Современный католический экуменизм

Современный католический экуменизм

Автор Антон Николаевич Данненберг — кандидат исторических наук, докторант, доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Опубликовано в научном и общественно-политическом журнале «Миссия Конфессий» № 7 2015 г.


Католическая церковь сегодня признает себя единственным истинно христианским сообществом (народом Божьим), «столпом и утверждением истины» (1 Тим 3, 15) [1], единственным истинным мистическим «телом Христа», в котором присутствует вся полнота божественного откровения. Данная богословская максима определяет воззрение католицизма на все религиозное пространство, позволяя постулировать экуменические устремления.

В силу своего учения, как отмечал А. де Любак, «Церковь обнаруживает не только стремление, но и способность собрать всех»[2]. II Ватиканский Собор постановил, что «под „экуменическим движением“ подразумеваются все дела и начинания, которые возникают в зависимости от различных потребностей Церкви и возможностей, предоставляемых данной эпохой, и стремятся содействовать христианскому единству»[3]. При этом Конгрегация доктрины веры поясняет, что «экуменизм имеет не только институциональный характер… но является так же задачей каждого верующего, прежде всего посредством молитвы, покаяния, изучения и сотрудничества. Везде и всегда, каждый католик имеет право и обязанность свидетельствовать и провозглашать свою веру»[4].

Разумеется, Католическая церковь проводит четкое различие между межрелигиозным диалогом и христианским экуменизмом. Довольно ясно это понимание зафиксировано в документе 1993 г. «Экуменическое воспитание», подготовленном совместной рабочей группой представителей Римско-католической Церкви и Всемирного Совета Церквей. В нем, в частности, отмечалось: «…должно быть ясно и то, что межрелигиозный диалог — с другими мировыми религиями, такими как ислам, буддизм индуизм и т. д. — преследует иные цели, отличные от тех, достижение которых предполагается в экуменическом диалоге между христианами. Уделяя серьезное внимание этой важной деятельности, христиане должны проводить четкое различие между нею и экуменическим диалогом»[5].

М.В.Груздев указывал на социально-политический аспект экуменической деятельности, уточняя, что экуменизм — это «Папский проект создания такой надгосударственной формы общности людей, как „единая цивилизация людей“, которая, по замыслу Иоанна Павла II, должна преодолеть разобщенность государств и содействовать установлению прочного мира на земле…»[6].

Важным инструментом экуменизма, с точки зрения Католической церкви, является семья. Как отмечал Иоанн Павел II, «Браки между католиками и крещеными других христианских вероисповеданий, уже благодаря своему особенному облику, содержат много элементов, которые следовало бы ценить и развивать, как в силу их внутренней ценности, так и по причине вклада, который они способны внести в экуменическое движение»[7].

Следует отметить, что экуменическая деятельность Католической церкви вызывает сегодня множество вопросов, связанных, в первую очередь, с проблемой прозелитизма.

Так, как отмечал еще в 1991 г. А.А.Красиков, «практика, однако, показывает, что эта рука дружбы превращается подчас в указующий перст миссионера, единственной реальной целью которого является прозелитизм, обращение возможно большего числа людей в католичество, подчинение их верховной власти понтифика»[8].

Подчеркнем, что данная проблема крайне актуальна и в диалоге между Католической церковью и Русской Православной Церковью[9].

Таким образом, говоря о современной Католической церкви, мы можем сделать вывод о том, что она рассматривает себя в качестве единственной христианской церкви, обладающей всей полнотой истины. В качестве своей основной задачи она видит распространение христианства по всему миру под властью папы римского, путем введения всех людей в лоно Католической церкви. Несмотря на решения II Ватиканского Собора, к началу 2000 г. консервативная часть высшего духовенства (во главе с кардиналом Й.Ратцингером) сумела вернуть Церкви ее «эксклюзивный» статус, фактически отказавшись от равного диалога с другими ветвями христианства (Й.Ратцингер: «Мы переоценили собственные возможности, веря, что богословский диалог может рано или поздно привести к единству веры»[10]).

О смене стратегии Ватикана в данном направлении свидетельствует и то, (по нашему мнению, уже можно определить это именно как своего рода новую стратегию), что папа Франциск определил термином «экуменизм крови»[11]. Речь идет об активизации Ватикана на поприще борьбы за права верующих, в первую очередь, христиан. По мысли Ватикана, эта защита будет способствовать переходу «гонимых» в лоно Католической церкви. Кроме этого нынешний понтифик всячески демонстрирует открытость и дружественность католицизма. Таким образом, «став активным участником Экуменического диалога, сделав значительный шаг в сторону конфессиональной толерантности, РКЦ все же ставит себя над своими собеседниками в экуменическом диалоге, а не рядом с ними»[12], а свою экуменическую деятельность Католическая церковь связывает «с собственными миссионерскими установками»[13].

Источник


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004. С. 81.

[2] Де Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Mimep Docete — Pessano. 1992. С. 33.

[3] Декрет об экуменизме (Unitatis Redintegratio) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004. С. 175.

[4] Doctrinal Note on Some Aspects of Evangelization Congregation for the Doctrine of the Faith. 2007 — http://w2.vatican.va/

[5] Экуменическое воспитание. Совместная рабочая группа представителей Римско-католической Церкви и Всемирного Совета Церквей //Экуменическое движение. Антология ключевых текстов. М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2002. С. 526.

[6] Груздев В.М. Социально-философские основы католической концепции войны и мира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. РАГС при Президенте РФ. 2001. С. 101.

[7] Апостольское Обращение Familiaris Consortio Его Святейшества Иоанна Павла II епископам, священникам и верующим всей Католической Церкви о задачах христианской семьи в современном мире. 22 ноября 1981 года (http://www.worldcongress.pl).

[8] Красиков А.А. Ватикан: история и современность. М. Знание. 1991. С. 63.

[9] Католическая церковь рассматривает себя как «матерь» всех церквей, но не «сестрой», о чем давала свои пояснения Конгрегация доктрины веры — Note on the expression «Sister Churches». Congregation for the Doctrine of the Faith. 2000 — http://w2.vatican.va/. О планетарных притязаниях Католической церкви см.: Никифорова М. Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М.: Либроком, 2010.

[10] Знаки единства Церкви в трудах Й.Ратцингера. С. 32. // Католическое наследие — http://www.catholics.ru/

[11] Ecumenism of blood unites us — http://www.catholicherald.co.uk/

[12] Радецкая А.В. Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург. 2011. С. 17.

[13] Манзюк В.И. Генезис католической модели экуменизма // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2010. No 14 (85). Вып. 13. С. 256.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — I

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — II

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Гаванское послание миру: православные и католики против секулярного миропорядка

Историческая встреча патриарха Кирилла с папой Римским Франциском

Об итоговой декларации встречи папы Франциска и патриарха Кирилла

Сатанисты и антихристы киевского евромайдана

Между Христом и бешенством. Размышления на Страстной Седмице

Мольба растерзанной Галицкой Руси к современной Украине



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3783
15234
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика