Тенденции весенней сессии парламента

Тенденции весенней сессии парламента

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

В прессе подводятся итоги весенней сессии Государственной Думы (http://itar-tass.com/politika/1307286), перечисляются резонансные законопроекты, рассмотренные парламентом (http://www.rosinform.ru/2014/07/04/vesennyaya-sessiya-gosdumy-2014-itogi/). В частности, отмечается огромный поток принимаемых законов и высокая скорость их рассмотрения. Дума шестого созыва критикуется за это уже с прошлогодней весенней сессии.

Взглянем на цифры. За весеннюю сессию этого года в Госдуму было внесено 922 проекта законов, принято 295 закона, подписано Президентом 210 федеральных законов, законы с последнего заседания верхней палаты еще не подписаны. Для сравнения: за весеннюю сессию прошлого года было внесено 936 проекта, принято Думой 261 закона, подписано Президентом 255 закона; за осеннюю сессию 2013 года внесено 577 проектов, принято 194, подписано 193 закона. Осенняя сессия менее продолжительна, чем весенняя, и общее количество законопроектов меньше. Депутаты пятого созыва за весенние сессии имели дело с порядка 700 вносимыми законопроектами и принимали до 267 законов.


График 1. Работа с проектами законов в Государственной Думе в весенние сессии (2005 – 2014 гг.)

Из графика видно, что в 2013 и 2014 годах существенно возросло (примерно на четверть) количество законопроектов, которые вносятся в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Количество принятых Думой законов тоже выросло, в пределах 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Из 922 проектов, которые были внесены в Государственную Думу с января этого года, не более 170 были предложены Президентом и Правительством РФ. Несмотря на то, что с 2010 года законотворческая активность Правительства растет, все же порядка 80 % проектов в этом году были внесены в Думу самими законодателями (в том числе парламентами субъектов Федерации). Только депутатами Госдумы за сессию было внесено порядка 500 законопроектов. Наибольшая законотворческая активность проявлена в сферах государственного строительства и экономической политики. Если показателю по второй сфере можно доверять, то в сферу государственного строительства попадают законы об изменениях Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и множество других актов по различным отраслям права. Подавляющее большинство законов вносит изменения в ранее принятые акты.

Однако важно не только то, что Государственная Дума принимает много законов, а депутаты вносят много законодательных инициатив. Важно, насколько тщательно парламентарии успевают изучить эти проекты, оценить последствия принятия законов, взвесить необходимость предлагаемого правового регулирования.

В повестку 358-го заседания Совета Федерации входило 95 вопросов. Из них 83 вопроса касались федеральных законов, которые были рассмотрены сенаторами за 5 часов (по информации СМИ). Получается, что на рассмотрение одного закона отводилось 3-4 минуты. За это время можно успеть зачитать наименование закона и проголосовать. Практически аналогичная ситуация складывается в нижней палате парламента под конец сессии. Из стенограммы заседания Думы от 1 июля следует, что порядка 60 законов были рассмотрены ею со скоростью два закона в минуту. Понятно, что вся работа над проектами была проведена в комитетах, и фракции уже определились, как будут голосовать, а на заседании обсуждались лишь «резонансные» законопроекты. Но скорость принятия законов на заседании Думы демонстрирует технический характер работы депутатов, и это транслируется в СМИ и вызывает негатив у народа. По существу не поддерживая стахановские темпы законотворчества, справедливости ради, отметим, что одностороннее отражение в СМИ работы парламентариев не способствует уважению народа к государству, его органам. Надо освещать также предварительную работу, которая ведется в аппарате и комитетах Думы, давать людям представление о законодательном процессе в целом.

Обратимся к последним трем неделям работы парламентариев. С 24 июня в Думу было внесено 123 проекта законов. Подписано Президентом России и опубликовано 52 закона. Однако в ближайшие две недели можно ожидать, что будут подписаны порядка 80 законов, одобренных Советом Федерации 9 июля.

Среди законодательных инициатив необходимо отметить проекты таких законов, как «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 552688-6 внесен Правительством РФ), «О психологической помощи населению» (№ 553338-6, внесен депутатами), «О промышленной политике в РФ» (№ 555597-6, внесен Правительством РФ), «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации (их положений)» (№ 555389-6, внесен Правительством РФ), «О стандартизации в РФ» (№ 5553910-6, внесен Правительством РФ), «Об исполнении федерального бюджета за 2013 год» (№ 561208-6, внесен Правительством РФ).

Порядка 20 законопроектов, внесенных с 1 июня 2014 года, были приняты Думой до окончания сессии и одобрены Советом Федерации. Из них почти половина была внесена Правительством РФ.

Есть и особые рекордсмены. Так, 3 июля внесен законопроект № 560637-6 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об урегулировании задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР», на следующий день он был принят Думой, 9 июля одобрен Советом Федерации, 10 июля подписан Президентом, 11 июля опубликован. Это пример оперативного принятия закона, приуроченного к поездке Владимира Путина в страны Латинской Америки (в частности, на Кубу).

Из опубликованных в конце июня законов можно отметить следующие:

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (уточняется понятие земельного участка; устанавливается порядок образования земельных участков; уточняются положения о сервитутах, аренде и безвозмездном пользовании земельными участками; регулируется предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; регулируется перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой), вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений;

Федеральный закон от 23.06.2014 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» (вводится упрощенный порядок получения гражданства для инвесторов, индивидуальных предпринимателей, квалифицированных специалистов, а также лиц, получивших образование в России и работающих здесь не менее трех лет);

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (рассматривался нами ранее).

Кроме того, субъекты Федерации одобрили Закон о поправке к Конституции РФ, устанавливающий «президентскую квоту» для назначения сенаторов в Совет Федерации, поэтому в ближайшее время можно ожидать его подписания и назначения президентских сенаторов.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4672
16504
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика