Экономика роста

Экономика роста

Приводим актуальный доклад «Экономика роста», подготовленный авторитетным экспертным коллективом Столыпинского клуба в составе: советника Президента РФ, академика РАН  Сергея Юрьевича Глазьева,  уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сопредседателя «Деловой России», председателя президиума Столыпинского клуба Бориса Юрьевича Титова, заместителя Председателя Внешэкономбанка Андрея Николаевича Клепача и др.


Столыпинский клуб — экспертная площадка российских предпринимателей, учёных-экономистов, политиков, по убеждениям рыночников-реалистов, рыночников-прагматиков, объединённых общим пониманием того, что добиться задачи развития, диверсификации и модернизации российской экономики реализацией только лишь политики макроэкономической стабилизации, «таргетирования» инфляции, сбалансированного бюджета невозможно.

Продолжение такой политики, использованной в период «высоких цен» на нефть, в новых условиях приводит не к росту экономики, а к консервации схемы «Россия — источник сырья для развитого мира». Но экспорт сырья уже не может обеспечить необходимых доходов для поддержания устойчивого социально-экономического положения страны, более того, учитывая долгосрочный характер низкой сырьевой конъюнктуры, он будет приводить к дальнейшему спаду, депрессии российской экономики.

Вместе с тем, у российской экономики есть не связанный с экспортом природной ренты потенциал роста. Это — или «точки конкурентоспособности» незадействованные до сих пор, или возникшие в результате снижения издержек производства как следствие падения курса рубля.

Для «активации» этих точек главным приоритетом экономической политики должна стать не пассивная макроэкономическая стабилизация, а задача качественного роста на основе развития предпринимательской инициативы, реальной, а не мнимой, конкуренции, стимулирования притока высокотехнологичных инвестиций в промышленный и аграрный сектор, эффективной социальной политики.

Мы призываем совершить поворот в экономической политике.

Принять программу «экономики роста», которая должна включать в себя целый комплекс системных мер, стимулирующих эффективный рост в области бюджетной, финансовой, налоговой, тарифной, институциональной и др. политик. Должна реализоваться комплексная промышленная и региональная политика, концентрирующая ресурсы государства на направлениях, дающих наибольший экономический эффект.


Но во главе угла должен стать переход Правительства РФ и Банка России от «ограничительной» к «стимулирующей» денежно-промышленной политике. Политике, обеспечивающей опережающее предложение доступного, под низкую ставку, долгосрочного кредита для инвестиционного развития.

Должен быть реализован российский вариант политики «количественного смягчения», направленной на рефинансирование ЦБ кредитов коммерческих банков и институтов развития в рамках системы проектного финансирования.

Для успешных преобразований нам нужно создать эффективную систему управления реформами:


1. Отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. При сохранении Правительства для текущего управления экономикой, создать «Центр управления развитием», с особыми полномочиями по проведению реформ;

2. Внедрить систему индикативного планирования «Электронная модель экономики», способную, в том числе, с использованием межрегиональных и межотраслевых балансов (динамических межотраслевых моделей), прогнозировать объемы производства и потребления, определять потребности в инфраструктуре, ресурсах;

3. Разработать и утвердить национальную программу экономического развития страны «Экономика роста», предусматривающую ясные и обоснованные целевые показатели, систему взаимоувязанных мер достижения цели, объединенных в дорожные карты, новые современные инструменты в рамках проектного управления, источники финансирования, и конечно, назначение ответственных менеджеров.

Но реформаторами не должны стать правительственные чиновники, которые уже находились «у руля» прошлой «сырьевой» модели экономики. При всём их профессиональном опыте, над ними будут довлеть старые принципы, догмы и страхи, довлеть ранее принятые решения. Управлять развитием, по нашему мнению, должны люди, имеющие опыт в создании новых производств, управлении инвестициями, развитии предпринимательской среды. Считаем, что такие люди способны реализовать реформы. У нас в стране они есть.

Обвал мировых цен на нефть стал серьёзным фактором, повлиявшим на экономическую и социальную ситуацию в стране, но, в то же время, кризис создаёт возможности. Именно сегодня, на переломе эпох, в сложный период для всей страны, есть шанс изменить модель развития экономики страны, принять программу масштабных экономических преобразований, которая может быть поддержана российским обществом, а значит, имеет все шансы стать успешной.

Конечно, реализация программы «Экономика Роста» несет серьезные риски, для принятия решения нужна решимость и воля руководства страны. Но риски непринятия решений значительно выше.

Страна, российский бизнес ждут изменений.


ПРОГРАММА «ЭКОНОМИКА РОСТА» (КРАТКАЯ ВЕРСИЯ)

I. ЦЕЛЬ

Создание в России конкурентной, социально-рыночной экономики, с уровнем открытости, соответствующим на каждом этапе уровню развития рыночной конкуренции, национального производства и финансовой системы:


— формирующей не менее 5 процентов мирового ВВП и глобальных финансов, с устойчивым, выше мирового, ростом;

— опирающейся на сильный средний класс и развитый частный сектор; многочисленный МСБ, создающий не менее 60% рабочих мест в стране и обеспечивающий высокий уровень предпринимательской инициативы и рыночной конкуренции;

— диверсифицированная, не зависящая от экспорта природной ренты, современная экономика, находящаяся в группе развитых стран по производительности труда и энергоэффективности;

— находящаяся в первой десятке стран мира по продолжительности и качеству жизни.



II. НОВЫЕ ТОЧКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА БУДУЩЕГО РОСТА

У российской экономики есть несвязанный с экспортом природной ренты потенциал роста. В новых условиях при сокращающихся доходах от сырьевого экспорта, будут происходить системные изменения в экономике: падать доходы населения, что будет снижать и менять структуру внутреннего спроса, но будут и снижаться издержки производства, что будет способствовать повышению конкурентоспособности товаров произведенных в России, стимулировать экспорт.

По нашему мнению, одними из новых источников роста могут стать следующие сектора российской экономики:


1. МСБ, выход бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности, конкуренции.

2. Увеличение глубины переработки природных ресурсов (диверсификация 1-го типа), освоение новых технологических переделов, прежде всего с ориентацией на экспорт в нефтегазо- и агрохимии, переработке леса, металлов, использование воды;

3. Новая Индустриализация — модернизация промышленности и создание новых производств, за счет повышения производительности труда, внедрения новейших технологий, повышения энергоэффективности (диверсификация 2-го типа):

в традиционных секторах: в оборонном комплексе, космической отрасли, станко- и приборостроении, автомобилестроении, энергетике, производстве медицинского оборудования, здравоохранении, легкой промышленности и др.;

в секторах экономики будущего: продолжить и развить программу «национальной технологической инициативы» АСИ — завершить форсайт технологических изменений, которые будут определять мировое развитие и сформировать комплекс программ, направленных на развитие приоритетных направлений технологического прогресса, там, где Россия может стать мировым лидером: в информационных технологиях, новом поколении инжиниринговых услуг, композиционных материалах, генных и биотехнологиях, других технологиях.

4. Развитие АПК и пищевой промышленности на основе развития как крупных комплексов, так и многочисленных фермерских хозяйств, сельской кооперации, применения новых технологий в производстве, хранении, переработке с/х продукции, развития селекции.

5. Жилищное строительство, ЖКХ и развитие инфраструктуры: перезапуск программы «доступное жилье», с использованием инструментов поддержки спроса, развитие арендного жилья, развитие малых и средних проектов в области развития ЖКХ и инфраструктуры, прежде всего локальной, строительство сети автодорог, в т. ч. платных.

Качественный экономический рост за счет вышеназванных источников обеспечит кумулятивный эффект на другие сектора экономики, что в целом обеспечит дополнительно не менее 4–5% в год прироста ВВП.

Активацию и развитие новых точек роста необходимо проводить с помощью реализации взаимоувязанных специальных национальных отраслевых (секторальных) и региональных программ, формируемых на принципах проектного управления с задействованием комплекса денежно-кредитных, налоговых, тарифных, кластерных инструментов, инструментов стимулирования спроса, с использованием системы существующих и вновь созданных институтов развития.


Кроме активных мер в реализации промышленной и региональной политики, необходимо реализовать комплексную программу масштабных системных изменений в экономической политике государства.


III. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ. 10 ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1. Обеспечить новые инвестиционные проекты, развитие МСП доступным, под низкую ставку, долгосрочным кредитным капиталом. Перейти к проведению новой денежно-промышленной политики, обеспечивающей опережающее денежно-кредитное предложение для инвестиционного развития:


1) Реализовать российский вариант политики «количественного смягчения» (QE), направленной на рефинансирование ЦБ кредитов коммерческих банков и Институтов развития в рамках системы «проектного финансирования». Для предотвращения перетока этих средств на валютный рынок, гарантии от их нецелевого, неэффективного использования, а также от возможного влияния дополнительной ликвидности на рост инфляции, такое рефинансирование должно быть «связанным», осуществляться с помощью специальных механизмов, по целевым каналам, которые обеспечили бы их доведение до новых, с утвержденным бизнес-планом и софинансируемых инвесторами и коммерческими банками инвестиционных проектов.

Эти средства не могут использоваться для поддержки действующих предприятий.


Целевыми каналами могут служить:

— Рефинансирование ЦБ РФ коммерческих банков и/или капитализация институтов развития на общую сумму не менее 1,5 трлн. рублей в год в течение 5-ти лет, для финансирования высокотехнологических проектов, под залог и/или выкуп проектных облигаций специальных обществ проектного финансирования — СОПФ (схема — на сайте Столыпинского Клуба);

— Рефинансирование секьюритизированных кредитных портфелей, выданных коммерческими банками малому и среднему бизнесу;

— Стимулирование жилищного строительства через рефинансирование ипотечных кредитов;

— Кредитование частно-государственных проектов в области развития инфраструктуры, прежде всего в области локальной и транспортной инфраструктуры.

2) Для эффективного доведения «новых денег» до инвестиционных проектов и гарантии их возврата необходимо повысить прозрачность и эффективность банковской системы и институтов развития.

3) Изменение мандата Банка России, совместно с Правительством необходимо осуществить переход от «ограничительной» к «стимулирующей» денежно-кредитной политике, таргетирующей, наряду с инфляцией, рост ВВП, низкие ставки долгосрочного кредита, снижение волатильности рубля к основным валютам.


В условиях низкой монетизации экономики (М2/ВВП = 45%, в КНР — 195%) ЦБ РФ может постепенно наращивать денежное предложение (как минимум, до уровня М2/ВВП = 80–90%), не опасаясь значительного повышения инфляции, при условии, что новая денежная эмиссия не будет направлена на госрасходы, а в полном объёме, целевым образом, в форме возвратных кредитов будет использована на стимулирование инвестиций в реальное производство.


Борьба с немонетарной инфляцией должна идти не путем " иссушения» денежной массы, а снижение инфляции должно достигаться вследствие эффекта экономического роста, снижения издержек, повышения производительности труда и увеличения масштабов производства за счет внедрения передовых технологий.




Главный путь снижения инфляции у нас в стране — экономический рост.

2. Политика стабильного и заниженного в среднесрочной перспективе по отношению к основным валютам курса рубля:


Таргетировать реальный эффективный курс рубля (REER), стабильно заниженный (не менее чем на 10%) по отношению к равновесному уровню корзины валют стран — основных торговых партнеров России (евро, юань, доллар США и т. д.);

Не использовать ключевую ставку (ставку рефинансирования) в качестве инструмента стабилизации курса рубля. По примеру Казахстана «заморозить» её на уровне 5,5%, и только в случае повышения курса рубля менять её в сторону понижения.

В моменты наибольшей волатильности курса, для снижения влияния спекулятивного капитала на курс рубля, вводить избирательные валютные ограничения — отдельные элементы «мягкого» валютного регулирования, включая: (1) введение налога на покупку иностранной валюты корпоративным сектором со ставкой «0%" для импортёров; (2) установление жёсткого лимита (до «0» в кризисных ситуациях) открытой валютной позиции банков и ужесточение ответственности за его превышение, (3) выведение валютных депозитов из системы страхования вкладов.

Для предотвращения искусственного завышения курса рубля (голландской болезни), взимать платежи в бюджет при экспорте сырьевых товаров не в рублях, а непосредственно в иностранной валюте, что не будет приводить к искусственному искажению (завышению) курса рубля ввиду отсутствия необходимости конвертации валютной выручки на внутреннем валютном рынке с целью уплаты налогов и иных платежей в государственный бюджет.

3. Реформировать ценообразование на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий, от доминирования производителей к приоритету промышленного потребителя:


Изменение приоритетов регулирования инфраструктурных компаний. Инфраструктурные монополии должны регулироваться и управляться как «сервисные» компании, ориентированные на максимально качественное оказание доступных услуг, а не как центры прибыли, системообразующие для экономики и несущие основную нагрузку по доходам бюджета. В случае эффективного развития сектор переработки может принести значительно больше налоговых доходов для бюджета, а главное, создать значительно больше рабочих мест;

Ограничить на следующие 3–4 года рост тарифов инфраструктурных монополий пределами роста цен производителей;

— Стимулировать продажу сырья на внутреннем рынке, а продуктов переработки — на экспорт. Ввести возможность частичной или полной отмены возврата НДС при экспорте сырья и продуктов первого передела (газ, нефть, металлы, минеральные удобрения, круглый лес).

4. Провести налоговую реформу, стимулирующую качественный экономический рост:


(1) Льготировать новое (первый этап 2017 г.) — с целью стимулирования притока инвестиций в развитие новых высокотехнологичных производств, снизить налогообложение инвестиций в модернизацию и новых производственных проектов.

Возможные решения (и/или):

«Налоговые каникулы» до 5-ти лет по уплате налога на прибыль, на имущество, землю для новых инвестиционных проектов.

Налоговый зачет на 25% от стоимости купленного нового оборудования по всем видам налоговых платежей (включая НДС) и импортных пошлин;

Ускоренная амортизация оборудования, произведенного в РФ, со сроком, назначаемым самим предприятием, на сумму до 150% его стоимости;

Регрессивная шкала социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда на предприятии;

Нулевая ставка НДС в отношении проектной (инжиниринговой) деятельности и дизайна, разработки и продажи программного обеспечения, т. е. в отношении видов деятельности, которые невозможно ограничить таможенными барьерами;

— Добиться исполнения принятых решений, по возможности, отнесения всех расходов на НИОКР на издержки производства с выведением их из-под налогообложения.

(2) На втором этапе, в 2018–2019 году, перенести основную фискальную нагрузку с процесса производства, корпоративного сектора, сосредоточив её на налогообложении доходов физических лиц, процесса потребления, введении налогов социальной справедливости.

Возможные решения, и/или:

 Снизить налог на прибыль и НДС, с возможной его заменой на НСП.

Вернуть ЕСН. Снизить базовые ставки ЕСН за счет отмены накопительной части пенсии, сделав это одновременно с введением налогового стимулирования частных пенсионных накоплений;

Перейти на прогрессивную шкалу НДФЛ, налогов на недвижимость, имущество, землю;

Дифференцировать «умный» НДС (или НСП) по регионам и группам товаров, в зависимости от их социальной и экономической значимости;

Установить высокие ставки акцизных налогов на потребление предметов роскоши;

Ввести «оффшорный» коэффициент для компаний с оффшорными владельцами по дивидендам, налогу на прибыль, недвижимость, имущество, землю и др.

5. Кардинально снизить административное давление на бизнес:


Изменить принципы КНД: (1) снизить контроль при входе на рынок и при осуществлении деятельности, одновременно с повышением ответственности бизнеса и контролёров в случае причинения ущерба; (2) постепенно, через пилотные регионы и надзорные ведомства, перейти на риск-ориентированный подход; (3) разграничить контроль и надзор;

Минимум вдвое снизить число проверок и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности (КНД): (1) кардинально сократить число надзирающих органов и ограничить количество плановых проверок одного предприятия (без класса опасности) — до не более трех в год; (2) разрешить внеплановые проверки, в т. ч. по заявлению граждан, только в случае угрозы жизни и здоровью людей (по решению прокуратуры);

Контролировать «регулятивный поток» нормативных актов: (1) снизить в 2016 г. нормативную базу (КоАП РФ) до 50–60% от уровня 2015 г. и удерживать её на указанном уровне; (2) провести инвентаризацию требований по государственному регулированию и снижение их на 30%. В течение 2-х лет отменить нормы, принятые до 1990 г.;

— Принять практику «единого окна» для уголовных расследований по экономическим статьям, в т. ч.: (1) передать право возбуждения уголовных дел и ведения следствия по экономическим статьям УК РФ в один следственный орган; (2) разрешать ОРД, доследственные проверки только с согласия прокуратуры; (3) принять 6-ой пакет гуманизации уголовного законодательства, включая кардинальное изменение в использовании статьи 159 УК РФ («Мошенничество»);

Продолжить реформу государственной службы, разработать долгосрочные, вплоть до пенсии стимуляционные пакеты госчиновникам в зависимости от срока и результатов госслужбы.

Повысить персональную ответственность чиновников контрольно-надзорных и правоохранительных органов за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности. Разрешить прокуратуре возбуждать уголовные дела по статье 169 УК РФ.

6. Правовое государство:


Сделать суд реально независимым от влияния исполнительной власти и ответственным перед обществом, профессиональным и справедливым: (1) добиться назначения на должности судей наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных юристов; (2) запретить председателям судов и иным органам судейского сообщества вмешиваться в рассмотрение конкретных дел; (3) ввести обязательную ротацию председателей судов не реже, чем каждые два года; (4) создать независимую от субъектов Российской Федерации апелляционную инстанцию на уровне федеральных округов; (5) отстаивать реальную, а не мнимую, независимость судей, при одновременном усилении их ответственности за неправомерные и предвзятые решения. Ввести обязательный формальный учет всех контактов судей, с безусловной дисквалификацией в случае предоставления неверной информации; (6) запретить судьям, ведущим процесс «по существу» предъявленных обвинений, выносить решения по процессуальным вопросам; (7) создать независимый третейский суд национального уровня; (8) ввести практику третейского судопроизводства в деятельность Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (например, назначения судей на процессы); (9) увеличить представительство и роль общественности в квалификационных коллегиях судей с целью предотвращения корпоративной круговой поруки;

Вернуть прокуратуре право принимать решения по процессуальным вопросам в ходе следствия, в том числе решения о «мере пресечения» для обвиняемых в уголовных преступлениях.

7. Активировать, ввести в коммерческий оборот спящие, прежде всего имущественные и земельные активы государства


Провести инвентаризацию федерального, регионального и муниципального имущества.

Провести за счет бюджета межевание земельных участков, документальное оформление земли и объектов недвижимости, начиная с территорий с максимальной активностью на рынке земли и недвижимости и стоимостью активов;

— Создать систему федеральных и региональных земельных банков и банков государственных активов, которые смогут задействовать эти активы для продажи, аренды, залогов и пр. операций, а также кредитования бизнеса под залог аналогичных активов;

Раскрыть информацию о результатах кадастровой, рыночной оценки и сделках с недвижимостью на открытом портале в сети Интернет;

Не допускать взрывного роста кадастровой стоимости земли и недвижимости путём введения лимита 30% на её рост в течение трех лет;

Упростить процедуры изменения вида разрешенного использования земель;

— Отказаться от принудительного изъятия неиспользуемых земель. Установить и на практике повышать «коэффициент использования земли» по налогу на землю (применять повышающий коэффициент, если земля в течение длительного времени не используется по назначению).

8. Электронное государство (I- State)

Превратить Россию в ведущую страну мира по развитию цифровых технологий. Продолжить успешную масштабную программу Правительства РФ по переводу государственных услуг (персонального учета, безналичных платежей, осуществления госконтроля, закупок, проведения выборов в органы власти) в электронную форму, придав ей новый импульс. Данная мера позволит осуществить прорыв в борьбе с административным и коррупционным давлением на бизнес и население, одновременно снизит издержки бизнеса и будет стимулировать развитие и внедрение передовых технологий, развитие науки.


9. Открытая экономика, развитие международной кооперации


«Перезагрузить отношения» с Западом. Необходимо признать, что в условиях реальной технологической зависимости от импорта, изоляция от Запада делает задачу технологической модернизации российской экономики практически невозможной;

Привести механизмы таможенно-тарифной и налоговой политики в соответствие с принципами «толкового тарифа», изложенными еще Витте и Менделеевым: (1) отсутствие пошлин на импорт финансов (инвестиций), (2) низкие пошлины на импорт средств производства (оборудования, комплектующих, технологий), (3) высокие пошлины на потребительские товары;

Развивать систему совместных предприятий (СП), привлекая международные компании в создание высокотехнологических совместных производств в приоритетных секторах экономики, в том числе с участием государства, разработать систему стимулов для таких компаний;

Повысить в интересах отечественного бизнеса эффективность участия России в ВТО. Полномасштабное использование механизмов этой организации для защиты внутреннего рынка, включая компенсационные пошлины и др. защитные меры, а также разрешенных ВТО механизмов стимулирования инновационной и инвестиционной активности, в том числе: субсидирование НИОКР, проектного финансирования, государственных гарантий, лизинга оборудования и др.

10. Обеспечить модернизацию экономики квалифицированными кадрами


Технологическое обновление экономики потребует наряду с новыми технологиями и средствами производства, большое количество профессиональных кадров.

Главными их источниками могли бы стать программа притока иностранных специалистов, программа массового образования российских специалистов за рубежом, как в США, ЕС, так и в Китае с бюджетным софинансированием; серьезные изменения в подготовке кадров высшего и среднего уровня образования в России.


IV. БЮДЖЕТ, НАЦЕЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ

Финансирование развития даже в условиях кризиса, дефицита бюджета должно являться приоритетной задачей, и у государства есть необходимые источники для её реализации. Нужно сменить приоритеты государственной бюджетной политики:


Повысить долю расходов бюджета на развитие (расходы на национальную экономику, здравоохранение, образование, науку), т. е. перераспределить ресурсы от бюджета стабильности в пользу «бюджета развития». Допущение умеренного (4–5%) дефицита бюджета для стимулирования активного роста ВВП, финансируемого за счет увеличения государственного долга;

Расширить заимствования на внутреннем и внешнем рынках в инвестиционных целях, в т. ч. путём размещения обязательств инфраструктурных и промышленных компаний;

Изменить парадигму межбюджетных взаимоотношений — повысить финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований, изменить распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней.

Например, привязать региональные и местные бюджеты к росту доходов предприятий и населения, в т. ч.: (1) местный бюджет: специальные режимы для индивидуальных предпринимателей и МСП, 50% единого сельхозналога, 50% НДФЛ (по месту жительства работника), 50% налога на землю и налога на недвижимость физических лиц; (2) региональный бюджет: налог на прибыль, 50% НДФЛ, 50% единого сельхозналога, налога на землю и налога на недвижимость физических лиц, в случае введения — региональная часть НСП; (3) федеральный бюджет: НДС (НСП), НДПИ, акцизы (в том числе на алкоголь), таможенные пошлины, налог на имущество, экологические налоги и другие специальные налоги;

— При сохранении выборности глав муниципальных образований расширить их финансовую самостоятельность, в т. ч. формировать муниципальные фонды развития и проектные офисы, финансируемые за счет налоговых поступлений от роста предприятий на территории муниципальных образований;

Перейти на проектно-целевой принцип расходования бюджетных средств на развитие. Повысить эффективность затрат на докапитализацию крупного бизнеса. Снизить господдержку и вложение средств в «мега-проекты», и в предоставление неторговых и инвестиционных внешних займов. Исходить, прежде всего, из экономических, а не политических интересов;


Расширить инвестиционные возможности пенсионных фондов и страховых компаний, при усилении контроля за качеством эмитентов;

Стимулировать прямые иностранные инвестиции, прежде всего, в импортозамещение и глубокую переработку сырья.


V. СОЗДАТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМАМИ

Реализовать масштабную задачу изменений невозможно без изменения старой системы принятия решений, импортированной еще из СССР, и без ухода от накопившейся инерции негативного опыта последних лет.

Необходимо:

Отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. Для быстрого и обоснованного принятия решений, наряду с действующей системой управления, создать «Центр управления развитием», с особыми полномочиями по проведению реформ, подчиняющийся непосредственно Президенту России;

Разработать и утвердить национальную стратегию экономического развития страны, согласованную с отраслевыми, региональными и кластерными стратегиями, увязанными в единую систему;

Внедрить систему индикативного планирования «Электронная модель экономики», способную, в том числе, с использованием межрегиональных и межотраслевых балансов (динамических межотраслевых моделей), прогнозировать объемы производства и потребления, определять потребности в инфраструктуре, ресурсах;

Создать эффективную проектную систему управления развитием: обеспечить стабильность финансирования приоритетных государственных программ в соответствии с их паспортами, создать механизм гибкой увязки госпрограмм с контрактной системой, ввести систему профессиональной экспертизы ключевых проектов; внедрить KPI для ведомств-координаторов программ, институтов развития и госкорпораций, участников их реализации, ориентированных на достижение экономически обоснованных целевых показателей и сроков реализации проектов.

Выявить и устранить избыточные государственные функции в управлении текущим состоянием;

Установить предельные лимиты расходов бюджета на поддержание административного аппарата. Лимитировать расходы на госаппарат на всех уровнях.


VI. ГЛАВНЫЙ KPI ПРОГРАММЫ — ВПРМ

Из всех проанализированных нами интегральных показателей качественного роста экономики самым точным и объединяющим для всех слоёв общества, по нашему мнению, является показатель количества высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ). Этот показатель объединяет две главные задачи: рост производительности труда и решение социальной задачи увеличения количества рабочих мест.


Методология подсчета ВПРМ, рассчитываемых как объём произведенной предприятием добавленной стоимости на одного сотрудника, и осуществляемая на базе налоговой статистики, разработана и показала свою точность. Высокопроизводительным считается рабочее место, если на нем произведено в 1,5 раза больше добавленной стоимости, чем в среднем по его (одному из 15) видов деятельности.

На начало 2015 г. в стране было 14,342 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

N/B: надеемся на Ваше понимание, что Программа носит, в целом, концептуальный характер, и не все вопросы нашли своё отражение в её краткой версии, кроме того, большинство изложенных предложений требует дальнейшей детализации и расчетов.


Источник


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
624
2768
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика