конечно, нужно будет как-то компенсировать. И мы даже знаем — как.

Анатолий Несмиян

Источник


Автор Анатолий Евгеньевич Несмиян (Эль Мюрид) — публицист, аналитик, писатель. Эксперт по ближневосточной проблематике. (Санкт-Петербург).



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1275
3602
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика