Борьба за "эффективность здравоохранения"

Борьба за "эффективность здравоохранения"

Событие: Реорганизация московской системы здравоохранения обернется ликвидацией ряда больниц, роддомов и других медицинских учреждений. План-график столичных властей опубликован на сайте rusmedserver.com. Из документа следует, что сотрудники 28 учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям. Сокращения предполагается проводить в два этапа: сначала путем присоединение больницы к другому учреждению и превращения в филиал, затем должна быть произведена ликвидация.

Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталия Шишкина.


Вслед за реорганизацией школ последовала и реорганизация больниц. Если верить источнику РБК, из 28, попадающих под реорганизацию, 22 городских клинических больницы, из которых 5 роддомов, 2 гинекологических больницы, женская консультация, 2 медико-санитарные части, 1 центр репродуктивной медицины; 1 инфекционная клиническая больница; 3 научно-медицинских практических центра, из которых 1 бывшая гинекологическая больница, и две психиатрических больницы.

На самом деле, слияние больниц и НИИ происходило и раньше – ещё в мае в Росминздраве появились приказы о реорганизации учреждений здравоохранения [1].

Реорганизация происходит в рамках рекомендаций по внесению изменений в региональные «дорожные карты», направленные на повышение эффективности здравоохранения, опубликованные ещё в марте 2014 года.

Сразу хотелось бы отметить, что эффективность и качество – разные вещи. Эффективность – понятие, означающее в общем смысле достижение результатов с минимальными издержками, производительность. Качество – совокупность свойств, определяющих соответствие работы, услуг своему предназначению. Уже из этого ясно, что задачи лечить, вылечивать граждан не стоит – стоит задача сократить расходы, устроить из учреждений здравоохранения конвейер по оказанию доходных услуг, своего рода доходные дома.

В рекомендациях прямо сказано: комплекс мероприятий, которые должны повысить эффективность здравоохранения, направлен на сокращение так называемых неэффективных учреждений (по образцу школьных реформ), и увеличение доходов от приносящей доход деятельности. Происходит это с целью привлечения средств на повышение заработных плат работников здравоохранения во исполнение указов президента [2]. И здесь чиновники последовательно придерживаются схемы, сработавшей в образовании, но, увы, не применяемой по отношению к ним самим: сокращаем работников – не требуется увеличивать расходы на зарплаты.

Под сокращение попадают квалифицированные специалисты, врачи, увеличивается нагрузка на не попадающие под сокращения больницы, которые и без того не пустуют. И всё это в многомиллионном городе, где возможность распространения болезней, в том числе и т.н. социально-значимых, выше само по себе. За счет общего количества населения, плотности расселения, плохой экологической ситуации, ежедневного психологического стресса и нагрузки на иммунитет каждого человека. Огромную роль играет и миграция в город – заболеваемость среди мигрантов, в том числе туберкулезом, выше, чем среди коренных жителей. И на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки в 2014 году в целом по России, роста заболеваемости населения, в том числе ВИЧ, бактериальной дизентерией и корью, хотят сокращать медицинский персонал и провоцировать переполненность учреждений здравоохранения в «центре притяжения мигрантов», Москве.

Цель реформы здравоохранения – сэкономить средства бюджета и поставить больницы на самообеспечение. Чем грозит такая реорганизация? Во-первых, повышением заболеваемости за счет недоступности квалифицированной медицинской помощи, снижению возможности профилактики заболеваний и склонности к «кустарному» лечению. А повышение заболеваемости и самолечение без должной подготовки и уровня знаний и умений – прямой путь к повышению смертности. Во-вторых, закрытие некоторых «неэффективных» отделений приведет к переполненности московских больниц и снижению уже качества медицинских услуг. Обусловлено это будет  повышением нагрузки на одного врача, в том числе не только нагрузки рабочей, связанной с непосредственным выполнением своих обязанностей, но и эмоциональной, нагрузкой на физическое состояние. Специалисты начнут быстрее «выгорать», хуже выполнять свои обязанности. Из-за условий труда, которые спровоцируют московские власти, даже несмотря на повышенную зарплату, можно ожидать оттока кадров из государственных учреждений в частные – медики точно знают, что никакая зарплата им не компенсирует потерянное здоровье.

И всё это – в целях исполнения «майских указов». Но об этом ли говорил в «майских указах» Президент России – о «подгонке» под соответствие «дорожным картам»?

Московские власти, когда поняли, что молчанием только усугубят «социальные последствия», начали опровергать информацию о массовых сокращениях. Подчеркивается некорректность информации о сокращении больничных коек – но строительные работы по расширению ещё не закончены. Снова видна параллель со школами, когда школы закрывали раньше, чем возводились новые здания. Опровергается и сокращение медицинских кадров под предлогом дисбаланса врачей узких специальностей и общей практики. Но тогда возникает вопрос: почему специалисты не желают работать участковыми терапевтами, врачами общей практики, анастезиологами-реаниматологами? Логично предположить, что условия труда, нагрузка (рабочая, эмоциональная, риск), стремление чиновников выписать строгие нормативы на этих специальностях не приемлема для работы специалиста. Например, в соответствии с приказом Минздрава от 23 апреля 2014 года, норма времени на осмотр больного в соответствии с квалификационными требованиями участкового врача-терапевта составляет 10 минут. Но степень заболевания, возраст, количество заболеваний у каждого пациента – разное. Ответственность за конкретного пациента и его здоровье несет не министр здравоохранения, не проверяющий чиновник из министерства, выработавшего эти нормы, не компании медицинского страхования, а врач. Поэтому и возникает дефицит кадров среди врачей-терапевтов и врачей общей практики: создается ситуация, когда врач или не может качественно выполнять свою работу и несет ответственность или не соответствует квалификационными требованиям и вынужден расстаться с работой.

Традиционный метод восполнения дефицита кадров в бюджетной сфере: не оптимизировать условия труда и сделать их привлекательными для специалиста, а загнать в рамки существующего порядка, поставив перед альтернативным выбором «или-или».

Чиновники не изменяют своим традиционным принципам построения потемкинских деревень, выдачи желаемого за действительное и сохранением овец при сытых волках: умеют и затраты из бюджета не повышать, и указы президента выполнить. Для этого планомерно создают условия для перехода как образования, так и здравоохранения в частные руки. Сокращают кадры, уменьшают количество работников благодаря созданию неприемлемых условий труда, постоянно стараются оценить эффективность и вынуждают вместо выполнения профессионального долга заниматься бумажной волокитой. Но человек, житель Москвы – не деталь на конвейере, врач – не машина, а больница – не завод по ремонту рабочей силы. Экономия на здоровье и образовании сейчас приведет к тяжелым растратам в дальнейшем. Такое «экономное» - а на самом деле, рыночное - отношение чиновников к социально значимым сферам, возможные последствия их действий не могут не вызывать обеспокоенности – тем более, что очевидна аналогия с реформой школьного образования, промежуточные результаты которой уже видны.



[1] Приказы № 219-229, http://www.rosminzdrav.ru/documents?page=2

[2] http://www.rosminzdrav.ru/documents/8049-rekomendatsii-po-vneseniyu-izmeneniy-v-regionalnye-dorozhnye-karty-napravlennye-na-povyshenie-effektivnosti-zdravoohraneniya


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4580
21236
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика