Уроки Тяньцзиня

Уроки Тяньцзиня

Людмила Игоревна Кравченко  эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Темпы роста китайской экономики за последние годы оставались одними из самых высоких. Китай, который по паритету покупательной способности ВВП уже обогнал США, и вошел в круг мировых держав по экономической мощи, активно наращивает военную силу и остается в мире островом плановой экономики.

Несмотря на прочное закрепление рыночных основ, роль государства в экономической политике Китая велика, сохраняется характерная для социалистических стран идеологическая компонента. Занимая ведущие позиции по ряду макроэкономических показателей (темпы роста, объемы внешней торговли, инвестиции за рубеж, активы за рубежом и др.) Китай, тем не менее, продолжает проводить свою политику вопреки диктуемым Западным миром правилам. Например, несмотря на рекомендации МВФ перевести юань в режим свободного плавания, Китай продолжает политику управления валютным курсом. Историческим примером существования экономически мощного государства в системе с доминированием огосударствленной модели является СССР. Внутренний системный кризис, начавшийся в первую очередь с упадка государственного аппарата, привел к краху социалистической системы.

Насколько устойчивым в этом отношении может оказаться китайская модель, сочетающая в себе либеральные подходы с плановыми? Ответ лежит в первую очередь в плоскости качества государственного управления, отражающегося, в том числе, в способности реагировать на вызовы и экстренные ситуации, в качестве самой системы управления, минимизирующей возможные техногенные катастрофы. В СССР таким индикатором системного кризиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. С одной стороны, она выявила упадок на местах, поскольку стала следствием нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом. С другой стороны, продемонстрировала неэффективность государственного аппарата в ликвидации аварии. Первые дни руководство замалчивало масштабы аварии, при эвакуации жителей не предупредили об опасности и не дали рекомендаций. Трагедия стала самой масштабной техногенной катастрофой по числу жертв и площади зараженной территории. Она же продемонстрировала миру, что, несмотря на сохраняющуюся экономическую и военную мощь, властная элита не способна оперативно обеспечить общественную безопасность. Такие индикаторы, наряду с ухудшением экономического развития, весьма показательны с точки зрения продолжительности жизни правящего режима.

Аналогия Чернобыльской аварии актуальна в контексте мощного взрыва в китайском городе Тяньцзинь. Как и в случае с трагедией 26 апреля, когда сообщалось о повреждении одного из реакторов, взрыв в Тяньцзине был представлен изначально как незначительный. Согласно первоначальной информации, взорвался некий легковоспламеняющийся груз, по другой - взрыв произошел из-за утечки газа. Впоследствии стало известно, что на складе опасных веществ, на котором произошел взрыв, находилось более ста тонн опасных для жизни человека химикатов. Официальных объяснений ЧП власти Китая в первые часы не предоставили. 12 августа СМИ сообщало о 400 пострадавших и 42 погибших, 20 пропавших без вести пожарных. Уже 17 августа число раненых достигло 700 человек, погибших - 114, пропавших без вести – 70.

За первым взрывом, прогремевшим в среду, последовало несколько во время тушения. В субботу произошли новые взрывы, снова начался пожар на складах. Власти объявили эвакуацию населения в радиусе трех километров от места взрыва из-за опасности химического заражения. В воскресенье во время работы по дезактивации местности от опасных химических веществ произошел еще один небольшой взрыв.

Взрывы были настолько сильными, что в радиусе 2 км выбило окна, взрывы были видны из космоса, а сейсмическую активность зафиксировали в Пекине. Более 6,3 тысяч человек ночевали под открытым небом во временном укрытии. Поврежденными оказались порядка 17 тыс. жилых домов, значительная часть порта Тяньцзиня была разрушена из-за взрыва и пожара. Причины катастрофы на 18 августа пока так и не установлены.

В результате мер противодействия катастрофа не была ликвидирована, напротив ее масштабы только расширялись. Она смогла нанести такой разрушительный удар по городу в результате нарушения нормативов по безопасности, поскольку склады с химикатами располагались слишком близко от жилых массивов и дорог, а компания-арендатор складских помещений в порту хранила там в 30 раз больше цианида натрия, чем это разрешалось правилами. По-прежнему сохраняется угроза расширения очага при сильных дождях.

Аналогично Чернобылю крупная техногенная катастрофа, вероятно, стала возможна в результате эрозии чиновничьего аппарата, допустившего нарушение норм безопасности. И как с трагедией 1986 года меры по преодолению кризиса сложно назвать эффективными, что доказывает рост количества взрывов и расширение территории поражения. Официальные представители из Пекина посетили город только в субботу. Утаивание информации, на что жаловались центральные китайские СМИ, и умалчивание причин взрывов свидетельствуют о том, что масштабы трагедии в полной мере пока не оценены. Взрыв в Тяньцзине – это далеко не единичный случай. В июле четыре мощных взрыва прогремели на нефтехимическом заводе в китайской провинции Шаньдун.

Технологическая катастрофа и неэффективность ее ликвидации – это только один из предвестников возможного ослабления сложившейся китайской экономической модели. Существуют и другие тревожные сигналы. Процветание китайской экономики становится благоденствием для узкого круга. Китай уже занял второе место в мире по количеству миллиардеров. В 2014 году их численность достигла 400 человек, хотя годом ранее их количество составляло 242 человека. Рост активов частного сектора стремительно набирает обороты. Появляется пласт людей, незаинтересованных в сохранении плановой экономики и значительной доли государственного сектора, как когда-то получившие часть экономических свобод кооперативы в советском государстве. Эта группа способна лоббировать свои интересы. Интересы эти зачастую далеки от понятия государственного. А значит, в целом в Китае медленно, но все же запущены модифицирующие механизмы, способные в определенный момент времени перестроить китайскую модель в сторону интереса западных государств.

Российскому руководству в этой связи стоит задуматься – насколько оправданным является ставка на долгосрочное сотрудничество с китайской экономикой в условиях уже очевидных рисков устойчивости китайской модели. Ее гарантий на десятки лет определенно нет. Ориентир на Восток сам по себе для России ненадежен в силу сохранения внешней зависимости и ставки на пролонгацию самодостаточной модели производства. Российская экономика, чрезвычайно зависимая от внешних шоков в виде котировок на нефть, санкций в случае перестраивания на восточный вектор приобретает еще большую степень неустойчивости: китайская модель, несмотря на долгосрочность тренда ее процветания, имеет свои пределы. Ситуация в Тяньцзине только доказывает, что власти Китая подходят к некоему пороговому уровнюустойчивостти.

Россия же должна строить такую модель, при которой геополитическая катастрофа внешнеполитического партнера в виде распада государства или смены его модели не обернулась бы новым ударом по слабой российской экономике. Но пока в экономической линии российского правительства никаких существенных перемен не происходит.

Материалы по теме:


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1303
3898
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика