Изменения в избирательном процессе: новое законотворчество

Одно из последних изменений избирательного процесса – законопроект, одобренный в третьем чтении, предусматривающий, что ящики для голосования должны будут изготавливаться из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В статье 7 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Соответственно, ящики будут полупрозрачными, чтобы не было видно результатов голосования.

В пояснительной записке сказано, что предлагаемые изменения позволят повысить эффективность общественного контроля за соблюдением требований законодательства к проведению выборов.

Но как данная мера повысит эффективность общественного контроля? Какие проблемы решает данное нововведение? Тем более что после последних нововведений основной проблемой являются фальсификации выборов при пересчете голосов, а не порядок проведения выборов.

Видится, что такая инициатива позволяет удержать избирателей в иллюзии улучшения избирательного процесса, повышения открытости и прозрачности выборов, честности и объективности результата. Данное предложение заменяет собой реальную проблему демократии. Не фальсификации главная проблема демократии, но выбор. Демократия есть утопия и вот, почему.

Демократия подразумевает выбор. Но выбора нет, так как нет знаний. Нет знаний у большинства населения в вопросах политики, государственного строительства. Поэтому неспециалистам и в голову не приходит выбирать, например, лучшую из математических, физических, химических работ. Ибо выбор их будет достаточно прогнозируем: где больше картинок – та работа и лучше. И если в математике это небольшая беда, то в политике – катастрофа. Еще Аристотель говорил, что демократия возможна в обществах не более 5 тысяч человек, где все друг друга знают. Знают, что Иванов - преступник, а Сидоров – хозяйственный, ответственный семьянин. Знают не по листовкам и агиткам, а по жизни.

Вторая инициатива, находящаяся на рассмотрении в ГД, предусматривает снижение обязательной явки на референдум до 25% участников внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.

В пояснительной записке сказано, что в условиях устойчивого уменьшения явки избирателей на выборы надо изменить «требование 50% явки для признания референдума состоявшимся, так как лицами, избранными менее чем десятой частью избирателей, ежедневно принимаются крайне важные решения, затрагивающие жизнь всех граждан».

Стоит отметить, что неучастие в выборах/референдумах есть демократия, есть выбор, который говорит о нелигитимности власти, об отсутствии у населения убежденности, что к их мнению прислушиваются, что они носители суверенитета.

Логика авторов законопроекта очевидна: если власти действуют ошибочно, хаотично, непродуманно, то предлагается уменьшить обязательную явку на референдумы, чтобы больше решений на таких референдумах признавалось действительными. При этом в тексте закона о проведении референдумов, само понятие референдума определяется, как "форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме".[1]

Предлагаемая мера лишь усиливает противостояние населения и власти и хаотизацию в регулировании общественных отношений, что не может не привести к росту напряженности, и к ответным действиям со стороны властей.

Вместо снижения качества принятых решений, легитимности результатов референдума по аналогии с выборами (посредством снижения явки), следует, наоборот, вносить законопроекты предусматривающие (возвращающие) обязательную явку на выборы, устанавливающие (возвращающие) институт ответственности выборных лиц, в частности институт отзыва депутатов.


[1] п. 53, статьи 2 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6509
21359
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика