Ударные беспилотники: почему у нас их до сих пор нет и когда они появятся

Ударные беспилотники: почему у нас их до сих пор нет и когда они появятся

Способ убийства генерала Касема Сулеймани показал, что современные средства доставки неядерного оружия активно развиваются и востребованы. В Иране отрицают, что колонну, в которой находился Сулеймани, атаковал беспилотник, тем не менее американские СМИ в новостных сюжетах продолжают утверждать, что это был именно дрон. Сегодня БПЛА могут быть использованы как инструмент для решения любых проблем. Но в России с созданием боевого беспилотника по-прежнему наблюдаются сложности. Андрей Васильев — о том, что тормозит нашу программу.


КАКОЙ ДРОН НУЖЕН АРМИИ

Ответ на этот вопрос кроется в самом понятии «беспилотная авиация». С самого начала, а точнее еще в тот момент, когда тезисы относительно ударных БПЛА только прописывались в концепции создания, было очевидно, что дрон должен делать то, чего не может обычная авиация и человек, ей управляющий. К примеру, безопасное патрулирование определенного района на протяжение 12–16 часов на обычном дозвуковом самолете, оснащенном ракетным оружием, невозможно в принципе.

Самолет проще обнаружить и легче сбить, а это грозит не только потерей борта, но и потерей летчика. Противники беспилотной авиации на этапе первых «прогонов» БПЛА с боевым оснащением утверждали, что один дрон, в силу своих характеристик и массы, не может нести столько же бомб и ракет, сколько обычный самолет. И тут нужно признать, что ограничений у БПЛА по массе бомбовой и ракетной нагрузки действительно больше — просто потому что он физически меньше и легче.

Но на создание дронов с большой продолжительностью полета все равно заложили существенные деньги, и сначала у США (пионеров боевой беспилотной авиации), а потом и в России, появились уникальные машины, способные держаться в воздухе целые сутки.


ЦЕНА ВОПРОСА

Однако споры о том, что опаснее — один дрон или один фронтовой бомбардировщик — не утихают и по сей день. С чисто математической и экономической точек зрения, все преимущества за дроном. Возьмем простой пример: американский БПЛА MQ-1 Predator стоит чуть больше 4 млн долларов, час его полета — чуть больше 3 тыс. долларов. В это же время новейший истребитель F-35 стоит не менее 90 млн долларов за единицу, а час его полета обходится американским военным почти в 30 тыс. долларов. При этом «козыри» F-35 — скорость и дальность полета, а также расширенный арсенал средств поражения.

Применительно к ВС РФ, несмотря на разность подходов к оснащению боевой авиации, цифры по эксплуатации пилотируемых и беспилотных средств доставки бомб и ракет будут примерно сопоставимы с данными по американским машинам. Даже если предположить, что первый российский беспилотник «Орион», испытанный в боевых действиях за рубежом, стоит 1 млн долларов, а дорабатываемый в данный момент «Альтиус-У» — 2 млн долларов, это все равно существенно меньше, чем стоимость модернизации самого массового штурмовика в российской авиации — Су-25.


Российский БПЛА «Альтиус-У», Фото Минобороны

Уже известно, что модернизация одного Су-25 до версии Су-25 СМ³ обходится военным примерно в 400 млн рублей — это около 6,5 млн долларов. На эти деньги можно купить два, а если договориться с производителем беспилотников на лучшие условия, то сразу три беспилотных аппарата.


КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НИХ

Чтобы создать свою, полностью обособленную и готовую к бою беспилотную авиацию, министерству обороны уже в ближайший год придется решить ряд сложнейших задач. Для начала стоит отметить, что боевой беспилотник — это сложнейший комплекс, создание которого требует мобилизации целой отрасли промышленности. Первая проблема на этом пути — создание спутниковой системы связи с широким каналом, который для боевых операций не пришлось бы арендовать у третьих стран. Это, в свою очередь, тянет за собой программу создания спутников тактической связи, которые в России тоже есть и работают вполне успешно.

Другой вопрос — унификация по боеприпасам. Самые массовые американские беспилотники MQ-1 и MQ-9 в основном используют не специально созданные для БПЛА ракеты, а средства поражения, которые были разработаны ранее для пилотируемой авиации. К ним относятся и ракета AGM-114 Hellfire — одна из самых массовых управляемых противотанковых ракет, которая изначально создавалась в качестве вооружения для вертолётов огневой поддержки AH-64 Apache.


Американский ударный дрон MQ-9 Reaper

Кроме того, подвесные элементы американских беспилотников позволяют «цеплять» в случае необходимости не только ракеты, но и управляемые бомбы GBU-12 Paveway с лазерным наведением, с помощью которых можно проводить сбросы даже в сложных метеоусловиях.


КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ В РОССИИ

У ВКС России много аналогичных боеприпасов, применение которых сильно упростило бы и ускорило разработку беспилотников. К примеру, корректируемые авиабомбы КАБ-500С и управляемые ракеты комплексов «Атака» и «Вихрь», которые устанавливались и устанавливаются на боевые вертолеты армейской авиации, могут сослужить добрую службу при проведении контртеррористических и войсковых операций как за границей, так и внутри страны.

Помимо этого, для БПЛА создали целую подгруппу боеприпасов. Максимальная масса боевой части — до 50 килограммов. Точные индексы боеприпасов пока не раскрываются, однако уже известно, что для поражения целей «умные» бомбы и ракеты будут использовать как специальные «крылья» для планирования, так и встроенные реактивные двигатели.


Российский БПЛА «Орион»

Отмечается, что для изменения полетного задания может быть использован зашифрованный сигнал, который передается по радиоканалу. Навигация боеприпасов в районе нахождения цели осуществляется по данным инерциальной системы и спутниковой системы позиционирования. Наведение на цель выполняется посредством лазерной системы, а также с использованием видеомодуля управления.

К удивлению многих экспертов, в списке средств поражения российских БПЛА не оказалось ракетного комплекса «Гермес-А». Уникальность этой ракеты состоит не только в переработанной конструкции боевой части и принципе подрыва, но и дальности пуска. В отличие от противотанковых ракет «Атака» и «Вихрь» с «максималкой» в 6–7 километров, «Гермес» способен поражать цели с расстояния в 15 километров без потери точности.

При этом мои источники в ОПК, знакомые с ходом разработки беспилотных аппаратов, отмечают, что несмотря на существенный прогресс в завершении испытаний, проверка совместимости вооружения может сдвинуть начало серийного производства беспилотников с большой продолжительностью полета примерно на год-полтора. При этом серийный реактивный беспилотник С-70 «Охотник», работа над которым ведется в приоритетном порядке, будет представлен в ближайшее время. Примерно к 2040 году будет создан беспилотный стратегический бомбардировщик. Об этом заявил командующий дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.


Российский тяжелый беспилотник С-70 «Охотник»

Пока неизвестно, будет ли дозвуковая машина построена на базе одного из принятых на вооружение самолетов или это будет принципиально новая разработка. Но точно одно: пилотируемая авиация постепенно вытесняется с поля боя.

Андрей Васильев

Источник



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2801
9419
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика