Время собирать камни

Время собирать камни

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина.

Художник Хамид Савкуев.


Прошло полтора десятилетия с того момента, как действующий президент страны впервые вступил в свою должность. Практически сразу же после прихода к власти новый президент России В. Путин провозгласил политику «равноудалённости» олигархов от власти. Тем, кто не пожелал играть по новым правилам и захотел иметь такое же влияние на политику страны, как во времена Ельцина и «семибанкирщины» вскоре пришлось столкнуться со всей мощью российской государственной машины. Наиболее осторожные успели убежать за границу (Гусинский и Березовский), а более смелому и уверенному в себе Ходорковскому пришлось посидеть в тюрьме и немало. Президент показал решительность и способность осуществлять масштабные проекты — а удаление олигархов от власти было поистине масштабным мероприятием, поменявшим всю структуру власти в стране.

Помимо приструнения олигархов было выдвинуто множество иных инициатив. Создавалось впечатление, что команда президента задумала полномасштабное переустройство всех сфер государственного управления. Была выдвинута инициатива уточнения статуса Центробанка. Многими это было воспринято как желание ввести прямое подчинение ЦБ исполнительным органам власти, что позволило бы упростить процесс создания суверенной банковской системы и привязки эмиссии к внутреннему спросу. С бизнесом начались регулярные переговоры, направленные на выработку режима совместного участия в модернизации сырьевых и несырьевых секторов. Произошла попытка придать статус общенациональной задачи экономическому росту (идея удвоения ВВП за 10 лет). Создание госкорпораций походило на строительство дирижистской модели госкапитализма и вселяло надежды на экономический рост на базе государства. Рост уровня жизни населения, возникший в результате появления положительных темпов роста ВВП и удорожания нефти, позволил говорить о некоем подобии социального контракта между президентом и широкими слоями общества: президент проводит реформы в интересах народа, а тот выражает ему свою поддержку, которую тот использует в давлении на зарвавшиеся элиты. Тут бы ещё коррупцию додавить, и начались бы реальное развитие и социальный прогресс.

Однако большинство экономических инициатив президента тех лет не реализовались. Центробанк остался фактически самостоятельной конторой, которой предоставлена полная свобода действий в денежно-кредитной и валютной политике, и в отношении которой практически отсутствуют механизмы ответственности. Плотный диалог с бизнесом достаточно быстро заглох. Госкорпорации были созданы и наделены статусом некоммерческих организаций, но в институты развития они не превратились — они стали больше похожи на институт «распиливания» корпоративных и бюджетных средств. Реальной войны коррупции объявлено не было. Напротив, создаётся впечатление, что коррупцию решили использовать как инструмент поддержания связности новых элит. По сути та модель экономики, которая досталась Путину от ельцинской эпохи, была лишь немного подправлена и пущена в дальнейшее плавание. Системных изменений произведено не было.

Но может быть, так было и лучше? Может быть, система была оптимальной и могла обеспечить развитие? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить динамику основных критериев развития страны за последние 15 лет.

ВВП страны, хоть и не был, как обещано, удвоен, существенно вырос с 2000 года, а именно на 76% (рис. 1).

Рис. 1. ВВП в ценах 2008 г., в млрд руб

Однако на протяжении этого времени ресурсная компонента в экспорте страны росла (рис. 2).

Рис. 2. Доля минеральных ресурсов в экспорте, в % (страны Дальнего зарубежья)

Это можно было бы списать на рост цен на нефть, но доля машин и оборудования в импорте на протяжении этого времени также росла (рис. 3).

Рис. 3. Доля машин, оборудования и транспортных средств в импорте в Россию из стран дальнего зарубежья, в %

Иными словами, страна всё меньше справлялась с обеспечением своей промышленности средствами производства собственными силами.

За время высоких цен на нефть и возможности российских крупных предприятий кредитоваться за рубежом под низкий процент российская экономика так и не смогла обеспечить ускоренное развитие несырьевых отраслей. Напротив, отношение добычи полезных ископаемых к обрабатывающему производству увеличивалось. Если в 2000 году оно составляло 0,7: 1, то в 2014 уже равнялось 1,4: 1. Доля инновационных предприятий в общем количестве предприятий так и не превысила 10%. Для сравнения в западных странах, доля таких предприятий превышает 40% (рис. 4).


Рис. 4. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

Инвестиции в основной капитал на протяжении 2000-х годов не смогли выйти за планку в 20%. При этом по самым скромным подсчётам для обеспечения модернизации необходимо довести этот показатель до 25–30%.

Примечательно, что в течение полутора десятилетий вырос коэффициент фондов (его можно еще назвать коэффициентом социальной несправедливости) — отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных (рис. 5).

Рис. 5. Коэффициент фондов

Вне всякого сомнения, эпоха 2000-х — это небывалый рост материального потребления. Такого уровня развития потребительского рынка Россия, вероятно, не знала никогда. Это стало возможно благодаря росту ВВП, о котором говорилось выше. Но вот только распределение выросших доходов оказалось несправедливым. Богатели все, но олигархи богатели быстрее бедных и уровень расслоения в обществе возрастал. Иными словами, богатые присваивали себе более крупный кусок прибавочного пирога, чем бедные. А рост расслоения в обществе, между прочим, является фактором подрыва социальной стабильности и национальной безопасности. Если резюмировать проанализированные данные, то можно сделать, что последние 15 лет в России был рост без развития. И рост неуверенный, зависимый от воли зарубежа. Степень зависимости выросла и значительно. Именно поэтому все и рухнуло, как только воля зарубежа поменялась.

Валовой продукт увеличивался, но качество экономики не улучшалось — её структура даже, напротив, деградировала. Но даже и развитие в этой экономической модели начало стопориться до введения санкций и падения цен на нефть. Снижение темпов роста ВВП началось ещё в 2011 году. Либеральная экономическая модель попросту исчерпала потенциал роста. И не факт, что динамика экономического развития 2000-х годов сможет восстановиться в наши дни, даже если снова вырастет цена на нефть (рис. 6).

Рис. 6. Темп роста ВВП, %

Древняя мудрость гласит: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное… время разбрасывать камни, и время собирать камни…». Россия переживает переломный момент. Дальше сохранять существующий статус-кво уже нельзя. Настало время, наконец, осознать неприемлемость для России существующей экономической модели и предпринять решительные меры по её исправлению. В самом начале своей карьеры на высшем посту Президент уже показал, что способен на крупные проекты, когда перестроил политическую часть ельцинской модели страны. Настало время сделать это и с её экономической составляющей. В противном случае размах социально-экономической деградации может привести к неизбежной смене власти.

Конечно, есть вероятность, что при таком развитии событий к власти придут люди, способные наладить более успешное развитие страны. Только вот никаких гарантий этого нет. А поэтому революция никак не может рассматриваться в качестве предпочтительного сценария. Во-первых, революции редко проходят без кровопролития. А во-вторых, их исход подобен игре в русскую рулетку. Нельзя точно предсказать, кто придёт к власти. И если на смену существующей политической элите в России придут более радикальные либеральные силы, то все неурядицы поздней путинской эпохи могут показаться цветочками на фоне будущих потрясений.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Доллар, рубль — что впереди?

«Секта Святого Доллара» против России

Гайдаровский форум: они безнадежны

Социальная ли социальная политика



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
170
410
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика