Страна без общества: что нас объединит?

Страна без общества: что нас объединит?

Анна Фёдоровна Макарова — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии.

Доклад на научно-экспертной сессии «Партия нового типа: необходимость и перспективы создания в России», состоявшейся 28 октября в Москве

Перед партией нового типа (если таковая возникнет) встанет невероятно интересная задача: не оздоровление даже, а воскрешение российского общества. Оно не спит — его просто нет. И вопросы «почему народ пассивен», «почему вокруг человеческая пустыня», «почему политическая система суррогатна», «почему 90%» — лишаются смысла, если внимательно посмотреть вглубь человека, на его ориентиры и мотивации, и на связи между людьми.

Мы лишены идеологии не 13 статьёй. И даже не инъекциями ущербного либерализма. Мы её лишены в разуме.

Сегодня мы, по сути, даём имя не родившемуся ещё ребёнку — хотя конституировать есть смысл только органически рождённое. А России предстоит родить (или возродить) и человека, и общество. Усугубляется это тем, что российское общество — феномен уникальный, и «списать у соседа» здесь не получится. Но в этом и великий шанс, и великий вызов.

В начале, чтобы сверить компасы, задам некоторую аксиоматику (даже по этим пунктам у патриотов разной масти мнения не совпадают):

1. Россия по основным сферам жизнеустройства находится в предреволюционном (предколлапсном) состоянии, в истощении;

2. Нынешний курс зашумляет следствия деградации, но шум стоит всё дороже — уже не денег только, но и жизней;

3. Выход невозможно найти в политическом или экономическом поле — кризис коренится внутри человека (как следствие — общества) и требует пробуждения этого человека. И новый политический актор, если таковой появится, призван это глубинное пробуждение осуществить. Иначе он останется очередной попыткой маскировки, а не лечения онкологии.

Я упомянула о «человеческой пустыне» — возможно, это и не так. Давайте посмотрим на сегодняшнюю палитру патриотических сил — организаций, фронтов, движений, сопротивлений — с тем, чтобы оценить, нужна ли вообще России ППНТ, когда есть столько деятельных и идейных молодцов: НОД, Антимайдан,Партия Великое Отечество, Суть времени, Народное собрание, КПЕ, Евразийцы, Национал-большевики, Движение «Новороссия», Русский национализм, Партия дела, Русская доктрина, Изборский клуб, Партия Ветеранов, Трудовая Россия, Сорок сороков, Народный собор, Региональные волонтёрские патриотические организации.

Казалось бы, что уж проще: созвать «Российское консолидационное собрание», пригласить туда все общественные организации и движения, которые борются за сохранение и спасение России. Ведь большинство людей, волонтёров там — независимо от «генеральной линии партии» — в этой своей борьбе совершенно искренны. Но, увы, действует «кудрявцевский» катехизис русского патриота:

«1. Россию надо спасать!
2. Только я знаю, как спасать Россию, и все должны объединиться вокруг меня.
3. Если все не объединятся вокруг меня — то и фиг с ней, с Россией».

К сожалению, даже среди искренне любящих Россию дух разделения силён. Представляете, какая рукопашная начнётся через пару часов такого «консолидационного собрания»?

Каждое из этих объединений занимает определённую нишу, каждое — в известной степени успешно. «Раскукливание» для них (и для нас) аналогично утере или размыванию своей идентичности. Итак, идентичность в рамках каждого объединения является более прочным и ощутимым основанием, чем российская цивилизационная — которая, в том числе поэтому, подвергается стремительной эрозии.

Российское общество дефрагментировано и атомизировано — как по социально-экономическим, так и по идеологическим параметрам. Человек дефрагментирован: осознание большинством катастрофичности экономической ситуации в России сочетается с высоким уровнем поддержки власти. Общество распалось на множество мелких групп с крайне низким уровнем взаимного доверия и высоким уровнем социального расслоения. Децильный коэффициент, по данным Росстата составляет 16 пунктов, а по независимым оценкам — 27. Одному проценту населения сейчас принадлежит 76 процентов всех финансовых активов страны. Результатом этого ощущения несправедливости социального порядка стало нарастание аномии — проявления апатии, уныния, распада социальных связей.

Идеологическая самоидентификация россиян представляется довольно искусственной — хотя бы потому, что в массе своей россияне отдают приоритет сути, а не «ярлыкам», а поскольку суть стремительно деградирует, категории партийности, идеологической плюральности выглядят всё более нелепыми. Большинство ассоциирует себя с гражданином России (при ответе на вопрос «Кто я такой?»), с патриотом России, а демократии предпочитает порядок (инфографика ВЦИОМ).



Создаётся впечатление, что россиянам глубоко чужда идейная распылённость и в моменты наибольшего напряжения неизбежно возникает формула «лишь бы не было войны».

«Русское мышление имеет склонность к тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям» (Н. А. Бердяев). Полумеры нам не нужны! Радостно в этом то, что полумеры сейчас и не помогут. И нежелание, особенно в кризисные времена, «играть в политические игры» — это не идейный обскурантизм, а возврат к характерному типу мышления, которое «или апокалиптично, или нигилистично».

И если уж мы заговорили о характерном национальном типе (впрочем, не только национальном) — объединение возможно на основе братского отношения. Тогда и только тогда оно будет органическим, а не механическим. Сколько бы лет Россия ни воспроизводила партийную систему, она всё равно останется в ней неофитом. И «Партия нового типа» — это замаскированная в демократическую форму попытка объединения россиян — и не политически корректного, аккуратного и мягкого — а тотального. Это попытка создания универсальной партии. Это проекция идеи братства, пусть и не вполне осознаваемая. Так мы за что воюем? За «социальную базу», за поддержку, за то, чтобы лозунги звучали громче?! Мы за Россию воюем. А Россия — это люди, и сегодняшний «праздник интеллектуальной жизни» (имею в виду наш круглый стол), этот проект социально-политического переустройства — для них.

И нам нужно их знать. У нас не «сферическое общество в вакууме», а вполне конкретное и по некоторым параметрам измеряемое:


Рис. 1. Инфографика Росстата

В овале — те, чей сознательный возраст пришёлся уже на Россию либеральную, т. е. те, кто не имеет опыта жизни в стране с проектом и видением (какими бы они ни были). Дошкольники и школьники на треть от общего числа социально дезадаптированы. Представляете, что будет там, дальше, если ничего не будет коренным образом изменено?..

Народ не умеет рассуждать и строить сложные рациональные конструкции, но он будет переживать идеи, адресующиеся к его ценностям — люди реагируют на воспламенение «социальных архетипов». Пока же они размываются и стираются, ими манипулируют, их формализуют. Поэтому время дорого — пока хотя бы тление происходит.

Всё это — не алармизм, не повод для уныния, а постановка острейшей проблемы и риска «заката России» внутри каждого, в ней живущего. Это всё для напоминания о том, что политическими и экономическими «припарками» глубинные гуманитарные язвы не излечить.

В СССР прямо ставилась задача создания Нового человека, она была одной из основных, поставленных перед культурой 20-х годов. «Самоцель коммунизма, — по выражению К. Маркса, — всестороннее развитие личности». Задача решалась комплексно: была разработана Программа коммунистического воспитания и соответствующий ей социально-политический механизм. Это был, конечно, не результат романтических измышлений и, наверное, всё же не самоцель: потребность в новом советском человеке была обусловлена переходом страны на новый технологический уклад. Сегодня предпосылок такого перехода не предвидится, хотя если он не состоится — России не будет. Но и если человек останется полумёртв и теплохладен — России не будет. Возможно ли организовать, спроектировать это пробуждение (чем мы, по сути, занимаемся сейчас) — вопрос. Всё произойдёт не так, как мы предполагаем. И, тем не менее, несколько мыслей о «человеческой сборке», консолидации, инициируемых ПНТ.

ПНТ возможна только как универсальная — то есть она претендует на общестрановое представительство, базируется на общенациональных интересах, и поэтому не может называться вполне «партией». Её социальная база предельно расширена — до масштабов страны, привязка к отдельной социальной группе принципиально отсутствует — она апеллирует ко всем, к народу. Такая апелляция случалась в истории всего несколько раз, и в каждом случае была вызвана острой политической (в т. ч. внешнеполитической) ситуацией, которая требовала консолидации народа — впрочем, на короткий срок. Примером запроса на образование универсальной партии и попытки ещё создания является Объединение французского народа (1946 год). Генерал Шарль де Голль заявил: «Настало время, чтобы было создано Объединение французского народа, которое могло бы осуществить и заставить существовать над различными мнениями большой порыв всеобщего блага и коренную реформу Государства. И таким образом в ближайшем будущем, объединяя волю и действие, Французская республика создаст Новую Францию».

Специфика нынешней партийной системы России в том, что сама суть оппозиционности полностью дискредитирована, и социальные базы партий схожи. Причина этого проста — группы, которые провозглашаются в программах и манифестах партий их социальной базой, об этом, вероятно, не знают (если они, опять же, вообще существуют).

Словом, куда ни кинь — везде наблюдается «натяжка» и искусственность. Заявленный принцип универсальности чрезвычайно уязвим и даже утопичен — но, повторюсь, учитывая, что это проект, а жизнь всё выстроит иначе, важным представляется сама артикуляция необходимости общенационального объединения.

Так что же нас объединит? Объединяет строительство и созидание. А что будем строить — баррикады и времянки для того, чтобы «проскочить» эпоху, в которой мы призваны жить, или основательный дом на устойчивом фундаменте (пусть даже с аскетическим убранством) — давайте выбирать.

Это событийный фактор объединения — он целеполагает. Сущностный фактор — какими силами это произойдёт — в научном сообществе пока предметом публичного обсуждения пока не является.

По самому простому определению, в широком смысле, общество- форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Общий интерес у российского общества есть — сохранить Россию. Подчеркну — не спасти, а сохранить. Для большинства — потому что некуда бежать, для меньшинства — чтобы остаться рукопожатным на запасной «родине».

Резюмирую. Пока мы пытаемся объединить то, чего нет. Институализация возможна и целесообразна тогда и только тогда, когда есть живой объект, организм — и в силу того, что он социальный и сложный, его нужно регулировать, возникает структура.

Пока же мораль заменяется «Моральным кодексом», общество — организациями, объединениями, фронтами, движениями (не укрепляется, как и должно быть, а именно заменяется), государство занимается не служением, а оказанием услуг… Пресно, грубо и мёртво.

Задача это сдвинуть — колоссальна и браться за неё неразумно. Но все по-настоящему разумные люди уже не здесь. Они уже далеко. А мы остались, чтобы служить — кто чем может: кто временем, кто мозгами и компетенцией, энергией, кто всей жизнью. Мы сегодня обсуждаем проект партии, он отчаянный. Но это искренняя попытка послужить России. Как можем. Спасибо лично каждому за то, что вы тоже готовы к этому служению.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Партия нового типа и трансформация общественного сознания

Нужна ли в России партия нового типа?

Ныть или верить и действовать?

О мути и свободе

Состоялась научно-экспертная сессия «Партия нового типа: необходимость и перспективы создания в России». Какой будет партия нового типа? (ВИДЕО)



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2614
8037
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика