Образование — качественное или злокачественное?

Образование — качественное или злокачественное?

Надежда Хвыля-Олинтер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к. соц. наук

Экспертная оценка качества системы образования в России и немного статистики

В Центре научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 года был проведен экспертный опрос, в ходе которого ставилась цель оценить результаты образовательной реформы в России. Эксперты, в число которых вошли 154 представителя различных научных отраслей, кандидаты и доктора наук, профессора, провели сравнение качества подготовки выпускников учебных заведений до и после присоединения России к Болонской системе и введения ЕГЭ.

Выполняет свои функции современная система образования или она планомерно превращается в систему профанации? Мнения экспертов оказались крайне иллюстративными. По десятибалльной шкале респонденты оценивали качество подготовки выпускников школы, абитуриентов и выпускников вузов.

Диагноз однозначен: уровень подготовки значительно снизился (рис. 1, 2).


Рис. 1. Экспертная оценка качества подготовки выпускника средней школы (1 — низкое качество, 10 — высокое)


Рис. 2. Экспертная оценка качества подготовки абитуриента вуза (1 — низкое качество, 10 — высокое)


Рис. 3. Экспертная оценка качества подготовки выпускника вуза (1 — низкое качество, 10 — высокое). «Специалист» — отечественная система подготовки до введения Болонской системы

Качество образования в целом до присоединения к Болонской системе эксперты чаще оценивали на 9 баллов из десяти возможных, на сегодняшний день ситуация существенно хуже. Вычисление для каждого показателя среднего по оценкам экспертов балла показало, что как качество подготовки школьников и абитуриентов, так и эффективность системы образования ухудшились более чем в два раза (рис. 4).


Рис. 4. Экспертная оценка результатов реформы системы образования

Сравним оценки экспертов со статистическими данными, отражающими состояние системы образования на разных ее уровнях, полученное в результате реформ.


ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

За двадцать пять лет по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь за счет учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности (рис. 5).


Рис. 5. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в РФ [1]

Сокращение школ коррелирует с проблемами депопуляции и внутренней миграции и в определенной мере обусловлено именно этими процессами. Например, численность детей, достигающих возраста начальных классов и нуждающихся в учебных местах, в связи со снижением рождаемости в постсоветской России уменьшилась почти в полтора раза (рис. 6).


Рис. 6. Доля населения в возрасте от 5 до 9 лет в России [2]

Но качество школьной подготовки в связи с переходом на новые образовательные стандарты и введением ЕГЭ только снижается. Детей не учат мыслить системно, а формируют отрывочные фрагментарные знания, необходимые для успешного прохождения тестовых заданий.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

Состояние науки в стране, работу научных школ, качество подготовки учеников в школах отражают результаты международных олимпиад. СССР был безусловным лидером на мероприятиях такого рода на протяжении десятилетий. Успехи российской команды стали куда более скромными. Сегодня в СМИ периодически анонсируются успехи отечественных школьников-участников олимпиад — нам рассказывают, сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей привезли из-за рубежа участники команды. Безусловно, призеры достойны уважения, но наличие нескольких медалей совсем не гарантирует общекомандного успеха, и за объявленными двумя-тремя золотыми умалчивается то, что команда страны в общем зачете все чаще терпит поражение. Данные в динамике позволяют видеть многолетний тренд «успехов» нашей страны, который очевиден — отказ от советской системы подготовки учеников имеет своим результатом снижение уровня их знаний. В международных олимпиадах по математике и физике мы всегда занимали первые места, теперь ситуация в корне изменилась (рис. 7, 8).


Рис. 7. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по математике [3]


Рис. 8. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по физике [4]

Реформа образования заметно и существенно снизила сопоставительный мировой уровень российских школьников. Войны выигрывает школьный учитель? Так говорил Бисмарк? И какова сегодня национальная безопасность России в результате диверсионной реформы образования?


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Россияне признают важность высшего образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих жизненных целей. По данным общероссийского исследования [5], более 70% респондентов уверены в необходимости получения высшего образования для самореализации в профессиональной сфере.

Но отечественное высшее образование также пострадало от последствий развала советской системы. Интересно, что число образовательных организаций высшего образования сегодня по сравнению советским периодом увеличилось более чем в два раза. В 1960-м году на территории РСФСР располагалось 430 вузов, сейчас, по данным Росстата,  мы имеем более 900, а два года назад — больше тысячи, не считая региональных филиалов. Численность студентов выросла пятикратно. Вроде бы, охват населения высшим образованием должен приносить только позитивные результаты, повышать грамотность, образованность, профессиональность. По факту наблюдается обратное — качество образования стремительно падает, деградация населения усиливается.

Образование, в том числе и высшее, превратилось в платную услугу, что прямо прокомментировал бывший Министр образования А.Фурсенко: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом» [6]. То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен. Расплодились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Либерал-догматики должны быть удовлетворены. Но может ли быть удовлетворена страна, нуждающаяся в грамотных специалистах, если вместо них получающая суррогат? Отреформированная российская система образования вынуждена сегодня ориентироваться не на качество образования, а на прибыль и выживание.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира (Education Index [7]), Россия по данному показателю находится на сорок девятом месте из ста восьмидесяти восьми возможных, соседствуя с Гренадой, Хорватией и Белоруссией. Этот комбинированный показатель Программы развития ООН является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование (Expenditure on Education [8]), рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, наша страна занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных. Это неприемлемо низкий показатель, и стоит отметить, что из стран, находящихся на постсоветском пространстве, нас обгоняет Белоруссия. Проблемы в российской системе характерны практически для всех государств, входящих ранее в состав СССР. Они являются результатом разрыва преемственности в образовании, нарушения традиций и «антиисторического» отрицания достижений советского опыта.


НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ

С 1 января 2014 года Высшая аттестационная комиссия ужесточила требования к защите диссертаций, введя правило обязательной публикации полного текста работы в открытом доступе за три месяца до защиты. Это решение было направлено на борьбу с плагиатом. Последовал результат — выпуск из аспирантуры с защищенной диссертацией сократился с 8979 человек в 2013 году до 5189 человек в 2014 году [9]. Факт, доказывающий системное порождение суррогатной подготовки молодых ученых в результате реформы. Наиболее резкое уменьшение числа защищенных диссертаций отмечается в технической и экономической отраслях. Это может быть связано как с ужесточением требований ВАК, так и с закрытием и приостановлением деятельности ряда Диссертационных советов, но в любом случае проблему подготовки высококвалифицированных научных кадров они иллюстрируют.

Практика плагиата была проанализирована активистами сообщества «Диссернет», созданного в целях общественного противодействия подлогам в науке. Некоторые результаты анализа опубликованы в Англоязычном бюллетене по проблемам высшего образования Higher Education in Russia and Beyond (HERB) [10]. В частности, были выявлены наиболее «проблемные» области распространения фальшивых диссертаций — экономика (около 40% случаев), юриспруденция, педагогика, медицина. Параллельное исследование библиометрической базы данных SCOPUS позволило сделать следующий вывод. Число фальсифицированных диссертаций в тех или иных областях науки обратно пропорционально вкладу этих областей научного знания в международную систему знаний. Наиболее сильно международное представительство российских ученых в физико-математических и химических, биологических науках, где уровень плагиата гораздо ниже (рис. 9).


Рис. 9. Число диссертаций с плагиатом / публикации в международной системе SCOPUS [11]

В работах естественников плагиат отмечается реже, но их труды часто характеризуются измельчением тем и невысоким научным наполнением. Эпицентрами «липовых» диссертаций стали крупнейшие российские города — Москва и Санкт-Петербург, и Кавказский регион, в котором процент фальсификата наиболее высок. Вузами, лидирующими по числу защищенных в них некачественных трудов, названы Московский Педагогический Государственный Университет и Академия государственной службы при Президенте России (ныне РАГХИГС) [12].


ПЕРСПЕКТИВЫ

Разрушение советской системы образования, попытки подогнать ее остатки под зарубежные стандарты и экстренно примерить англосаксонскую модель к позитивным результатам не приводят. Сегодня как никогда в истории современной России требуется системное формирование и накопление социального потенциала, способного оздоровить государство и общество, воспринять лучшие отечественные нравственные, научные и культурные традиции, сохранить их и приумножить. «Играя мускулами» на международной арене, наивно полагать, что целенаправленно и последовательно уничтожая десятилетиями наработанную систему обучения подрастающего поколения, мы сможем успешно продолжать эту игру в будущем.

Перспективы пока не радужны. Образование, которое должно закладывать потенциал развития государства, стало подобием злокачественного образования, дающего метастазы во все важнейшие сферы жизнедеятельности страны. Система передачи накопленных поколениями опыта, знаний и умений свои функции на должном уровне не выполняет, человеческий потенциал снижается. Понимает ли политическое руководство страны, что оно делает и каковы будут грядущие для страны последствия, вопрос скорее риторический. Это видно невооруженным глазом. Но правило «сегодня главное не хлеб, не сталь и не броня, сегодня главное дети, потому что завтра это и хлеб, и сталь, и броня» в постсоветской России очевидно игнорируется.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Построено автором. Данные Росстата

[2] Данные Росстата 

[3] Построено автором. Данные

[4] Построено автором. Данные

[5] Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 августа — 1 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

[6] Выступление А. Фурсенко на совещании с главными редакторами региональных СМИ и руководителями пресс-служб органов управления образованием субъектов РФ.

[7] См.: Рейтинг стран мира по уровню образования 

[8] См.: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info

[9] Данные Росстата

[10] Herb Higher Education in Russia and Beyond

[11] там же

[12] Некоторые наблюдения в области фальсификации научно-квалификационных работ в России


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

За ученого трех неученых дают

Последствия реформы РАН 2013 г.: экспертная оценка

Образ страны в культуре, образовании, науке

Заочная аспирантура: pro et contra

Бесконечный тупик ЕГЭ



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
923
2665
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика