Уроки Тяньцзиня

Уроки Тяньцзиня

Людмила Игоревна Кравченко  эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Темпы роста китайской экономики за последние годы оставались одними из самых высоких. Китай, который по паритету покупательной способности ВВП уже обогнал США, и вошел в круг мировых держав по экономической мощи, активно наращивает военную силу и остается в мире островом плановой экономики.

Несмотря на прочное закрепление рыночных основ, роль государства в экономической политике Китая велика, сохраняется характерная для социалистических стран идеологическая компонента. Занимая ведущие позиции по ряду макроэкономических показателей (темпы роста, объемы внешней торговли, инвестиции за рубеж, активы за рубежом и др.) Китай, тем не менее, продолжает проводить свою политику вопреки диктуемым Западным миром правилам. Например, несмотря на рекомендации МВФ перевести юань в режим свободного плавания, Китай продолжает политику управления валютным курсом. Историческим примером существования экономически мощного государства в системе с доминированием огосударствленной модели является СССР. Внутренний системный кризис, начавшийся в первую очередь с упадка государственного аппарата, привел к краху социалистической системы.

Насколько устойчивым в этом отношении может оказаться китайская модель, сочетающая в себе либеральные подходы с плановыми? Ответ лежит в первую очередь в плоскости качества государственного управления, отражающегося, в том числе, в способности реагировать на вызовы и экстренные ситуации, в качестве самой системы управления, минимизирующей возможные техногенные катастрофы. В СССР таким индикатором системного кризиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. С одной стороны, она выявила упадок на местах, поскольку стала следствием нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом. С другой стороны, продемонстрировала неэффективность государственного аппарата в ликвидации аварии. Первые дни руководство замалчивало масштабы аварии, при эвакуации жителей не предупредили об опасности и не дали рекомендаций. Трагедия стала самой масштабной техногенной катастрофой по числу жертв и площади зараженной территории. Она же продемонстрировала миру, что, несмотря на сохраняющуюся экономическую и военную мощь, властная элита не способна оперативно обеспечить общественную безопасность. Такие индикаторы, наряду с ухудшением экономического развития, весьма показательны с точки зрения продолжительности жизни правящего режима.

Аналогия Чернобыльской аварии актуальна в контексте мощного взрыва в китайском городе Тяньцзинь. Как и в случае с трагедией 26 апреля, когда сообщалось о повреждении одного из реакторов, взрыв в Тяньцзине был представлен изначально как незначительный. Согласно первоначальной информации, взорвался некий легковоспламеняющийся груз, по другой - взрыв произошел из-за утечки газа. Впоследствии стало известно, что на складе опасных веществ, на котором произошел взрыв, находилось более ста тонн опасных для жизни человека химикатов. Официальных объяснений ЧП власти Китая в первые часы не предоставили. 12 августа СМИ сообщало о 400 пострадавших и 42 погибших, 20 пропавших без вести пожарных. Уже 17 августа число раненых достигло 700 человек, погибших - 114, пропавших без вести – 70.

За первым взрывом, прогремевшим в среду, последовало несколько во время тушения. В субботу произошли новые взрывы, снова начался пожар на складах. Власти объявили эвакуацию населения в радиусе трех километров от места взрыва из-за опасности химического заражения. В воскресенье во время работы по дезактивации местности от опасных химических веществ произошел еще один небольшой взрыв.

Взрывы были настолько сильными, что в радиусе 2 км выбило окна, взрывы были видны из космоса, а сейсмическую активность зафиксировали в Пекине. Более 6,3 тысяч человек ночевали под открытым небом во временном укрытии. Поврежденными оказались порядка 17 тыс. жилых домов, значительная часть порта Тяньцзиня была разрушена из-за взрыва и пожара. Причины катастрофы на 18 августа пока так и не установлены.

В результате мер противодействия катастрофа не была ликвидирована, напротив ее масштабы только расширялись. Она смогла нанести такой разрушительный удар по городу в результате нарушения нормативов по безопасности, поскольку склады с химикатами располагались слишком близко от жилых массивов и дорог, а компания-арендатор складских помещений в порту хранила там в 30 раз больше цианида натрия, чем это разрешалось правилами. По-прежнему сохраняется угроза расширения очага при сильных дождях.

Аналогично Чернобылю крупная техногенная катастрофа, вероятно, стала возможна в результате эрозии чиновничьего аппарата, допустившего нарушение норм безопасности. И как с трагедией 1986 года меры по преодолению кризиса сложно назвать эффективными, что доказывает рост количества взрывов и расширение территории поражения. Официальные представители из Пекина посетили город только в субботу. Утаивание информации, на что жаловались центральные китайские СМИ, и умалчивание причин взрывов свидетельствуют о том, что масштабы трагедии в полной мере пока не оценены. Взрыв в Тяньцзине – это далеко не единичный случай. В июле четыре мощных взрыва прогремели на нефтехимическом заводе в китайской провинции Шаньдун.

Технологическая катастрофа и неэффективность ее ликвидации – это только один из предвестников возможного ослабления сложившейся китайской экономической модели. Существуют и другие тревожные сигналы. Процветание китайской экономики становится благоденствием для узкого круга. Китай уже занял второе место в мире по количеству миллиардеров. В 2014 году их численность достигла 400 человек, хотя годом ранее их количество составляло 242 человека. Рост активов частного сектора стремительно набирает обороты. Появляется пласт людей, незаинтересованных в сохранении плановой экономики и значительной доли государственного сектора, как когда-то получившие часть экономических свобод кооперативы в советском государстве. Эта группа способна лоббировать свои интересы. Интересы эти зачастую далеки от понятия государственного. А значит, в целом в Китае медленно, но все же запущены модифицирующие механизмы, способные в определенный момент времени перестроить китайскую модель в сторону интереса западных государств.

Российскому руководству в этой связи стоит задуматься – насколько оправданным является ставка на долгосрочное сотрудничество с китайской экономикой в условиях уже очевидных рисков устойчивости китайской модели. Ее гарантий на десятки лет определенно нет. Ориентир на Восток сам по себе для России ненадежен в силу сохранения внешней зависимости и ставки на пролонгацию самодостаточной модели производства. Российская экономика, чрезвычайно зависимая от внешних шоков в виде котировок на нефть, санкций в случае перестраивания на восточный вектор приобретает еще большую степень неустойчивости: китайская модель, несмотря на долгосрочность тренда ее процветания, имеет свои пределы. Ситуация в Тяньцзине только доказывает, что власти Китая подходят к некоему пороговому уровнюустойчивостти.

Россия же должна строить такую модель, при которой геополитическая катастрофа внешнеполитического партнера в виде распада государства или смены его модели не обернулась бы новым ударом по слабой российской экономике. Но пока в экономической линии российского правительства никаких существенных перемен не происходит.

Материалы по теме:


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
620
2217
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика