Законопроект по борьбе с бедностью

Законопроект по борьбе с бедностью

 Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Фото: Пожалели метры. В Башкирии чиновники отказали в квартире многодетной матери. Фото: Михаил Безносов/ИТАР-ТАСС (источник)

Депутаты предлагают ввести социальную помощь людям, живущим за чертой бедности. Есть ли шансы на принятие закона или это очередной предвыборный пиар?

Депутаты фракции КПРФ внесли в Государственную Думу проект закона «О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности» (№1046437–6).

В пояснительной записке коммунисты ссылаются на данные Росстата, согласно которым в 2015 году численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 20,3 млн человек, то есть 14,1% от общей численности населения. По сравнению с 2014 годом количество бедных выросло. На фоне экономического кризиса, инфляции следует ожидать стремительного роста числа бедных. В свою очередь обнищание населения приводит к росту социальной напряженности, сокращению покупательной способности населения, усугублению кризиса.

Авторы законопроекта отмечают отсутствие в законодательстве таких понятий, как «бедность» и «кризис», и предлагают ввести определение лиц, находящихся за чертой бедности — это лица, доход которых ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Депутаты отмечают, что установленный в стране прожиточный минимум представляется не реалистичным, не позволяющим удовлетворить первоочередные жизненные потребности человека (отсюда и коэффициент 1,3). Порядок исчисления дохода должен быть установлен Правительством РФ.

Вообще, к расчету коэффициента есть вопросы. Он рассчитан исходя из девальвации рубля на 30% за период с ноября 2015 года по январь 2016 года. При этом выбор временного периода не обосновывается. Более обоснованным выглядело бы, например, введение свободного курса рубля в качестве точки отсчета.


КАК ДЕПУТАТЫ ПОМОГУТ БЕДНЫМ?

Согласно законопроекту, люди, живущие за чертой бедности, будут получать доплату из федерального бюджета. Размер доплаты должен помочь им получать доходы на уровне прожиточного минимума. Однако не факт, что и на «прожиточный минимум» можно прожить. Региональные власти вправе установить дополнительные выплаты лицам, находящимся за чертой бедности.

Такая доплата будет производиться ежемесячно в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счет лица, которому она назначена. Порядок открытия счета также должно установить Правительство РФ.

Из законопроекта не следует, какой именно «уполномоченный орган» или какая «организация» будет заниматься назначением социальных выплат. Порядок назначения и прекращения выплат также должно будет установить Правительство РФ.

Также на Правительство РФ возлагается обязанность установить порядок выпуска и обращения электронных расчетных карт, на которые будут перечисляться выплаты.

Средства ежемесячной социальной выплаты не могут быть обналичены, они расходуются только путем оплаты с карты. На эти средства можно будет купить продукты питания, непродовольственные товары, лекарственные препараты, медицинские изделия, оплатить услуги, в том числе услуги ЖКХ и плату за жилое помещение. Полный перечень товаров услуг должно определить Правительство РФ. Выплата не может расходоваться на приобретение алкогольной и табачной продукции.

Каким образом будет обеспечиваться целевой характер расходов, также непонятно.

Предполагалось, что закон должен был вступить в силу с 1 марта этого года, однако проект был внесен в Думу 15 апреля. На заключение в Правительство РФ он направлялся еще в конце января.


ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ БЕДНЫХ?

Авторы законопроекта рассчитали, что для предусмотренных мер государственной социальной помощи бедным нужно ежемесячно не более 156 млрд рублей. Всего в 2016 году на реализацию законопроекта потребуется максимум 1,56 трлн рублей (так как выплаты планируется осуществлять с 1 марта). Но фактически размер затрат из федерального бюджета, по расчетам коммунистов, должен быть меньше. Средний размер самой выплаты составит порядка 2900 рублей ежемесячно.

Откуда коммунисты думают взять деньги в условиях дефицита федерального бюджета?

Во-первых, депутаты предлагают сократить расходы на оборону на 25%.

Во-вторых, средства могут появиться при введении прогрессивной ставки НДФЛ. Предлагается установить повышенные ставки НДФЛ для лиц, чей доход в год превышает 3,6 млн рублей (300 тысяч рублей в месяц).

В-третьих, коммунисты заявляют о необходимости борьбы с коррупцией, которая тоже позволит сэкономить государственные средства.

При этом в приложенных к законопроекту материалах указано, что принятие закона не потребует внесения изменений в федеральное законодательство. Однако изменение бюджета и налоговой системы уже требует изменений как минимум в закон о бюджете и Налоговый кодекс РФ. Кроме того, законопроект предусматривает порядка пяти отсылочных норм к документам Правительства РФ, которые должны быть разработаны и приняты. Без принятия этих актов закон не будет действовать.

Предложение сократить расходы на оборону и безопасность в текущей политической обстановке вызывает недоумение. Введение прогрессивной шкалы, безусловно, необходимо для оздоровления социально-экономической ситуации в России, но следует взвешенно подходить к определению размеров налоговых ставок и порогов доходов.

Правительство РФ дало отрицательное заключение на законопроект, сославшись на то, что социальная поддержка отдельных категорий граждан — полномочие субъектов РФ, а не Федерации. Кроме того, законопроект не определяет источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Действительно, предложенный коммунистами перечень возможных источников средств для выплат больше похож на предвыборную программу, чем на конкретный механизм финансирования расходов.


КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ БЕДНОСТИ?

Понятно, что одна социальная доплата порядка 2900 рублей, дотягивающая доходы гражданина до прожиточного минимума, автоматически не переведет его в «средний класс». Нужны комплексные меры. Например, эксперт Центра Сулакшина Людмила Кравченко помимо социальных выплат называет следующие меры:

— прогрессивная шкала налогообложения;

— поддержка российской промышленности — создание новых производственных мощностей, активизация государственного заказа и рост государственного инвестирования, стратегическое планирование промышленной политики;

— стимулирование российской экономики и макроэкономическая стабилизация — отказ от плавающего курса, от политики регулирования инфляции через сдерживание денежно-кредитной массы;

— решение жилищной проблемы населения путем предоставления ипотечных кредитов под 1–2%, государственного строительства жилищного фонда для малообеспеченных, молодых семей и молодежи;

— увеличение расходов на образование, отказ от коммерциализации сектора;
— возвращение бесплатного и качественного здравоохранения;

— снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, увеличение налогов на прибыль для крупного бизнеса, сокращение зарплат ТОП-менеджеров;

— повышение оплаты труда населения России.

Поскольку на прожиточный минимум на самом деле нельзя прожить, то его размер не может использоваться для расчета количества людей, живущих за чертой бедности. По оценкам Людмилы Кравченко, помимо «официальных» 20 миллионов бедных, к бедным можно отнести и 43,8 млн пенсионеров. Итого получится, что минимальное число нищих в России — 64 млн человек. Размеры пенсий доводятся до размеров прожиточного минимума, но это не значит, что пенсионеры могут достойно жить на эти деньги.

Обнищание населения в России приобретает пугающие масштабы, поэтому такие «точечные» меры, какие предлагают коммунисты, не смогут исправить ситуацию.


ВЫВОДЫ

1. Законопроект коммунистов «О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности» не будет принят Государственной Думой ввиду необеспеченности финансирования из федерального бюджета.

2. Депутатская инициатива представляет собой классический пример предвыборного пиара. Авторы не предлагают действенного и комплексного механизма борьбы с бедностью. По существу предлагается просто дать бедным по 2900 рублей, а кому и как давать деньги, откуда брать эти деньги, должно решить Правительство РФ (но оно сразу отказалось от этой затеи).

3. Такого рода инициативы можно считать имитацией деятельности, а не стремлением действительно решить проблемы. Во-первых, заведомо ясно, что законопроект не будет принят. Во-вторых, даже в случае принятия такого закона проблема бедности не будет решена.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2626
20508
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика