«Вертолёт» за пять миллиардов

«Вертолёт» за пять миллиардов

Автор Владимир Викторович Волк — эксперт Центра Сулакшина.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вернулся из официальной поездки в Израиль не с пустыми руками. Как пишут СМИ, Дмитрию Анатольевичу подарили исследовательский беспилотный вертолет стоимостью примерно 52 тысячи долларов США. Как акт доброй воли и «восстанавливая справедливость», Медведев подписал соглашение о пенсионном обеспечении, касающееся граждан бывшего СССР, которые репатриировались в Израиль до 1992 года.

Ещё в начале июня после встречи президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков, комментируя принятые Россией обязательства по выплатам пенсий жителям Израиля, заявил, что «у российских властей есть четкое понимание по выполнению всех социальных обязательств перед россиянами, и глава государства подтвердил приверженность этому курсу». Россия согласилась тратить 5,4 млрд. рублей в год на выплату пенсий жителям Израиля, в том числе и никогда не имевшим российского гражданства. При этом количество жителей Израиля, которые могут рассчитывать на российские пенсии, около 100 тысяч человек.

Российские острословы уже прозвали этот межгосударственный договор «вертолётом за пять миллиардов», подразумевая не столько дорогой подарок Медведеву от израильских партнёров, сколько «раскрутку» российского бюджета на принципиально странно звучащие на слух выплаты. Особенно с учётом, что для крымских пенсионеров у Премьера «денег нет». Впрочем, по — порядку. Действительно, жизнь пожилого израильского репатрианта из СССР — далеко не самая сладкая. Покидая на тот момент стремительно деградирующий и фактически добиваемый тогдашней элитой Советский Союз, репатрианты рассчитывали на то, что Земля Обетованная встретит их с распростёртыми объятиями. Но реалии оказались намного суровей. Особенно для тех новых граждан Израиля, кто ехал туда в пенсионном и предпенсионном возрасте. Советские представления о назначении пенсий здесь не отвечали существующей действительности там.

Такое понятие как пенсия в Израиле делится на две части: накопительная пенсионная система и пособие по старости. Пенсию в Израиле получают те, кто делал на протяжении ряда лет отчисления в Пенсионные кассы. Принимается во внимание только израильский стаж. Если человек проработал в Израиле не менее двух лет и выплачивал взносы, то к наступлению пенсионного возраста он имеет право на определённый размер пенсии, а также на пособие по старости. Если по какой-то причине человек не работал или не выплачивал эти взносы, он имеет право только на пособие по старости, которое выплачивается Институтом национального страхования.

На получение пособия по старости имеют право жители Израиля, достигшие пенсионного возраста, при условии, что они были застрахованы в течение установленного законом времени и платили страховые взносы. Застрахованными считаются жители, родившиеся в Израиле или впервые репатриировавшиеся до возраста 60–62 лет и работавшие в Израиле не менее 60 месяцев. Новые репатрианты, прибывшие позже указанного возраста, получают пособие в том же размере, но за счет Министерства финансов.

Выплаты израильским пенсионерам — достаточно непростая система, формирующаяся из разных фондов. Не работавшие репатрианты получают одно пособие на семью, то есть за второго супруга пособие увеличивается, но не вдвое. Работавшие в Израиле получают пособия индивидуально и имеют право на надбавку. Не работавшие получают только базовую величину пособия.

Сумма базового месячного пособия по старости на одного человека составляет с января 2014 года 1 531 шекелей (около 400 долларов США), а на супружескую пару (пособие на пару состоит из пособия на одного человека и надбавки на супругу) — 2301 шекелей. Сумма базового месячного пособия по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет на одного человека 1617 шекелей, а на пару- 2387. Данные назначения не относятся к не работавшим в Израиле новым репатриантам.

Расходы на выплату материальной помощи малоимущим гражданам составляют внушительную часть государственного бюджета. По этой причине не так давно власти страны приняли решение сократить список государственных пособий на 5%. Около 20% населения живёт на данный момент за чертой бедности. В их числе — многие бывшие наши соотечественники. Впрочем, буквально в понедельник, словно выждав положительного решения вопроса о финансировании Россией части израильских репатриантов, комиссия Кнессета по труду, социальному обеспечению и здравоохранению утвердила статью закона о хозяйственном урегулировании, касающуюся пособий по старости для домохозяек и новых репатриантов. Статья меняет условия начисления этого пособия: если раньше для получения надбавки за трудовой стаж необходимо было отработать в Израиле, как минимум, 10 лет, то теперь для этого достаточно одного года. С января 2017 года незначительно увеличатся также пособия по старости.

Но принципиально это не улучшит положение малоимущих. Например, снять квартиру и оплатить коммунальные услуги в Израиле — нужно примерно 3000–3500 шекелей. На еду у стариков уже просто не остаётся. Несколько лет назад на израильском телевидении прошла серия репортажей о жизни людей, переживших холокост. В прошлом узники Освенцима и Дахау, многие из них живут в абсолютной нищете, не имея возможности даже приобрести необходимые лекарства. Чего уж говорить о тех бывших гражданах СССР, кто приехал в Израиль гораздо позже…

Однако, возвращаясь к «нашим баранам», возникает вопрос: если они сами отказались от советского гражданства, ехали за лучшей жизнью, то должна ли Россия оплачивать их старость в новом государстве? Речь идёт не только об эмигрантах из СССР, но и жителях, собственно, России (РСФСР), которые перебрались на свою историческую родину до 1992 года и гражданства самой Российской Федерации не имели.

Россия еще до заключения этого соглашения выплачивала пенсии 17 тысячам израильских пенсионеров, имеющих на руках российский паспорт. Здесь, как говорится, вопросов нет. Что касается людей, отказавшихся 25–30 лет от гражданства СССР и РФ, то долгое время израильская сторона считала, что выплата им пенсии правопреемницей Советского Союза — это восстановление справедливости. Ведь люди долгие годы своей жизни отдали работе на предприятиях нашей страны, и заработали себе хотя бы какую-то пенсию. Россия же отказывала Израилю в настойчивых просьбах. Вплоть до июньского визита руководителя Израиля к Путину.

Каких-то широких комментариев и разъяснений по этому поводу Кремль не дал. Почему 25 лет Россия считала невозможным тратить средства своих налогоплательщиков на содержание эмигрантов за рубежом, и вдруг сочла, что это будет в самый раз, когда у самой России денег нет, да и ничего хорошего не предвидится?

К примеру, СССР не платил никаких пенсий ни эмигрировавшим после революции 1917 года, ни бандеровцам и предателям, сбежавшим в Британию, Канаду и США после победы над фашистской Германией.

Программа добровольного переселения соотечественников в Россию также не предусматривает процедуры, чтобы страна, где прибывающие соотечественники жили ранее, выплачивала России пенсии на их содержание. Дело-то добровольное, а не принудительное, о рисках тоже всем известно. Да и в Израиль на момент известных событий ехали не самые обездоленные граждане СССР, получившие за счёт возможностей Союза приличное образование сами, вырастившие в советских школах и вузах детей, и вместе с ними покинувшие настоящую Родину по призыву родины исторической. Уезжали, к слову, не только в Израиль. Пик еврейской эмиграции пришелся на последние два года Советского Союза и первые два после его распада. В 1990-м из страны эмигрировало 205 тысяч евреев, в 1991 — 197 ч., в 1992 — 123. В эти и последующие годы прочно занимала первое место по оттоку евреев за рубеж Украина — более 500 тысяч человек. Причём основные потоки народа шли в США.

В пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР) поясняют, что в 2015 году действовало 16 международных договоров, которые регламентируют отношения России с 20 государствами. Выплаты по этим договорам получали 40,5 тысяч пенсионеров за рубежом (в 2014 году — 35 тысяч пенсионеров), а расходы Пенсионного фонда России на эти пенсии увеличились по итогам года на 20,4% и составили 3,1 млрд. руб. (в 2014 году — 2,6 млрд. руб.). Всего же выплаты Пенсионного фонда России получают пенсионеры, проживающие в 121 стране мира. К концу 2015 года их число выросло до 288 тысяч человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 28,7 тыс. человек (11%).

Поэтому договор с Израилем — это не уникальное явление. Но достаточно противоречивое. Если брать во внимание вышеуказанные цифры. То есть сразу увеличить расходы бюджета более, чем на 150% — на 5,4 миллиарда — на это нужны были какие-то совершенно беспрецедентные причины, а не просто подарок вертолета Медведеву.

Ключ от таинственного ларчика, вероятнее всего, предстоит искать всё в той же нерукопожатности российских лидеров, в тисках которой они пребывают с 2014 года. Российское руководство, входя в «разрешение» сирийского кризиса, даже не скрывала своих намерений стать союзниками США по борьбе с ИГИЛ (запрещено в РФ), для которых Израиль — враг. Не получилось. Ну, почему бы не попробовать то же самое сделать через Тель-Авив, основного союзника Штатов на Ближнем Востоке?

Как пишет профессор Степан Сулакшин в своей статье «Подставные и настоящие цели в Сирии», Соединенные Штаты Америки являются гарантом и обеспечивают безопасность государства Израиль: «Создавая умеренную оппозицию, создавая неумеренные фундаменталистские, радикальные преступные террористические группировки, эта сила создавала механизмы уничтожения государств, зоны пояса арабской солидарности, которая десятки лет представляла собой угрозу безопасности Израиля». Для Израиля такая политика рациональна, хоть и преступна, по сути. А в чём выгоды России быть на подтанцовке у Вашингтона и Тель-Авива, сжигать в горниле войны миллиарды бюджетных средств, которых так не хватает нашей экономике и рискуя стать самой ареной для разжигания Третьей мировой войны? Тем более, что её фитили уже давно тлеют в Крыму, в Донбассе, Приднестровье, Карабахе.

Россия выполняет на Ближнем Востоке не те цели, о которых нам заявляет пропаганда. «Настоящие цели скрыты и вовсе не такие „благородные“ как нам об этом вещают», — констатирует Сулакшин. Таким образом, подводя всех нас к выводу о реальных целях задобрения Израиля деньгами из российского бюджета, которые можно было и не платить. Никакими международными договорами после распада СССР данные пенсии гражданам Израиля не были предусмотрены. Это воля руководства России. Или отсутствие воли и возможности сопротивляться международному давлению, попытка хоть таким достаточно абсурдным способом продемонстрировать лояльность и договороспособность Западу. Но что совершенно не хотелось бы предполагать, так это начавшийся большой дерибан России перед надвигающимися потрясениями, о которых предупреждают аналитики и которые, наверняка, прогнозируются Кремлём. Так сказать, подготовка и удобрение «посадочных площадок» для российской элиты на пожарный случай.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3931
15999
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика