Как кризис влияет на российских граждан

Как кризис влияет на российских граждан

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Первые признаки экономического кризиса в России стали видны в 2013 году. Хотя официально Россия вступила тогда в период стагнации, альтернативные расчеты показали, что ВВП упал. Оставалось только гадать, как долго власти смогут скрывать от сограждан правду. Однако уже в 2014 году после присоединения Крыма российское руководство смогло из сознания россиян вытеснить понимание того, что кризис — это объективный результат неэффективной государственной политики, убедив, что ухудшение жизни граждан является закономерным результатом внешнего давления в виде санкций.

Да и в послании 2016 года Президент повторил именно этот постулат — «нам приходится решать все эти задачи в сложных, неординарных условиях, как это не раз бывало в истории. И народ России вновь убедительно доказал, что способен отвечать на непростые вызовы, отстаивать и защищать национальные интересы, суверенитет и независимый курс страны».

По данным Credit Suisse за период с середины 2015 по середину 2016 года россияне вошли в тройку аутсайдеров по показателю благосостояния населения. Оно упало на 15%. В среднем население РФ за 12 месяцев стало беднее на $198 млрд., а богатство среднего взрослого жителя страны упало с $12,09 тыс. до $10,34 тыс. Рубль за рассматриваемый период подешевел на 12,8%, индекс цен на жилую недвижимость снизился на 3,1%, при этом рост фондового рынка на 2,3% незначительно компенсировал эти факторы.

Для российских граждан кризис начался в 2014 году, когда реальные среднедушевые доходы упали, составив 99,5% от уровня прошлого года. Девальвационный рост рубля привел к сокращению покупательной способности в иностранной валюте более чем вдвое, а рост цен, вызванный и девальвацией, и самоэмбарго, достиг двузначной отметки (11,4%). В 2015 году на фоне относительной стабилизации рубля и роста цен доходы упали почти на 5% (показатель 95,1%), закрытие производства привело к росту безработицы, которая в статистических показателях Росстата не была отражена, однако по косвенным показателям hh.ru вполне заметна. Уровень жизни граждан упал на фоне закрытия предприятий, увольнения, принудительного перевода граждан на частичную занятость, роста невыплаченных заработных плат.

В 2016 году по итогам 10 месяцев уровень жизни снизился еще больше — на 5,3%. Официальные цифры по просроченной заработной плате выросли в сравнении с прошлым годом и составили 3,8 млрд. рублей, хотя нужно отметить, что это данные только по наблюдаемым организациям, то есть они весьма условны и в целом не отражают реальных цифр по стране, однако говорят о тенденциях развития. И они показывают, что просроченная задолженность — это как накопившиеся долги, так и рост новых (рис. 1).

Рис. 1. Просроченная задолженность по годам образования (по данным Росстата)

На 1 ноября 2016 г. просроченная задолженность по заработной плате отсутствовала в 8 субъектах Российской Федерации, а в остальных она была! Фактически в каждом субъекте работники сталкиваются с проблемой задолженности по заработной плате. И эти тенденции будут только нарастать. Впрочем, власти уже и об этом позаботились соответствующими методами. Не гарантировав рост доходов, а создав Росгвардию — подразделение, обученное для подавление внутренних мятежей в стране.

Итак, определим основные факторы, которые оказали влияние на ухудшение благосостояния российских граждан вследствие экономического кризиса:

1. Рост цен и девальвация. Курс рубля в сравнении с 2013 годом к концу 2015 года ослаб более чем в два раза. Если сравнивать курс национальной валюты с периодом, когда Путин только вступил в должность президента, то он ослаб в 2,3 раза. А в некоторые периоды истории этот отрыв составлял 3 раза. Среднегодовые показатели инфляции превысили 10%, при этом цены на продукты питания, которые являются основной статьей расходов россиян (половина населения тратит на продукты 41% своих доходов), выросли на 15,7% в 2014 году и на 14,5% в 2015 году.

Текущая заработная плата россиян сейчас находится в долларах на уровне 2007 года (рис. 2). И пока Набиуллина рассуждает на тему, что мы живем в России и измерять зарплату нужно только в рублях, обычные российские граждане хорошо понимают, что все товары — от строительных материалов и бытовой техники, промышленных станков и одежды — производятся за рубежом, следовательно их стоимость измеряется не рублями, а долларами США.

Рис. 2. Средняя заработная плата в долларах США (по данным Росстата)

2. Рост безработицы в результате закрытия предприятий или перевода сотрудников на неполный рабочий день. По официальным данным в стране 300 тыс. человек, находящихся в режиме неполной занятости, хотя по некоторым оценкам эта цифра занижена в три раза. Например, с 15 февраля сотрудники «АвтоВАЗа» были переведены на четырехдневную рабочую неделю сроком на полгода с сокращением зарплаты на 20%. На «АвтоВАЗе» сейчас работает около 48 000 сотрудников, а средняя зарплата составляет 28 000 руб. «GM-АвтоВАЗ», производящий автомобиль Chevrolet Niva, с 24 февраля тоже изменил режим работы сборочного конвейера и перешел на односменный график. С февраля 2014 года сотрудники «КамАЗа» переведены на сокращенную рабочую неделю.

3. Рост просроченной задолженности, особенно в секторах, в наибольшей степени страдающих от кризиса — обрабатывающая промышленность и строительство, на долю которых приходится 50% и 25% соответственно всей просроченной задолженности. Среди отраслей обрабатывающей промышленности наиболее остро вопрос с выплатой заработной платы встал для сектора металлургического производства, производства машин и оборудования и готовых металлургических изделий.

4. Сокращение расходов на граждан из бюджета. Это урезание бюджетных расходов на образование, здравоохранение, социальные выплаты. Например, на образование из федерального бюджета расходы сократились с 5% (2013) до 3,9% (2015), на культуру, кинематографию и средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику с 34,3% до 32,2%. А на оборону выросли с 15,8% до 20,4%. В проекте бюджета на 2017 год рекордным станет сокращение расходов на здравоохранение: на 188% — с 2,8 п.п. до 2,3 п.п. от государственных расходов.

По данным Росстата в структуре доходов граждан на социальные выплаты из бюджетных средств приходится 18,2% доходов (2015 год). То есть только одна пятая доходов россиян обеспечивается бюджетом России.

Результатом экономического кризиса в социальной сфере стали такие явления, как:

— рост числа фактических бедных в России;

— падение уровня жизни российских граждан. Стоит отметить, что около 70% россиян имеют доходы ниже средней заработной платы по стране;

— резкое ухудшение жизни наиболее уязвимых категорий граждан — пенсионеров, малообеспеченных семей.

Однако стоит помнить, что кризис в России — не для всех. Это кризис для бедных и людей со средним достатком, в то время как на самых богатых он оказал влияние в масштабах количества миллиардов. Больше-меньше миллиардов. Для основной массы богатейших жизнь не изменилась — роскошные траты, жизнь на широкую ногу и прочее. Правда стоит отметить, что и число богачей с 2014 года сократилось, и их достает путинская политика. С 158 тыс. долларовых миллионеров до 79 тыс., то есть почти в два раза, с 111 миллиардера до 96. Россия остается страной с колоссальным социальным неравенством. По данным Credit Suisse 10% населения страны владеет 89% ресурсов, это запредельный показатель. Для сравнения, в США он равен 78%, в Китае — 73%. В России по данным 2016 года насчитывалось 79 тысяч долларовых миллионеров, и 96 миллиардеров. По этому показателю Россия занимает третье место в мире после США (583 миллиардера) и Китая (244). А экономика 15 место!

Вот и получается крайне любопытная статистика. По ВВП на душу населения Россия на 48 месте, по числу миллиардеров на третьем.

Российские показатели неравенства превосходят даже среднемировые (рис. 3).

Рис. 3. Распределение населения по уровню богатства (по данным Credit Suisse)

Заработные платы чиновников в кризис также не пострадали. Статистика показывает, что с момента прихода Путина в 2012 году неуемные аппетиты законодательных органов власти только растут. Их номинальная зарплата в кризисные годы росла (рис. 4). Например, с 2012 года номинальная средняя зарплата по России выросла в 1,57 раза, в Администрации Президента в 2,32 раза, в Администрации Правительства в 2,19 раза, в Государственной Думе в 2,82 раза, а в Совете Федерации — в 3,35 раза! И это только данные по заработной плате. А если сюда добавить премии, но показатели диспропорций будут заоблачными.

Рис. 4. Прирост заработной платы в государственных органах (по данным Росстата)

Выплаты менеджерам растут, несмотря на кризис. Чего только стоит история с главой Почты России, когда ему выплатили премию в 2014 году в размере 95,4 млн. рублей, и это при том, что убытки предприятия составили 4 млрд. рублей и оно было полностью на содержании федерального бюджета. Парадоксально и то, что, несмотря на убытки, ему все же полагалась законная выплата в размере 3,3 млн. рублей. Вот она специфика российского бизнеса: на Западе президент отказывается от зарплаты, а у нас каждый неэффективный менеджер награждается многомиллионными премиями. Государственная Дума уже отправила по этому случаю запрос в правительство, в том числе с формулировкой целесообразности установления предельного уровня соотношения зарплат для государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, которые более чем наполовину принадлежат государству. При таком запросе очевиден подтекст: потолок будет отменен, значит, зарплаты менеджеров будут еще более нерегулируемыми.

Государство отказалось влиять на процессы социального расслоения. В результате коэффициент фондов вырос с 13,9 до 16 в 2014 году. Прогрессивная шкала налогообложения введена не была. Налоговая нагрузка на население — это не только 13% НДФЛ, но и многочисленные налоги: НДС в виде 18% от стоимости товаров, акцизы и др. В России же богатые с доходов платят меньше. Например, с дивидендов до 2015 года — 9%, с вкладов в банках налог не взимается, если процентный доход не выходит за установленные границы. В России сложилась в действительности регрессивная шкала налогообложения. Период 2014 г. и далее действительно войдет в историю нашей страны под крылатой фразой — «Денег нет, но вы держитесь». В истории его назовут временем безответственности государственной власти, выкинувшей на произвол судьбы свое население, когда судьба человека зависела только от него. Когда ему пришлось преодолевать как обстоятельства кризиса, так и самодурство правителей, стремящихся в этот кризис задушить россиян налогами, поборами и прочими инициативами.


ПО КОМУ КРИЗИС БЬЕТ БОЛЬНЕЕ ВСЕГО

В период кризиса страдают наиболее социально-уязвимые слои населения. Но в России как уже было сказано, это фактически 90% населения, которые имеют в своем распоряжении всего 11% богатств страны. Однако есть самая уязвимая категория — малоимущие. По официальным данным Росстата в России уже 21,4 миллиона бедных, то есть 14,6% только по официальной статистике. Но так ли в действительности обстоят дела с бедностью, и может быть, как сообщают официальные власти, население у нас действительно живет хорошо и не может нарадоваться правительству и главе государства?

Статистика причисляет к бедным только тех, кто имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. А это по данным Росстата 21,4 млн. человек в 1-ом полугодии 2016 года и 23,4 млн. в первом квартале этого года. При этом пенсионеры практически не попадают в категорию, поскольку согласно постановлению правительства тем пенсионерам, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, выплачиваются доплаты, чтобы довести их пенсии до прожиточного минимума, но в структуре бедных на долю пенсионеров приходится 16,7%. Пенсионеров, которые получают доплаты — 5,3 млн. человек из 43,8 млн. Учитывая, что средний размер пенсии составляет 11,9 тыс. рублей, то все эти 43,8 млн. смело можно причислять к бедным — их доходы превышают прожиточный минимум менее чем на 2,5 тысячи рублей. Хотя законодатели убеждены, что эта разница существенна, и она отделяет человека бедного от человека со средним достатком, и что ее вполне достаточно для жизни одного бюджетного студента, ведь почти столько (немного меньше, уровень аспирантской стипендии) составляют стипендии в ВУЗах.

Это единственная категория бедности в Росстате — люди, которым не хватает или едва хватает средств на покупку продуктов питания, у которых уже, как правило, нет возможности закупать товары первой необходимости. Не получается назвать это явление бедностью, — только нищетой. И прожиточный минимум в этой связи — это издевательство российских законодателей, полагающих, что на эту сумму можно прокормить себя, оплатить коммунальные услуги, покрыть затраты на общественный транспорт, оплатить аренду жилья для тех, кто его не имеет. Итак, минимальное число нищих в России — 64 млн. человек! Почти половина страны. Если бы прожиточный минимум оставался на таком же уровне от средней заработной платы, как в 1999 году — 59,6%, а не на текущем уровне в 28,5%, то черта бедности Росстатом определялась бы на уровне дохода в 20,3 тысячи рублей. А это уже не 20,3 млн человек, а 70,8 млн человек! То есть по методике 1999 года в России нищих 70,8 млн. человек — 48,5% населения, то есть практически половина!

А теперь подсчитаем, сколько в стране бедных и нищих в совокупности. Для этого сначала определимся с тем, кто такой бедный. Это население, средств у которого хватает только на удовлетворение первичных потребностей — еда, услуги, аренда жилья. При этом бедный уже не может позволить себе обучение, а если и учится в кредит, то с учетом условий (10% годовых и выплата сразу после окончания ВУЗа), обрекает себя на бедность, едва выплачивая кредит за обучение, которое собственно говоря и на рынке не столь конкурентоспособно, поскольку такой серой массы юных бакалавров без точной специализации и опыта работы множество. Бедный ни в коей мере не может позволить себе покупку транспортного средства, а тем более собственного жилья. Последняя категория рискует в большей степени попасть в категорию нищих. При минимальном расчете бедные — это население, у которого доход ниже средней зарплаты по стране. Это формирует у людей ощущение бедности на фоне ожиданий выхода на уровень средней оплаты труда. Совокупно согласно данным Росстата среднедушевые доходы ниже средней оплаты труда имеют 68,7% населения России. А это уже свыше 100 млн. человек!

Они психологически ощущают себя бедными.

Так кто именно является наиболее социально уязвленной категорией в России, в большей степени пострадавшей от кризиса?

Во-первых, это те, кто подпадает под данную категорию согласно официальной статистике. Это в основном люди трудоустроенные (62,8%), а также дети до 15 лет из бедных семей (свыше 20%). В структуре бедных на долю безработных приходится только 1,6%. Бедные — это на 63% люди с детьми, возраст росстатовских бедных преимущественно от 16 до пенсии (60,5% бедных относятся к этой категории). То есть бедность, в основном, связана с низким уровнем заработной платы, которую либеральное правительство призывает снижать еще больше. 37,1% бедных проживает в сельской местности, еще 28,4% — в городах с населением менее 50 тысяч человек, то есть эти люди стали жертвами развала сельской местности и малых городов, когда производство закрывалось в спешном порядке.

Это результат планомерного разрушения российской экономики, когда ставилась только одна задача — обеспечить функционирование нефтегазового сектора. Заниженные заработные платы — распространенное явление в таких отраслях, как сельское хозяйство (24,4% занятых в секторе получают зарплату ниже прожиточного минимума), образование (23,7%), деятельность организаций отдыха, развлечений, культуры и спорта (20,6%), предоставления коммунальных и социальных услуг (20%). Таким образом, бедный по Росстату — это семейный человек с детьми, вынужденный работать в силу разных причин на низкооплачиваемой работе. Бедность становится не просто явлением одного года, когда ухудшается уровень жизни в целом по стране. Она приобретает характер длительный: работу быстро не сменить, качественное образование для получения более престижной работы требует 2–4 года, а ведь на образование нужно еще заработать! Воспитание ребенка со всеми текущими расходами занимает 20–23 года. Таким образом, бедность становится явлением постоянно присутствующим, затягивающим в круг нищеты.

Во-вторых, это российские пенсионеры. Имея ежемесячный доход в размере 33% от средней заработной платы, пенсионеры столкнулись с проблемами роста цен, особенно на продукты питания и медикаменты. А последний товар составляет важную статью расходов для лиц пенсионного возраста. В России людей старше трудоспособного возраста 24,5%, то есть четверть. Из них 50% населения — это люди до 65, готовые трудиться и далее, для которых пенсионный возраст не означает прекращения трудовой деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Распределение пенсионеров по возрастным группам, 2016 г. (по данным Росстата)

Согласно статистике 40% пенсионеров в России продолжают свою трудовую деятельность даже после выхода на пенсию. И связано это даже не столько с психологической потребностью в работе, сколько с желанием обеспечить себе и своим детям материальную стабильность. Работающие пенсионеры, таким образом, мотивированы материальным фактором. Официально у нас продолжают работать 18,5% пенсионеров, а неофициально еще 24%. При этом неофициальная занятость объясняется законодательными нюансами.

У 84% пенсионеров после выхода на пенсию рабочий стаж достигает 9 лет (рис. 6).

Рис. 6. Среднее число лет продолжительности трудовой деятельности (трудового стажа) после назначения пенсии (по данным Росстата)

Конечно, в определенной степени эта категория граждан живет лучше, чем росстатовские бедные. Пенсионеры имеют льготы при проезде, оплате услуг, на их иждивении, как правило, уже нет детей нетрудоспособного возраста, однако это только кажущиеся преимущества. Доходов пенсионера достаточно, чтобы жить чуть лучше, чем на уровне прожиточного минимума. По сути, он может позволить себе слегка улучшенный вариант потребительской корзины, обеспечив минимум своих физиологических потребностей. Но он не сможет отдохнуть за границей, так как его пенсии в 180 долларов не хватит даже на перелет. Он не сможет слетать на свою пенсию из центральной России на Алтай и дальше. Да и много других ограничений. То есть по факту пенсионер в России — это бедный человек со стабильным доходом, в то время как росстатовский бедный — это нищий с неустойчивым заработком.

В-третьих, это молодежь, в основном дети из бедных семей и проходящие обучение в высших учебных заведениях. Дети нетрудоспособного возраста не способны изменить свой уровень жизни и полностью зависимы от родителей. По данным Росстата именно в группе детей до 16 лет наиболее высокий показатель доли людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — 21,4% по группе (дети от 7 до 16 — 25,4%).

Учащиеся в ВУЗе также в зоне риска, поскольку родители не всегда могут обеспечить их жизнь, испытывая финансовые трудности, воспитывая подрастающих детей. А государство поддерживает их в размере 1340 р. в месяц — именно столько составляет стипендия в 2016 году. По всей видимости, наше государство считает, что потребительская корзина для отечественных студентов должна состоять из кефира, хлеба, и воды…да и той из-под крана. Но нужда заставляет студентов идти на непрофильную работу — в сети питания, магазины. И по окончанию обучения из них по итогам учебы получаются прекрасные продавцы и кассиры, но совершенно некомпетентные специалисты.

В-четвертых, как бы не было парадоксально, но все население страны за исключением крупных областных центров, в зоне риска бедности. В сельской местности выживают не благодаря, а вопреки: вопреки закрытию колхозов, ликвидации работы. Живут на натуральном хозяйстве, продают лес и картошку, рыбу. В малых городах выход находят в торговле или в отъезде на заработки в иные регионы, что порождает процессы внутренней миграции. Согласно статистике наибольшее число малоимущего населения сосредоточено в городах с населением менее 50 тыс. (27,7%) и в поселках городского типа (сельская местность с населением 1–5 тысяч) — 17,4%. И наиболее высокий риск бедности у работающих: среди малоимущих 63,8% являются занятыми в экономике.

Общая картина финансового благосостояния россиян выглядит следующим образом (рис. 7): многодетные и неполные семьи живут в условиях, когда денег хватает на еду, остальное затруднительно или денег хватает на еду и одежду, но не на товары длительного пользования.

Рисунок 7. Распределение домашних хозяйств по оценке своего финансового положения, II квартал 2016 года (по данным Росстата)

При этом такой ответ превалирует среди неработающих пенсионеров. Более позитивно свой уровень жизни оценивают молодые семьи. У 32,5% из них денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но они не могут позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи. В целом по стране только 2,5% хозяйств, которые считают, что денег им хватает на покупку всего, что они считают нужным.

Почти половина россиян (47,1%) не может позволить себе купить товары длительного пользования. Почти четверти (20,9%) денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Совокупно о даче, автомобиле, квартире не могут мечтать 96,1% россиян! И этот показатель неизменен с начала правления Путина.

В целом говоря о влиянии кризиса на Россию, можно констатировать следующее: властная верхушка продолжает хвалиться, что санкции на нас не оказали влияния. Вспоминая С. Иванова, разжалованного в должности, санкции принесли нам только пользу. Ну, а россиянин продолжает недоумевать: почему вся страна согласно Первому каналу и откровения первого лица живет хорошо, а у меня дела не ладятся? Вывод тут один: или властная элита живет не в России, или россияне живут в какой-то иной, антиРоссии.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Но обеспокоено ли реально правительство или президент судьбой и уровнем жизни российских граждан? Предпринимаются ли меры в сфере защиты граждан от рисков бедности, кто-либо говорит об этих проблемах?

Оказывается, что у власти действительно есть определенный курс в этом вопросе, вот только он весьма отличен от того, что принято считать решением проблемы.

1. Помоги себе сам. Это значит, что забота о своем благосостоянии лежит полностью на человеке. Государство не обязано в такой логике создавать рабочие места, поддерживать предприятия, нуждающиеся в государственном финансировании и прочее. Медведев дал емкую и короткую фразу в этой связи — «Денег нет, но вы держитесь».

2. Не помощь, а подкуп. История с пенсиями в этом году была крайне показательной. В конце 2015 года все работающие пенсионеры лишились права индексации пенсий. Для неработающих индексация уменьшилась и не покрыла уровень инфляции. В номинальном выражении пенсии выросли за январь—октябрь на 3,2%, а в реальном выражении упали на 1,7%. Но в 2016 году приближались выборы, а значит наиболее активный электорат, которым являются пенсионеры, мог остаться недовольным положением вещей. Поэтому в преддверии политической агитации (23 августа) было объявлено о единовременной выплате пенсий в размере 5000 р. Задача сводилась не к тому, чтобы повысить уровень жизни пенсионеров, а к тому, чтобы мотивировать их не голосовать за КПРФ, а отдать свой голос в пользу «Единой России».

3. Помоги бюджету, о себе не думай. Эта стратегия проявилась в многочисленных новациях Кремля, направленных на латание дыр в бюджете.

Стоит вспомнить о заморозке накопительной части пенсий, которая осталась в бюджете и не поступила в Пенсионный фонд, то есть была направлена на исполнение текущих расходов государства. Это и подготовка населения к повышению пенсионного возраста, правда, по всей видимости, эта крайне непопулярная в народе идея будет одобрена уже после победы Путина на новых президентских выборах. Это увеличение налогового бремени, административных барьеров для малого и среднего бизнеса, изменение налогообложения недвижимости и так далее. Во всей этой массе новаций угадывается лишь то, что власть не смотрит, что народ в стране уже едва сводит концы с концами, приспосабливается к ухудшающимся условиям как только может. Но пока русский народ терпит и тянет лямку, давление будет только нарастать.Таким образом, продуманной государственной политики в сфере борьбы с бедностью нет. Если в 2008 году во время кризиса правительство принимало решение о повышении зарплат бюджетникам на 30%, то в новых условиях, когда кризис принял затяжной характер, а ресурсы истощены, идет напротив сокращение зарплат рядовых граждан.

Например, Минфин предложил снизить темпы роста заработной платы работников сферы здравоохранения в регионах с 10,6% до 5,4%, что даже не покроет инфляцию. К этому стоит добавить общий тренд сокращения занятых в сфере здравоохранения, когда зарплата растет за счет распределения средств среди оставшихся сотрудников.

Искоренять нужно не просто бедность. Можно бесконечно долго организовывать благотворительные акции, помогая бедным едой и одеждой б/у. Но это не решает проблемы социализации — население выживает, но не вырывается из тисков бедности. Необходимо искоренять причину — менять социально-экономическую политику страны.

ПРЕДЛАГАЮТСЯ ТАКИЕ МЕРЫ:

— увеличение социальных выплат из бюджета для нищих россиян, чтобы на период коренных реформ обеспечить достойный уровень их жизни;

— прогрессивная шкала налогообложения. В России проживает 80 долларовых миллиардеров из списка Forbes, множество долларовых миллионеров. В отличие от Европы, где подоходные налоги составляют 40–60%, в России ставка всего 13%, а для богатых и того меньше, принимая во внимание уклонение от уплаты налогов по схеме вывода в офшоры. Прогрессивная шкала будет содействовать тому, чтобы сверхдоходы шли на благо российского народа через систему бюджетного перераспределения;

— поддержка российской промышленности — создание новых производственных мощностей, особенно в сельской местности и малых городах, активизация государственного заказа и рост государственного инвестирования, стратегическое планирование промышленной политики;

— стимулирование российской экономики и макроэкономическая стабилизация — отказ от плавающего курса, который ведет к чрезмерной волатильности, от политики регулирования инфляции через сдерживание денежно-кредитной массы;

— решение жилищной проблемы населения путем предоставления ипотечных кредитов под 1–2%, государственного строительства жилищного фонда для малообеспеченных, молодых семей и молодежи;

— увеличение расходов на образование, отказ от коммерциализации сектора, повышение качества образования, в том числе через отказ от болонской системы и привлечение талантливых кадров;

— возвращение, во-первых, бесплатного, а во-вторых, качественного здравоохранения;

— снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, который в сельских районах и малых городах является главным работодателем, увеличение налогов на прибыль для крупного бизнеса, сокращение зарплат ТОП-менеджеров;

— повышение оплаты труда населения России, а не его сокращение. Отказ от либеральной парадигмы снижения издержек на труд, темпы роста которого, по мнению либералов, отстают от прироста производительности труда.

Хотелось бы, чтобы все это было реализовано правительством. Но чуда не будет — не могут проснуться власть предержащие и кардинально развернуть все то, что творили последние 15 лет. Не могут, и не хотят. И не пробить это протестными голосованиями. Хотя в стране начинаются забастовки тех, у кого точка кипения перейдена. Дальнобойщики уже начали скандировать «Правительство в отставку, Путина в отставку».

И не провести в рамках законодательной инициативы. В Государственной Думе доминируют Единая Россия и ЛДПР, живущие за счет пожертвований от корпораций, которым не выгодно повышать оплату труда.

Но вместе с тем нужно понимать, что оставлять все как есть, игнорировать эту проблему недопустимо — от этого зависит будущее и россиян, и страны. Это механизм деградации замедленного действия, который после достижения определенной точки невозврата нельзя уже будет запустить вспять.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бедность не является бедствием одного отдельно взятого человека. Она порождает деградационные процессы в обществе:

— ухудшение демографической ситуации. Люди в кризисных условиях не решатся на семью или рождение еще одного ребенка;

— целые пласты населения оказываются за бортом российской экономики. Бедные не могут получить достойное образование, как следствие для рынка труда они становятся низкоквалифицированными работниками, с учетом дефицита рук проблема занятых на технологическом производстве должна обостряться. Правда, не в России, поскольку производство попросту сворачивают, готовя армию наемных вахтовым методом для обслуживания нужд нефтегазовых компаний;

— часть профессионального состава с большим стажем работы вынуждена переходить на работу с большим уровнем дохода, но не имеющую такой общественной значимости — иными словами, бывший врач и учитель, чтобы прожить, вынужден становиться продавцом. А это непоправимый удар по российской экономике и по образу жизни человека;

— рост преступности. Люди с низким уровнем дохода становятся уязвимой для преступности группой. Для выживания бедные вынуждены идти на нелегальные способы заработка.

Бедность поражает всю социальную систему и само государство. Решение проблемы бедности — задача не второго или третьего порядка, поскольку именно кадровые ресурсы, человек определяет будущее страны. А это значит, что власть должна задуматься о своих гражданах, должна поддержать их в период кризиса, ведь если этого нет, то зачем тогда нужно государство, зачем нужны Путин и Медведев, их Единая Россия — не для защиты же крупного капитала и лоббирования его идей на международной арене? Или… Даже подумать страшно.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
7896
32780
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика