Экономика

Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект

Вчера, 4 июня 2013 года, в Государственной Думе прошли парламентские слушания. Они были посвящены проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в России", разработанного российским Правительством за два года работы и внесенного в Госдуму в марте текущего года. Распространенный в сфере бизнеса и власти термин "государственно-частное партнерство", то есть определенные законом правовые условия вложения частных инвестиций в общественно и государственно значимые проекты, должен был получить федеральное звучание и новые механизмы регулирования. Однако сложилась парадоксальная ситуация - за последние 3-4 года в регионах уже приняты региональные законы о ГЧП, и они по содержанию значительно лучше федерального законопроекта. Другое дело, насколько реализуема идея государственно-частного партнерства в условиях сложившейся бюджетной системы в России.

Основным тезисом парламентских слушаний явилась необходимость учета зарубежного опыта регулирования ГЧП, практики российских регионов и экспертного мнения. Слушания собрали широкое представительство различных государственных федеральных и региональных структур, бизнес-сообщества, экспертных структур.
Важность принятия закона отметил первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Александр Торшин, обещая поддержать столь важную для дальнейшего экономического развития нашей страны инициативу. Что характерно, выступивший на открытии слушаний заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк сформулировал мысль о том, что главное принять закон как есть, а поправки можно внести в дальнейшем.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков на слушаниях отметил, что законопроект выдержал три «защиты» – в министерстве, в правительстве и в Думе. Закон является результатом двухлетнего труда специалистов министерства.

С жесткой критической позицией выступил Сергей Шишкарев, член Совета по ГЧП при Военно-промышленной комиссии Правительства РФ. Он отметил, что единственным, хотя и спорным, достоинством законопроекта является наличие самого термина «государственно-частного партнерства», но в остальном закон остался пустым.

Представители российских регионов осветили свой опыт регулирования ГЧП. В частности, заместитель Мэра Москвы по экономике Андрей Шаронов рассказал, какие основные направления социально значимого сотрудничества осуществляются в столице в рамках ГЧП. Важным представилась возможность реализации социальных проектов путем использования механизмов ГЧП. Не менее важным является возможность реализации при помощи ГЧП компетенций, которые не отнесены к публичной власти, но могут быть реализованы частным партнером в общесоциальных целях.

Министр экономики Республики Татарстан Мидхат Шагиахметов отметил значимость механизмов ГЧП для инновационного развития регионов, в частности, в Татарстане ряд важнейших проектов не был бы возможен без применения системы ГЧП, которое базируется на республиканском законодательстве.

Долго выступал на слушаниях научный руководитель НИУ Высшей школы экономики, известный либеральный экономист Евгений Ясин, который осветил основные направления развития ГЧП за рубежом, и возможность их учета в базовом федеральном законе.

Что характерно, конструктивных предложений оказалось по итогам слушаний немного, звучала критика, которая слабо затрагивала текст законопроекта. А ведь его планируют принять до конца весенней сессии Госдумы.

По итогам парламентских слушаний удалось передать в профильный Комитет Государственной Думы по вопросам собственности ряд замечаний и предложений в текст законопроекта, которые с коллегами обсуждали до этого в течение месяца (текст законопроекта можно посмотреть на сайте Госдумы):

Пояснительная записка к поправкам в законопроект № № 238827-6
«Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Принятый 26 апреля 2013 г. в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ законопроект предлагается дополнить и уточнить следующими положениями:

1. Учитывая высокую значимость и необходимость совершенствования правового регулирования государственно-частного партнерства на уровне федерального закона, предлагается конкретизировать общую концепцию законопроекта в сторону детального регулирования отдельных видов соглашений о ГЧП, как это предусмотрено в настоящее время в большинстве законов субъектов РФ, в том числе в законе Новосибирской области «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве». Необходимость уточнения концепции законопроекта обусловлена сложностью определения правовой природы и последствий заключения соглашений о ГЧП, если они детально не закреплены в федеральном законе.

2. В п. 1 ст. 1 законопроекта необходимо расширить цели государственно-частного партнерства, установив в качестве целей реализации соглашений о ГЧП «повышение уровня жизни граждан и эффективное и рациональное расходование ресурсов».

3. В п. 2 ст. 3 законопроекта предлагается дополнить круг субъектов, являющихся частными партнерами, юридическими лицами, реализующими проекты в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

4. П. 5 ст. 3 законопроекта предлагается уточнить, указав, что решение публичного партнера принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В п. 6 ст. 3 законопроекта необходимо уточнить, элементы каких договоров могут выступать содержанием соглашения о государственно-частном партнерстве. Без соответствующего указания на практике сложно определить применимость конкретных норм гражданского законодательства к такого рода соглашениям о ГЧП.

6. В ст. 4 законопроекта среди полномочий Российской Федерации не указано «законодательное регулирование государственно-частного партнерства». Вместо общественного необходимо экспертное обсуждение решений органов власти о заключении соглашений о ГЧП, поскольку при оценке целесообразности необходима квалифицированное и компетентное мнение экспертов о возможных результатах и прогнозе эффективности реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

7. В статье 7 законопроекта говорится о возможности компенсации убытков частного партнера в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве, но не указано, за счет каких источников. Очевидно, нужно уточнить, – за счет средств федерального бюджета.

Посмотрим, каким будет второе чтение по законопроекту. В текущем виде законопроект свои функции не выполняет.

Антон Дидикин
Источник

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

3377
17828
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика