Внутренняя политика

От либеральной патологии — к будущей России. К нравственному государству

От либеральной патологии — к будущей России. К нравственному государству

Выступление генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессора Степана Степановича Сулакшина на конференции «Постлиберальная Россия: будущий облик страны» в рамках Московского экономического форума 25 марта 2015 г.

1. Методологический вызов проектирования постлиберальной России.

2. Либеральная модель неприемлема.

3. Научная база.

4. Идеология будущей России.

5. Конституция будущей России.

6. Большую Идею — в жизнь!


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОСТЛИБЕРАЛЬНОЙ РОССИИ

Вопрос об облике будущей России включает в себя как минимум шесть важных смысловых вызовов. Нужно сосредоточиться и выдержать эту последовательность, потому что как целостный интеллектуальный предлагаемый продукт — это сложный продукт, и неясно заранее насколько он воспринимаем, насколько с ним можно работать дальше не только автору, но и тем, кто считает правильным поддержать его дальнейшее развитие.

Постлиберальная Россия, это основной предмет разговора. О чем пойдет речь? Конечно, о России, которая будет потом, после сегодняшнего облика, который мы квалифицируем, и квалифицируем ответственно, как историческую патологию. Уже досконально, многократно убедительно показано, что либерализм — это смертельный и позорный приговор России. Диагностика состоялась. Но вот облик России будущей, иной, постлиберальной, каков он?

Это одновременно и прогноз, и проект, и план-чертеж, и план-действие, профессиональный, реалистичный и реализуемый. Это Большая мечта, Большая идея, национальная идея страны текущего периода, даже трасценденция, которая может объединить все наше общество за исключением тех, кого в любом обществе мало кто хотел бы приветствовать. Будущий облик в нашем понимании — точно не фантазия, не хотелки-желалки, не маниловщина, не повод помечтать, как говорил классик, про осетринку с хреном. Постоянные уколы по части «утопии» неуместны, поскольку даже у утопии есть нагрузка и миссия: дать ориентир, указать цель и полюс притяжения — куда двигаться, о чем мечтать. Но когда делаются расчеты, построены модели, оценены вероятности и риски, то как минимум стоит подумать над этим концептом. Те, кто хочет отмахнуться или поёрничать, скорее всего, легко узнаются — это бенефициары от либерализма. Но их меньшинство.

Сам разговор об образе будущей страны и методологически, и психологически очень непрост. Почему? Потому что можно говорить на языке чертежа, узком специализированном, профессиональном. Можно говорить на языке публицистики: «А вот нам так видится, нам так кажется!». Можно предощущать, интуитивно не соглашаясь с сегодняшним обликом страны, мечтать о чем-то будущем, о чем-то неопределенном. И, наконец, можно, что характерно для русской, российской интеллигенции,и безвыходно утопать в «мучительных» творческих томлениях.

Сложен и адресат такого разговора. Он и эксперт, и ученый, это и трибун, и политик. Это и каждый гражданин нашей страны. Каждый говорит на своем языке, мыслит своими образами, центрирован прежде всего на собственное представление. Но! «Идея должна овладеть массами».

Синтетичность задачи — действительно вызов, она требует отработки подходящей стилистики, образов, формул, форматов разговора и конечного интеллектуального продукта. Ведь предлагается, выдвигается профессиональный, реалистичный, реализуемый иной облик будущей страны. Говоря на языке практической задачи и дела перехода к другому облику страны, неизбежно сталкиваешься с рядом важнейших вопросов, что для этого нужно в обязательном порядке.

Новая Конституция, новый облик страны, новый ее чертеж, новые принципы, новые ценности. Кто к этому может привести страну? Какие разработки, документы, общественные инфраструктуры, новые политические акторы для этого нужны? Получается выход на обширный, многосекторальный, комплексный план и разговор. Кого-то он пугает. Нас упрекают в том, что слищком большой замах, масштаб. Лучше поговорить о чем-нибудь конкретном, частном. Мне всегда приходит на ум образ. Тонет Титаник, мы кричим как его спасти, а нам говорят: не шумите, пассажиры спят, они верят капитану, у него рейтинг 85%. Лучше поправьте картины на стенах, что-то они покосились. Но мы ведь знаем почему они покосились: это крен всего корабля. И мы знаем, что будет с тысячами пассажиров: так говорит наш прогноз. Можно ли говорить иначе, чем в той форме, в которой пойдет разговор? Если тебе дорога судьба корабля и ты переживаешь за судьбу полусонных пассажиров, убаюканных корабельной пропагандой.


2. ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРИЕМЛЕМА

Очень коротко, ввиду исчерпывающих и объемных диагностик, стоит сказать о том, что сегодняшняя либеральная модель неприемлема. В наших работах, теоретических и прикладных, показано, что так называемый индекс успешности страны на фоне того, как развиваются в пространстве успешности иные страны мира, показывает для России практически безнадежное скатывание в область неуспешности. Последний расчет почти по 200 статистическим показателям развития страны показывает, что этот процесс ускоряется, а поскольку он систематически возник именно тогда, когда поменялась модель страны на нынешнюю либеральную, то мы делаем вывод, приговор либерализму, и этот вывод очень ответственный.

Ситуация в нынешней модели для страны безнадежна, и если политическое руководство, политический лидер и руководитель страны информирован иначе, если ему говорят, что либеральную модель можно терпеть, ремонтировать, реформировать и так далее, то это глубочайшая и очень тяжкая ошибка, потому что, с учетом внешнеполитических решений Запада опасности на таком пути для России совершенно реальны. Рис. 1-2.

Рис. 1. Индекс успешности развития сопоставимых стран мира. Все, что ниже уровня «1» — это состояние неуспешности страны

Рис. 2. Индекс успешности России в «путинский» исторический период. Страна «тонет»

Либеральная модель России несовместима с ее успешностью.

Ответственный разговор о том, каков иной, будущий облик страны, о том, что такое проект будущей России, который имеет основания стать прогнозом, без серьезной научной базы невозможен. В противном случае это будут те самые хотелки и желалки. Поэтому сложность презентации будущего облика страны еще и в том, что все время нужно делать апелляции к серьезным научным обоснованиям.


3. НАУЧНАЯ БАЗА

Итак, первый подход к предложению нового облика страны. Что является неприемлемым, от чего мы желаем стране уйти?

В крупной макроэкономические картине, ее макробалансе, есть несколько важнейших позиций, которые находятся на уровне идеологического выбора, на уровне выбора важнейших ценностей, системно образующих весь остальной конструктив страны.

Итак, изменится распределение создаваемых благ между субъектами, которых, по большому счету, два — собственник-меньшинство (наш, и зарубежный) и народ-большинство, адвокатом которого выступает государство, но не в либеральной модели ночного сторожа и коммерческого киоска услуг населению, а в модели социальной оболочки во имя общего блага. Рис. 3.

Рис. 3. Изменяется распределение создаваемых благ

Пропорции собственности на сегодня представлены в неприемлемом сочетании, собственность должна быть социализирована в будущей модели государства, которую мы для краткости обозначаем как нравственное государство. Рис. 4.

Рис. 4. Изменится структура собственности

Природная рента, которой наградил нашу страну Господь, на сегодня распределена таким образом, что собственник-меньшинство и зачастую нерезидент обладают непропорционально большой долей природной ренты. Это в будущей России будет устроено иначе, рис. 5.

Рис. 5. Природная рента должна быть распределена иначе

Модель страны — это не публицистический образ, это строгая формализация, которая связывает управленческий выбор политического режима, а именно, парламента, президента, правительства, назначающих определенные параметры, конфигурирующие институты страны (ставку рефинансирования, внешнеторговый оборот, уровень налогов, структуру бюджета и так далее), — с результатом развития (целями развития) в виде некоей многопараметрической функции.

Что за цели развития? Все то, что мы хотим иметь в виде благ, в виде демографических показателей народосбережения, в виде авторитета страны в мире, результатов ее развития. Такая формализация на самом деле существует, она выстраивается на основе почти 80 входных показателей выбора, и большого количества целевых функций, желаемых результатов, которые мы хотим получить в жизни нашей страны. Рис. 6.

Рис. 6. Функция связи управляемых и целевых параметров развития страны. Формализм модели страны

Здесь есть важный момент, позволяющий построить облик будущей России, позволяющий снять почти вечный конфликт, над решением которого бились многие мыслители. О чем идет речь? О том, что сложная система не терпит крайних решений, что настройка на максимум успешности страны возможна тогда и только тогда (для большинства искомых целей развития страны в согласованном одновременном режиме их достижения), когда оптимизируются параметры выбора. Максимизируются не параметры управления (они оптимизируются). Максимизируется в итоге результат развития, общее благо. Рис. 7-9.

Рис. 7. Успех страны достигается при оптимальной доле государственной собственности

Рис. 8. Оплата труда должна быть оптимальной

Рис. 9. Автаркийность должна быть оптимальной

Все настраиваемые в модели страны параметры, которые выбирает управленец, должны быть выбраны оптимальными по критерию успешности страны. Картин типа рис. 7-9 достаточно много.

Собственность должна быть и не приватизирована, и не огосударствлена, а распределена в оптимальной пропорции. Оплата труда, снятие фундаментальнейшего конфликта труда и капитала на этом пути также возможно, но только если этим будет заниматься государство.

Если кому-то по привычке хочется найти слово для определения будущей модели страны с хвостиком «-изм» (в ряду и в соотнесении с капитализмом, социализмом, коммунизмом, либерализмом), то, отталкиваясь от идеи многопараметрической одновременной оптимизации управленческого выбора и максимизации успеха страны в целом, можно предложить что-то вроде «оптимализма» или «оптимизма». Оптимистический строй! Звучит, по крайней мере, оптимистично. Но, конечно, если более точно, то это строй типа симфонии, согласования всех законных интересов всех субъектов интересов. Достижение даже не всеобщего (как сумма индивидуальных благ), а общего блага.

Доказанные в многочисленных исследованиях оптимизационные характеристики страны позволяют говорить, что найден и выдвинут важнейший теоретический принцип построения облика страны. Он новый, он мирит полярности, он снимает догматику, он дает новый шанс! И не только нашей стране.

Общий вид модели страны, когда ее успех или целевое назначение максимизируется оптимальным выбором параметров управления, и есть критерий управленческой парадигмы. Не догмы типа либерализм, социализм, капитализм, а новый принцип построения гармоничной страны. Рис. 10.

Рис. 10. Формализм новой модели страны дает путь к гармонии ее устройства

Вместо догматики рынка, свободы, слабо пока что операционально изъясненной справедливости, которая тут же превращается в уравниловку, социализма, марксизма, чего-то еще — ставится многопараметрическая оптимизационная задача, которая принципиально многомерна и принципиально разрешима. Это доказано! Размерность ее составляет многие десятки в пространстве координат — факторов выбора государственного управления. Рис. 11.

Рис. 11. Многомерная практическая модель страны

Текущие настройки либеральной модели страны, вариативные просчеты на моделях реального сложнейшего механизма позволяют видеть, что сегодняшняя либеральная модель попросту убога. Она дает минимальный уровень успеха страны, но удивительным образом (чистая диверсия или необъяснимая глупость) даже в рамках этой модели управление идет в обратную сторону, к кризису.

Задача, которую мы решаем своим предложением, новым выдвигаемым обликом страны, заключается в том, чтобы перейти на другую модель, максимизировать успешность. На рис. 11 это выглядит как переход с одной поверхности на другую-что делается управленческим решением. Тогда Россия будет иметь не обреченную, критически сползающую к краху либеральную модель и действительность, а иную модель и действительность. И то, что эта новая модель существенно другая, показывает сопоставление количественных характеристик важнейших и совершенно реальных позиций государственного выбора и управления, параметров обустройства страны. Табл. 1.

Таблица 1. Сравнение показателей управленческого выбора в либеральной и будущей модели страны

Показатели двух моделей отличаются в разы.

Предложение нового облика страны конкретно, многосекторально и охватывает все сферы жизни страны. В частности, конкретно изменится отраслевой спектр эффективности национальной экономики. Он уйдет от сырьевого типа и приблизится к мировому распределению. Рис. 12.

Рис. 12. Отраслевая структура экономики нужна иная. Изменить ее можно путем государственного управления инвестициями

Изменится отраслевой спектр инвестиций. Сегодня Россия сырьевая страна, становящаяся все более сырьевой поскольку так диктует поток инвестиций, направляющийся туда, где выгодно. Так в руках государства управление выгодным адресатом! Хорошо известно как это делать. Страна в отраслевом отношении станет передовой, и эта конкретная цель достигается конкретным инструментом, прямым государственным управлением, при котором спектр инвестиций будет иным. И, соответственно, отраслевой спектр выпуска также. Доказательством состоятельности предлагаемого плана действий служит «эксперимент» кризис 2008-09 гг., когда Центральный банк России от безумной своей политики демонетизации временно перешел к эмиссионной подкачке и экономика сразу отозвалась. Рис. 13.

Рис. 13. Управление инвестициями сразу дает структурный отраслевой эффект

Конкретно будет изменена структура государственного бюджета. Вырастет реальная, а не подставная статья «Социальная политика», которая сегодня не связана с социальной политикой, а связана с пенсиями лицам, приравненным к военнослужащим. Реальная социальная политика будет финансироваться на ином уровне в блоке статей расходов: «Экология», «Образование», «Здравоохранение», «Культура», «Наука» и «Дотации регионам». Рис. 14.

Рис. 14. Государственный бюджет должен стать иным

Конкретно изменится финансовая денежно-кредитная и банковская политика. В Россию вернется рубль, произойдет ремонетизация демонетизированной экономики, что позволит за счет рабочего уровня монетизации снизить инфляцию и увеличить прирост ВВП. Рис. 15.

Рис. 15. В экономику вернется демонетизированная денежная масса, прирост ВВП в стране максимальным, а инфляция минимальной. Это будущее России в новой модели доказывает мировой опыт

Что еще должно существенно поменяться в стране? Когда после этого вопроса мы говорим — поменяется то-то это означает, что разработан «чертеж» и данной перемены: концепт, увязка с иными секторами и необходимые законодательные и ресурсные решения.

Изменится отношение государства и объем финансирования секторов человеческих ресурсов. Иначе будут построены образование, здравоохранение, культура, наука.

Здравоохранение вновь станет заботой о здоровье, а не бизнесом ради прибыли.

В школе будут учить и воспитывать, а не выколачивать деньги из родителей. ЕГЭ станет дурным воспоминанием. Как и болонская система недоучек в университетах. Восстановится среднее специальное профессиональное образование. Вместо нелепых компетенций вновь вернется квалификация. Профессорско-преподавательский университетский состав вновь займется серьезными научными исследованиями.

Наука вновь станет производительной силой, а не адресатом приватизации, нищеты, унижения, имитации и воровства.

Искусство вновь будет служит культуре и нравственности, а не только кассовому сбору.

Служение в армии вновь станет священным долгом.

Изменится соотношение в финансовом федерализме. Центр-Регионы выровняют свои доходы на уровне 50%-50% .

Вернется государственная региональная политика выравнивания развитости регионов и размещения ресурсов и производительных сил.

Государство вернется в транспортные и энергетические инфраструктуры.

Государство вернется в инвестирование инноваций.

Налоговые шкалы станут прогрессивными и мотивирующими качество развития.

Прибыль собственника и маржа банкира будут регулироваться, а следом частная собственность станет социализированной, балансирующей интересы предпринимателя, наемного работника и общества в целом.

Природная рента от данных Богом стране полезных ископаемых вернется в доходы большинства народа и государства через специальные финансовые и распределительные механизмы.

Принципиально важно, что частная собственность будет социализирована путем не экспроприации, а, упрощенно говоря, регулирования государством прибыли и маржи в макрораспределении баланса страны. Все эти конкретные новые конструктивы страны берутся не с потолка, они настроены и построены на сознательном, целевом, ценностном выборе и при видимых механизмах реализации.

Но откуда берутся ценности, откуда берется идеология будущего облика страны? Что это, наконец, за ценности?


4. ИДЕОЛОГИЯ БУДУЩЕЙ РОССИИ

Идеологический фундамент облика будущей России

Государственная идеология вернется, она конечно нужна. Это не идеология ГУЛАГа, как ее хотят представить. Это общестрановый общественный выбор ценностей, которые формируют Большую идею страны. Она не столько государственная в смысле принудительная (так иногда представляют) сколько единая общестрановая. Куча людей никогда не становится народом без идеи. Она останется кучей. Территория страны никогда не будет иметь единства, если у страны нет единой общей идеи. Страна попросту невозможна без Большой идеи. Нельзя согласиться с позицией нынешнего политического руководства, заключающейся в том, что и культура, и история, и практика страны, как требует Конституция 1993 года, должны быть деиологизированы [Конституция обязательна для исполнения, но после ее смены этот пункт будет выглядеть совсем по-другому]. Общестрановая единая идеология как ценностная мировоззренческая база для страны совершенно обязательна.

Здесь также необходимы важнейшие, фундаментальные научные основания и они сформулированы и выдвинуты. Это совсем не хотелки осетрины с хреном.

Во-первых, нужно быть на правильной стороне истории, что будет подчеркнуто еще не один раз. Что это значит? Это значит, что человеческое строительство государства, общества, идеологии, отношений может быть либо в согласии с законами социальной природы, определяющими эволюцию человечества так, как ее «задумала» природа или Господь (если кому-то так удобнее мыслить), либо против естественного хода эволюции. Первое — это прогресс (двигаться к цели), второе — регресс. Но определить для человека замыслы природы не всегда просто. Для этого необходим критерий, количественный критерий. Он предложен.

Выдвигается понятие меры, метрики очеловеченности человека. Прогресс человека существует. Он мерный, на сегодня есть возможность социологическими, экспертными оценками его измерить, в прошлом и в будущем он оценивается исключительно экспертными оценками (что представляет собой достаточно надежный научный метод).

Начало логико-философского построения заключается в том, что вводится понятие истинных человеческих ценностей, которые мотивируют человека и определяют его облик и проявления. Таких ценностей 12, что установлено аналитическим путем. Этот ценностный пакет, этот облик человека складывается в двенадцати соответствующих номинациях или практических позиционированиях. Труд, духовность, коллективизм, нематериальная ориентация, любовь мужчины и женщины, детность, семья, альтруизм, ценность человеческой жизни, стремление к совершенству — и напротив, контрчеловеческие признаки таковы: стремление к разрушению, извращения, накопительство, гедонизм, присвоение. Рис. 16.

Рис. 16. Пространство мотиваций и проявлений человека. От человека истинного (по образу и подобию, справа) до не-человека и античеловека (слева)

Это пространство человеческого выбора позволяет измерить, т.е. выявить реальный облик человека или его сообщества. «Белый ценностный пакет», это максимальная положительная сумма двенадцати количественных характеристик человека истинного. Тот самый образ и подобие человека истинного, категориального, выше чего для человека быть ничего не может. Идеал настоящего человека. Соответственно движение человека к нему, вправо, к своему «белому» пределу — есть Добро, есть Нравственное. Движение влево означает безнравственное, зло, расчеловечивание.Рис. 17.

Рис. 17. Количественная мера очеловеченности человека. Ее динамика открывает степень нравственности человека и сообщества

Введя предложенную метрику, можно оценить и увидеть мегаисторию человечества, которая показывает, как драматично человек в этой мере белого пакета восходил и восходит, с откатами и с трагедиями, к своему истинному облику человека и человечества. Рис. 18.

Рис. 18. История очеловечения человека, движения его к образу и подобию 

Всегда, когда человечество теряло свой путь к человеческому облику нечто, некто вмешивались в его судьбу. Появлялись пророки, лидеры, религии, страны, идеологии, которые вытаскивали мир из «падения».

Тот выбор ценностей, та новая конституция, тот новый конструктив страны, та модель нравственного государства, которые выдвинуты в работах автора и большого творческого коллектива, выдвинуты не только для России, но и для всего человечества в целом! Именно они расположены на тренде восхождения, а вот либерализм направлен по обратному вектору. Либеральная патология, патология человеческого регресса, для России неприемлема. Это факт, который хорошо известен, — российское население расчеловечивается, человеческие черты, характеристики психологии, поведения, мотиваций падают, контрчеловеческие нарастают. Российское население «звереет»[*]. Рис. 19.

Рис. 19. Либерализм расчеловечивает российское общество

[*]  Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка А.В.Юревич, М.А.Юревич. В книге Нравственность современного российского общества: психологический анализ. / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. — 413 с.

Второе.

Существует очень важная мегаисторическая, эволюционная закономерность, которая убеждает нас, что на этапах биологической эволюции и прогресса, социальной эволюции и соответствующего прогресса человек обязательно упирается в пределы, они реально существуют. Человек обязательно выйдет в пространство эволюции, которое мы назвали сологенезом, пространство нравственного и духовного совершенствования. И если апеллировать на этих этапах к биогенезу, к социогенезу и сологенезу, возможности прогресса и развития человечества, то совершенно ясно, что навязываемая либерализмом конкуренция — это рывок назад, рывок в социал-дарвинизм, в животное состояние. А вот гармония преображения, то, что закладывается в основу ценностного чертежа будущего облика страны, расположена в другом месте, в области нравственных императивов, кооперативного типа обще-жития и человеческого прогресса.

Есть еще одна важная для построения модели будущего государства тема. Это естественная эволюция типа государства, и мы оппонируем либеральной доктрине в том, что государство — это не машина для услуг за плату (налоги). Это социальная оболочка, которая обустраивает обще-житие людей разумных. Рис. 20.

Рис. 20. Мегаэволюция института государства

Приведенная мегаисторическая систематика развития государства приводит к мысли, и это доказуемо, что за правовой, социальной моделью государства неизбежно последует модель нравственного государства, а вот модель государства либерального ведет в тупик исторического развития. Рис. 21. И вновь — более достойно и успешно — быть на правильной стороне истории.

Рис. 21. Либеральное государство — тупиковое ответвление в истории эволюции института государства

Через неограниченное количество лет государство освободится от этого своего названия, от некоторых современных его форм, но социальная оболочка обустройства обще-жития будет всегда. Либерализм есть тупик и позыв в животное прошлое еще и потому, что предлагает только борьбу за выживание, обретающую форму конкуренции. Он противник кооперации, интеграции людей, что по законам эволюции жизни является неизбежным и более прогрессивным. Он в принципе отвергает идею преображения человека и человечества потому, что она несовместима с индивидуализмом.


5. КОНСТИТУЦИЯ БУДУЩЕЙ РОССИИ

Главный чертеж страны

Совершенно понятно, что главный чертеж страны, источник ее облика — это ее конституция, именно в конституции задается главная развилка, главный выбор — какой быть стране. Либеральная Конституция 1993 года не скрывает свой либеральный заряд, она полна либерального лукавства, в ней содержатся даже диверсии, и это слово употребляет уже даже А.Бастрыкин и Следственный комитет России, она тянет страну назад в регресс и небытие. Но есть же выбор иной, выбор, устремленный в будущее, выбор, устремленный на объявленные ценности, выбор, синхронный с прогрессом человечества.

Разговор наш о будущем облике страны идет на нескольких языках одновременно. Что такое нравственное государство? Это значит, что все функции, институты, устройства, процедуры и механизмы, например федеральные государственные образовательные стандарты и т.п., настраиваются через доктрины, законы и программы таким образом, что в результате в обществе и в человеке генерируется нравственность.

Но все начинается с конституции. Что именно «все»? Начинаются доктрины, начинаются федеральные конституционные законы, начинается вся пирамида, которая обустраивает жизнь общества и государства. Рис. 22.

Рис.22. Конституция определяет все функции, устройства, механизмы и процедуры государства

Если вспомнить рис. 6 и большую букву F на нем, функцию F, описывающую в математическом формализме, что такое модель страны, то она формируется как раз в этом ценностном и конструктивном выборе. Можно убедиться и увидеть глубину и степень проработанности ответа на указанный вызов. Готовы доктрина безопасности, социальная доктрина, доктрина образования, народосбережения, народовластия и так далее. Рис. 23.

Рис. 23. Нравственное государство, будущий облик России уже детально и значимо описан

Пакет и шлейф законов о человеческой жизни, о духовных ценностях, о гарантиях народовластия, которые говорят, прежде всего, о чем? О том, что разговор конкретен, о том, что новый облик и проект будущей России, равно как и новая конституция, это не мечты, а проектная реальность. Это разработка, вес которой четыреста человеко-лет экспертных усилий, это «конструкт нравственного государства», готовый к реализации.

Конституция, через апелляцию к адаптивным для данной страны в условиях вариативности цивилизаций и их выбора ценностям, позволяет установить цели, позволяет сформировать законодательные императивы управления согласно этим целям, позволяет сформировать те самые факторы, которые являются составными частями того самого итогового индекса успешности страны. Рис. 24.

Рис. 24. Конституция и устройство страны как факторы ее успешности

Этот формализм за программированного успеха заложен в разработке, таким образом, каждый тезис, каждая норма новой конституции сопряжена с высшей ценностью страны, с тем главным источником, ориентиром куда двигаться, от которого зависит какие решения принимать, и в результате куда возможно прийти. Вот эти высшие ценности России.

— Страна Россия единая Родина.

— Цивилизационная идентичность.

— Нравственность.

— Народосбережение.

— Социальная справедливость.

— Труд.

— Нестяжание.

— Терпимость.

— Мироввоззренческая определенность, религиозность.

— Коллективизм.

— Сопереживание миру, ответственность за судьбы мира.

Ничего этого в либеральной Конституции 1993 г. нет.

Приведенные высшие ценности найдены историей, они выдвинуты и сохранены ведущими российскими и мировыми религиями. Специальный анализ сопоставил эти ценности с теми, которые тысячи лет находятся в сокровищницах мировых религий и мировоззренческих доктрин. Они принципиально совпадают.

Цепочка, которая порождает чертеж, флаг, программу, выдвигаемую на сегодня российскому обществу, экспертам, политикам, всем людям доброй и активной воли, в исследованиях и проектировании уже пройдена. Пора начинать строительство. Рис. 25.

Рис. 25. Новая конституция программирует успешность страны

Чтобы соприкоснуться с той тревогой, с той глубокой мотивацией, с которой наш коллектив и многие друзья-эксперты работали, надо увидеть перечень всех тех «закладок» и «мин», которые на сегодня заложены в облике либеральной России, заложены в действующей российской Конституции.

1. Экстремальный либерализм и поля ценностного умолчания, которые на практике мгновенно заполняются богатыми и ушлыми бенефициарами.

2. Государственный космополитизм и подавление суверенности государства.

3. Цивилизационная неидентичность и русофобия.

4. Отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом.

5. Отсутствие исторически преемственной и цивилизационно идентичной системы ценностей, являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации.

6. Отсутствие ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики.

7. Полное отсутствие правового института ответственности государства, (вместо него — «…в ведении…») государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина.

8. Отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина.

9. Дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой.

10. Асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции принципов и норм федеративного устройства.

11. Запрет ценностной основы государственности — ее идеологии.

12. Асоциальная формула отношений собственности.

13. Дисбаланс ветвей власти.

14. Подмена народовластия властью денег и административного ресурса.

15. Подмена местного самоуправления государственной властью де-факто при объявлении ее местным самоуправлением де-юре.

В целом в конституции 1993 года заложен конструкт государства, угрожающий самому его существованию как целостного, самобытного, цивилизационно-идентичного, успешного и жизнеспособного государства.

Это не личное отношение и не вкусовщина. Чего стоит, например, по действующей Конституции то, что политическая власть в стране не несет никакой ответственности за свою деятельность, в Конституции написано, что она только «ведает в сферах своих полномочий». Президент ведает, но ни за что не отвечает. Правительство ведает, но ни за что не отвечает. Губернатор ведает и ни за что не отвечает.

Что получается в результате, видно по черному тренду индекса успешности страны на рис. 2. То есть, если управляющий ни за что не отвечает, но сидит в кресле до пенсии, до собственной смерти, и не ротируется, а назначает вокруг себя свою родню — племянников, внуков и друзей, то надо понимать, что это — картина движения к краху страны, и это все абсолютно реально.

А вот решения, которые способны выстроить страну иным образом, рождаются в жесткой методической связке: «проблемы, смертельно опасные вызовы и — ответ на них и решения». Они найдены, сформулированы в виде конституции, порождаемых ею доктрин и законов. Со всем этим новым чертежом будущей страны находится рядом обширная, научно обоснованная методология, которая позволяет включить на полную мощность дальнейшие работы по обустройству страны. Можно сказать, что мозговой центр будущей России уже работает. В режиме онлайн все проблемы, которые еще не рассмотрены или вдруг возникли, могут найти свое системное решение.

Как в главных вопросах будет выглядеть новая Россия?

1. Государство будет иным — это будет созданная обществом оболочка для жизнеобустройства общежития.

Государство отвечает за все. В тексте действующей Конституции государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги (концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник). Предлагается сущностно иной подход, исходящий из того, что государство не только оказывает услуги, но обеспечивает жизнеобустройство всего общежития в стране. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижения общего и всеобщего блага.

2. Собственность — в том числе частная станет социализированной. Предпринимательство станет видом трудовой деятельности.

Вечный конфликт труда и капитала будет снят государственным регулированием распределения добавленной стоимости. Маржа и процент будут приближены к трудовым затратам.

3. Цивилизационная специфика и идентичность страны восстановятся.

Уже было сказано, что код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия, и это следует из количественных профилей-характеристик цивилизаций, является самостоятельной страной-цивилизацией. Русской (российской) цивилизацией. Спор — принадлежит ли Россия западной цивилизации — на языке вкусовых убеждений друг друга не имеет смысла. Но как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие сообщества на жизнь и действия, то совершенно явно видно, что количественные профили этих ценностей различны для всех на сегодня существующих локальных цивилизаций. Собственно, даже в прямом смысле. «Что русскому здорово, то немцу смерть». И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности сокращается российское население даже в физическом смысле.

4. Ценностно-целевой концепт станет явным и програмирующим жизнь страны.

Конституция описывает основу государственного института, полномочия власти. Ее уровни, их взаимодействия и алгоритм действия государства. При этом есть два противостоящих подхода к государственному управлению. Первый, либерально-коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает услуги, администрирует. Причем откуда берутся цели развития, стратегии развития, приоритеты и опять-таки ценности неясно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ есть, ибо весь концепт современного либерализма, на самом деле, настроен на интересы не общества. А богатого меньшинства. Оно и диктует и цели, и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А государство минимизирует до состояния «ночного сторожа».

5. Нравственность (нравственное государство) вернется в жизнь страны.

В истории государства один из путей его формирования связан с воплощением права сильного. Сильный, лидер устанавливал свой порядок, подчиняющий других. Именно из такого наполнения категории «порядок» вытекало и право. Государство стало правовым. Государство как институт насилия. Затем общество мало-помалу вырабатывало понимание своего достоинства и зрело, выдвигая требования учета в праве и порядке своих интересов. Что это были тогда за интересы?

Прежде всего, распределительно-материальные, касающиеся справедливости в потреблении создаваемых человечеством благ. Это были социальные требования. И государства видоизменились. Прошли социальные революции, поменявшие мир. Государство вошло в исторический период социального государства.

Сейчас человечество перед вызовом нравственного государства.

6. Свобода перестанет быть лукавством и синонимом мешка денег.

Важнейшая новация связана с раскрытием категории «свобода». Ее тривиальный либеральный концепт заключается, если всю пропагандистскую и информационную шелуху прикрытия отринуть, примерно в следующем. «Что хочу, то и делаю». «Что не запрещено, то разрешено». Что могу, то куплю. Свобода, как право, в этом подходе оторвана от обязанностей и ответственности. Именно таковы правовые формулировки в действующей конституции.

Но человек потому человек, что он находится в сообществе себе подобных и равных. В коммуникации с ними. Его свобода поэтому — это его несвобода, возникающая в коммуникации. Не что хочу — то делаю. А делаю только то, что согласовано с достоинством и интересами моего ближнего, и нашим групповым и всеобщим благом. Именно на этом пути человечество прогрессивно.

7. Справедливость — и социальная справедливость будет построена как разветвленный институт жизни государства и общества.

В действующей Конституции понятие и концепт справедливости практически отсутствует (справедливость упомянута только один раз и то в преамбуле). Социальная справедливость — это непростая категория. Это не то, что часто представляют: всем поровну. Если и труженику и вору поровну, то это явно несправедливо. В новой Конституции вводится понятие, которое конструктивно обустраивает и сферу воспитания потребностей и вожделений, и сферу ответственности за свое присутствие в сообществе и общежитии. Сферу обязанностей государства и его институтов за приближение его к социальной справедливости.

8. Народовластие (гарантии народовластия) будет не только заявлено на бумаге, но гарантировано.

Традиционно в большинстве немонархических конституций источником власти объявляется народ. Декларируется народовластие. (Или еще это именуют демократией). Но это, как правило, слабая или вовсе пустая декларация, если конституция не устанавливает прививок, компенсаций и механизмов, предотвращающих разрушительные для истинного народовластия реально существующие отношения. Власть и преимущества денег и богатых, административного ресурса, потенциал частных, т.е. покупаемых, СМИ, прямые махинации на выборах. Искажения в механизмах артикуляции, трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций выборных лиц, забывающих о своих избирателях после получения должности. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то конечно никакого реального народовластия нет.

9. Труд станет высшей ценностью и праведным источником блага.

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций сталкиваются две материи в поле возникновения права человека на получение блага. Это труд, с одной стороны, создающий блага, и, с другой стороны, присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять. Когда-то это был отъем блага в схватке. Затем появился банкинг, ростовщичество и рента. Затем возникла рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире возникло присвоение на основе права эмиссии денег и финансовых производных, которое порождает, в том числе, мировые войны, теракты и кризисы. На этом рубеже сталкиваются и даже цивилизационные концепты. Современной России навязывается коммерческая, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.

10. Народное достояние — вернет блага, в том числе природную ренту, народу.

Невозможно соглашаться с порядком, когда природные ресурсы, данные Богом всей стране, ее естественные энергетические, пространственные и иные преимущества служат интересам только узких групп. Это делается на основе скошенного института собственности. Исторически накопленные материальные (например, транспортные и иные инфраструктуры, создаваемые всей страной) и нематериальные ценности относятся к этой же проблеме. Народ России по новой конституции не только источник власти, он еще и собственник подобного общероссийского достояния. Поэтому введены четкие регламенты собственности и соответствующие институты, работающие в пользу интересов всего народа страны. Достояние Народа России может быть только в федеральной государственной собственности, а доходы от ее экономического пользования перераспределяются через государственный бюджет и специальные фонды общественного потребления.

11. Нравственная цензура защитит народ от растления и грязи.

Концепт нравственного государства императивно формирует необходимость государственной нравственной цензуры. Еще раз подчеркнем, что это не только тема порнография, насилия и жестокости, но еще и тема социализированности, очеловеченности поведения, социальности институтов. Вместе с тем, вместо огульного запрета цензуры, как это сделано в действующей Конституции, уточняется тип и адресация цензуры.

12. Балансы и сдержки ветвей власти, подконтрольность и наказуемость власти — исключат ее монопольность и загнивание.

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеобщности и монополизму. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии. Они предложены на пути балансировки полномочий исполнительной и законодательной властей, особенно в порядке подконтрольности и наказуемости в виде отрешения от должности или роспуска государственных органов. Введен институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов. Право на такие действия получает и общество.

13. Политическая ответственность, соревновательность, гарантии оппозиции — вернут жизнь в политику, смысл партиям, отбор во власть лучших и честных.

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии для политической соревновательности, политической оппозиции.

14. Государственная власть и самоуправление — люди проснутся и самоорганизуются там, где они живут.

В новой Конституции государственная власть представлена на всех трех уровнях: федерация, субъект Федерации, местное управление.

В отличие от государственной власти (с бюджетом, органами, ресурсами и правомочиями по принуждению) вводится низовой первичной уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. Это и есть самоуправление. А то, что по действующей Конституции называется самоуправлением, таковым не является. Но при этом оно выведено и из пространства государственной власти.

Все это будет после замены либеральной конституции на новую. Рис. 26.

Рис. 26. На российском историческом пути нужны перемены

Но кто это все будет продвигать в жизнь? Либерал Путин? Административный придаток к администрации президента Единая Россия? Навальный? Кургинян? Т.н. оппозиция, удобно устроившаяся в Госдуме?


6. БОЛЬШУЮ ИДЕЮ — В ЖИЗНЬ!

Речь идет о настоящей альтернативе действующей либеральной доктрине. В том числе, доктрине действующего политического режима и всех его персон. Альтернатива не может не быть профессиональной и состоятельной. А тематическое поле государственного строительства весьма обширно. Рис. 27.

Рис. 27. Альтернатива либеральной действительности России должна быть профессиональной и тематически многосекторной

Нужно быть готовыми по всем этим направлениям государственного строительства. Методологией, людьми, документами.

Преобразование страны, захваченной кучкой бенефициаров, поддерживаемых манипулируемой массой людей, — это суперпрофессиональная задача. Рис. 28.

Рис. 28. Задача преобразования страны — суперпрофессиональная задача

Задача преобразования страны требует вспомнить классическое — «идея должна овладеть массами». Это возможно только в сети, только по принципам цепной реакции. Рис. 29.

Рис. 29. Идея должна овладеть массами

Далеко не предопределено, что Россия сама по себе как-то вылечится от российского либерализма. Рис. 31.

Рис. 30. Вероятные сценарии развития России противоположны и тревожны 

Каждый сценарий заставляет продумать все критически значимые обстоятельства. Их восемь.

1. Актор, инициатор перехода.

2. Идеология, план действий.

3. Материальные ресурсы (информационные, денежные).

4. Массовость поддержки идеологии перехода.

5. Уровень оппозиционности к власти.

6. Партия.

7. Внешние (внестрановые) условия.

8. Способность власти блокировать сценарий.

Даже краткий анализ этих обстоятельств говорит о том, что проблема перехода России к постлиберальному облику очень непроста. Не видны на сегодня те силы и лидеры, которые помогут России избежать исторической неудачи, к которой она идет полными ходом в своем либеральном обличьи и под либеральным водительством.

Поэтому нужно объединяться и действовать! Нужно создать волну понимания того, что происходит, нужно создать волну интеллектуальной дискуссии, воспротивиться идеологии и практике либерализма. Новая идеология должна стать достоянием миллионов, экспертов, политиков, элиты, царя-батюшки. Нужно объединяться — не ради кресел, карьеры и обогащения. Объединяться вокруг идеологии, новой конституции, как собрания ценностей, вокруг мысли и ответственности, и общей и личной, за нашу Родину! За ее скорую судьбу!

Нужно объединяться — НЕ ПРОТИВ, а ЗА Путина или иного лидера, ЗА новую политику, новое содержание государственного строительства и общественного развития. ЗА новый облик страны. ЗА новую конституцию. Приходит пора создавать новое Товарищество. Товарищество убежденных единомышленников. У него есть научная теория и методология. Есть чертеж-проект будущей страны. Есть проект Новой Конституции России.В общем, что делать — понятно. Такие знания и убеждения — не перекупаются! Это Большая Идея. Большая мечта для будущей страны. Ею будут гордиться. В ней не будет лжи, фарисейства и лукавства на всех уровнях. В ней будет первична русская идея — идея всечеловеческая и внутри России, и для всего мира.

В ней нравственность будет выше денег и корысти.

В ней блага будут получаться трудом, а не отъемом, спекуляцией и процентом.

В ней справедливость будет гарантировать достоинство каждого человека, независимо от его миллиардов или копеек.

Ее вновь будут уважать, любить и видеть в ней надежду человечества народы и страны мира.

Она вновь станет суверенной и самостоятельной.

В ней культура будет служить высоким смыслам, а не коммерции.

В ней вновь будут уважать науку и творчество.

В ней на правление будут избираться не ушлые коммерсанты и космополиты, догматики, а искренние патриоты и профессионалы, стремящиеся служить своему народу и Отечеству.

Вернутся понятия: Правда, Патриотизм, Долг, Честь, Совесть, Справедливость, Нестяжание, Милосердие, Отечество, Родина, Русский, Российский.

Россия должна стать иной!

Россия будет иной!


Скачать доклад в формате PDF.   

Смотреть видеозапись выступления Сулакшина С.С.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

Яндекс.Метрика Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru