Усыновление детей иностранцами: законодательная практика

Усыновление детей иностранцами: законодательная практика

Эксперт Центра, Балашов С.А.

25 ноября 2013 года группой депутатов был внесен законопроект «О внесении изменений в статью 124 Семейного Кодекса РФ». Данный законопроект дополняет актуальную редакцию статьи 124 одним условием, а именно: усыновление (удочерение) возможно иностранными гражданами или лицами без гражданства только, если Российская Федерация ратифицировала с другой страной, гражданином который является усыновитель, Соглашение о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Данное ограничение не касается иностранных граждан стран, членов Содружества Независимых Государств. Также снижается срок, по истечении которого дети, сведения о которых поступили в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление (удочерение) иностранным гражданам или лицам без гражданства, российским гражданам которые постоянно проживают за пределами территории РФ, в два раза до 6 месяцев.

В пояснительной записке к законопроекту дается цель данных изменений: обеспечение гарантий соблюдения прав ребенка при его усыновлении иностранными гражданами или лицами без гражданства, посредством активизации процесса заключения двусторонних соглашений. Однако достигается ли эта цель?

По статистике за 2012 год 2604 ребенка усыновили иностранные граждане. Из них 1597 детей были усыновлены гражданами стран, соглашений о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с которыми нет. [1] Встает вопрос: куда денутся дети, которые потенциально могли быть усыновлены, могли получить семью, заботу и ласку, лечение и развитие?

Данный вопрос является актуальным, поскольку число детей поступивших в детский дом от родителей увеличивается (в 2000 году - 3471, в 2012 году – 4580; рост на 32%), а число усыновленных детей гражданами РФ уменьшилось с 2007 года на 31%. [2]

Есть три варианта действий:

1.  Находить им усыновителей из других стран.

2.  Находить усыновителей в России.

3.  Оставлять их в детдоме.

Рассмотрим каждый вариант.

Первый вариант видится невыполнимым, поскольку стран, которые имеют данные Соглашения о сотрудничестве с РФ не много: Франция, Италия, страны СНГ. И детей туда берут не много: 1009 детей, причем Италия – 762, Франция – 245, страны СНГ – 2. Актуален вопрос и про нездоровых детей, 70 процентов которых усыновляют граждане США.

Второй вариант видится мало выполнимым при сохранении, а не улучшении политики государства по поощрению усыновления внутри страны, усилению контроля над детьми. Кто может усыновить инвалидов или больных детей, чтобы вылечить их, дать возможность нормально жить, дать возможность обрести высокий статус в обществе? Бедные люди? «Середняки»? Богатые? Ответ напрашивается сам собой.

При этом никто не отменял возможное плохое отношение к приемным: «В одном только интернате в Кемеровской области за три года умерло 27 детей, причем его директор получил условный срок, да и то совсем за другое - за растрату казенных денег». [3]

Третий вариант, за который ратовал Жириновский, является наиболее вероятным.

Во время профилактических осмотров детей, находящихся в домах ребенка, выявлено около 20% детей страдающих расстройством питания и / или анемией. Также выявлено, что  каждый второй  ребенок отстает в физическом развитии, 70% отстают в психическом развитии. [4] О развитии таких детей, воспитании, лечении трудно говорить. Заявленная цель про защиту прав ребенка явно не выполняется, игнорируется.

Разве нельзя активизировать процесс подписания договоров иными методами, не нарушая права детей? Разве существует проблема обеспечения гарантий соблюдения прав ребенка в странах, которые не имеют с РФ соглашений о сотрудничестве в области усыновления? Что будет с детьми, которые потенциально могли быть усыновлены? На все эти вопросы должен быть ответ получен от  субъекта законодательной инициативы.

Семейный кодекс дает большие гарантии ребенку при усыновлении: например, при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Также усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Гарантии соблюдения прав ребенка выражаются в определении круга лиц, которые могут быть усыновителями, судебного порядка усыновления, в обязательной дачи заключения органом опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, в обязательном прохождении усыновителями соответствующей подготовки, в законодательном установлении срока, по истечении которого возможно иностранное усыновление.

Не так давно 2 июля 2013 года этот срок был увеличен в два раза до 12 месяцев. Это срок в течение которого только граждане РФ могут усыновить ребенка, сведения о котором были внесены в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако рассматриваемым законопроектом предусмотрено снижение данного срока до 6 месяцев, снижение гарантий соблюдения прав детей. Показательно, что те депутаты[5], что внесли законопроект, 21 июня 2013 года голосовали за увеличение данного срока, а через несколько месяцев предложили его уменьшить. Почему мнение депутатов так резко поменялось? Каковы причины, цели данного изменения? В пояснительной записке к законопроекту ответов на данные вопросы нет.



[1] http://www.usynovite.ru/statistics/2012/7/

[2] Гусева Е.В., Александрова Г.А. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детсва и родовспоможения в российской федерации. 2012 г. с. 168

[3] http://www.kemprok.ru/2533.htm

[4] Гусева Е.В., Александрова Г.А. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детсва и родовспоможения в российской федерации. 2012 г. с. 64

[5] Е.А.Федоров, А.В.Романов, Г.В. Кулик, О.Д.Валенчук, А.В.Терентьев.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6136
20529
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика