Будет ли мир на Донбассе?

Будет ли мир на Донбассе?

Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Фото: В ЛНР на выставке школьных рисунков основной темой стала война (источник: 1, 2)


Второе минское соглашение, рассчитанное изначально на 2015 год, по итогам телефонного обсуждения между лидерами стран «нормандской четверки» 30 декабря было продлено на 2016 год. Для России исполнение Минских соглашений в первую очередь увязано с судьбой антироссийских санкций, иными словами, коррелирует с прагматичным интересом узкой группы бенефициаров. Задачи восстановления отношений с Украиной, защиты Русского пространства, обустройства соотечественников — в Кремлевских кабинетах по большому счету не ставятся.

Минские соглашения активно продавливаются, о чем свидетельствуют факты активного участия в процессе урегулирования украинского кризиса приближенных к российскому лидеру политиков, не имеющих ничего общего ни с дипломатией, ни с практикой ведения переговоров.


ФАКТ ПЕРВЫЙ

26 декабря Борис Грызлов был назначен полномочным представителем РФ по контактной группе по Украине. Б.Грызлов сразу дал понять, из каких позиций исходит Кремль: конфликт на Украине он назвал внутренним, упомянув также то, что «лишь тогда на украинской земле действительно наступит мир», подтвердив позицию Кремля о необходимости признания ЛНР и ДНР исключительно частью Украины. Назначение на эту должность близкого соратника российского президента, возглавлявшего длительное время партию «Единая Россия», указывает на личную заинтересованность главы Кремля в достижении так называемых компромиссов. Слово ключевое. Вот уже и Денис Пушилин его начал тиражировать. Доверить решение украинской проблемы, если бы она затрагивала национальные интересы страны, президент мог бы профессионалу, дипломату с богатым опытом ведения переговоров. Однако, вместо этого был отправлен приближенный президента, которого с точки зрения профессионального ценза можно охарактеризовать только одним — предан и верен патрону, что следует интерпретировать, как стремление наряду с российскими интересами или взамен их продвигать свои собственные.


ФАКТ ВТОРОЙ

15 января состоялась встреча заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника президента России Владислава Суркова для выработки предложений по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины. Примечательно несколько обстоятельств.

Во-первых, это встреча Нуланд с попавшим под санкции Сурковым. Несмотря на то, что США еще в марте ввели санкции против Суркова и признали его ответственным за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, на переговоры с ним американская сторона пошла.

Во-вторых, статус сторон: и Нуланд, и Сурков являются помощниками госсекретаря и президента, что далеко от статуса, при котором стороны могли бы принимать конкретные решения. Причина, почему данные вопросы решаются не в формате Керри-Лавров, а на уровне Нуланд-Сурков объяснимы: это закулисные переговоры, в ходе которых Россия преследует цели выторговать для себя смягчение санкций в обмен на выполнение требований, выдвинутых американской стороной в части поддержки процесса восстановления территориальной целостности Украины. Иными словами, в данных переговорах не было понятий интереса Украины, непризнанных республик или соотечественников за рубежом. Были исключительно выгоды России и Штатов.

В силу этого и переговоры были закрытыми, продолжительными — в течение 6 часов, без выхода к прессе. Факт предстоящих переговоров видимо появился в прессе случайно — его распространило издательство «Коммерсант».

Участие именно Суркова, приближенного российского президента, а не дипломата с профессиональными навыками переговорщика, указывает на то, что проблемы, решаемые в ходе обсуждения, имели в виду личную заинтересованность кремлевского лидера и выходили за рамки традиционных дипломатических решений проблемы. Ведь не помощник же Лаврова участвовал. Эту гипотезу подтверждает и то, что американская сторона была представлена опытным дипломатом, целенаправленно занимающимся взаимоотношениями с Украиной и Россией, еще в 90-ые годы работавшим в посольстве США в Москве в области связей Штатов с правительством Ельцина. А российская — Сурковым, далеким от внешней политики, который если к Украине и имеет отношение, то только сравнительно с недавних времен, а в части взаимодействия с США является полным политическим неофитом. Удивительно, как в России за последнее двадцатилетие сложилась система, при которой личная преданность ставится превыше профессионализма.

В-третьих, это встреча представителей России и США, хотя Украина расположена на стыке России и Европы. Удивляет в связи с этим, почему именно со Штатами Россия проводит предварительные переговоры — «мозговой штурм», а не с европейскими коллегами. Этим Россия дискредитирует не только себя, но и политических партнеров по «нормандской четверке», которые оказывается не в состоянии на этом этапе влиять на ход переговоров. Поразительна аргументация российской пропаганды, которая утверждает, что на Порошенко влияют исключительно США, а Европа подобных рычагов не сохранила, хотя именно с ЕС Украина заключила договор об ассоциации, подписала ряд других документов, то есть юридически зависима от требований Европы. По логике российской прессы, оправдывающей встречу Суркова с Нуланд, Европа беспомощна, и России приходится обращаться к Штатам — «если есть какие-то реальные возможности выйти из этого положения при давлении Америки на руководство Украины, то этим надо воспользоваться» (заявление первого зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Калашникова).

Каков итог этой кулуарной беседы? По заявлению Суркова, «состоялись довольно обстоятельные, конструктивные и полезные консультации. Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений». Отметим еще раз, что компромиссы, выработанные без сторон конфликта (Украины, представителей ЛНР и ДНР), без европейских коллег только подтверждают гипотезу, что они были направлены на решение кремлевских проблем, вызванных введением против российской элиты санкций. Это же подтверждает и последовавшее на следующий день после встречи заявление координатора государственного департамента Соединенных Штатов по санкциям Дэниеля Фрида о возможности снятия с России санкций в 2016 году.

Из заявления Суркова, что «по некоторым чувствительным вопросам, как например, конституционная реформа, безопасность и выборы, выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе в „нормандском формате“ (РФ, Германия, Франция, Украина)», прямо следует, что Россия, прежде чем выйти с предложениями к контактной группе, согласовывает свои позиции с США. Чем это в таком случае отличается от поведения П.Порошенко, который согласно заявлению Захарченко «должен покидать переговорную комнату и звонить кураторам в Вашингтон». Чем это отличается, по словам Путина, от сирийского узла, в котором российские планы стали «совпадать с американскими». Получается, что именно Россия выступает в роли стороны, которая доносит до контактной группы позицию американцев, ведь сами Штаты в нее не входят, а Россия проводит переговоры с США за пару дней до заседания контактной группы по выполнению Минских договоренностей. Напомним, что встреча двух помощников состоялась 15 января, а встреча контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины спустя 5 дней — 20 января.

Итак, к чему вероятнее всего пришли стороны? Подтвердили, что восточные республики — это территория Украины, но для них должны быть предусмотрены специальные условия. Россия заверила, что будет и дальше сокращать помощь ЛНР и ДНР, за исключением гуманитарной.

В свою очередь Кремль ждет от Вашингтона смягчения санкций. Но, во-первых, восстановление территориального единства Украины, на чем постоянно настаивает Запад, не сводится исключительно к решению проблемы на востоке Украины. Крым остается главным фактором манипулирования в вопросе снятия санкций. Во-вторых, режим санкций теперь неразрывно связан с действиями России в Сирии и с ее участием в процессе устранения Б.Асада. Иными словами, Кремлю пора избавиться от иллюзий относительно перспектив снятия ограничительных мер. Они не только сохранятся в силу выше приведенных обстоятельств и предлогов, но как показывает опыт Ирана, в отношении которого сняли санкции, но тут же ввели новые, затрагивающие ракетную программу, обещания снятия санкций и выполнение требований Запада не являются гарантом реального прекращения санкционного режима.

Как говорят, вне зависимости от наличия морковки перед мордой осла, осел при этом остается все равно ослом. Во льва он не превращается.


ВЫВОДЫ

20 января состоялась встреча Контактной группы: из четырех подгрупп заседали только три — по гуманитарным аспектам, по безопасности и политическая подгруппа, которая уже по традиции заседает дольше обычного. Примечательно, что экономическая подгруппа не собиралась, а ведь именно на ней должны обсуждаться такие ключевые вопросы жизнеустройства населения, как водоснабжение, выплата пенсий. Получается, что политики решили проигнорировать проблему восстановления нормальной жизни людей, сосредоточившись на большой политике. Участники подгрупп вновь обсудили процесс разминирования, обвинения сторон в нарушениях отвода вооружения, выборы в Донбассе, конституционную реформу на Украине, пропуск гражданского населения через линию разграничения, обмен пленными. Обыкновенный человек, соотечественник России, память и судьба погибших, тех, кто после «урегулирования» по американским планам пойдет в киевские концлагеря остались за пределами «интересов» переговорщиков.

Итак, процесс регулирования ситуации, который давно уже идет без представителей двух непризнанных республик, выстраивается следующим образом: близкий человек российского президента проводит переговоры с П.Порошенко. Позднее российскому лидеру звонит американский президент, после чего другой близкий человек В.Путина встречается с представителем США. Между тем нормандская четверка в очередной раз собирается в формате тройки — телефонные переговоры П.Порошенко, А.Меркель и Ф.Олланда. В Минске собирается контактная группа в составе представителей от четырех государств. Российские СМИ при этом подают эту встречу как «нормандский формат», хотя от него остался только состав стран, но отнюдь не уровень представительства этих государств. И получается, что на встречу выходят две стороны. Первая — нормандская тройка с уже согласованной позицией в части проведения местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей согласно украинскому законодательству и подготовки к восстановлению Украиной полного контроля над границей. Вторая — российское представительство американских интересов, ведь именно России в этом случае отведена роль того, кто представит согласованную с США позицию по проблемам конституционной реформы на Украине, безопасности и выборов. Подобный расклад только подтверждает, что заинтересованные в мире стороны — жители Донбасса оказались за пределами, поскольку это уже не вопрос о тысячах жизней, а сфера Большой политики, для которой действуют иные «нравственные императивы».


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Итоги 2015 года: внешняя политика ut est

Россия без сердца

Минское перемирие: что дальше?

Фильм «Миропорядок» как зеркало российской действительности

«Всё бы смогли сделать, если бы захотели». Интервью В.В.Путина

Кремль спасает Украину

Киев убеждает себя и мир в том, что Россия – «страна агрессор»



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
377
10273
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика