Фонд национального благосостояния: инвестиции в экономику России и Украины

В текущем году Правительство приняло решение распечатать Фонд национального благосостояния с целью инвестирования в новые инфраструктурные проекты. Иными словами, в следующем году на смену «олимпийским» инвестициям придут инвестиции в иные инфраструктурные проекты. Фонд был создан в 2008 году и с момента своего существования в отличие от Резервного фонда еще ни разу не использовался.

В текущем году было предложено инвестировать деньги в три крупных инвестиционных проекта: высокоскоростная магистраль Москва-Казань, Центральная кольцевая автодорога и модернизация Транссибирской магистрали.

Инвестирование в инфраструктуру понятно, особенно с учетом замедления темпов роста. Власть понимает необходимость государственного финансирования, с этой целью выделяются 450 млрд. руб. (всего на инвестирование планируется выделить 40% ФНБ), удивительным остается тот факт, что распечатав фонд, власть не замедлила использовать его не по назначению. Именно из данного фонда Украине будет выделена большая часть из кредита в $15 млрд. через выкуп ее евробондов в 2013-2014 гг. Еще более удивительным остается не только объем кредита (по первоначальным данным сообщалось о выделении средств исключительно из ФНБ), но и выкуп евробондов Украины, в то время как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" предусмотрен выкуп евробондов ограниченного числа стран Европы (Украина, разумеется, в это число не входит). После заявления Президента о выдаче кредита Украине открытым оставался вопрос, на каком основании деньги будут инвестироваться в бумаги иностранного государства с высоким уровнем риска. Ответ не заставил себя долго ждать. Политическое волевое решение стало юридически правомерным: заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в связи с решением России приобрести за счет средств ФНБ двухлетние еврооблигации Украины на $3 млрд сообщил, что постановление, которое дает право правительству РФ размещать средства ФНБ в ценные бумаги эмитентов, не подпадающих под параметры разрешенных для этого активов, уже принято. В понедельник министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что Минфин РФ сможет инвестировать до 10% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), то есть на данный момент из Фонда Россия сможет направить на кредитование Украины $9 млрд. Не исключено, что в следующем году, когда власть не найдет иных средств финансирования этого политического решения (в 2013 г. Украина получит $ 3млрд., в 2014 г. – $12 млрд.), она в очередной раз примет постановление, меняющее порядок регулирования денежных средств в Фонде. Но в чем тогда сила закона? В том, чтобы он был орудием в руках власти, и она манипулировала им в соответствии со своими волюнтаристскими решениями? Закон должен охранять общественные отношения, а не выступать инструментом в руках лиц, от которых формально закон независим. И почему подобные решения, касающиеся финансовой стабильности Фонда, не обсуждаются, не анализируются, а принимаются жестом широкой руки одного человека, под которого затем пишутся подобного рода постановления. Видимо, это парадоксы российской системы государственного управления.

Не менее противоречивые чувства возникают в связи с проектами, в которые государство планирует инвестировать средства Фонда. Одним из них может стать платная Центральная кольцевая автодорога. Начало строительства было запланировано на 2011 год, затем перенесено на 2014 год; предполагаемые сроки завершения строительства — 2022 год. Насколько этот проект будет важен для всей России, сказать однозначно трудно: с одной стороны Москва – это крупнейший транспортный узел, и она нуждается в разгрузке федеральных дорог, но с другой - здесь проживает лишь 13 % населения страны ( Москва и Московская область), а плотность автомобильных дорог итак является одной из самых высоких по России. В итоге новые проекты ведут к усилению дисбаланса регионального развития. За последние 10 лет бесспорным лидером по строительству автодорог стал Краснодарский край, и это неудивительно, ведь страна готовилась к Олимпийским играм. Абсолютными лидерами остались Санкт-Петербург, Москва и Московская область. В ведущие регионы с наибольшей плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием попали также республики Северного Кавказа.

Строительство железных дорог в условиях огромного масштаба страны жизненно необходимо. И это становится еще более актуальным, когда мы сравниваем статистические данные по эксплуатации железных дорог за последние 12 лет. В идеале новые проекты в сфере железнодорожного строительства должны быть призваны с одной стороны, охватить труднодоступные участки Сибири, с другой стороны – разгрузить пассажиропоток в густонаселенных пунктах страны.


Рис. 1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км.

Ранее бывший министр экономического развития Белоусов А. заявлял, что проекты в сфере железнодорожного строительства нацелены на разблокирование освоения сырьевых проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Предлагаются такие проекты, как проекты «Россетей», Ангаро-Енисейский кластер и железнодорожная ветка Элегест — Кызыл.

Строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань, по мнению экспертов, также малоэффективно вследствие развитого воздушного сообщения между городами. Более эффективным было бы строительство ветки Москва-Нижний Новгород, где пассажирооборот в два раза превышает пассажирооборот между Москвой и Казанью.

Властную элиту неоднократно упрекали в том, что она изымает деньги из обращения, не активно участвует в инвестировании, тем самым вынуждает корпоративный сектор прибегать к внешним заимствованиям. И вроде бы она попыталась вдохнуть силы в экономику страны, но и тут сконцентрировалась не на людях, не на потребностях общества, а на выгодах: малопривлекательное для инвесторов строительство платной автомобильной дороги, очередное ресурсное освоение Сибирского и Дальневосточного регионов посредством модернизации существующих железных дорог и подведением транспортной инфраструктуры к новым месторождениям, не говоря уже об извлечении призрачной политической выгоды в случае с Украиной.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
934
3299
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика