Модель страны как оболочка для проектирования и управления переходным постлиберальным процессом в России

Модель страны как оболочка для проектирования и управления переходным постлиберальным процессом в России

Основные ценности и принципы устроения, структура, институты,  субъекты,  функции, компетенции, механизмы государства: новый конституционный облик 

О задаче перемен в стране

 

Поэтому для планирования подобной перемены необходимо определить содержание, по крайней мере, пяти  позиций, которые на старте постановки задачи считаются неизвестными и априори вариативны.

1.  Кто субъект (актор) перемен?

2.  С какой целью планируются перемены (каков облик конечного состояния страны)?

3.  Каким путем и в результате каких воздействий перемены могут состояться?

4.  Что именно (какие конструкты, инфраструктуры, институты, нормативы и т.п.) подлежит преобразованию?

5.  В чем целевые требования  не совпадают с имеющимся статус-кво, существующими кондициями объекта реформирования?

Каждый из  этих вопросов декомпозируется на  ветвящееся дерево подвопросов.  Например, кто может стать актором перемен?

1.  Власть, ее лидер и его команда.

2.  Власть, ее лидер и его новая команда.

3.  Контрэлита и контр лидер в составе действующей власти.

4.  Политическая вневластная оппозиция.

5.  Внешний внесуверенный актор.

6.  Бунтующий народ.

  С какой целью планируются перемены (или каков облик конечного состояния страны)? Эти описания необходимы как минимум в шести агрегированных сферах, каждая из которых декомпозируется далее на более детализированные сегменты. Это:

  • экономическая и финансовая сфера;
  • внутриполитическая система (избирательная и административно-государственная);
  • внешнеполитическое позиционирование страны;
  • региональное устройство (в том числе материализованное и административно-территориальное);
  • социальная сфера;
  • гуманитарная сфера.

Итого уже 36 возможных содержательных опций. Но каждая из сфер также сложна, например сфера экономического устройства страны (если ее представить как набор хотя бы только направлений государственной экономической политики, имеющих свой предмет) включает более 30 направлений. Это финансовая политика (денежно-кредитная, банковская, налоговая, бюджетная, долговая, ценовая, инвестиционная). Промышленная. Инновационная. Энергетическая, Транспортная. Связи и коммуникаций. Производительности, мотивации и оплаты труда. Занятости и т.п. 

Общий перечень государственных политик, которые требуют представления конкретного облика страны в соответствующих секторах ее бытия и строительства, еще больше.

1. Продовольственная политика.

2. Энергетическая и энергосберегающая политика.

3. Промышленная политика.

4. Политика в аграрной сфере.

5. Транспортная политика.

6. Политика в сфере жилищного обеспечения.

7. Политика в сфере производительности труда.

8. Правоохранительная политика: борьба с преступностью.

9. Правоохранительная политика: обеспечение судебного процесса.

10. Политика в сфере развития оборонно-промышленного комплекса и вооружений.

11. Политика, относящаяся к компетенции служб безопасности.

12. Военная политика.

13. Демографическая политика.

14. Политика в сфере доходов и оплаты труда.

15. Государственно-управленческая политика в сфере экологии.

16. Политика в сфере бытового обслуживания населения.

17. Пенсионная политика.

18. Политика в сфере здравоохранения.

19. Политика занятости.

20. Политика по развитию физкультуры и спорта.

21. Политика в рекреационно-релаксационной сфере  (реализация права на отдых).

22. Молодежная политика.

23. Политика социальной защиты населения.

24. Политика в сфере культуры.

25. Политика в сфере национальных отношений.

26. Политика взаимоотношений с религиозными институтами.

27. Политика духовного развития народа.

28. Политика в сфере науки и инноваций.

29. Политика в сфере информатизации и связи.

30. Политика в сфере образования.

31. Региональная политика.

32. Кадровая государственная политика.

33. Политика выравнивания социальных диспаритетов.

34. Бюджетная и налоговая политика.

35. Денежно-кредитная и банковская политика.

36. Ценовая государственная политика.

37. Инвестиционная политика.

38. Политика управления государственным долгом.

39. Внешнеэкономическая политика.

40. Международная (дипломатическая) политика.

41. Политика в сфере чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, техногенные катастрофы).

42. Геополитика.

Перечень может быть еще более дробным. И в каждом сегменте устройства страны количество конструктивных решений - как он должен быть обустроен -  исчисляется многими десятками. Следовательно, серьезно говоря о планировании переустройства страны, необходимо иметь профессиональное представление о множестве «конструкций» страны. Это принципиально требует междисциплинарной квалификации. Кроме того, становится понятным, что планы переустройства на уровне «мы подымем Россию с колен» относятся к сфере риторики и политического шоу и не более.

Оценка статус-кво невозможна без выбора  явного ценностного критерия. От его конкретного вида зависит результат оценки действительного состояния страны, да и целеполагание на переустройство. При одном критерии текущее состояние может быть оценено как совершенно нормальное и не требующее перемен, при другом прямо наоборот. Пространство выбора ценностного критерия содержит как классические базовые философские варианты с уровня «что есть добро и зло», так и специфические для конструирования страны. О чем речь? (Табл.1).

Таблица 1.

Сопоставление публицистических и профессиональных форматов в реформаторской государственной риторике.

Публицистика

Рациональный перевод

1

Государство для человека или человек для государства

Доля госрасходов в ВВП, как индикатор раздела: общественно контролируемые материальные потоки и приватно контролируемые материальные ресурсы. Идеологическая версия: выбор между либерализмом и социализированной моделью.

2

Права и свободы превыше всего

Соотношение между кооперативными (социализированными) формами бытия в материальных и нематериальных подсистемах страны или индивидуализированными должно быть оптимальным

3

Государство – ночной сторож

Мера этатизма должна быть оптимальной. Выбор между конструктами коммерческой модели государства, де-факто быстро «приватизируемой» меньшинством и уводимой от целеполагания всеобщего блага,  и государством, отвечающим за все результаты развития страны.

4

Свобода лучше, чем несвобода. Частный собственник по определению эффективнее государственного. (собрание сочинений Медведева)

Структура имущества в стране должна быть оптимизирована под специфику страны. Права частной собственности должны быть сбалансированы с идеей всеобщего блага.

5

Нет – железному занавесу. Страна должна быть максимально открыта миру, а национальная экономика  соединена с мировой экономикой.

Мера автаркизации должна быть оптимальной с позиций национальных интересов.

6

Материальный успех и потребление, уровень жизни – высшая цель.

Это важно, но не главное. Государство должно быть гарантом нравственности.

7

Ничего лучше демократии не придумано.

Права граждан должны быть гарантированы государством, а не деньгами и иными ресурсами.

8

Индивидуальный успех не ограничен и есть основа успеха всеобщего.

Всеобщее благо выше индивидуального и оба они должны быть сбалансированы.

9

Место проживания неважно-главное где человеку хорошо.

Родина – есть важнейшее понятие и реальность.

10.

Мы европа, мы не отличаемся. У нас такие же ценности.

Мы – это идентичная цивилизация. Русская (российская). Наши решения и конструкты должны быть самостоятельными.

 И т.д. Ряд более обширен. Он показывает, что от уровня рутинной или шоу-политической риторики необходимо погрузиться до профессионального и ответственного уровня планирования и самой задачи и ее решения в дальнейшем. Примеры приведены не столько для исчерпания построенного начала ряда вызовов, а для того, чтобы показать, во-первых, тип вызовов, а,  во-вторых, различие подходов и сложность формулируемой задачи. Т.о. статус-кво, построенный с применением избранного ценностного критерия-фильтра, в его проблемной части составляет исходную точку преобразований страны. Рис.2.

 


2. Что такое модель страны?

2.1. Теоретическая постановка вопросао модели страны

В литературе и общественном дискурсе о «конструкте» страны по сути вопроса используется самая различная терминология. Общественно-политический строй, основы общественно-политического строя, образ страны, облик страны. Для целей реального государственного «конструирования» страны и государственного управления, для проектирования будущего страны наиболее алгоритмично понятие «модель страны». Хотя оно только начинает применяться, да и то в известной мере с нашей собственной подачи.

Проектирование будущего страны (или планирование) отличается от прогнозирования, которое в свою очередь, отличается от пророчества. Для пророчества характерна отстраненность от действительности. Говорится: будет так!

Прогнозирование говорит: будет так, если – то, и будет этак если иначе.

Проектирование и планирование говорит: чтобы было так – нужно сделать вот так. Оно исходит из заведомо известной причинно-следственной связи. Модель страны в общем подходе к понятию и есть описание причинно следственной связи факторов развития страны и его результатов. (Рис.3).


Рис.3. Модель страны как причинно-следственная система

На более строгом языке – это функциональная многомерная связь между факторами как условиями и обстоятельствами, в которых находится страна, и результатами ее развития. Часть из условий и обстоятельств не зависит от управленца (климат, иные государства и т.п.), но значительная часть находится в руках. Очевидно, что руководство страны, как и ее общество, ожидает некоторого позитивного характера развития страны, причем это, конечно, не какие-то частные показатели, а социально-экономическая успешность страны в целом, как набор, как вектор параметров развития.

У государства, как у управленца, есть набор независимых параметров, уже обозначенных как факторы, который и предлагает всевозможные варианты выбора в процессе управления. Собственно этот выбор и есть с одной стороны выбор модели страны, путем задавания параметров ее устройства. Примеры этих параметров приdедены в табл.2. 

С другой стороны, на вид функции F  управленец также может влиять. Это обусловлено тем, что в модели черного ящика, под которым понимается очень сложно устроенная страна, заключены множественные связи, как объективная идентичная характеристика данной конкретной страны. (Рис.4.).

 

И они обусловлены в том числе национальным законодательством, порядками жизни, производства, распределения и потребления, мотиваций труда и т.д. На них также можно влиять, устанавливая эти порядки. Иными словами, форматируя функцию F.

В одномерном приближении эта связь выглядит следующим образом. (Рис.5).


Рис.5. Общий вид модели страны как системы причинно-следственных связей

На самом деле, то, что представлено на рис.5 в виде простенькой кривой, является поверхностью в многомерном пространстве. А вертикальная координата есть отражение показателя успешности развития страны, как мера эффективности ее модели. Именно эта поверхность представляет собой искомое понятие «модели» - того сложнейшего организма, оперируя параметрами внутри которого, можно задать его форму.

Мы  в задаче перехода от одного состояния страны к иному  должны оперировать двумя типами моделей, на рис.6 они обозначены, как имеющая место сегодня, либеральная, ограниченная по своим возможностям,  и новая, искомая модель, которая позволит России стать максимально успешной. И переход к которой есть предмет основного исследования.


Рис.6. Смена современной модели развития на более успешную

Какое отношение данная абстрактная математическая модель имеет к практическому поиску сценариев перехода от одного  состояния страны к другому? Планирование перехода есть задача социально-политического проектирования. И ее, в отличие от распространенных шоу – политических спектаклей необходимо рассматривать, как любую задачу проектирования будущей реальности. Неважно, имеется в виду новое техническое устройство или новая социальная реальность.  Задача профессиональна и непроста. Например, показывая в нижеприводимом списке  обещанные управляемые параметры, мы одновременно определяем поле релевантных социальных групп интересов, которые могут быть настроены либо в поддержку, либо против предлагаемых изменений.  Возникает вызов анализа их интересов, от чего зависит вероятность того или иного сценария перехода. Приведем список этих параметров.

Независимые показатели в государственном управлении {xn}

·  Коэффициент монетизации экономики – объемы агрегата M1,М2, М3, отнесенные к ВВП (%)

·  Золотовалютные резервы

·  Структура золотовалютных резервов (монетарное золото/валюта/ ценные бумаги)

·  Курс национальной валюты к доллару (сколько стоит доллар в местной валюте, например, юань/долл)

·  Ставка рефинансирования ЦБ

·  Коэффициент мультипликации денежной массы национальной банковской системой

·  Объем фонда обязательного резервирования банков

·  Скорость оборота в стране денежной массы (по Фишеру)

·  Доля национального кредитного портфеля на производственный кредит и на потребительский кредит

·  Доля госрасходов в ВВП

·  Доля инвестиций в ВВП

·  Доля государственных инвестиций во всех инвестициях

·  Доля государственных инвестиций во всех инвестициях по отраслям

·  Доля иностранных инвестиций во всех инвестициях

·  Доля частных инвестиций во всех инвестициях

·  Доля региональных государственных инвестиций (из местных бюджетов)

·  Доля прямых инвестиций во всех инвестициях

·  Доля портфельных инвестиций во всех инвестициях

·  Экспорт капитала (накопленный и текущий годовой)

·  Импорт капитала (накопленный и текущий годовой)

·  Доля оплаты труда в ВВП

·  Минимальная оплата труда (часовая стоимость)

·  Средняя величина оплаты труда

·  Доля госдолга в ВВП

·  Доля суммарного (государственного и корпоративного) внешнего долга страны в ВВП

·  Рентабельность по отраслям

·  Доля потребления домашних хозяйств в ВВП

·  Доля госсобственности в структуре собственности страны

·  Отношение госдолга внешнего к внутреннему

·  Объем (годовой) валового выпуска по отраслям

·  Объем (годовой) инвестиций по отраслям

·  Занятость по отраслям

·  Объем (годовой) добавленной стоимости по отраслям

·  Объем вырабатываемой электроэнергии

·  Объем потребляемой энергии

·  Налог на прибыль

·  Налог НДС

·  Экспорт

·  Импорт

·  Внешнеторговый оборот (Э+И)/ВВП

·  Средняя импортная таможенная ставка

·  Средняя экспортная таможенная ставка

·  Доля налогов, идущих в федеральный центр

·  Отношение госрасходов федерального центра (государственного централизованного бюджета) к госрасходам в регионах

·  Доля налогов в ВВП

·  Отношение максимальной к минимальной  ставке подоходного налога в прогрессивной шкале

·  Коэффициент фондов

·  Коэффициент Джини

·  Пенсионный коэффициент замещения

·  Различие между регионами по ВРП на душу , по инвестициям на душу, по средней оплате труда, по занятости

·  Объем доходов и расходов государственного централизованного бюджета

·  Объем доходов и расходов консолидированного бюджета

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на общегосударственные расходы

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на оборону

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на безопасность

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на поддержку экономики

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на ЖКХ

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на экологию

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на образование

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на культуру

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на здравоохранение

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на социальную политику

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на дотации субъектам РФ (или провинциям в других странах)

·  Доля от всех расходов государственного централизованного бюджета на науку

·  Доля в расходах государственного централизованного на экономику субсидий АПК

·  Отношение числа платных мест к бюджетным в образовании

·  Отношение затрат на покупки ВиВТ к затратам на содержание армии

·  Доля численности армии в населении страны

·  Доля численности всех силовых структур в населении страны.

Из перечня достаточно очевидны проекции на известные модельные парадигмы, например, монетаризма, либерализма, дирижизма, социальности государства.

Показатели развития страны, совпадающие с избранными приоритетами ценностей, также образуют обширный перечень{Yn}. 

Макроэкономические показатели

  • ·  ВВП
  • ·  ВВП/душу населения
  • ·  Энергоемкость ВВП
  • ·  Темп прироста ВВП на душу населения
  • ·  Производительность труда
  • ·  Инфляция

Демографические и гуманитарные показатели

  • ·  Демографические показатели на городской и внегородской территории страны и по возрастным когортам
  • ·  Рождаемость
  • ·  Смертность
  • ·  Ожидаемая продолжительность жизни
  • ·  Миграционное сальдо
  • ·  Уровень безработицы
  • ·  Соотношение средней ЗП и прожиточного минимума
  • ·  Доля населения за чертой прожиточного минимума
  • ·  Площадь жилых помещений на одного жителя
  • ·  Отношение цены одного кв. метра жилья к среднедушевому доходу населения
  • ·  Время оказания экстренной мед.помощи
  • ·  Коэффициент урбанизации
  • ·  Структура расходов семьи (питание, жильё, образование, лечение, досуг…)
  • ·  Объём пассажирских перевозок
  • ·  Коэффициент брачности
  • ·  Охваченность населения интернетом и другими видами связи.
  • ·  Соотношение оплат труда по отраслям
  • ·  Кол-во автомобилей на 1000 населения
  • ·  Площадь жилых помещений на одного жителя

Показатели безопасности государства

  • ·  Показатель масштабов коррупции
  • ·  Масштабы теневой экономики
  • ·  Доля иностранного капитала в предприятиях стратегического назначения и инфраструктуры государства
  • ·  Доля импорта в продовольствии, лекарствах, критических технологиях, сырье.
  • ·  Конфликты и преступления на национальной почве
  • ·  Одобрение власти обществом, состояние политической среды
  • ·  Забастовки, бунты
  • ·  Доля содержащихся в заключении от населения страны

Наука, культура и  образование 

·  Кол-во патентов на душу населения и кол-во выданных патентов за рубежом

·  Кол-во научных работников на 10000 чел. населения

·  Кол-во научных и конструкторских учреждений

·  Кол-во национально контролируемых критических технологий

·  Число научных цитирований национальных ученых на душу населения

·  Количество научных открытий

·  Доля наукоёмкой продукции на душу населения

·  Доля наукоемкой продукции на мировом рынке

·  Доля инновационной продукции по структуре выпуска

·  Доля сырья и доля наукоемкой продукции в экспорте

·  Доля наукоемкой продукции и сырья в импорте

·  Посещение театров, консерваторий, музеев и т. д., их количество

·  Социологические данные о склонности населения страны:

- к труду

- к коллективизму

- к душе

- к нематериальным ценностям

- к материальным ценностям

- к терпимости

- к альтруизму

- к ценности человеческой жизни

- к сопереживанию 

- к семье

- к стремлению к совершенству

- к детности

- к любви (не к сексу, а к человеческой любви)

- к руководству страны

- к патриотизму

- к собственной цивилизационной и иной идентичности

·  Доля населения, продолжающего обучение с 25 до 64 лет.

·  Доля населения с высшим образованием

·  Количество медалей на международных олимпиадах школьников и студентов

·  Количество студентов на 10000 чел. населения

·  Доля  иностранных студентов в общем числе студентов

Общественное здоровье

·  Медали на международных спортивных соревнованиях

·  Охваченность физкультурой (посещение кружков, секций…)

·  Потребление на душу видов продовольствия: мяса, молока, яиц, фруктов овощей, рыбы, хлеба.

·  Заболеваемость по видам

·  Социальные болезни: туберкулез, СПИД, венерические заболевания Курение, алкоголизм, наркомания и иное девиантное поведение

·  Показатели для индекса оценки психического состояния общества на сто тысяч населения:

- Количество самоубийств

- Количество заболеваний органов и чувств нервной системы

- Количество психических расстройств

- Количество убийств

- Число разводов

- Число беспризорников

Экология

·  Коэффициенты загрязнённости почвы, воды и воздуха.

Мировые рейтинги и индексы (Страна глазами мирового сообщества)

  • ·  Отношение к стране народов мира (соц. опросы)
  • ·  GRICS (интегральный показатель гос. управления),
  • ·  индекс демократии,
  • ·  индекс непрозрачности,
  • ·  индекс свободы прессы,
  • ·  индекс мировой конкурентоспособности,
  • ·  EIS (European Innovation Scoreboard)
  • ·  мировой рейтинг благотворительности (CAF)
  • ·  индекс счастья
  • ·  индекс развития человеческого капитала  (ИРЧП)

Приоритеты, которые выбирает социально-политический проектант в этом списке, будут определять систему целей в управлении будущим типом государства, и влиять на выбор управленческих, нормативно-правовых конструктов новой модели государства. От них, в свою очередь, зависят и переходные варианты действий и возможных сценариев, поскольку они по разному взаимодействуют с интересами причастных к переходу акторов.  

Важно заметить, что поверхность в многомерном пространстве параметров, соответствующая функции F, что мы формализовали как модель страны,  является цивилизационно-уникальной для разных стран и разных цивилизаций. (Рис.7).


Рис.7. Поверхности успешности разных стран

Если говорить о России, то на сегодня она выбрала себе наихудшее положение почти в основании также нелучшей избранной поверхности успешности (ее тип: либерально-космополитическая слабосуверенная модель), избрав соответствующее конкретное значение параметров управления. Более того, современная модель управления не предполагает подъёма к успеху, напротив, сегодняшний управленческий выбор провоцирует ещё большее снижение российских потенциалов. Задача же заключаются в том, чтобы попасть на вершину поверхности успешности, выбирая наилучшие значения управляемых параметров и, кроме этого, задавая саму поверхность успешности идентичной стране и максимально эффективной. Поэтому проектирование перехода от имеющихся реалий страны к более успешным зависит от понимания реалий и представления целей, которые, как предлагается, могут быть представлены вполне операционально.  Кроме того, этот подход еще раз показывает насколько задача проектирования перехода является профессиональной.

2.2. «Конструкционная» постановка вопроса о модели страны

Как связаны первичные ценности модели страны и сама конструкция государства? Какие промежуточные конструкты, документы, нормативы  должны быть разработаны для того, чтобы строительство страны по новой модели было бы продуманным, прозрачным для детализированных  дискуссий? Что входит в понятие конструкций государства?

Ответы на поставленные вопросы означают предложение идти по пути технологических рекомендаций. Например, как связана пожалуй важнейшая из целеобразующих ценностей - нравственность с конструкцией государства? Государство – это неодушевленный субъект деятельности, и применять к нему антропоморфные человеческие и общественные характеристики не вполне уместно. Однако мы видим, что государство представляет собой совокупность функций и институтов, правовых механизмов, порядков, субсистем, процедур и так далее (рис. 8).


Рис. 8. Структура конструктов  государства, релевантных ценности нравственности

Каждый  из этих конструктов направлен на созидание  определенных общественных отношений, в итоге функционирования государства  формируется и определенная личность с ее уже человеческими характеристиками, сообщество с его индивидуальными и кооперационными характеристиками. Эти свойства являются продуктом деятельности государственных институтов. Каких? Воспитания, образования, науки, культуры, пропаганды, массового информационного воздействия. Результат в отношении конечного продукта общежития – человека и общества – может быть разным: либо нравственным, либо безнравственным. Таким образом, нравственность в государстве как реалия возникает тогда, когда оно генерирует нравственные человеческие отношения. А для этого государство должно  строить  себя, свою деятельность, проводить конкретные государственные политики вполне определенным образом. 

При этом все пространство деятельности государства задается базовым нормативно-правовым документом, основным законом – Конституцией.

Как мы понимаем, это вполне осязаемые предметы для строительства. Мы не разделяем внеконтекстное административно ограниченное категориальное развертывание смысла государства, оно в данном случае контекстно, универсально и конструктивно. Подобный подход означает, что государство – это социальная оболочка, которую общество создает в своих собственных интересах. А все остальное – насилие, безопасность, перераспределение, администрирование  – это функции государства.

Следующим примером связи выбранных целеобразующих ценностей и конструкта государства может быть внешнеполитическое позиционирование страны. Сегодняшней России ее действующая конституция предлагает такой выбор: «сознавая себя частью мирового сообщества». Пассивная формула, ничего не говорящая о роли страны в мире, об ее позиции, ее претензиях, ее зонах и смыслах интересов в мире. Но в политике, геополитике «свято место пусто не бывает». Если страна не заявляет свои принципы и детали внешнеполитического позиционирования, то  за нее это обязательно делают другие страны. И соответствующие государственные конструкты, инфраструктуры выстраиваются определенным образом. По факту имеем Россию, как второстепенную державу, свернувшую свое мировое присутствие в виде флотов, авиационного патрулирования, разведцентров и других глобальных инфраструктур. Российская экономика все более десуверенизуется, превращается в сырьевой поставщик и рынок сбыта готовой продукции.  Ценностный выбор, конституционное его закрепление транслируется в конкретный вид конструктов государства.

Это означает важный вывод, что существует  механизм программирования конструкции государства как продукта не только разового строительства (конституирования), но и непрерывных результативных практик государственного строительства и общественного развития. Оба они не происходят сами собой, существует проектный метод их программирования.

2.3. Переходная алгоритмическая постановка вопроса о программирующем характере модели страны

Достаточно очевидно, что программирующая реальный конструкт государства пирамида имеет началом конституцию страны. (Рис.9).


Рис.9.  Пирамида программирования реалий государства

Есть два различных типа конституций, что легко установить по ансамблю конституций стран мира. Первый — исключительно юридический тип. К нему относятся конституции главным образом либеральных государств. Второй — синтетический тип, нормативно-правовой, нормативно-политический и государственно-управленческий. Конституции этого типа выполняют несколько функций: они являются не просто юридическим документом, но еще и нормативно-политическим, идеологическим, ценностным и, конечно, управленческим документом (рис. 10).


Рис. 10. Два типа конституций

Трудно согласиться с исключительно юридизированным типом конституции, в которой умалчивается о ценностных точках отсчета и государство предстает исключительно как только институт, а не как совокупность территории, народа и административного аппарата. Эти точки отсчета, из которых исходят конституции либеральных стран, совершенно очевидно реконструируются как интересы богатого и космополитического меньшинства. То же самое касается построения системы государственного управления. Либеральная модель административного государства заключается только в контуре государства как института: о ценностях не говорится ничего, кроме того утверждается, что свобода лучше, чем несвобода. В предлагаемом подходе  возникает юридико-строительная новелла понятий высших ценностей государства, фиксируемых в конституции, и эта новелла имеет отношение к конструированию перехода.  Рис. 11.


Рис. 11. Теоретико-правовая новелла новой Конституции как программирующего развитие страны документа

Высшие ценности достаточно естественны для русской (российской) цивилизации. (Рис.12).


Рис. 12. Высшие ценности России в новой конституции страны, резонансные для проектирования модели страны

Тогда новая модель страны в проекте возникает не из вкусовых или клановых предпочтений, а в прозрачном  системном алгоритме. Рис.13.  


Рис. 13. Алгоритм разработки новой Конституции и новой модели страны

Ключевой замысел этой разработки заключается в том, чтобы гарантировать успешность страны в целом. Прозрачным консенсусным образом предлагается ценностный выбор. Ключевыми проблемами нынешней Конституции РФ  нынешней модели страны являются:

1. Экстремистский либерализм.

2. Государственный космополитизм и подавление суверенности.

3. Цивилизационная неидентичность.

4. Отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом.

5. Отсутствие исторически преемственной и цивилизационно идентичной системы ценностей, являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации.

6. Отсутствие ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики.

7. Полное отсутствие правового института ответственности государства (вместо него — «…в ведении…»), государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, за обеспечение безопасности общества и государства, за реализацию прав и свобод человека и гражданина.

8. Отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина.

9. Дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой.

10. Асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции принципов и норм федеративного устройства.

11. Запрет ценностной основы государственности — идеологии.

12. Асоциальная формула отношений собственности.

13. Дисбаланс ветвей власти.

14. Подмена народовластия властью денег и административного ресурса.

15. Подмена местного самоуправления государственной властью де-факто при объявлении ее местным самоуправлением де-юре.

Перечень дисбалансов и дефицитов нынешней конституционно закрепленной модели страны на деле существенно больше.

В Конституции 1993 г. фактически запрограммирована модель государства, угрожающая самому его существованию как целостному, самобытному, цивилизационноидентичному, успешному и жизнеспособному государству.

Основные концепты новой Конституции, новой модели страны  — это решение данных проблем (рис. 14).


Рис. 14. От ценностей — к новой Конституции

Каждая конструкторская юридико-техническая аксиологическая задача должна решаться  как конкретная задача, отвечающая идентифицированной проблеме. Основные концепты решений вырабатываются с учетом представления о том, что государство является не административным аппаратом услуг, как в либеральной модели, а  социальной оболочкой, созданной обществом для достижения всеобщего блага. Государство в такой модели отвечает за все, но не только директивным образом, а еще и управленчески-мотивационным образом, устанавливающим ценностные мотиваторы для человека и общества. Цивилизационная идентичность и специфика страны, акцентирование русской, российской специфики нашего государства являются не вкусовым предпочтением, а фактором успешности страны, что доказано с математической строгостью. Ценностно-целевой концепт и проблема нравственности — это тоже не вкусовые беллетристические обстоятельства: любое управление развитием, устремленное к успешности, исходит из цели, а цель невозможна без ценностного выбора.

Основные концепты новой Конституции, как и новой модели страны таковы.

1. Государство — это созданная обществом оболочка для жизнеобустройства человеческого общежития. Государство отвечает за все.

В тексте действующей Конституции государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги (концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник).

Предлагается сущностно иной подход, исходящий из того, что государство не только оказывает услуги, но обеспечивает жизнеобустройство всего общежития в стране. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижения всеобщего блага.

2. Цивилизационная специфика и идентичность страны.

Код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия, и это следует из количественных профилей-характеристик цивилизаций, является самостоятельной страной-цивилизацией. Русской (российской) цивилизацией. Спор, принадлежит ли Россия западной цивилизации, на языке вкусовых убеждений не имеет смысла. Но как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие сообщества на жизнь и действия, то становится совершенно явно видно, что количественные профили этих ценностей различны для всех существующих локальных цивилизаций. Собственно, даже в прямом смысле – «Что русскому здорово, то немцу смерть». И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности российское население сокращается даже численно.

 3. Ценностно-целевой концепт.

Конституция описывает основу государственного института, полномочия власти. Ее уровни, их взаимодействия и алгоритм действия государства. При этом есть два противостоящих подхода к государственному управлению. Первый – либерально-коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника, и тот оказывает услуги, администрирует. Причем откуда берутся цели развития, стратегии развития, приоритеты и, опять-таки, ценности – неясно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ есть, ибо весь концепт современного либерализма, на самом деле, настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно и диктует и цели, и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А государство минимизируется до состояния «ночного сторожа».

Второй подход — государство как социальная оболочка, созданная обществом для реализации всех своих интересов.

4. Нравственность (нравственное государство).

В истории государства один из путей его формирования связан с воплощением права сильного. Сильный, лидер устанавливал свой порядок, подчиняющий других. Именно из такого наполнения категории «порядок» вытекало  право. Государство стало правовым. Государство как институт насилия. Затем общество мало-помалу вырабатывало понимание своего достоинства и зрело, выдвигая  требования учета в праве и порядке своих интересов, интересов большинства. Что это были тогда за интересы?

Прежде всего, распределительно-материальные, касающиеся справедливости в потреблении создаваемых человечеством благ. Это были социальные требования. И государства видоизменились. Произошли социальные революции, изменившие мир. Страны вступили в исторический период социального государства.

Сейчас человечество стоит перед выбором нравственного государства.

5. Свобода.

Важнейшая новация связана с раскрытием категории «свобода». Ее тривиальный либеральный концепт заключается – если отринуть всю пропагандистскую и информационную шелуху прикрытия – примерно в следующем: «что хочу, то и делаю», «что не запрещено, то разрешено». Что хочу, то куплю. Свобода как право в этом подходе оторвана от обязанностей и ответственности. Именно таковы правовые формулировки в действующей Конституции РФ.

Но человек потому человек, что он находится в сообществе себе подобных и равных. В коммуникации с ними. Его свобода поэтому — это его несвобода, возникающая в коммуникации. Не «что хочу, то и делаю», а делаю только то, что согласовано с достоинством и интересами моего ближнего и нашим групповым и всеобщим благом. Именно на этом пути человечество прогрессивно. И это путь неиндивидуализации, а социализации.

6. Справедливость.

В действующей Конституции понятие и концепт справедливости практически отсутствуют (справедливость упомянута только один раз, и то в преамбуле).

Социальная справедливость — это непростая категория. Это не то, что часто представляют как«всем поровну». Если и труженику и вору поровну, то это явно несправедливо. В новой Конституции России вводится понятие, которое конструктивно обустраивает и сферу воспитания потребностей и вожделений, и сферу ответственности за свое присутствие в сообществе и общежитии. Сферу обязанностей государства и его институтов за приближение его к социальной справедливости.

7. Народовластие (гарантии народовластия).

Традиционно в большинстве немонархических конституций источником власти объявляется народ. Декларируется народовластие (это именуют еще демократией). Но это, как правило, слабая или вовсе пустая декларация, если конституция не устанавливает прививок, компенсаций и механизмов, предотвращающих разрушительные для истинного народовластия реально существующие отношения. Власть и преимущества денег и богатых, административного ресурса, потенциал частных, т.е. покупаемых СМИ, прямые махинации на выборах. Искажения в механизмах артикуляции, трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций выборных лиц, забывающих о своих избирателях после вступления в должность. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия нет.

8. Труд.

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций сталкиваются две материи в поле возникновения права человека на получение блага. Это труд, создающий блага, – с одной стороны, и присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять, – с другой стороны. Когда-то это был отъем блага в схватке. Позже появились банкинг, торговля,  ростовщичество и рента. Затем возникла рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире возникло присвоение на основе права эмиссии денег и финансовых производных, которое порождает, в частности, мировые войны, теракты и кризисы. 

На этом рубеже сталкиваются даже и цивилизационные концепты. Современной России навязывается коммерческая, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.

9. Народное достояние.

Невозможно соглашаться с порядком, когда природные ресурсы, данные Богом всей стране, ее естественные энергетические, пространственные и иные преимущества служат интересам только узких групп. Это делается на основе извращенного института собственности. Исторически накопленные материальные (например, транспортные и иные инфраструктуры, создаваемые всей страной) и нематериальные ценности относятся к этой же проблеме. Народ России, по новой Конституции, не только источник власти, он еще и собственник подобного общероссийского достояния. Поэтому введены четкие регламенты собственности и соответствующие институты, работающие на пользу интересов всего народа страны. Достояние народа России может быть только в федеральной государственной собственности, а доходы от ее экономического пользования должны перераспределяться через государственный бюджет и специальные фонды общественного потребления.

10. Цензура.

Концепт нравственного государства императивно формирует необходимость государственной нравственной цензуры. Еще раз подчеркнем, что это не только тема порнографии, насилия и жестокости, но еще и тема социализированности, очеловеченности поведения, социальности институтов. Вместе с тем, взамен огульного запрета цензуры, как это сделано в действующей Конституции, уточняется тип и адресация цензуры.

11. Балансы и ограничения ветвей власти, подконтрольность и наказуемость власти.

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеобщности и монополизму. Как и в проблеме истинного народовластия, необходимы специальные меры и гарантии. Они предложены на пути балансировки полномочий исполнительной и законодательной властей, особенно в порядке подконтрольности и наказуемости в виде отрешения от должности или роспуска государственных органов. Введен институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов. Право на такие действия получает и общество.

12. Государственная власть и самоуправление.

В новой Конституции государственная власть представлена на всех трех уровнях: Федерация, субъект Федерации, местное управление.

В отличие от государственной власти (с бюджетом, органами, ресурсами и правомочиями в отношении принуждений) вводится низовой первичный уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. Это и есть самоуправление. А то, что по действующей Конституции называется самоуправлением, таковым не является. Но при этом оно выведено и из пространства государственной власти.

Новая Конституция России предлагает сущностно иную модель  страны и формулы ее успешности.

Страшно ли менять конституцию и модель страны? В принципе это обычное дело. В историях стран мира количество смен конституций исчисляется иногда десятками. В истории большинства современных стран принималось три конституции (рис. 15).


Рис. 15. Количество принятых конституций в истории разных стран мира

В России было царское Уложение, была Конституция СССР, Конституция РФ. Страна созрела для нового Основного Закона, для своего обновления. Реальный исторический опыт обновления конституционных уложений в истории нашей страны отображен на рис. 16.

Рис. 16. Хронограф российских «конституций»

В случае если ставится легальная открытая задача  смены модели страны, то она не может не сопрягаться с задачей разработки и принятия новой конституции. Как формализуется сама комплексная задача поиска легального, открытого, неконфликтного и гармоничного процесса смены модели страны? Возможная структура такого поиска может иметь вид творческого плана, структуры соответствующей НИР, вполне научно-проектной задачи, например, в следующем виде.

  В1. Постановка задачи,  терминология и основные понятия 

  В1. Что такое модель страны

  В2. Тупиковость действующей модели и пути развития (угрозы и риски) 

  В3. Методология и примеры сценарного проектирования

  В4. Возможности исторического исхода

Глава 1.Переход к новой модели России как управленческая задача

Конкретизация модели страны в случае исторической неудачи (для контрсценариев)

1.1. Исходная (на 2014 год) и целевая модель России.

  •   1.1.1. Существенные признаки либеральной модели
  •   1.1.2.Ценностные (на уровне конституции) отличия моделей
  •   1.1.3. Конкретные количественные и качественные характеристики обеих моделей и их противоположенность. (Разработка структуры сопоставления)

1.2.Управляющий субъект

  •   1.2.1.Управляющий переходом субъект – действующая легальная власть, как целостность. Ее состояние, намерения, отношение к задаче перехода в целом
  •   1.2.2. Возможный будущий управляющий переходом субъект - контрвластный субъект (легальный и формализованный, легальный неформализованный или несистемный).  Общая характеристика
  •   1.2.3. Оценка вероятностей того или иного варианта управляющего переходом субъекта

1.3.Факторы и акторы давления на власть и соучастия в управлении переходом.

  •   1.3.1. Структурные элементы власти и властного пространства – лидер страны, государственные акторы и факторы, и институты (отраслевые сообщества: оборонные, финансовые, образовательные, здравоохранительные, региональные, медийные, инфраструктурные (ЕМ), агропромышленные, промышленные, сырьевые и т.д.), партия власти, регионы. Разработка структуры.
  •   1.3.2. Негосударственные элементы системы – блогосфера, интеллигенция (общественные и моральные лидеры),  крупный бизнес, малый и средний бизнес, конфессии, негосударственные СМИ, политические сообщества, НГО, этнические группы, различные устойчивые социальные группы, профсоюзы, криминал, русский фактор. Разработка структуры.
  •   1.3.3. Гражданское общество: государственная «уздечка»  и реальный факторный потенциал
  •   1.3.4.  Внешнеполитические факторы и акторы
  •   1.3.4.1. Внешнеполитические акторы (как про- так и контра-  российского  постлиберального перехода)
  •   1.3.4.2. Внешнеполитические масштабные форсмажоры: военно-политическая сдача страны, война, блокада, целенаправленный кризис
  •   1.3.4.3. Геополитическое евразийское измерение России: перспективы и риски
  •   1.3.5.  Интернет фактор

1.4. Ветвление алгоритма перехода

  •   1.4.1. Руководитель перехода - легальная власть, лидер страны
  •   1.4.1.1. Лидер действует вместе со своей командой
  •   1.4.1.2. Лидер меняет команду 
  •   1.4.2. Смена власти и лидера как условие перехода
  •   1.4.2.1. Легальная смена власти
  •   1.4.2.2. Нежелательный исход - нелегальная  смена власти

Глава 2. Необходимые условия перехода

2.1. Условия и требования к лидеру и власти

  •   2.1.1. Требования к лидеру и власти
  •   2.1.2. Контрэлитный вариант

2.2. Условия и требования к обществу

  •   2.2.1. Политическое состояние современного российского общества как самодостаточного политического актора
  •   2.2.2. Необходимость и последовательность формирования новой политической платформы, политической группировки и ее лидера, массовой информационной инфраструктуры, ресурсов поддержки, формирования массового сознания

2.3. Условия и требования в сфере суверенности страны и внешних факторов

Глава 3. Сценарии перехода к новой модели России (временные в пределе 10 лет) и ситуационные оценки вероятности реализации алгоритма, этапы, движущие силы, лидеры, кадры, институты, инфраструктуры, ресурсы, состояния),  последовательность и исполнители формирования необходимых условий и событий перехода

3.1.  Сценарий верхушечной постлиберальной модернизации страны

  • 3.2. Сценарий контрэлитной инициации перехода к постлиберальной модернизации страны
  • 3.3. Сценарий демократического перехода к постлиберальной модернизации страны
  • 3.4. Сценарий (нежелательный)  социальной революции и перехода к постлиберальной модернизации страны
  • 3.5. Контрсценарий 1: пролонгирование существующей модели страны путем ее несистемных корректив
  • 3.6. Контрсценарий 2:  стагнационное развитие  страны на грани устойчивости

Сценарии модернизации страны после момента возникновения субъекта, управляющего модернизацией

Внешний и внутренний контекст (неуправляемые и слабоуправляемые факторы)

  • 3.7. Контрсценарий 3:  победа «оранжевой революции» в России
  • 3.8. Контрсценарий 4:  «геополитический распад» России
  • 3.9. Контрсценарии экстремальной деградации страны: диктатура, фашизм, криминальное, несостоявшееся  государство и.т.п.)

Глава 4. Прогнозные оценки

  • 4.1. Угрозы и риски, временные окна  возможностей, критических угроз и рисков  в процессе перехода
  • 4.2. Вариативность и управляемость сценариев
  • 4.3. Наиболее вероятный сценарий (разработка методики агрегированного взвешивания)

Схематически этот план может иметь следующую топологию (рис.17).


Рис.17. Схема сценариев перехода к постлиберальной России

Основные понятия к словарю, контекстному соответствующей задаче, следующие.

Алгоритм перехода к постлиберальной России – последовательность необходимых  и достаточных усилий, мероприятий, событий, преобразований  в промежутке времени между текущим моментом и моментом сформирования  качественно иной модели  страны.

Постлиберальная Россия – облик России после качественного изменения текущей либерально-космополитической модели страны.

Модель страны – идеологически (ценностно) и управленчески ориентированная  совокупность количественных и качественных характеристик устройства основных сфер жизнедеятельности страны: административно-государственной, политической, внешнеполитической, экономической (финансовой), социальной, гуманитарной, региональной.

Сценарий перехода к постлиберальной Россииконкретное содержание вероятного самостоятельного варианта реализации  алгоритма перехода к постлиберальной России.

3. Ограничения: от плана «города солнца» к реальности как проблема ценностного реверса

Воображаемое, планируемое  государство, т.е. конструктив построения всех систем, процедур, механизмов, функций, институтов государства является идеальным образом. Собственно деталей каждого конкретного конструктива перечисленных элементов государства при их государственном строительстве первый этап ценностного выбора сам по себе еще  не устанавливает. Устанавливается только требование общественного блага, ценности, которая при «таком-то» конструкте будет достигаться. Правовое государство, социальное государство, светское государство, демократическое, нравственное  государство похожим образом указывают на некую ценность, которая является доминантной для данного типа государства. Однако, указание на ценность в названии государственного института далеко еще не указывает на конкретный конструктив самого государства. А конструктив может быть работоспособным с точки зрения реализации вроде бы номинируемой ценности, а может быть и неработоспособным.

Возникает несколько вопросов о соотношении ценности и конструктива государства. О соотношении идеальной цели и достижимого к ней приближения. Об инверсии благой цели в свою противоположность – неблагой результат.

Известно своей трагичностью выражение: «Благие намерения ведут в ад». История показывает, что человечество не раз наталкивалось на обращение благого в противоположное. Есть ли в этих неудачных опытах человека проявление некоей системы и формулы? Можно ли заранее, намереваясь в путь за благим, учесть уроки и предупредить инверсию на основе знания и применения соответствующей контрформулы. Поставим эту задачу.

В технике подобные задачи известны. Вспомним немного забавное название - «защита от дурака», хотя это вполне серьезная инженерно-техническая проблема. Вспомним и пословицу «кашу маслом не испортишь», правда в ее противоположном контексте. Легко себе вообразить, если масла, например, будет в 100 раз больше, чем каши. Каша явно будет в таком случае  испорчена.

Целесообразно рассмотреть неочевидный вопрос: существуют ли системные или фундаментальные причины обратимости благой цели в неблагой результат. Можно ли найти метод предотвращения?

Прежде всего,  формализация рассмотрения задачи требует обозначить основные понятия в общем плане. Их немного: ценность, цель, идеал, результат, тактика, стратегия.

Дадим контекстные решаемой задаче определения.

Ценность – это жизненно важные или по иным основаниям критически важные характеристики  предмета человеческой деятельности. Характеристика  это не только качественное описание, но преимущественно количественное и полуколичественное.

Под предметом понимаются все материальные и нематериальные сущности в окружающем человека мире, с которыми он имеет дело и стремится их изменить (еще одно указание на активно-деятельностную позицию). Типов таких сущностей всего четыре. Процесс, явление, свойство и физический предмет. Говоря - жизненно важные, имеем в виду  те, от которых напрямую зависит жизнь и смерть, высшие вопросы для человека. Ибо, если нет его жизни, нет ничего прочего, что связано с человеком.  Критически важные, значит существенно влияющие на вопросы жизни и смерти. Под жизнью понимается не только физическая форма бытия, но и его духовная компонента.

Цель – это по каким-то основаниям желаемые человеком характеристики предмета его деятельности.  Т.е. при постановке цели нужно иметь в виду конкретные характеристики  и иметь возможность их измерения или фиксации. Здесь также есть вызов, а именно, сама эта возможность и, кроме того,  точность оценки текущих значений.

Цель содержит в себе элемент человеческой потребности, стремления ее  достижения. Т.е. и ценность, и цель формируют мотивацию человека на действия по достижению и реализации цели и ценности. Мотивация – есть психологический механизм, заставляющий человека действовать.

Что есть идеал? Это предельная, наиболее выраженная сущность, позитивная в смысле установленного человеком критерия добра и зла, позитивного и негативного со своей собственной точки зрения. Идеал, как истина, недостижим. Но идеал является полюсом, точкой тяготения всего человеческого целеполагания. Идеал показывает вектор движения и в этом его значение. В математическом аппарате есть понятие асимптоты. Она принципиально недостижима, но именно по направлению к ней идет развитие, постепенно приближая к ней и текущий фиксируемый результат.

Задача заключается в исследовании причин и механизмов т.н. реверса, т.е. обращения результата развития, целенаправляемого вроде бы к благой цели, в свою противоположность.

Явление ценностного реверса неслучайно и есть несколько его причин и механизмов, зная которые возможно предотвращать указанное явление в активной человеческой практике. В частности, в государственном управлении.

Эти причины кроются в дистанции между целеполаганием и целедостижением. Как все в этом мире пространство, разъединяющее цель и ее достижение, распределено во временном континууме и в собственно пространственном. Первое означает задержку по времени, второе означает сложное устроение всех связывающих механизмов, систем взаимодействия и процессов.

Цели – ценности отложены во времени, а вот действия человека сиюминутны. Действие осуществляется здесь и сейчас. Однако, между моментом «сейчас» и временем достижения цели проходит определенное время. В это время условия принятия управленческого решения могут и измениться.  Кроме времени, имеют место еще и механизмы  опосредования в промежутке пространственном, поскольку речь идет о разных инстанциях, субъектах и объектах, взаимодействие которых, запущенное первичным действием человека, приводит в конце концов к цели.

 В общем случае механизмы связи могут быть неизвестны или известны с неопределенностью. В общем случае разветвление процессов по временным сценариям делает итоговый результат всего лишь вероятным. Если разворот траектории,  достигающей цель, слишком значителен – то цель не будет достигнута, а результат может быть и противоположным.

Понятие «результат» имеет два смысла. Как текущее значение характеристик предмета деятельности, так и как  их конечное значение. В первом случае речь идет о процессе приближения некоей характеристики к  целеположенной, во втором  о вопросе - достигнута ли цель окончательно или нет. Или, что именно достигнуто вместо желаемой цели. Посмотрим на условную схему, относящуюся к сказанному (рис.18) .
 

Рис.18. Схема «движения» к цели и возможности реверса ценности

Хорошо видно, что достижение стратегической цели иногда требует парадоксального, казалось бы, движения в противоположную сторону. Хрестоматийные примеры известны. Кутузов: «Отдадим Москву – спасем Россию!».  Здесь иллюстрируется сложная цепочка событий и воздействий, ведущая к цели непрямым и далеко не линейным путем. Попытки с ходу и в лоб преодолевать препятствие могут серьезно подрывать силы и ресурсы, делая более вероятным даже отхождение от целенаправленной траектории развития.  И, напротив, тактическое отхождение от казалось бы прямолинейной траектории может более надежно вести к цели. Здесь возникает проблема соотнесения тактических и стратегических решений, что требует способности прогнозирования последствий и верификации проектов управленческих решений. А для этого нужны модели процесса развития. Принцип соотнесения тактических и стратегических решений требует достаточно надежного представления о законах развития, модели и теории развития приобретают таким образом особое значение. Опыт также становится необходимым, поскольку он дает определенное представление о модели развития. Вновь обратимся к модели черного ящика. (Рис.19).

 

Рис. 19. Схема универсальной модели, воплощающей опыт человека, и позволяющей прогнозирование и верификацию проектов решений

Опыт – это знание связи входных (управляющих, причинных) и выходных (целевых, результирующих) характеристик. Математически – это корреляционные показатели, уравнения регрессии и иные модели.

Следовательно, способность прогнозирования явления реверса одновременно позволяет вырабатывать контрмеры, чтобы такового не происходило. Но, как видно, это требует применения в управлении определенных строгих научных методов.

Система, связывающая управленческое действие (вытекающее из целеполагания) и результат, является инерционной. Все ее внутренние связи и процессы имеют ненулевую задержку действия, и чем сложнее система, тем больше  должна  быть ее инерционность. Но, пока ваше воздействие сработает – изменятся другие параметры, внешняя среда и решение может устареть, может утратить свою адекватность и результативность. Оно может повести развитие в сторону от цели. Соответственно управленческое решение должно становиться иным.  Возникает необходимость т.н. рефлексивного  управления. Это означает, что управляющий агент должен постоянно мониторировать процесс развития, соотносить текущее действие своих управленческих воздействий на результат развития. И должен постоянно корректировать управленческое воздействие. Если речь идет, например, о государственных программах, стратегиях, доктринах, то в них самих должен быть заложен механизм собственной коррекции, задана периодичность пересмотра. Это требование способно предотвращать явление реверса.

Можно привести примеры, когда настаивание на кажущейся наипрямейшей дороге  может уводить совсем в другую сторону. Такова практика политических перегибов. Цель ставится рациональная и ценностная, не противоречащая разделяемым обществом ценностям, а приводит к совершенно иному результату. Например, стремление заменить огосударствленную экономику СССР на основанную на рыночных принципах и главном из них принципе частной собственности и конкуренции с целью увеличения мотиваций труда, повышения общественной эффективности привели к прямо противоположным результатам.  Частная собственность, как и конкуренция,  не стала фактором прогресса, родилось рвачество и коррупция, экономическая деградация и регресс. Причина заключается в неучете инерционности сложной социальной системы.  Когда-то подобную ошибку сделали большевики в попытке резко реформировать сельское хозяйство, разрушая традиционный крестьянский уклад и внедряя колхозы и совхозы.  «Поспешишь – людей насмешишь» как раз для этих случаев.

Еще одна причина явления реверса заключается в неучете самой сложности социальной системы. Дело в том, что для сложной системы простых, или однопараметрических, решений не бывает. Приведем пример инфляции. Известно, что объем эмитированных в государстве денег влияет на инфляцию. Если их слишком  много, то цены начинают расти, деньги обесцениваются и процесс идет вразнос. На этом простом основании монетаристы десятки лет  применяют в постсоветской России один и тот же рецепт: сокращение денежной массы. Однако, деньги деньгам рознь. Если они идут в повышение платежеспособного спроса на рынке потребительских товаров, то инфляция действительно растет. Но, если они идут в инвестиции, то наращивается выпуск товаров и услуг и инфляция  падает[1]. Как именно бороться с инфляцией с помощью только одного параметра? Сложная социальная система зависит от множества параметров, которые к тому же зависят друг от друга. Их нужно согласовывать все одновременно для достижения искомого результата.

На рис.20 показан типичный случай зависимости целевой характеристики от более, чем одного управляющего параметра. (В данном случае от двух).  Кажущийся эффект заключается в том, что если из начальной точки №1 развитие организовывать управлением только фактора F1, вроде бы целевая характеристика будет расти – цель будет достигаться. Но в сложной социальной системе, как правило, различные факторы – причины связаны друг с другом.

Положим, что цель – возрастание некоей характеристики. Глядя на иллюстрацию на рис.20, можно видеть, что одновременное, зависящее от F1,  изменение параметра F2 приведет к снижающейся траектории развития (пунктир) и уходу от поставленной цели. Целевая характеристика в точке №2 даже упадет.  Реверс ценности становится реальностью. 

Рис.20. Состояние сложной социальной системы зависит от многих параметров одновременно

Что следует делать для его подавления в данном случае? Управление должно идти по всем параметрам одновременно! Распространенная и хорошо знакомая формула шоу-политиков «Только такое-то решение избавит нас от всех проблем!» является системно непригодным. Никакое отдельное решение проблему решить не сможет. Именно так происходило в России с борьбой с инфляцией. Инфляция не уменьшалась в результате управленческих попыток, релаксируя сама по себе, а экономическое развитие существенно тормозилось. Всегда должно быть согласованное сложное решение по многим параметрам управления. Но для этого также нужно иметь представление  о реальных соответствующих причинно-следственных связях для управляемой сложной социальной системы. Т.е. научно обоснованные модели и рекомендации.

Самостоятельным, совершенно  фундаментальным свойством сложной социальной системы является ее оптимизационный характер. Что это такое? Практически от любого параметра (фактора) конечные (целевые) характеристики сложной социальной системы зависят нелинейно (рис.21).


Рис. 21. О нелинейности связи социального управления и приближения к цели сложной социальной системы

Зависят, в том числе, ее целевые характеристики. Не зная конкретного вида зависимости типа показанной на рис.21 легко вместо приближения к цели уходить от нее. Так вопрос о приватизации или национализации собственности в области «А» и «Б»  решается противоположным образом, если иметь в виду, что эффективность национальной экономики зависит от структуры собственности в системе государство - частный капитал.

В 90-е годы в постсоветской России казалось, что приватизация безальтернативна и в официальных государственных управленческих документах этого периода даже постановки вопроса о национализации не находится. Задача ставилась однонаправленно: приватизировать, а до какого уровня - не обсуждалось. Но на рис.21 , если представить себе, что по оси Х откладывается доля государственной собственности в стране, легко видеть, что стремление улучшить экономику в области «Б» путем приватизации оправдано, а вот в области «А» только ухудшит ситуацию. Происходит реверс движения к цели. Это же касается либерального рецепта снижения доли государственных расходов в ВВП и других «простых» решений.

Наглядным примером также служит задачка об обороноспособности и оборонных расходах. Соответствующая зависимость имеет вид, приведенный на рис.21. По мере роста расходов на оборону обороноспособность естественно растет. Однако, с учетом того, что ресурсы у страны не бесконечные, избыточные расходы подрывают другие потенциалы страны: образовательный, демографический, политическую стабильность и т.п. А в результате начинают подрывать и  обороноспособность, как многопараметрическую характеристику  цели развития. Так реально надорвался СССР в гонке вооружений со всем Западом, США и НАТО.

Еще одна возможность явления реверса это асимптотическая недостижимость идеально сформулированной цели. Как уже указывалось это фундаментальное свойство идеала.  Кроме этого,  как правило, существует закономерность ускоряющегося возрастания расходов по мере приближения к идеалу на каждом новом шаге в стремлении все же достичь идеала. И этот рост необходимо соотносить с выигрышем подобного рода целедостижения. В противном случае, средства могут обрести более значимый и негативный характер для национальных интересов или безопасности, чем таким образом достигаемая цель.

Есть  еще одна проблема реверса. Эта проблема специфична. Она носит не естественно природный, подобно обсужденным выше проблемам, а политический характер. Дело в том, что в государственном управлении страной существуют как явные, легальные цели, так и теневые. «Тень» возникает в случае коррумпированности власти, в случае утраты полной или частичной государственного суверенитета. В этом случае реверс возникает уже на стадии целеполагания. Он конечно не афишируется и более того, камуфлируется и скрывается. Цель у коррупционера понятна: не заботясь о публичных целях – самообогащение. В этом плане, чем больше бюджетный поток, тем больше можно от него отщипнуть на взятках и откатах, на сращивании полномочий чиновника  с собственным бизнесом (личный протекционизм). Цель у пятой колонны тоже понятна: нанести ущерб национальным интересам и национальной безопасности.

Так, перенаправить  инвестиции в 50 млрд долл  не на созидательные общенациональные цели в условиях колоссального недофинансирования инвестиционных потребностей страны – очевидная для номинации латентной  цели затея. Создать новую угрозу и причину для терроризма, новый регион напряженности – также латентная цель. Демонстрировать всему миру самые нелицеприятные проявления российской действительности – также есть латентная цель. Что в этом случае можно управленчески предлагать для борьбы с явлением реверса? Все рекомендации на самом деле будут привязаны к совершенно другим проблемам: суверенитета страны и ее способности в борьбе с криминалом. В связи с темой целей-ценностей и явлением реверса существует еще несколько проблем гуманитарно-психологического и политико-психологического характера. 

Проблема «болтовни» или, иным словом, некомпетентности. Можно наблюдать иногда как высокорангированные политики, государственные лидеры ставят совершенно целесообразные цели. Искренне переживают за них и стремятся реализовать. Например, т.н. национальные проекты в России вроде проекта «Доступное жилье». В этом случае жилье в период проекта стало еще боле недоступным. Но эти лидеры не имеют никакого представления как реально цель достичь. Они не знают свойств сложной социальной системы, которой пытаются управлять. Они некомпетентны, чтобы оценить рецепты и рекомендации, поставляемые им помощниками, экспертами и лоббистами.  Они кроме риторики не владеют ничем. А управление сложной социальной системой требует строительства новых социальных логистик, механизмов, процедур. Нового конструктива, который будет запускать и реализовывать процессы, ведущие к цели. Однако политической и государственно управленческой компетенции хватает только на ролевую имитационную активность на этапе получения властного мандата (если не захвата его), на т.н. политтехнологии. Но управление сложной социальной системой, государством требует специфической компетентности и квалификации. Если ее нет – то никакие риторические и шоуменские способности не помогут.  Реверс будет неизбежен.

Проблема на самом деле несколько глубже, чем просто непригодность конкретного человека. Дело в том, что  публичная политическая квалификация тоже целесообразна и нужна. Но она не всегда совместима с профессионализмом управленца.

Как можно решать такую проблему? - Существуют стандартные методы. С помощью квалифицированной команды при лидере. Так возрастает значение кадрового рекрутинга в строительстве лидерской команды. Однако, если у лидера настолько низки кондиции, что он даже не понимает насколько некомпетентен сам, насколько некомпетентна его команда, то проблема неразрешима. Ценностно-целевой реверс неизбежен. Кризис развития в стране неизбежен. Выход, скорее всего, может быть только через кризис. 

Существует еще одна проблема: а именно, последовательность и целеустремленность. Она тоже скорее психологическая. Дело в том, что событие типа показанного на рис.1 препятствия, когда движение вынужденно идет как бы в сторону от вектора цели, может быть не одно. Их может быть целая цепочка. И от стойкости, целеустремленности, способности «держать» цель лидера-управленца либо созданной им  управляющей системы будет зависеть целедостижение. Такой период испытания на прочность может длиться годами. Понятно, что под давлением обстоятельств, провоцирующих соблазнов, угроз вопрос о политической последовательности и стойкости лидера и команды становится критически важным. В политической жизни особый вызов представляет собой электоральный цикл. На его рубеже лидер, правящая партия, команда могут меняться и тогда могут меняться как сами цели, так и подходы к тактике и стратегии е достижения. И это также по отношению к предыдущему циклу представляет собой явление реверса.

 Большие социально значимые цели не могут достигаться усилиями только лишь героев лидеров. Цели должны быть адекватны имеющимся ресурсам. Один из важнейших ресурсов социальной изменчивости это готовность, способность  и желание общества достичь эти  цели. Иначе он именуется еще пассионарностью народа. Может ли быть ситуация когда лидеры подгоняют общество против его воли или понимания к благим целям? Конечно. Общество может по разному трактовать те или иные ценности. Для одной части они могут быть ценности, а для другой антиценности. Общество может быть реально расколото.  И тогда  явление ценностного реверса может быть перманентным.

Общество неоднородно всегда. Здесь важна количественная мера. Если соотношение страт 5% против 95% - вряд ли нужно себе представлять, что  общество в расколе. Имеется меньшинство, которое должно быть всегда. Его интересы должны учитываться, но в режиме исключительности. А правило, тем не менее, остается за большинством. Такая ситуация не грозит реверсом, если только меньшинство не становится настолько извращенным фактором, что начинает диктовать большинству. Такое явление известно в практике современных обществ. Например, при гипертрофировании принципа т.н. толерантности. На западе физиологическая ненормальность организма человека почему-то возведена в ранг всеобщей политической ценности и как общественный фактор стремится превратить остальное нормальное общество также в ненорму. Это яркий пример ценностной инверсии.

Если общество стратифицировано по какому-то ценностному основанию примерно 50% против 50%, то это ситуация конфликта. 

Полноценное ценностно-целевое полагание в таком случае невозможно. Ищется компромиссный вариант, который принципиально проигрывает по ценностному потенциалу каждой из конфликтующих версий. Но если есть ценность более высокого порядка, например, мир вместо войны, то ситуация не такая уж удручающая. Поэтому представление об иерархии ценностей также должно иметься в виду при конструировании процессов имплементации той или иной кажущейся абсолютной ценности. И при квалификации ситуации на предмет явления реверса.

Общество, на самом деле, реактивно, так как  откликается на убеждение, пропаганду, психологическую информационную манипуляцию. Поэтому любая из перечисленных ситуаций может быть исправлена и движение к цели обеспечено. На самом деле, выше указывалось, что факторная обеспеченность движения к цели требует включения многих параметров. В их число входят и такие, как пассионарность, комплиментарность общества к поставленным целям. Его однородность и т.д. Здесь возникает еще одно важное свойство целеполагания, которое делает явление реверса  еще более сложным.

Дело в том, что у общества и государства не бывает только одной цели. Бывает система связанных целей, имеющая как иерархическую так и сетевую топологию. (Рис.22). Идеальной ситуация является тогда,  когда все цели исполняются в равной мере.

 

Рис.22.Пирамида целей

Значимость целей может быть  разной, и тогда критерии исполнимости целевого назначения от этого начинают зависеть. Одной из целей может быть как раз требование исполнения всех целей. Или соблюдения меры равнодостижения соответственно с выставленными приоритетами.

Становится понятно, что попытка поставить вопрос «в общем» о соотношении идеала и достижимого к нему результата-приближения переходит в сферу управления сложной системой. Были рассмотрены только общие принципы такого управления, но даже из этого  видно,  насколько это дело профессиональное и специфичное. Общие разговоры политиков управленцев вместо детального профессионального построения системы управления не могут быть результативными.  Явление ценностного реверса будет возникать обязательно.

Что из рассмотренного касается проблемы строительства новой модели государства и  общества в целом? Она формируется во множестве механизмов и реализуется во множестве поведенческих форм и институтов. Это означает, что строительство соответствующего типа государства должно включать в своем проекте все функции, процедуры, механизмы и институты государства. Все они должны быть «заточены» на достижение конечной и высшей цели. А по пути возникает подмножество сопряженных целей. Но они также должны быть формализованы, сформулированы на языке практики и поставлены в реальном управлении  как конкретные конструктивные образы.

 Новая модель  государства – это цель поистине национального масштаба. Без принятия и признания обществом этого концепта, без полноправной победы в политическом соревновании идеологий вряд ли его построение может быть успешным. Отсюда в проекте имплементации концепта должны быть заложены соответствующие этапы,  технологии  и пути обращения большинства народа и влиятельных политиков и групп в союзники. Это может занять годы. Это делает сам концепт новой модели  государства политическим проектом, имеющим масштаб гораздо больше, чем только лишь объем национального государства.

Бывает и явление ценностного квазиреверса или псевдореверса. Историческим примером могут служить картофельные бунты. Явление состоит в том, что лидеры, политические руководители страны могут на определенный страх и риск, против общественного мнения, внедрять какие- то  новые порядки, будучи уверенными, что они ведут к общей благой цели. В ряду таких примеров Петровские реформы, советизация и индустриализация  СССР. Это явление несколько отлично от базового, рассмотренного в настоящем разделе, но оно также иллюстрирует насколько сложно устроено пространство целеустановления и целереализации, сколько различных складывается ситуаций и как все это в реальной жизни должно детально и профессионально обустраиваться. Тем не менее, и этот и другие примеры не опровергают главной модели взаимодействия идеала, ценности, цели и процесса ее реализации в практической человеческой деятельности.

Идеал не достижим, идеал достигается. И этот процесс движения к идеалу  – есть жизнь человека разумного.

Доклад Генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии С.С. Сулакшина на семинаре "Возможности и сценарии перехода к постлиберальной модели России", февраль 2014.


[1] Сулакшин С.С. Об инфляции не по Кудрину. М., Научный эксперт, 2009 г.  


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4178
12654
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика