Законодатели под исполнителями

Законодатели под исполнителями

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Определенные процессы отрезвления народных масс в стране идут. Избиратели все чаще выводят депутатов на откровенные темы, на которые последние вещать не могут в силу своей комплиментарности к действующей власти и фактической зависимости от нее. В этих условиях любые сборы граждан, даже в мирных целях, рассматриваются Кремлем как угроза конституционному строю, попросту сказать — угроза действующему режиму. И законодатели идут на сознательное ограничение собственных прав в пользу исполнительной ветви. Сначала таких примеров было два — Москва и Петербург, но столицы, как известно, законодатели мод, которые и подготовили почву для принятия закона на федеральном уровне.


ВСТРЕЧИ КАК ПОВОД

Для народа встреча с депутатами осталась единственной возможностью выразить свое недовольство проводимой политикой в условиях препятствий проведению массовых мероприятий.

15 декабря в Москве состоялась встреча с федеральными и муниципальными депутатами от КПРФ и Справедливой России, на которой фактически прошел митинг против расширения зон платных парковок, сопровождаемых лозунгами отставки мэра Москвы. Примечательно, что лозунги на мероприятии были направлены против действующей власти: «Платон — кормушка для Ротенбергов», «Нет — антисоциальной транспортной политике». Но если додумать дальше, принимая во внимание, что кормушка стала возможна благодаря воле российского президента и его дружбе с этой семьей, то совершенно логично было бы этот митинг отнести к антипутинским. По крайней мере Кремль не мог эту связь не уловить. 20 декабря должна была состояться еще одна остросоциальная встреча с депутатами от КПРФ — акция ростовских шахтеров у Горбатого моста напротив Белого дома. Однако шахтеров усилиями местных властей так и не выпустили из города. Так что пример встречи с депутатами показал, что для избирателей это единственная возможность быть услышанным. Но только видимая. В кремлевских кабинетах уже давно остыли к нуждам и потребностям народа, остался лишь страх народного русского бунта.

В Петербурге встречи с депутатами были использованы как возможность для митингов по передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви. 28 января прошла вторая массовая акция на Марсовом поле. Изначально планировалось провести митинг, но в нем было отказано по причине того, что активисты «Национально-освободительного движения» (НОД) подсуетились подать заявку на то же время и то же место раньше депутатов. Что сказать — оперативная зондер-команда.

В ситуации, когда местные власти всегда найдут предлог не разрешить заявленные митинги, в том числе сославшись на то, что прокремлевские силы уже подали заявку ранее, для народа единственной возможностью высказать свое мнение оставалась встреча с депутатами от оппозиционных партий, но и эта возможность закрывается. Риски массовых забастовок и народных волнений уже снижены созданной Росгвардией, а народные сходы — законодательными запретами. Оперативно работает власть в тех вопросах, которые касаются ее непосредственного выживания.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

28 декабря 2016 года после нескольких встреч депутатов с избирателями Мосгордума приняла изменения в закон «О статусе депутата Мосгордумы». Согласно им члены думы обязаны согласовывать публичные встречи избирателей с органами власти. Официальное объяснение заключалось в том, что депутаты организуют митинги под формулировкой встречи, в то время как «нужно соблюдать федеральный закон и выполнить все необходимые процедуры по организации такого рода массовых мероприятий».

1 февраля с аналогичной инициативой выступил уже в Заксобрании Санкт-Петербурга депутат от «Единой России», аргументировавший свое решение тем, что под видом этих встреч проводятся митинги, «дестабилизирующие ситуацию в городе», обвинив депутатов в том, что они под видом встреч с избирателями устраивают майдан. Депутат явно перепутал причинно-следственные предпосылки местами. Дестабилизируют ситуацию в городе решения законодателей, противоречащие интересам народа. 8 февраля инициатива была принята 38-ю голосами «за» при 11 «против».

Вслед за Петербургом подобный закон решили принять на уровне Государственной Думы. Законопроект от 2 февраля, запрещающий депутатам любого уровня проводить встречи с избирателями без согласования с местными властями, инициированный депутатом от «Единой России», по всей вероятности имеет все шансы на скорую реализацию. Поправки затронут такие законы, как «О статусе депутата ГД и члена СФ», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Предусматривается, что для проведения встречи с избирателями депутат должен будет подать запрос на согласование не позднее чем за семь дней. Без согласования можно будет проводить встречи с избирателями только в специально отведенных местах, точнее в депутатских кабинетах и городских управах. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству уже рекомендовал включить его в рассмотрение Государственной Думой в марте этого года. Как видим, сначала инициатива была апробирована на местном уровне. Не столкнувшись с существенным сопротивлением (общество по-прежнему молчит), власть перенесла опыт на федеральный уровень. Готовы ли будут депутаты ослушаться закон, когда он будет принят? Сомнительно. В 2014 году была введена уголовная ответственность за повторное нарушение действующего законодательства о порядке проведения митингов, шествий, демонстраций и других публичных мероприятий. А привлечение депутата к уголовной ответственности ведет для него к потере мандата. И вряд ли депутаты интересы народа поставят выше своего мандата.

Пока только КПРФ готовит конституционную жалобу на эту инициативу. Впрочем, итог ее рассмотрения очевиден, а для самих коммунистов — это реальная возможность поднять свои рейтинги, убедив несогласных с путинским курсом в том, что коммунисты могли бы стать альтернативой. Ведь чем больше голосов у партии, тем больше ее финансирование из средств бюджета. Поистине народной партии в стране нет, но перспективы ее создания реют на горизонте.


ВЫВОДЫ

Принятие подобных законов стало возможно благодаря засилью единоросов во всех органах власти. КПРФ и Справедливая Россия, которые еще посещают подобные митинги социального значения, не имеют равных с единоросами возможностей, хотя на встречу с депутатами последней явно не спешит народ, осознавая, что глас народа эта партия уже не способна услышать. Какие выводы из этого следуют?

Во-первых, законодательная власть осознанно передает часть своих полномочий исполнительной, нарушая тем самым баланс сдержек и противовесов, усугубляя и так уже запредельную монополизацию власти в стране. Статус депутата как народного избранника понижен, силовики в виде полиции становятся важнее депутата. Но таков закономерный итог развития государства, в котором президент — выходец силовых структур. Один тип политиков готов решать проблемы, а другой — силовым образом устранять несогласных.

Во-вторых, вместо того, чтобы устранить проблемы, волнующие людей, власти решили заглушить мнение народа. Граждане в итоге будут лишены последней законной возможности собираться для проведения публичных акций, а сам статус депутата как выразителя интересов народа потеряет всякий смысл, если будет утрачена возможность свободных встреч депутатов с избирателями для обсуждения наболевших вопросов.

В-третьих, митинги по особо острым социальным вопросам показали, что у населения растет пассионарная энергия. Если пока еще с большинством угнетающих страну решений властей население «мирится», то ряд инициатив уже приводит к взрывоопасной ситуации, на которую власть реагирует закручиванием гаек.

В-четвертых, в очередной раз народу продемонстрировали «лицо» и антинародность партии «Единая Россия», депутаты которой стали законодательными инициаторами запрета несогласованных встреч депутатов с избирателями. Единороссы и Кремль уже вытеснили оппозицию из СМИ — газет и телевидения, теперь ее вытесняют с улиц. Чего же ожидать дальше? Высылка всех несогласных из страны? Или отмену без того режиссированных выборов?

Ограничения на выражение своего мнения стало нормой политической жизни страны. Часть населения пассивна и утратила веру в возможность что-либо менять, часть просто равнодушна к происходящему, а незначительное меньшинство, которое хочет и готово что-то изменить, сталкивается с жестким противодействием власти. Росгвардия, законодательные запреты, пропагандистская машина — все это работает на то, чтобы подавить любую оппозиционность. Но при таких темпах напряжение в стране будет только нарастать. Не репрессиями решаются проблемы, а реальными делами и государственно-управленческими решениями.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

10 слов о Партии нового типа и путинизме

Если все «хорошо», почему ж народ бастует?

Кто на новенького?

Президентская кампания началась

Партия равно государство? О XVI Съезде «Единой России»



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
541
1349
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика