Декрет о земле №2, или как бесплатно получить землю?

Декрет о земле №2, или как бесплатно получить землю?

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Депутаты предлагают законопроект, который позволит бесплатно получить землю. На каких условиях это будет возможно? Будет ли принят закон?

В 1917 году большевики обещали заводы — рабочим, а землю — крестьянам. Уже через пару дней после их прихода к власти был принят Декрет о земле. Согласно Декрету о земле помещичья собственность отменялась. Решение вопроса о земле передавалось Учредительному Собранию с крестьянским наказом, в котором предлагалось упразднить частную собственность на землю, а всю землю обратить во всенародное достояние и передать в пользование всем трудящимся. Все это было реализовано Советской властью, однако с падением СССР вернулась частная собственность на землю. Получить землю бесплатно стало непросто.

На прошлой неделе в Государственную Думу был внесен законопроект № 909772–6 «О земле (О единоразовом безвозмездном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков)». Автор законопроекта — депутат Олег Нилов. Депутат Нилов считает, что государство вот уже почти 100 лет не выполняет своих обещаний отдать землю людям.

СМИ сразу же заинтересовалось данным проектом, растиражировав его главную идею: бесплатно дать землю трудящимся. При этом было забыто, что данный законопроект уже вносился в Государственную Думу в январе этого года. Тогда в состав инициаторов входили также Сергей Миронов и Роман Ванчугов. Сейчас почему-то лидер справедливороссов не участвует в инициативе. Но это всего лишь одно из двух отличий данного законопроекта от февральского (№ 712331–6). Текст февральского законопроекта полностью совпадает с текстом, внесенным сейчас, в конце октября. Об этом законопроекте мы уже писали.


ЧТО СКАЗАЛО ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ?

В чем же второе отличие, и почему мы вновь обращаемся к теме законопроекта? Второе отличие, казалось бы, чистая формальность: первый законопроект был забракован Правовым управлением Госдумы, потому что требовал расходов, но не имел заключения Правительства РФ. Теперь такое заключение получено. Оно было получено через месяц после того, как законопроект вернули авторам на доработку, то есть в апреле 2015 года.

Как известно, заключение Правительства РФ нужно для внесения законопроектов, которые требуют расходов из федерального бюджета. Правовое управление Государственной Думы уже на стадии проверки процедуры внесения законопроекта указало авторам на данное обстоятельство. И вот заключение получено, но в нем нет ни слова о том, что законопроект плохой, потому что не предусматривает внесения изменений в бюджет в части закрепления расходов на создание и ведение реестра. Заключение отрицательное на том основании, что законопроект о бесплатном получении земли вторгается в сферу регулирования Земельного кодекса РФ. Поэтому необходимо было бы вносить изменения в Земельный кодекс РФ, иначе положения законопроекта вступают в противоречие с нормами Кодекса. Самим Кодексом предусмотрено, что все другие законы с нормами земельного права должны соответствовать Кодексу.

Разве юристы, которые разрабатывали законопроект, не знали об этом? В перечне актов федерального законодательства, которые должны быть приведены в соответствие с данным законом, сказано, что принятие закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. То есть приводить тот же Земельный кодекс РФ в соответствие с данным законом не планировалось. Точно так же в финансово-экономическом обосновании говорится, что принятие закона не повлечет дополнительных расходов. Правовое управление Думы на этот счет еще в феврале высказало иное мнение: «Частью 3 статьи 5 законопроекта предполагается создание единого реестра территорий и земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, а также земельных участков уже предоставленных гражданам в соответствии с предлагаемым Федеральным законом. Реализация указанного положения законопроекта, с учетом закрепляемого требования об обеспечении открытости и общедоступности информации, содержащейся в данном реестре, по нашему мнению, потребует расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, направленные на создание и ведение указанного реестра, а также на обеспечение организации открытого доступа к содержащейся в нем информации». Теоретически можно предположить, что если речь идет о бесплатном выделении земли, то кто-то (государство) должен за это заплатить. Поскольку землю будет раздавать государство из государственной или муниципальной собственности, то это как минимум повлечет какие-то расходы (например, на оформление).

Таким образом, мы в очередной раз сталкиваемся с тем, что в сопроводительных документах к законопроекту приводится информация как минимум спорная, а возможно, и недостоверная. Это делается для того, чтобы формально соблюсти предусмотренный Регламентом Думы порядок внесения законопроекта, но при этом не тратить время на тщательные расчеты возможных последствий (расходов) и изучение законодательной базы на предмет выявления законов, которые придется менять.


КАК БЕСПЛАТНО ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЛЮ?

Если в предыдущей статье по данному вопросу эксперт Центра Сулакшина рассмотрел практические, процессуальные вопросы выделения и использования земли согласно законопроекту, то мы остановимся на некоторых формально-юридических аспектах.

О каких земельных участках идет речь? Законопроект говорит, что размер участка — до ста соток. Критерии для определения размера предоставляемых участков должно определить Правительство РФ. Это означает, что получить гектар смогут далеко не все, а кто и на сколько соток может претендовать — пока неясно. Цели использования земли — индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, дачное хозяйство, сельскохозяйственное производство, фермерское, крестьянско-фермерское и сельское хозяйство.

Кто может бесплатно получить землю? Проектом предусматривается около 30 категорий лиц, которые могут претендовать на бесплатную землю. В перечне есть те, кто проработал под землей или в горячих цехах не менее 10 лет, трактористами-машинистами не менее 15 лет, а также железнодорожники и машинисты метро со стажем не менее 10 лет, члены геолого-разведочных и других экспедиций, лесозаготовители, водители с 15-летним стажем, летчики гражданской авиации, спасители, работники уголовно-исполнительной системы со стажем не менее 12 с половиной лет, пожарные, педагоги и врачи, военные, полицейские, актеры с 15-летним стажем, и другие трудящиеся. В перечень вошли и инвалиды, ветераны, многодетные и вообще все лица со страховым стажем более 30 лет.

В пояснительной записке не разъяснено, почему одним надо отработать 10 лет, другим — 12,5 лет, а третьим 15. Обращает на себя внимание то, что в перечень вошли рабочие и так называемые социальные специальности, люди, труд которых уважаем в обществе. Одновременно не вошли в перечень госслужащие (хотя принципиально от полицейских и военнослужащих они мало отличаются), ученые и современные профессии типа менеджеров, экономистов, финансистов и т. п. Но если они проработают 30 лет, то по логике законодателя, получат право на землю. Надо понимать, что через 30 лет трудовой деятельности люди, как правило, выходят на пенсию, и поднимать сельское хозяйство на своей земле (это одна из целей законопроекта) им будет уже тяжеловато.

Есть ряд исключений из права на бесплатную землю: лица с судимостью не имеют такого права в период действия судимости. А коррупционеры лишаются такого права навечно, независимо от погашения судимости. Хотя это и противоречит тому, что погашенная или снятая судимость не может иметь правовых последствий. Если лицо утратило право на бесплатную землю, то это тоже основание для исключения лица из перечня претендентов. Как можно представить себе такую утрату права? Например, у человека были госнаграды — было и право на бесплатную землю. Лишили госнаград (всякое бывает же) — нет больше и права. Или вот еще пример: была у человека 1 группа инвалидности, было и право на землю. Но после переосвидетельствования (если вдруг такое случится) дали вторую группу, и право на землю исчезло. По поводу многодетных, имеющих право на землю, даже не будем рассуждать в таком ключе. Как понимать эту норму в контексте изменения стажа, дающего право на землю, вообще не очень понятно. Получается, что если поменяются правила исчисления стажа или если человек не сможет подтвердить стаж, право на землю будет утрачено.


НА КАКОМ ПРАВЕ МОЖНО БУДЕТ БЕСПЛАТНО ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЛЮ?

Участок земли передается в безвозмездное пользование на 5 лет, заключается соответствующий договор. В статье 4 имеются неточности: с одной стороны говорится о том, что участок передается лицу на 5 лет, а с другой, что он передается в постоянное (бессрочное) пользование. Далее статья говорит об истечении срока действия договора, после чего гражданину данный участок передается либо бесплатно на праве собственности, либо на праве безвозмездного пользования. Причем выбор права осуществляет сам гражданин. Что выберет гражданин? За собственность надо будет платить налог. За безвозмездное пользование по определению платить не придется. Но тогда не будет и гарантий, что построенный человеком дом не отберут вместе с участком. Вообще, не очень понятно, зачем давать землю под ИЖС, дачное строительство на праве пользования, если это серьезно ограничит правомочия «пользователя». Можно ли будет продать дом без земли? Или передать землю с домом? Тут можно вспомнить советскую практику, когда не было права собственности на землю и земли давались в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение (аналог собственности).

Статья предусматривает расторжение договора и отказ в переходе прав на участок, например, если гражданин использовал участок не в соответствии с видом его разрешенного использования. Неиспользование участка в течение 5 лет подряд также в черном списке. В этих случаях участок изымается.

Порядок расторжения договора и изъятия участка у гражданина не регламентирован законом, эти вопросы отданы на откуп Правительству РФ.

Порядок бесплатного получения земли также остается туманным. Гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением, в котором указывает примерные границы или ориентиры нахождения желаемого участка в пределах субъекта РФ, где гражданин постоянно проживает, либо в ином субъекте РФ. Сразу же напрашивается вопрос, что делать с москвичами, которые не смогут получить землю в Москве. Если, конечно, она в очередной раз не расширится на пару ближайших областей. Если уполномоченный орган не находит участка в желаемой локации, то он по своему усмотрению дает гражданину другой участок. Если подходящих участков нет, гражданин вправе повторно обратиться с заявлением. И так до бесконечности, видимо, пока государство не навяжет гражданину любой участок под страхом не дать вообще ничего.

По мнению автора законопроекта, принятие закона позволило бы решить проблему заселения отдаленных территорий. Но в механизме предоставления земли не предусмотрено дополнительных мер, направленных на эту цель. Какие это могли бы быть меры? Например, налоговые льготы для собственников земель на отдаленных территориях или увеличение площади участка. Но в проекте это не предусматривается.


ВЫВОДЫ:

1. Законопроект о бесплатном получении земли имеет высокий потенциал гражданской поддержки. Он вызывает немалый интерес у населения. Однако форма законопроекта выбрана неудачная и заведомо не проходная (закон о земле вместо закона о внесении изменений в Земельный кодекс РФ). Повторное внесение законопроекта через полгода после первого внесения (соответственно на полгода ближе к выборам депутатов 2016 года) говорит о возможном желании депутата набрать политические очки перед выборами, а не реально решить земельный вопрос.

2. Идею законопроекта нужно поддержать, но с оговорками. Вопрос бесплатного предоставления земельных участков должен быть урегулирован комплексно. Нужно решить вопросы распоряжения земельными участками, которые были получены бесплатно. Встает проблема ограничения права частной собственности, а вместе с тем и целей использования собственности. Земля, как и другие природные ресурсы, должна использоваться в общественно значимых целях.

3. Законопроект имеет отрицательное заключение Правительства РФ. Это существенно снижает его шансы быть принятым и стать законом.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Спекуляции на тему гектара

Кто будет хозяевами русской земли?

Земля — крестьянам, а не фермерам

«Вопрос на тему» Евгений Шепель Земельный вопрос

Дальневосточная земля

Кадастровая мина

Земли для дачи больше нет

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
703
2445
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика