Гласа народа не услышат?

Гласа народа не услышат?

Как пишут «Известия», с 1 августа 2014 года «федеральные органы исполнительной власти имеют право не выносить на публичное обсуждение многие законодательные новации». 

Комментирует эксперт Цкентра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

В 2012 году Президент РФ издал указ о совершенствовании системы государственного управления, в котором поручил Правительству РФ сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения. Такая система была создана: на Едином портале  федеральные органы исполнительной власти размещают проекты своих правовых актов, предоставляя при этом возможность их общественного обсуждения.

Обязанность раскрытия информации о подготовке нормативных правовых актов и их общественном обсуждении касалась всех актов, за исключением перечисленных в постановлении Правительства. И именно этот перечень был расширен постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 729.

Какие проекты актов теперь не выносятся на общественное обсуждение?

«Известия» пишут, что с 1 августа «федеральные органы власти имеют право не публиковать законопроекты, затрагивающие вопросы федерального бюджета и использования внебюджетных фондов, указы президента России нормативного характера и постановления правительства, проекты по регуляции отношений субъектов России с предпринимательским сектором, акты в области военно-технического сотрудничества, документы по взаимодействию органов государственной власти и выполнению международных обязательств», а с 1 января 2015 года «ведомства и федеральные службы могут отказаться от публикации проектов актов о признании утративших силу нормативных актов, проектов нормативно-правовых актов для реализации решений Конституционного суда и актов о введении международных стандартов финансовой отчетности, а также проектов документов об установлении цен или тарифов в любой сфере деятельности».

Однако проекты актов по вопросам федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов и их исполнения не выносились на общественное обсуждение и до вступления в силу июльских изменений. Этот пункт фактически остался без изменения.

Особо отметим, что постановление Правительства распространяется не только на законопроекты, но и на проекты иных нормативных правовых актов – указов Президента, постановления Правительства РФ, приказы министерств и других актов.

То, что журналисты витиевато называют «проекты по регуляции отношений субъектов России с предпринимательским сектором», вероятно, относится к проектам актов, указанным в пункте 60.1 Регламента Правительства РФ. В этом пункте говорится о проектах актов, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства. И этот пункт также фактически не претерпел изменений.

Если же журналисты под многозначительным «регулированием отношений с предпринимательским сектором» подразумевали вопросы административных регламентов оказания государственных услуг или технические регламенты, то эти пункты также не изменились: проекты регламентов не подлежали общественному обсуждению.

Упоминание в прессе проектов актов о выполнении международных обязательств может касаться пункта о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Но и этот пункт был лишь уточнен, по существу же проекты актов о ратификации и ранее не подлежали общественному обсуждению.

Также в постановление введен новый пункт о международных обязательствах России в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Вполне понятно, почему такие вопросы не подлежат общественному обсуждению.

Лаконично названные «Известиями» «документы по взаимодействию органов государственной власти» на самом деле касаются взаимодействия при реализации мероприятий по борьбе с терроризмом, в том числе с финансированием терроризма. При этом если такие документы затрагивают деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, то они подлежат опубликованию на портале и общественному обсуждению.

Помимо перечисленных вопросов принципиально новыми позициями в перечне исключений из правил раскрытия информации стали следующие вопросы: использование атомной энергии и федеральные стандарты бухгалтерского учета, а также военно-техническое сотрудничество.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные изменения касаются в основном тех или иных аспектов безопасности государства. Проекты актов, содержащих сведения конфиденциального характера или сведения, отнесенные к государственной тайне, не подлежали опубликованию и общественному обсуждению с начала действия первоначальной редакции постановления Правительства. Можно сказать, что теперь произошло некоторое расширение объема понятия конфиденциальной информации в отношении актов, выносимых на общественное обсуждение. На наш взгляд, считать это расширение понятия существенным или правонарушающим нельзя.

Не будем забывать и о том, что речь идет о проектах нормативных правовых актов, которые до их принятия в установленном порядке и опубликования не имеют юридической силы. Рассмотренные изменения не препятствуют органам исполнительной власти публиковать проекты правовых актов на своих официальных сайтах для ознакомления или для проведения независимой общественной антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти предусматривает обязательную публикацию текстов проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу, законодательные органы субъектов Российской Федерации, текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований (безотносительно их общественного обсуждения). Поэтому доступ к проектам всех законодательных актов сохраняется в любом случае.

Принятые законы и нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением положений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию. Нормативные правовые акты иных исполнительных органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, также подлежат обязательному официальному опубликованию.

А было ли общественное обсуждение?

Рассмотренное нами постановление Правительства РФ о раскрытии информации (от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения») обязывает разработчиков проектов правовых актов размещать уведомление о разработке проекта и текст проекта на едином портале в Интернете. В уведомлении указываются адреса, по которым заинтересованные лица могут представить свои замечания и предложения. Постановление обязывает разработчика изучить поступившие в установленный срок предложения. Разработчик также обязан разместить на сайте сводку поступивших предложений с указанием своей позицией по каждому из них. Постановление даже содержит слова «доработанный с учетом предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, проект». Однако процедуры учета предложений постановление не содержит. Обязан ли разработчик учитывать предложения? Какие предложения он обязан учесть, а какие нет? Все это оставлено на усмотрение органа власти.

Вся эта затея с «раскрытием информации» была инициирована Президентом России в одном из «майских указов». Цели указа – совершенствование государственного управления, повышение открытости органов государственной власти и прозрачности их деятельности, привлечение гражданского общества к участию в государственном управлении. Повысить открытость деятельности органов государственной власти был призван упомянутый выше Федеральный закон № 8-ФЗ, на вступление в силу которого отводился почти год: он вступил в силу с 1 января 2010 года. Однако до сих пор он реализуется органами государственной власти не в полной мере.

Привлечь гражданское общество к участию в государственном управлении должен также Федеральный закон об общественном контроле, однако, как мы уже писали в нем также отсутствует механизм учета общественного мнения.

Постановление Правительства о раскрытии информации не содержит механизма учета предложений, поступивших в результате общественного обсуждения проектов правовых актов.

То есть обсудить проект можно, но последствий обсуждения может не быть.

Да и было ли обсуждение проектов? Если сделать случайную выборку 10 размещенных на едином портале проектов, вряд ли в одном из них найдутся сведения о поступивших предложениях. Даже резонансные проекты например, уже принятый проект постановления Правительства РФ о предоставлении временного убежища гражданам Украины, проект федерального закона о предоставлении убежища, о которых мы также писали ранее не получают ни одного замечания. Проект постановления Правительства, расширяющий перечень информации, не подлежащей раскрытию, действительно обсуждался, в основном, на ведомственном уровне, и получил замечания и предложения. Из них полностью было учтено лишь одно предложение (о размещении виджета или баннера единого портала), не требующее упоминания в постановлении. Два предложения были учтены частично, семь предложений – отклонены. К сожалению, на портале нет сводной информации о том, сколько поступает предложений к размещенным проектам и сколько из них учитывается. А ведь именно учет предложений является истинной целью общественного обсуждения проектов. Но сейчас в большинстве случаев мы имеем обсуждение ради обсуждения.

Произведенное в июле расширение перечня правовых актов, которые не подлежат размещению на портале и общественному обсуждению, фактически ни на что не повлияет, потому что последнее слово по существующей системе все равно остается за государством.

Положительным эффектом принятого постановления о внесении изменений можно назвать то, что общественности напомнили: есть такая возможность – обсудить проекты и высказать по ним свое мнение. Пока общественность не слишком охотно пользуется правом выразить свое мнение относительно нормотворческой деятельности государства и дать конкретные предложения по совершенствованию принимаемых актов.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4244
17086
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика