Зачем, какой и как Россия должна предъявить себя миру

Зачем, какой и как Россия должна предъявить себя миру

Василий Клавдиевич Белозёров — д. полит. н., заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, сопредседатель Ассоциации военных политологов.

Выступление на на научно-экспертной сессии «Проект Антироссия»: реконструкция и вероятность «успеха», состоявшейся 23 сентября в Москве.

Современная международная обстановка в силу известных причин является весьма непростой для нашей страны. На Россию оказывается беспрецедентное силовое давление в виде экономических санкций, усиления военного присутствия близ ее границ и иными способами. Сообразно такой стратегии предпринимаются и целенаправленные и последовательные, специально организованные усилия по дискредитации нашей страны и ее политики в глазах мирового сообщества.

В сложившихся условиях перед нашей страной, помимо прочего, встают задачи по организации специфической имиджформирующей деятельности. Причем по временному параметру условно их можно разделить на две группы: краткосрочные и долгосрочные. Условным такое разделение является потому, что эти задачи тесно связаны между собой и объединены необходимостью формирования позитивного имиджа России. Разумеется, что задачи краткосрочного характера подчиняются решению задач долгосрочных.

Вместе с тем природа краткосрочных и долгосрочных задач имеет существенные отличия, чем и должен обусловливаться выбор используемых для их решения средств, привлекаемых ресурсов и методов действий. Краткосрочные задачи требуют оперативного реагирования. Такими может оказаться незамедлительная нейтрализация разовых враждебных и деструктивных информационных акций или их упреждение. Подобной тщательно спланированной акцией можно считать, например, откровенно антироссийскую интерпретацию событий, связанных с крушением «Боинга» на Украине в июле 2014 г.

Перманентное и приоритетное оперативное реагирование объективно содержит в себе опасность забвения стратегических по своему характеру действий по формированию имиджа России. Отсюда ясно, что интересы решения краткосрочных и оперативных задач не должны заслонять понимания и перспективного и конкретизированного видения того, какой должен быть у России международный имидж.

Желаемый международный имидж страны выступает как совокупность представлений, сложившихся о ней у целевых социальных групп за рубежом, обеспечивающих ее заданное восприятие. Тем самым раскрывается его предназначение как инструмента решения актуальных внешнеполитических задач России и обеспечивает эффективную реализацию национальных интересов.

Необходимо учитывать, что в данном контексте имидж России фактически представляет собой ее послание миру о себе, будучи направленным на создание коммуникационной модели в мировом информационном пространстве, посредством которой формируется представление о том, как наша страна будет выстраивать диалог с другими странами и народами. В конечном итоге сформированный имидж нашей страны должен вызывать у реципиентов позитивные чувства к ней, уважение, способствуя налаживанию конструктивного диалога.

Фактически желаемый образ России по своему содержанию представляет собой совокупность таких ее характеристик, которые необходимо донести до целевых групп воздействия. Такой образ выступает как исходная отправная точка, с которой разворачивается вся система деятельности по его формированию. Так, все субъекты, задействованные в этом процессе, должны иметь четкое представление о его замысле и о желаемых результатах. Отсутствие такого понимания может серьезно осложнить или даже свести на нет усилия по развертыванию имиджформирующей деятельности.

Поэтому желаемый имидж выполняет ряд важных функций, связанных с продвижением и позитивным восприятием России целевыми группами за рубежом. Как известно, положительный имидж способствует повышению авторитета и влияния государства, без чего невозможно достижение доверия, высокого политического рейтинга и репутации.

Сформулированный желаемый имидж напрямую связан с внутренней функцией международного имиджа, поскольку опирается на идентичность страны, самопонимание и самовосприятие ее граждан. Проблема отсутствия сформулированного желаемого имиджа России актуализируется и по мере активизации внешнеполитической деятельности нашей страны на том или ином направлении.

В развитых же зарубежных государствах признана инструментальная, прикладная функция желаемого образа страны, в развернутом виде он получает закрепление в официальных документах. Так, формирование национального бренда в ряде развитых стран фактически стало одним из приоритетов государственной политики.

Значительный интерес представляет, в частности, опыт Федеративной Республики Германия, где установки по позиционированию страны в международных отношениях определены в официальных документах внешнеполитического ведомства. Фактически официальные установки отражают основные направления позиционирования современной Германии в мире (общественно-политическое, экономико-техническое и эмоционально-культурное). Характерно, что в ряде государств современного мира происходит все большее обособление внешней культурной политики, которая становится относительно самостоятельным направлением внешней политики.

Для современной России актуально то, что имидж способен обеспечить инвестиционную привлекательность страны. Ее экономическое развитие в настоящее время все более зависит от того, насколько успешно сформирован и продвигается на мировой арене ее брэнд.

Желаемый образ России является комплексным феноменом. Он состоит из отдельных компонентов, являющих собой относительно самостоятельные брэнды и отражающих имиджевый потенциал страны. В практическом же плане наличие требуемого, желаемого образа России обеспечивает наличие ориентира, на достижении которого должна быть сосредоточена имиджформирующая деятельность. Такой имидж должен обеспечить требуемое восприятие ценностей и интересов России в мире, способов их отстаивания. Следовательно, правомерно утверждать об инструментальной, прикладной функции идеального имиджа России.

Формирование международного имиджа России должно строиться с учетом особенностей географического положения страны, ее традиций и культуры, организации политической и экономической жизни, этнического и конфессионального состава населения, разделяемых ценностей и убеждений. Кроме того, нельзя не учитывать положение страны в мировом сообществе, членство в международных организациях, характер отношений с теми или иными странами, роли, которые государство реализует на международной арене. Привлекательностью России для других государств, прежде всего ее соседей, в значительной степени определяется интеграционный потенциал нашей страны. С учетом изложенного в дискуссионном плане может быть предложен следующий перечень доминант, на которых следует базировать желаемый образ России в мире:

— Россия — страна с великой достойной, самобытной и драматичной историей, выстоявшая в сложных условиях, неоднократно спасавшая Европу и весь мир от уничтожения;

— народ России в течение веков освоил огромное пространство, отстоял его, осознает ответственность за него, отличается трудолюбием и упорством;

— Россия — уникальный пример мирного сосуществования и взаимного обогащения и развития многих народов, обладающих различной культурой, отличающихся в этническом и конфессиональном плане, но объединенных общей исторической судьбой и общей единой Родиной;

— Россия — страна великой культуры и науки, давшая миру выдающиеся и общепризнанные достижения;

— Россия обладает огромными ресурсами для социально-экономического, культурного и образовательного развития и целенаправленно создает условия для раскрытия своего потенциала;

— Россия осознает проблемы, препятствующие ее устойчивому разви-тию и обеспечению национальной безопасности, и настойчиво и последова-тельно их решает;

— Россия будет твердо отстаивать свою независимость, суверенитет, идентичность, исторически сложившееся политическое устройство, право определять путь своего развития и проводить самостоятельную политику в соответствии с нормами международного права;

— Россия открыта для сотрудничества со своими партнерами и союзниками на равноправной основе и безукоризненно выполняет свои обязательства в отношениях с ними;

— Россия осознает свой статус в мировой политике, вносит существен-ный вклад в решение глобальных и региональных проблем и имеет собственное видение устройства мира, ее политика целенаправленна и последовательна.

Изложенные доминанты отражают приоритеты государственной политики России и связаны с реализацией ее национальных интересов, что обеспечивается посредством специально сформированного внешнеполитического имиджа. Приведенные характеристики подчеркивают сильные стороны нашей страны и ориентированы на формирование ее желаемого образа.

Важно отметить, что процесс создания желаемого имиджа должен носить дифференцированный характер и его следует осуществлять, основываясь на различных моделях. В этой связи важным является выделение целевых стран в соответствии с их ролью во взаимоотношениях с Россией. Такой подход проявляется, в первую очередь, в выборе последовательности продвижения имиджевых доминант в разных регионах в соответствии с национальными интересами России и с учетом особенностей политических процессов выбранных стран.

Первоначальная задача должна заключаться в тщательном изучении текущего имиджа России в иностранных государствах, на основе чего может быть разработана модель желаемого имиджа России в конкретной стране или регионе и программа практических мер и шагов по претворению ее в жизнь. Важно при этом, чтобы частная региональная модель желаемого имиджа была релевантна более общей, выработанной на государственном уровне, не противоречила ей.

При оценке факторов, которые формируют процесс имиджевой коммуникации, задавая его форму и содержание, следует учитывать то, что основным из них является фактор определения целевой аудитории. Именно интересы и ожидания общества (целевой аудитории) обусловливают характеристики других факторов имиджевой коммуникации — коммуникаторов, каналов коммуникации, содержания и параметров передаваемых сообщений (особенностей текстов и контекстов).

Основой же для определения аргументов при подготовке имиджевого сообщения, выборе канала коммуникации является заранее скомпонованная модель позитивного образа страны, формирование которой должно быть достигнуто в представлении целевой аудитории (конкретных людей, референтных групп общества, политической элиты и лидеров и др.).

Приоритетной целевой аудиторией в модели имиджевой коммуникации является лицо или группа лиц, принимающих сообщения, которые несут определенный текст имиджевого характера. Реакция аудитории на сообщение определяет результативность коммуникации и характеризуется степенью достижения цели коммуникации с учетом ограничения на затраченные ресурсы. Успех или результат коммуникации может быть различным. При этом сообщение создает или изменяет отношение аудитории к предмету коммуникации, влияя на психологическое состояние этой аудитории.

Следует учитывать, что любой конструируемый имидж, в том числе желаемый международный имидж государства, должен быть целостным и соответствовать внутреннему и внешнему имиджу. Вместе с тем подходы к их формированию могут отличаться в зависимости от различных групп общественности. Такая ситуация вполне естественна, поскольку имидж формируется в обществах, имеющих различные политические системы и политическую культуру, систему социальной коммуникации. Кроме того, страны имеют различные международные статусы и разные установки по отношению к России.

В современных условиях России нужно суметь правильно заявить миру о том, что она собой представляет, какие у нее ценности и интересы, как она будет их отстаивать. Последовательно внедряемый в массовое сознание желаемый имидж страны позволит выступить консолидирующей основой, обеспечивающей единство действий институтов государства и гражданского общества. Идеальный имидж России не может быть предложен международному сообществу и не достигнет необходимого результата, если будет отторгаться самими ее гражданами, если среди них не будет понимания того, как наша страна видит себя в мире, если в обществе не будет единства в вопросах идентичности и системы ценностей нации. Иными словами, наличие четко сформулированного и разделяемого гражданами желаемого международного имиджа России выступает как необходимое условие эффективности имиджформирующей деятельности.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Информация и пропаганда: развитие или деградация

Государство справедливости: постановка задачи

Молодежь как будущее России в категориях войны

О природе россиефобии



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1901
8142
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика