Итоги государственной политики импортозамещения

Итоги государственной политики импортозамещения

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Доклад на конференции Московского экономического форума «Российская промышленность, состояние и перспективы» 24 марта 2016 г.


Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные причины необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.

Только в розничной торговле доля импорта составляет 46%, превышая по ряду направлений даже 90% (рис. 1).



Рис. 1. Доля импортной продукции в потреблении (по данным ЕМИСС, Отраслевых программ Правительства)

Например, в такой стратегической отрасли как фармацевтическая промышленность доля импорта достигла 70%, из них около 80% — это импорт из стран ЕС, то есть из государств, которые ввели в отношении России санкции. По оценкам премьер-министра доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в тяжелом машиностроении — порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании — 60%, в энергетическом оборудовании — около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90% и т. д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер — более 80%.

Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров затрагивает проблему суверенности страны и способности развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций). Импортозависимость прослеживается и в доминировании в отечественной промышленности импортного оборудования и комплектующих. По оценкам такие стратегические отрасли экономики, как тяжелое машиностроение и станкостроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика и медицина на 80–90% зависимы от импортной продукции. Отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия денежно-кредитного предложения, ведущего к дефициту инвестиций, осложняет задачу реализации комплексной программы импортозамещения в том виде, в каком она необходима для обеспечения национальной безопасности.

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но каковы необходимые объемы финансовых ресурсов и сроки импортозамещения?


ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране должна составить 13,3 трлн рублей (рис. 2). Именно столько составил годовой объем импорта в 2015 г.


Рис. 2. Стоимость реального импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на основе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в машиностроении — 5,96 трлн р, при этом в 2014 году — 8,36 трлн, то есть эта цифра занижена с учетом факта замедления экономического роста в стране. Производство товаров на данную сумму увеличит объем производимого ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал. Однако оценка дает представление о минимальной сумме, достаточной для осуществления программ импортозамещения.


ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доли импорта в потреблении. Иными словами, при данной гипотезе совокупный объем вложения в производственные мощности минимум должен составить 3,4 трлн рублей, это не учитывая степень износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала совокупный объем инвестиций составит 4,3 трлн рублей. Это минимальный объем инвестиций, необходимый для организации производства. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.


Рис. 3. Цена импортозамещения: инвестиции в основной капитал сектора обрабатывающая промышленность (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны не обеспечит. К примеру, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, которые сейчас используются только на 19,3% (2013 г.), объем производства сможет удовлетворить только 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, хотя они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.


ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Оценить необходимые объемы инвестиций также можно на основе открытых данных по объявленным инвестиционным проектам, которые нуждаются в инвесторе. Совокупно на текущий момент промышленность нуждается в средствах на сумму 80 трлн рублей! И это только по зарегистрированным проектам, то есть созданным преимущественно стихийно без разработки специальных карт, на которых отражались бы пробелы российской промышленности (табл.1).


Таблица 1

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидна. Точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но насколько эффективны уже принятые меры правительства, соотносятся ли они с задачами импортозамещения?

В марте в СМИ появилась информация, что в письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 году, направленном в Правительство, фактически констатируется провал политики импортозамещения. Доля отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 год выросла лишь на один процентный пункт, доля импорта в этом сегменте составляет 80%. Изначально в План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли было внесено 534 проекта. На момент подписания плана их осталось всего 173. На конец 2015 года реализовалось 33 проекта, 7 были приостановлены из-за отсутствия денежных средств. Предполагается, что из требуемых на импортозамещение средств 41% выделит государство. 42% — это заемные средства, что сомнительно с учетом высоких ставок ЦБ. И 16,5% — это собственные средства предприятия, а в условиях кризиса это еще более проблематично.

На рисунке 3 видно, что за годы проведения так называемой кампании по импортозамещению в России не только не выросло производство, но оно в большей степени упало! И это при том, что промышленность и так не отвечала задачам обеспечения потребностей страны.


Рис. 4. Индекс промышленного производства по отраслям

Падение производства связано в первую очередь с тем, что не был включен механизм оздоровления российской экономики, который жизненно был необходим в условиях кризиса. Меры, предпринятые государством, оказались недостаточными. Рассмотрим главные решения в данной сфере.

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн р, предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд р. В отношении импортозамещения в плане предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам — той самой ставки, которую при прежнем уровне в 5,5% можно было бы рационально субсидировать. В отраслевом разрезе план предусматривал финансирование свыше 1,7 трлн рублей на спасение банков, которые пострадали в результате ошибочной политики ЦБ. На поддержку промышленности были выделены весьма скромные суммы: меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта — 4 млрд р, поддержка малого и среднего предпринимательства — 5 млрд, сельское хозяйство — до 50 млрд, промышленность и топливно-энергетический комплекс — 17 млрд. Реальному сектору экономики Антикризисный план не помог, деньги были направлены на тушение рукотворного пожара в банковском секторе.

Системообразующие предприятия: это формальный список предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, но не обязательно ее получат. Их включили формально. В список попали не нуждающиеся в господдержке предприятия розничной торговли. Около треть предприятий — это компании с иностранным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из списка вычеркнуты полностью целые отрасли промышленности: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроения и др. Сокращено число компаний фармацевтической промышленности, агробизнеса. Вспоминая опыт 2008—2009 гг., когда из 295 предприятий в итоге реальную поддержку получили всего 40, говорить об эффективности и результативности данной меры не приходится. Данный список является декларацией и не представляется механизмом государственной политики в части импортозамещения.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Российская властная элита продолжает целенаправленно сокращать государственные расходы. Отрасли импортозамещения не попали в список неприкосновенных расходов, поэтому в целом их объем будет сокращен на 10%.

По структуре расходов в разрезе государственных программ стоит выделить, что из общей совокупности программ на долю тех, которые могут отвечать задачам импортозамещения, приходится только 6% от всех расходов (рис. 5).


Рис. 5. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на Государственные программы, 2015 г.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К ним стоит отнести новую редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой прописана цель по снижению импортозависимости к 2020 году. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов. Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

В 2014 году была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика. Деятельность на бумаге по импортозамещению развели бурную, но статистика говорит за себя об эффективности этой деятельности: инвестиции в основной капитал в 2015 году упали на 8,4%! Производство в секторе обрабатывающая промышленность — на 5,4%! ВВП просел на 3,69%.


ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Совокупный объем фонда составил всего 20 млрд рублей. Фонд кредитует проекты под ставку в 5%. На 2016 год фонд выделил средства только на 20 млрд рублей, а объем заявок составил 454 млрд рубл, потребность в инвестициях значительно выше. Чем готовность власти помочь с инвестированием! Из 1311 заявок, поданных в Фонд, одобрено было всего 74 — это менее 6% от поданных заявок. Однако общие объемы финансирования явно недостаточны даже для развития одной отрасли обрабатывающей промышленности.
Фонд национального благосостояния

Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в конце 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Однако за 2014 год финансирование проектов из фонда не осуществлялось. В конце 2014 года в качестве основного претендента на получение финансовой помощи называли Роснефть, то есть по факту помощь вновь оказывается не обрабатывающей промышленности, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд р) может быть направлено в банки с капиталом не менее 100 млрд руб. То есть средства фонда будут адресованы для поддержки сырьевого сектора и докапитализацию банков.


СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Главная причина обострения ситуации — это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 20014 года он поднял ставку до 17%, тем самым превратил кредитование в недоступный механизм инвестирования. В последствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты оказались нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для нужд импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, то есть увеличению цен. 

Долгосрочное кредитование для реализации инвестиционных проектов (инвестиции в основной капитал) оказалось практически приостановленным, поскольку надежды на снижение процентной ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в основные фонды. Ситуация, созданная ЦБ, может быть охарактеризована только как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели экономического роста.


ОТТОК КАПИТАЛА И ДЕФИЦИТ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено $153 млрд, что при текущем курсе составило 9,2 трлн рублей. Это около 13% ВВП или 65,5% расходов федерального бюджета 2014 года. В 2015 году отток капитала составил $56,9 млрд — 5,1% ВВП страны. Это колоссальные средства, которые могли служить задачам развития отечественной промышленности. И это при том, что было объявлено о принятии антиоффшорного закона. Из страны ежегодно вывозятся огромные суммы, как в виде непосредственного оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за рубеж, которые преимущественно направляются в оффшорные зоны.

Но на что тогда надеется правительство? На отмену санкций, но это возможно лишь в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но даже при возврате к прежней цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии.

И вопрос — а где же взять деньги? Запустить тот самый эмиссионный механизм постепенной подкачки средств в реальный сектор экономики, доведя за 7 лет уровень денежной массы до 100% от ВВП. Это позволило бы уже в следующем году получить 6,3 трлн рублей на нужды развития экономики.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Итак, какие меры необходимы для проведения импортозамещения?

1. Пересмотр денежно-кредитной политики: отказ от либеральной парадигмы, снижение процентной ставки, превращение кредитования для реального бизнеса в доступный источник инвестирования.

2. Перестройка системы образования: формирование государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для проведения импортозамещения. Текущая система образования готовит преимущественно специалистов гуманитарного профиля и управленцев — 58,9% от всех выпускников. В то время как на естественнонаучные и технические специальности отводится минимальное количество бюджетных мест, в коммерческих ВУЗах такая подготовка не осуществляется. В то же время для задачи импортозамещения нужны как специалисты с высшим образованием, так и выпускники средне-специальных учебных заведений.

3. Пересмотр стратегических планов развития страны. Разработка детальной программы импортозамещения во всех отраслях. Отказ от разработки сценария развития России при сырьевой модели, который в итоге всегда оказывается базовым.

4. По примеру Ирана предлагается реализовывать программы импортозамещения в отдельных отраслях силами государства. То есть провозгласить отрасли стратегическими, создать государственные предприятия, выполняющие как государственный заказ, так и частный, а также ориентированные на экспорт продукции и расширение мировых рынков сбыта. Стратегическими отраслями должны стать как сектор тяжелой промышленности, так и легкой. Исключение могут быть сделаны только по группе товаров, производство которых в России нерентабельно (например, некоторые виды ткани, продукции сельского хозяйства). Но в первую очередь страна должна полностью себя обеспечивать в секторах: фармацевтическая промышленность (как лекарства, так и медицинское оборудование), станкостроение, авиа и судостроение, машиностроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, текстильное производство, производство бытовой техники. При этом необходим четкий контроль качества, чтобы отечественные аналоги не уступали зарубежным.

5. Пересмотр обязательств, взятых Россией при вступлении в ВТО. Это может быть как приостановление членства, так и выход из организации до тех пор, пока отечественная обрабатывающая промышленность не станет конкурентоспособной с иностранной. В рамках ВТО Россия не сможет реализовать программы импортозамещения.

Итак, предложенная программа выходит за рамки декларированных основ политики импортозамещения, сосредоточенных исключительно на финансовом аспекте. Риски срыва импортозамещения крайне велики. Но если оно не состоится, Россию ждет в будущем Россия текущего момента — сырьевой придаток с сокращающимися расходами на социальную сферу, с доминирующим капиталом крупнейших ТНК, подчиненная навязанным Западом правилам поведения. Итоги первых лет уже доказывают, что власти заняли выжидательную стратегию — ждать, пока конъюнктура на нефтегазовом рынке не улучшится, а тогда уже возможным будет вновь восседать на лаврах легкого роста за счет нефтекотировок.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Итоги 2015 года

Почему неприемлем нынешний облик страны?

Нефтяные метаморфозы и суверенность страны

ЕАЭС накормит россиян?

Почему российское государство неэффективно: «Новый Курс» или путь на дно?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6325
31807
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика