Индексация пенсий: ждите лучших времён

Индексация пенсий: ждите лучших времён

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Андрей Сергеевич Дёгтев дал комментарий для портала «Русская планета».

Недавно в прессу просочилась информация о том, что правительство якобы собирается индексировать пенсии в 2016 году на 7,1%, а не 11,9%, как следует из законодательного требования индексации не ниже инфляции. Представители власти поспешили опровергнуть эту информацию и заявили, что решение ещё не принято и размер индексации пенсий на следующий год по-прежнему обсуждается. Между тем, названная цифра гипотетического уровня индексации представляется весьма вероятной. На полноценную индексацию у правительства просто нет средств, а оставить пенсионеров вовсе без пенсионных прибавок было бы слишком большой наглостью. Вместе с тем такая политика властей является весьма симптоматичной. Глядя на неё, можно отчётливо представить, как будет развиваться экономический кризис в России в ближайшие годы.


НАСКОЛЬКО ОБЕДНЕЮТ ПЕНСИОНЕРЫ

Изначально в правительстве шла конкуренция между двумя альтернативами: индексацией в соответствии с фактической инфляцией, которая прогнозируется в 2015 году на уровне 11,9%, и индексацией на 5,5%, то есть на величину инфляции, которая закладывалась в бюджет ещё до начала кризиса. На первом варианте настаивал социальный блок правительства, на втором — Минфин. Казалось бы, предложенная формула — 7,1% — является компромиссной и вполне соответствует непростым экономическим реалиям. Только вот, избежать падения жизненного уровня пенсионеров она не позволяет.

Годовая инфляция по состоянию на июнь 2015 года уже составила 15,3%. Продовольственная инфляция по итогам первого полугодия 2015 года в годовом выражении составила 20%, причём в структуре потребления россиян продовольственные товары, на чью долю приходится почти 40% расходов, находятся на первом месте. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания с начала года выросла на 14,3%. С 1 июля у пенсионеров появилась возможность оценить рост тарифов ЖКХ, которые также ударили по карману. По основным направлениям удорожание жизни явно превосходит пресловутые 7,1%. Однако при выбранной правительством экономической стратегии неполная индексация пенсий и зарплат, а также сокращение бюджетных расходов являются неизбежными.


ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЭКОНОМИКОЙ

Россияне вынуждены мириться с падением их доходов из-за разразившегося в стране кризиса. Фактически мы наблюдаем крах той экономической модели, которая была построена в 1990-е годы и существует на протяжении четверти века. Будучи деиндустриализированной в ходе варварских «рыночных реформ», страна оказалась неспособной обеспечивать потребности собственного населения в ключевых благах. Политика управления межотраслевым перетоком капитала была устранена и подменена идеей о либерализации рынка. В итоге единственным каналом перетока инвестиций стал выход капитала во внешний контур. По официальным данным объём чистого частного оттока капитала из страны в 1994-2014 годах превысил $600 млрд.

Разбалансировка экономических параметров не позволяла обеспечить нормальные условия для инвестирования в реальный сектор, рентабельность которого до сих пор в разы уступает уровню кредитных ставок. Несостоятельность постсоветской экономической модели оказалась замаскирована временным социально-экономическим подъёмом, возникшим в «тучные» нулевые годы благодаря росту цен на энергоносители и обильному притоку нефтедолларов. Вместо развития внутренних источников роста страна «импортировала» народное благосостояние. И вот с падением цен на нефть источники нефтегазовых доходов иссякли. Обнажилась неполноценность экономической модели, в которой 2/3 экспорта и 60% промышленности приходилось на ТЭК.

В результате падения цен на нефть, федеральный бюджет, который ранее состоял более чем наполовину из нефтегазовых доходов, не досчитался в 2015 году 2,2 трлн руб. По прогнозам в 2016-2018 годах потери составят ещё 4 трлн руб. Одновременно падает ВВП, что ведёт к дополнительному сокращению доходной базы бюджета. Учитывая то, что низкие цены на нефть в этот раз, вероятно, продержатся значительно дольше, чем во время кризиса 2008-2009 годов, перед правительством возникает задача экономии бюджетных средств. Денег Резервного фонда явно не хватит на финансирования сложившегося дефицита федерального бюджета в течение нескольких лет. Именно поэтому правительство, вероятно, ещё неоднократно прибегнет к индексации пенсий и зарплат не в полном объёме — то есть на величину, меньшую инфляции.


ТРЕБУЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР

В новых условиях возникает необходимость исторического выбора: либо провести реформы и довести параметры экономического управления до оптимальных, что позволило бы стране восстановить свой производственный потенциал, либо сохранять сложившуюся модель при всех её недостатках.

Любому вменяемому экономисту понятно, что нужно делать для возрождения хозяйственного комплекса страны. Необходимо прекратить душить бизнес непомерными процентными ставками. Нужно расширить объём оборотных финансов, восстановив монетизацию экономики. Следует остановить лавинообразный процесс разгосударствления хозяйственной сферы. Требуется покончить со сверхэксплуатацией труда россиян, чьи зарплаты в 5-7 раз меньше, чем в развитых странах при разнице в производительности труда только лишь в 2-2,5 раза. Список из ключевых экономических параметров, требующих корректировки, можно продолжить. Конечно, без заранее проведённых расчётов невозможно точно знать, к каким именно целевым значениям по каждому из параметров необходимо стремиться.

Однако, во-первых, уже сама корректировка экономической системы в нужном направлении обеспечивает мощный потенциал развития даже без достижения оптимальных значений. А во-вторых, все оптимальные значения ключевых социально-экономических параметров (от коэффициента монетизации до доли госрасходов в ВВП, от размера налога на прибыль до соотношения экспорта и импорта и т.д.) государственного управления для России уже найдены и представлены общественности. В таб. №1 приведены значения лишь части из них.


Таб. 1. Оптимизированные по многомерной поверхности успешности управляемые параметры экономической модели России, %

При оптимизации экономической политики в соответствии с указанными значениями можно было бы одновременно максимизировать рост ВВП и свести инфляцию к минимальному показателю.

Однако, насколько можно судить по действиям властей, вместо реформирования неэффективной системы они решили её сохранять. Правительство сокращает расходы, урезает пенсии и зарплаты, надеясь, что достигнув дна, кризис затормозится, а экономика найдёт новую точку равновесия. В таком выборе есть определённая логика. Ведь отказ от резких движений укрепляет стабильность политической системы. Однако такого эффекта можно добиться лишь в краткосрочной перспективе. В стратегическом плане, напротив, невозможно вечно проедать социально-экономическое наследие советской эпохи, ослабляя потенциал жизнеспособности страны. Рано или поздно политическая система рухнет, не выдержав общественных противоречий. И тогда, если страна выживет в тотальном кризисе, всё равно придётся выстраивать оптимальную систему госуправления. Только вот делать это придётся в гораздо более трудных условиях, преодолевая чудовищные лишения и потери.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Теория и феноменология успешности сложной социальной системы 

Нравственное государство. От теории к проекту

Какой должна быть экономическая политика России в условиях санкций

От полуколониальной экономики к экономике «короткого плеча»

С.С.Сулакшин: Способен ли политический режим России вывести ее из кризиса развития?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6287
21146
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика