О доктрине технологического развития России и о самом развитии

О доктрине технологического развития России и о самом развитии

Доклад гендиректора Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степана Сулакшина на форуме "Технодоктрина-2014"


Технологии нужны обществам и странам для того, чтобы созидать блага, и для того, чтобы управлять этим созиданием. Какая из этих целей важнее, сложно определить, однако, наибольший интерес сегодня представляют технологии управления. Среди всех технократических систем, которые человек создает и развивает, есть наиболее сложная, важная и ответственная – это государство, наша Родина. В технологиях управления нашей страной существуют проблемы успешности, технологичности и развития.

Попробуем разобраться в трех пунктах. 1. Фактическая стратегия инженерно-технического и технологического развития России. Что она из себя представляет? 2. Объяснительная модель - раскрывает суть происходящего. 3. О доктрине технологического развития России: что необходимо делать.

Россия: полет по траектории «Протона»

Технологическое развитие страны особо актуально в трех сферах, которые можно подвергнуть анализу с точки зрения фактологии, динамики управляемого объекта, какие стратегические и политические установки куда этот объект направляют. Это промышленность, наука и образование. Для описания ситуации в России лучше всего подходит один образ, к сожалению, драматический. Не так давно была авария нашей российской ракеты «Протон». Какой-то «дядя Вася» включил датчик угла отклонения не в той полярности. Это пример очень символичен для описания ситуации с технологическим развитием в России.

Государственная политика и управление: что получается, если датчик отклонения вставлен в противоположной полярности? Куда хочет попасть современное Российское государство? Какими рулями и как ему должно рулить для этого?

Есть два типа такой ориентации в развитии страны. Первый – это развитие обороноспособности, суверенитет, которые базируются на материальном производстве, промышленности, агросекторе, технологиях, которые, в свою очередь развиваются благодаря естественным наукам и образованию, стабильному корпусу инженеров и генеральных конструкторов.

И вторая цепочка – это спекуляция, обогащение инсайдеров и меньшинства в рамках виртуальной экономики «третьей корзины», так называемых, финансовых услуг. Они базируются на крепком корпусе финансистов, экономистов и юристов. России предстоит выбрать - технологии, производство и развитие или спекуляция и рента, и обогащение инсайдеров и бенефициаров? Выбор этот не сложен, если отчетливо представить, что бывает, когда отрицательную обратную связь подменяют на положительную, как в упомянутом выше Протоне.

Что происходит в сфере технологического развития и конечного развития страны?

Итак, первый тезис о том, что реально происходит в сфере технологического и конечного развития страны. Это отчетливо видно по количеству патентных заявок в разных странах.

Рис. Число патентных заявок в мире, 2012

Совершенно очевидно, что на динамике патентования отчетливо сказывается, управляет ли государство или нет. В России не наблюдается никакого изменения: патентование находится на низком уровне. В то время как Китай, Южная Корея и другие страны, управляя этим процессом, добиваются, в том числе экспоненциального роста.


Если сравнивать объемы высокотехнологического экспорта из страны, то Россия находится на несравнимо низких позициях, экспортируя в десятки раз меньше других стран.

Причем в динамике высокотехнологический экспорт из России падает, а экспорт сырья растет. Есть такое понятие диверсифицированности национальной экономики, ее обобщенной эффективности. Этот коэффициент зависит от распределения эффективности добавленной стоимости и объема выпуска в отраслях. Мировое распределение характеризуется тем, что конечная сборка занимает основные объемы выпуска.

Динамика российского распределения показывает, что страна не увеличивает высокотехнологический компонент в своем производстве. российская экономика становится все более сырьевой, архаичной и низкоэффективной. Вместо диверсификации экономики идет простая деградация.


Изучение графиков и статистических данных дают понять - Россия погружается в очередной кризис, который вполне предсказуем и вполне устраним, если понимаешь причины и понимаешь способы его устранения. Модель страны и нынешнее государственное состояние и управление в России не дает стране будущего.

Почему такое происходит: объяснительная модель

В чем причины такого состояния и динамики страны, несмотря на бесконечное количество слов про экономику знаний, экономику впечатлений, постиндустриальную экономику? Надо внимательно относиться к управленческим установкам. В связи с этим хочется привести высказывания Дмитрия Медведева в его выступлении «Россия 2008-2020. Управление ростом» 15 февраля 2008 года в Красноярске. Про школы сказано: «Важно …, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников». Про здравоохранение: «…Вся организация оказания медицинской помощи должна быть устроена по-новому. ... На самом деле это большой и перспективный бизнес». Эти цитаты точно говорят, что, если школе было назначено превратиться в коммерческий киоск, а не в институт образования школьников, то так и происходит. Если было российскому здравоохранению предписано превратиться в перспективный бизнес, делать деньги, а не лечить людей, так оно и будет происходить.

В статье газеты «Ведомости», «Время простых решений прошло» 27.09.2013 Дмитрий Медведев сказал: «Нам необходимо в трудных, фактически в кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике». То есть прозвучало, что выбор России - постиндустриальная экономика. Напомним, что «постиндустриальная» – это то, что после промышленно развитой…

«Мы будем обеспечивать макроэкономическую стабильность, реализовывать меры по развитию финансового рынка, превращению Москвы в один из международных финансовых центров… Продолжим создание комфортной среды для долгосрочных иностранных инвестиций.»

Политика Банка России по переходу к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу будет способствовать решению этих задач, включая появление в России по-настоящему «длинных денег». (Д.А. Медведев «Время простых решений прошло» )

«Новая модель роста предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику — экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн, “экономика впечатлений” и т.д.». («Стратегия 2020»)

Российской экономике развития предписана постиндустриальная экономика. Есть некоторые пояснения, что это такое, в высокорангированных документах, в том числе «Стратегии 2020», где придумана экономика впечатлений. Речь идет о следующем: первое - делается стратегическое целеполагание вместо производства и материального развития в виде акцентирования виртуальной экономики, так называемой, «третьей корзины», сферы услуг, в которой основное – финансовые услуги. Второе – Центральный Банк России перешел на монетаристскую политику сжатия денежного предложения и торможения материального развития. И третье – ошибочная ставка на внешние, то есть иностранные инвестиции.

Ложная теория, как оружие

Есть такое понятие «управляющие параметры». Их выбирают парламент, правительство, высшее руководство страны. Один из них, показатель бюджетных расходов. В России снижается численность исследований в естественнонаучных, инженерно-технических областях. Уменьшаются бюджетные места в вузах страны на естественнонаучные, авиационно-ракетные, космические специальности, уменьшается прием в аспирантуру по техническим специальностям последние годы. Это факты, которые говорят о реальном целеполагании, потому что так управляется «постиндустриальное» целедостижение.



Теория постиндустриализма – ошибочна, но навязывается стране. Это глобальная управленческая ошибка.

Теория постиндустриализма подменяет реальную реструктуризацию производства – стадиальной.

Это грубая ошибка научной методологии.

Ситуация весьма серьезна, потому что это только один из примеров применения когнитивного оружия против нашей страны. Специально изобретена ложная теория, с помощью информационной поддержки она вбрасывается, в том числе, в экспертные круги России. Если разобраться, ее ошибочность и злонамерение становятся очевидны.

Временной анализ реструктуризации трех корзин мировой экономики, казалось бы, показывает, что растет «третья корзина» – сектор услуг, но при этом пространственный анализ игнорируется. Страны Запада, сворачивающие занятость в промышленности, на самом деле выводят материальное производство в третий мир. Большая часть мира, страны, занятость в сфере промышленности не уменьшают, а в мировом балансе и выпуск промышленности, и занятость - растут. Экономика знаний – это не только использование IPhone и IPad, это их производство. Вот здесь и происходит лукавая подмена. Занятость и выпуск в промышленности в мире растут. Где тут постиндустриализм?

Страны, которые преуспевают и выдаются нам за пример для подражания, в балансе вкладов в мировой ВВП и доли в мировом потреблении показывают, что они являются иждивенцами мировой экономики. Если соотнести долю в мировом потреблении и долю-вклад в мировом ВВП, то выше единицы оказываются Штаты, Англия, ЮАР и еще некоторые. Это страны-паразиты. За счет чего они паразитируют? За счет федеральной резервной системы, торговли зеленой бумажкой, которая стоит 4 цента. Есть страны, которые являются донорами, это в частности, Россия и Китай.

Призывы к постиндустриализму – это либо откровенная деиндустриализация, что реально происходит, и мы это видим, либо апология паразитизма. Ни то, ни другое в качестве стратегии для России неприемлемо.


Теория государственного либерализма ошибочна, но навязывается стране

Вторая серьезнейшая управленческая ошибка – это ориентация на государственный либерализм. Госрасходы, госсобственность, госинвестиции, внешние инвестиции и экономика «длинного плеча» - это элементарные инструменты управления.

Доля государственных расходов в России в ВВП на эти цели ниже соответствующих долей в странах G-8.

Государство урезает свой ресурсный потенциал финансов. Госбюджет, госзаказ – уменьшаются. Государственные инвестиции уменьшаются. Государство урезает свой ресурсный потенциал собственности.

Это означает, что приватный сектор начинает доминировать над государственным с пропорцией 80% и 20%. А в «Стратегии 2020» последнему предписано и далее уменьшаться. Украина уже показала, что происходит, когда государством управляют и делят ее четыре олигарха – приватный сектор. То же самое происходит с государственными инвестициями, с государственной собственностью.

Невозможно провести импортозамещение с частным предпринимателем. Ему зачем? Ему прибыль нужна, а не импортозамещение. Кому госзаказ государство разместит? Кого вынудит не прибыль получать, а управлять пропорциями развития нашей страны?

Ставка на внешние инвестиции – ошибочна

Следующая глубокая ошибка управления страной – ставка на внешние инвестиции. Они приходят в основном из Кипра – 43%. Ни для кого не секрет, что это за деньги и откуда они взялись. Провал ставки на внешние инвестиции совершенно очевиден: во-первых, их не больше 2% во всем балансе инвестиций в стране, во-вторых, прямые инвестиции категорически снижаются. А в результате такой инвестиционной политики напрасно проходит время, мы ждем инвестиционного климата, а износ основных фондов нарастает.

Теория монетаризма и практика Центробанка РФ ошибочна, но навязана стране.

Следующей тяжелейшей ошибкой является классический тип «диверсионного государственного управления». Например практика монетаризма ЦБ РФ, регулятора денежной массы, от которой зависят и бюджетные и инвестиционные возможности и, так называемое, торпедирование инфляции.

Во-первых, денежное обеспечение России по сравнению с другими странами мира попросту аномально. Сделано это в начале 90-х годов по известным подсказкам в переводе с английского, и до сих пор Россия аномальна по отношению ко всем сопоставимым странам. Но если дефицит суверенного рублевого денежного обращения измерить в цифре, он составляет фантастическую величину – около трех триллионов долларов. Эти деньги выведены из оборота, но они по прежнему могут возвращены. Создан искусственный дефицит оборотной денежной массы в 3 трлн долларов. Их сейчас в условиях санкций нужно активировать и внедрить в оборот – в инвестиционный оборот, в оборот госзаказа в нашей стране.

Однако Центральный Банк России придерживается другого мнения, которое основано на уравнении Фишера, которое не работает в реальной экономике. Уравнение Фишера стало основой «новой религии» монетаристов. Его основная мысль заключается в том, что при фиксированных скорости оборота денег и количестве товаров денежная масса влияет на цену товаров (M V = P Q).

Уравнение Фишера актуально как теоретическая идея для студентов 1 курса. В реальной экономике все далеко не так.

1. Денежная масса состоит из разных денег: как потребительских, так и инвестиционных, влияющих на количество товаров. Поэтому главное условие Фишера не выполняется.

2. Кроме денежной массы существуют еще и – долговые обязательства, и они также находятся в финансовом обороте.

3. Виды денег меняют с ходом времени свою функцию в обороте: потребительские превращаются в инвестиционные и наоборот.

4. Эмиссия и баланс денежной массы и цены товаров разнесены по времени. Уравнение становится системой дифференциальных уравнений с различными задержками по времени в инвестиционных цепочках обменов и на потребительском рынке.

Монетизация экономики по опыту стран мира является фактором экономического роста. Прирост ВВП и инфляция зависят от монетизации экономики. Если опираться на опыт стран всего мира, то при монетизации страны примерно в 1-1,5 объема ВВП по количеству оборотных денег в стране будет максимальный прирост ВВП и минимальная инфляция.

У России же - максимальная инфляция и минимальный прирост ВВП. Почему сегодня Центробанк опять абсорбирует ликвидность в национальной финансовой системе? Это вопрос уже к специальным службам Картина уже на грани ее квалификации по ст. 275 УК РФ. Денежную массу нужно не сжимать, а увеличивать! Центробанк делает все наоборот.

Технари хорошо знают, что такое - оптимизировать в управленческой системе достижение цели, например, какой-нибудь навигационный корреляционный экстремальный координатор или система наведения вооружений. Страна – это тоже оптимизируемая сложнейшая система, у которой есть целевое назначение. У нее есть параметры оптимизации: ставка рефинансирования, доля госрасходов, внешний торговый оборот и так далее. Так вот именно сейчас хочется вспомнить того самого «дядю Васю», который в Протон воткнул датчик противоположной полярностью. Сейчас со страной происходит то же самое, что с Протоном: нужно подниматься, например по монетизации для увеличения прироста ВВП, а происходит совершенно противоположное.

Природа российской инфляции не монетарная, а многофакторная релаксационная.

Она имеет предел – аттрактор. Это означает, что никогда ниже 6% инфляция в такой демонетизированной системе не опустится. Инфляция на сегодняшний день растет, десятки миллиардов суверенных долларов просто сжигают для поддержки курса рубля. Курс обвалился. Где 60 и более миллиардов долларов? Где курс, который должен быть стабильным? Тяжелейшая ошибка.

Доктрина технологического развития России

Нужна другая государственная политика развития. Это означает, что новые решения нужно материализовать в виде высокорангированного государственного управленческого документа, доктрины. Создание доктрины это тоже технология и технология очень высокого уровня, технология государственного управления.


Доктрина должная воплощать в себя два источника государственной политики –нормативно-политический и нормативно-правовой. Это должен быть закон. Государственная политика – это политика управления, а не болтовни. Модель, где есть ценности, цели, проблемы, задачи, исполнители, ресурсы, обратные связи и так далее.


Доктрина – это 1) стратегия в области образования, кадров высшей квалификации, промышленности конечной сборки; 2) стратегия высокого уровня - Федеральный закон; 3) «три в одном»: ценностно-целевая установка, государственно-управленческое содержание и вся управленческая атрибутика, нормативно-правовое предписание.

Структура такого документа существует, ее можно предложить высшему руководству.

Структура Доктрины государственной политики:

1. Общие положения (предмет регулирования, статус доктрины, место государственной политики, основные понятия и определения, принципы и приоритеты)

2. Ценности и цели по предмету государственной политики

3. Основные фактические показатели и тренды состояния предмета государственной политики

4. Основные действующие (на год принятия Доктрины) государственные решения

5. Основные проблемы по предмету государственной политики

6. Основные новые государственные управленческие решения проблем в сфере государственной политики

7. Нормативные правовые и организационно управленческие акты, необходимые для реализации программы государственно управленческих мер, решений и действий

8. Порядок реализации доктрины (мониторинг, контроль, коррекция, публичность, отчетность, ответственность за результаты)

В завершение. Должна быть парадигма, понимание, что заклинаниями ничего не сделаешь. Надо понимать особенности своей страны, своей экономики и зависимость от тех самых управляющих параметров, с помощью которых находится максимум успешности нашей страны.


Мы можем двигаться к заданной цели. Но сначала надо с либеральной, монетаристской космополитической доктрины перейти на доктрину оптимального суверенного развития, иначе датчик, включенный не в той полярности, и дальше будет вести Россию не туда. Мы сегодня двигаемся, как с горы на салазках. Однако модель успешности страны рассчитана и существует. Наверное, наша общая задача как-то отвлечься от болтовни, начать управлять своей успешностью и сделать соответствующие предложения властям.


А то ведь страшно даже сказать, знает ли тот, страшно сказать где сидящий, о том, что у нас в стране вообще происходит, что делается реально сегодня, сейчас.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2312
8364
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика