Майские указы как имитация развития

Майские указы как имитация развития

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

В начале мая за год до президентских выборов правительство отчиталось о выполнении майских указов. Прозвучали громкие цифры — указы выполнены на 76%, что соответствует 90% от плана на текущую дату. Президент России, краснея за явно завышенные цифры отчетности, скромно попросил правительство не торопиться, указав, что указы должны быть исполнены качественно, без обмана людей. Но как же это возможно сделать, если они изначально основаны на обмане.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И «СТОНЫ» ВМЕСТО СТРАТЕГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

Что такое майские указы президента? Это свод поручений, данных им после победы на президентских выборах 2012 года. Они затрагивают 11 сфер обустройства страны и включают 218 поручений. Некоторые пункты указа даже не были оформлены в форме поручений. Задачи, которые стоят в указах, это не амбициозные программы, а скромные рядовые поручения, на исполнение которых в советское время не стали бы тратить и года, в путинской России же на них отвели целых 6–9 лет.

Для страны, в которой живы в памяти план массовой электрификации (ГОЭЛРО), строительства железных дорог по всей неосвоенной территории, индустриализация, освоение целинных земель, переход от страны в лаптях к стране с ядерным оружием, первой вышедшей в космос, опередившей в своем научном потенциале США, подобные майские указы воспринимаются скорее как насмешка президента над реальным потенциалом, который таится в российских недрах и в трудовом энтузиазме россиян. Последний в данный момент загублен ценностным выхолащиванием и привитием чуждых ценностей наживы и индивидуализма. Майские указы президента по сути — это свод технических поручений, рутинная каждодневная работа, которая вдруг оказалась неким «российским чудом» и благоговением со стороны российского президента, как будто это не есть суть его работы.

Масштаб указов говорит сам за себя — имперские амбиции были отброшены в прошлое, удел России — это страна третьего мира, власть в которой с трудом решает поставленные задачи тактического уровня.


ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ УЛОВКИ

Когда говорим о майских указах, в голову приходит только одна мысль — «отчитались, как могли». Где Росстат помог, где иные статистические ухищрения, где совершенно забыли о содержании майских указов. Но и даже при таких уловках умудрились не дотянуть до установленной планки: на момент отчетности правительство должно было выполнить 180 поручений, но было исполнено 165, а о качестве и говорить не стоит. Президент в такой ситуации создал видимость, что это не царь плохой, а бояре такие, поторопились с отчетностью в ущерб интересам людей. На заседании Госсовета он объявил, что «проблем еще очень много и нерешенных вопросов больше, чем того, что удалось сделать». Вот такая откровенность, хотя иной раз кажется, что читает он невесть кем написанные бумажки, даже не особенно вникая в суть читаемого. Так самому себя разоблачить и опозорить? Наверное не заметил.

Основные приемы, которые использовало Правительство для красивой отчетности, следующие:

— помощь Росстата. В майских указах, например, зарплату бюджетникам должны были довести до средней по региону. Росстат стал рассчитывать среднюю по региону из статистики не только легального, но и теневого сектора, заменив среднюю зарплату в мониторинге на «среднемесячный доход от трудовой деятельности», включивший в себя заработки в неформальном секторе, а это на три-четыре тысячи меньше;

— подмена понятий. В майских указах была поставлена задача создания 25 млн «высокопроизводительных рабочих мест». Но этот придуманный президентом параметр Росстатом был сведен к оценке высокопроизводительности по критерию средней зарплаты на предприятии, то есть не связан ни с передовыми технологиями, ни с квалификацией работника, ни с собственно производительностью. То есть высокопроизводительными стали места, в которых работники получали зарплату на уровне порогового значения по отрасли. Благодаря этому шулерскому ухищрению стало возможным говорить о миллионах высокопроизводительных мест в стране, которых и не было и не прибыло совсем(!);

— искусственное выполнение плана. Например, в указах было зафиксировано снижение смертности от болезней кровообращения. Достигнуто это было, но зато смертность от других заболеваний выросла. А это уже прямое доказательство приписок, когда ради целевого плана диагнозы подделывались. Доказательство — данные соцопроса, проведенного профессиональной социальной сетью «Врачи РФ» в апреле 2017 года. Только 26% врачей на вопрос «Производятся ли, на ваш взгляд, в вашем учреждении манипуляции с диагнозами для улучшения статистики по посмертным диагнозам?» ответили «не замечали ничего такого», остальные подтвердили этот факт. 34% врачей на вопрос ответили «да, постоянно», 40% считают, что статистику пытаются улучшить, 74% врачей подтвердили высокопоставленное жульничество;

— замена реальных результатов бумажками. Многие из поручений предполагали разработку планов, концепций. Формально правительство все выполнило — например, МИД разработало Концепцию внешней политики. Однако, те ориентировки, которые были прописаны в указе о внешнеполитическом курсе, оказались полностью проваленными. Но ведь по ним поручений не было, вот и выходит, что указ выполнен, а действительность противоречит положениям указа;

— феномен средних значений как классический прием статистики. Средняя заработная плата бюджетникам вычисляется как среднее между сверхдоходами руководства и мизерными окладами сотрудников. В итоге среднее значение получается на уровне нормы. Например, средняя зарплата российских врачей в 2016 году превысила 50 тыс. руб., но согласно оценке фонда «Здоровье» такие доходы имеют только 5,7% врачей в стране, а половина получает менее 20 тыс. Правильней было бы вводить еще параметр распределения бюджетников по уровню доходов, чтобы избежать подобных злоупотреблений, но тогда нужно будет признаться в недееспособности политического руководства;

— пересмотр плановых показателей. В 2016 году было принято решение понизить промежуточные цели по зарплатам медиков. До 180% к 2017 году по врачам (вместо прежних 200%) и до 80−90% — по младшему и среднему персоналу (вместо 100%).


ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАЙСКИХ УКАЗОВ

Если проанализировать конкретные сферы, обозначенные в майских указах, то констатируем их провал в части достижения целевых уровней и полный успех в части разработок новых планов, стратегий и прочей бумажной волокиты. Рассмотрим эти сферы.

Экономическое развитие. Инвестиции в основной капитал должны были составить 27% к 2018 году. На текущий момент уровень инвестиций упал до 17%, что соответствует показателю 2006 года (рис. 1).

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал к ВВП, в % (по данным Росстата)

Нет инвестиций — нет развития. Так его и нет!

В указах была опора на количественное измерение инвестиций, опускался качественный параметр — структура экономики по отраслям. Она же за все время осталась неизменной. Это сырьевая экономика с секторами, обслуживающими ТЭК — металлургия, трубостроение. Рост производительности труда на 50% с 2011 по 2018 год явно недостижим, учитывая, что с 2012 по 2015 год производительность труда в России увеличилась лишь на 4%. Так как у народа нет никакого стимула работать, ибо нет понятия для чего, нет цели и национальной идеи, резкого скачка к 2018 году ожидать не приходится. Создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест на деле не реализовано, поскольку критерий в виде средней заработной платы по отрасли не может определять высокопроизводительность рабочего места. Но даже если взять за основу этот параметр Росстата, то на текущий момент он составляет 16 млн. против 25 млн, заложенных в майском указе.

Повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса идет с явным отставанием. К 50-му месту Россия подошла в 2016 году (51), а не в 2015 году, как было запланировано. В 2018 году Россия должна была занять 20 место, но в 2017 году она только на 40 строчке, а скачок в 20 пунктов за год маловероятен, учитывая, что до этого продвижение составляло по 10–12 п. (рис. 2).

Рис. 2. Россия в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса

Такой важнейший параметр как темп роста ВВП в майских указах полностью отсутствовал. И как оказалось, не зря, ведь по этому критерию Россия скатилась в минус: с темпов в 7,1% в 1999—2007 гг. до отрицательных показателей. Хотя этого параметра и не было в майских указах, были публичные заявления Путина о том, что нужно «раскрутить маховик экономического развития, темпов роста до 6–7% в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира». Что касается пятерки, то в 2016 году по объему ВВП Россия вылетела даже из десятки экономик мира, занимая 12–13 место.

Социальная сфера. Повышение реальных зарплат в стране в 1,4−1,5 раза к 2018 году недостижимо. За эти годы реальный размер заработных плат если отсчитывать от 2011 года вырос всего на 5% (на конец 2016 года), а если отсчитывать от 2012 года, то упал на 3% (рис. 3).

Рис. 3. Средняя заработная плата в ценах фиксированного года (по данным Росстата, расчет ЦНПМИ)

В пересчете на доллары зарплаты не выросли, а сократились на 30% (!) в сравнении с уровнем 2012 года (рис. 4). А считать в долларах правильно, поскольку импортизация ВВП так существенно и не изменилась.

Рис. 4. Средняя заработная плата в долларах США

Если вспомнить зарплату бюджетников, которая выросла за счет роста нагрузки и сокращения персонала, то становится очевидным, что все эти цифры — фикция. И кстати рост на 100–200% даже при условии повышения нагрузки не выполнен. А учитывая, что обязанности были возложены на регионы, получается, что где-то постарались нарастить, оставив бреши на других участках. В итоге, пока декларируется рост зарплат — наблюдается дефицит инвестирования в социальную инфраструктуру. А сокращение персонала, благодаря которому и был обеспечен хоть какой-то рост оплаты труда, повлияло на уровень безработицы и качество работы сотрудников бюджетного сектора. К этому стоит добавить то, что в указе прописана оплата труда, то есть должностной оклад и разнообразные надбавки, которые могут стать инструментом манипулирования учителем и врачом, заставляя его работать на износ. Любая перегрузка врача повышает риск врачебной ошибки, а значит исполнение майских указов в текущем варианте бьет по простым россиянам.

Такое положение как «меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования» «исполнено» с точностью до наоборот. Накопительная часть пенсии, то есть 6% от заработной платы сотрудника, была заморожена и поступила не на индивидуальный счет россиянина, а в общий котел — в Пенсионный фонд для текущей выплаты пенсионерам. Т.е. не то, чтобы сохранена и приумножена, а попросту украдена у граждан.

Образование. В майских указах представлено большое количество целевых параметров, статистику по которым в чистом виде Росстат дает далеко не всегда. Здесь следует отметить, что вроде параметров взято много, но масштаба работы в этой сфере нет. За многословьем скрывается банальная имитация бурной деятельности.

Здравоохранение. Удивительно, что первыми параметрами в системе здравоохранения стала смертность, как будто это главное, что гарантирует отечественная система здравоохранения. Не заболеваемость по видам болезней, а смертность от этих болезней. Как было уже выше описано приближение к плановым показателям по смертности от видов достигнуть можно легко при помощи приписок. Хотя есть еще одна уловка — с 2014 года численность населения Россия выросла более чем на 2 млн. за счет крымчан, то есть в пересчете на 100 тысяч человек показатели смертности приблизились к целевым, а в случае смертности от болезней системы кровообращения превысили целевые ориентиры.

Согласно указу правительство должно было разработать комплекс мер, среди прочего направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров. Комплекс мер конечно разработали, да вот только дефицит стал еще больше. Лучше бы не разрабатывали? Если в 2011 году число врачей составляло 732,8 тысяч человек, то в 2015 году уже 673 тыс. Незначительно выросло число медперсонала, но в пересчете на 100 тысяч человек сократилось как число врачей, так и среднего медицинского персонала. Врачей с 51,2 до 45,9. Медперсонала с 107 до 105,8. И это устойчивый тренд на сокращение, то есть к 2018 году будет еще меньше медицинских работников. Впрочем, сокращение вполне объяснимо. Ведь надо было зарплату «поднять», вот и решили сократить численность и не менять фонд оплаты труда. Абсурд и диверсия против здоровья населения.

Демография. В этой части установки президента были весьма скромными. В указе зафиксировано два целевых параметра — некий абстрактный показатель суммарного коэффициента рождаемости и средняя продолжительность жизни. Первый, имеющий исключительно статистическое значение, был выполнен еще в 2015 году. Второй вероятно не будет достигнут. Но что примечательно — не было необходимых стране установок — естественный прирост, снижение смертности, рост коэффициента рождаемости. Все это осталось за рамками указа, что неудивительно, ведь в противном случае пришлось бы докладывать о полном провале.

Государственные услуги. Основной упор в этом секторе был сделан на функционирование МФЦ. Действительно по стране открылись единые центры и стал действовать принцип единого окна. Минусом является то, что если в Москве в этих центрах очередь и составляет целевые 15 минут, то в регионах, когда на город приходится один-два МФЦ, эта очередь превышает час-два. Положительные отзывы о портале госуслуг нередко напоминают обычные накрутки, когда тысячи положительных комментариев оставлялись с интервалом от одной до двух минут и с одними и теми же выражениями. Однако нужно отдать должное, что в части доступности госуслуг через Интернет стало все значительно лучше. Только большинство мер указа -это мелкие корректировки неэффективной системы, которая от этого лучше не стала. Но здесь уже вопрос не к исполнителям указа, а к его автору.

Жилье и ЖКХ. Обещанного уровня ипотечного кредитования не достигнуто, ровно как и остальные положения программы остались лишь рекомендациями. На 2018 год запланировано, что ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) должны быть выше инфляции не более чем на 2,2 п.п. В 2016 году инфляция составила 7,1 п.п., а ставка 12,6. Достигнут целевой уровень будет лишь в случае роста индекса инфляции до 9–10%. В указе был и такой пункт как «до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». Заметьте, не сказано было ни слова о ликвидации того самого аварийного жилья, просто нужно было разработать комплекс мер. Ну бумажки писать — это то, что пока Правительство еще делает, правда хромает содержание, но ведь для них главное галочку поставить — написано, значит указ выполнен.

Оборона. Этот сектор в отличие от всей экономики был поддержан государственным оборонным заказом, за счет чего степень выполнения поручений оказалась высокой. Однако успех оборонного сектора базируется на заделах советских времен, что говорит о том, что научный прогресс и нанотехнологии так и остались мифом, не поступив даже в сектор, в первую очередь в этом нуждающийся.

Внешняя политика. Указ №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» стал самым провальным из всех указов. Но удивительно то, что все перечисленные постулаты о положении России в мире не покрывались никакими поручениями. А поручения касались только бумажной работы — разработать нормативные правовые акты. Об этом и отчиталось в итоге Правительство в мае 2017 года — «формируется обширный массив нормативных правовых актов, охватывающих весь спектр направлений внешнеполитической деятельности, включая законы о ратификации международных договоров Российской Федерации, программы международной направленности, иные директивные документы в области внешней политики, принятые на федеральном и ведомственном уровнях».

Интересно получается, что положения указа в точности до наоборот соответствуют действительности, но поручения даны так, что по форме указ будет исполнен, а по содержанию никто и вдаваться не будет.

Вспомним положения указа и сопоставим их с внешнеполитическими реалиями (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение положений указа «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации с реальным состоянием дел

Из всего приведенного очевиден только один вывод — властвующая группировка Путина провалила собственные «майские» обещания. Стране нужны фундаментальные реформы, смена недееспособных лиц, системная перестройка, а не директивное «латание дыр» шулерскими методами перед очередными президентскими выборами. Точечное воздействие на сферу, устраняя лишь видимые проявления проблемы, но не ее причины, подобны обезболивающему — болевой синдром снят, а болезнь-то все равно осталась. А в случае майских указов обоснованно говорить, что и синдром не снят, медсестра, так сказать. отчиталась перед доктором, что умирающий чувствует себя хорошо.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Бумажные победы и реальные дела: правительство отчиталось о «майских указах»

«Итоги недели со Степаном Сулакшиным». 5 мая 2017 г.

Отчет Медведева: мы опять прожили год новых возможностей

Российские подходы к корейской проблеме



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4346
19301
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика