К вопросу об изменении Конституции Украины

К вопросу об изменении Конституции Украины

Автор Альтаир Бергадлер

Принятие V сессией Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. Конституции Украины стало самым важным историческим событием в жизни украинского народа после принятия всенародным голосованием Акта провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. Тем самым был завершен процесс формирования Украины как суверенного государства, государственный строй которого базируется на национальном Основном Законе, на разделах Конституции Украины.

Несмотря на свою исторически сложившуюся необходимость, некоторые статьи Конституции Украины оказались достаточно дискуссионными законодательными актами; последующий анализ выявил 176 ошибок, которые впоследствии могли стать причиной множественных неразрешимых правовых коллизий. Следовательно, конституционный процесс только начал свое развитие. По состоянию на 2014 год условно выделяются 6 кампаний по внесению изменений в Конституцию.

1-ая кампания. Референдум о внесении изменений в Конституцию (2000 г., президент Л. Кучма)

15 января 2000 г. Президент подписал указ о проведении референдума. Голосование проводилось по 4 вопросам:

1.​ О введении двухпалатного парламента;

2.​  О праве Президента распускать парламент (при соблюдении оговоренных условий);

3.​ О сокращении количества депутатов ВРУ с 450 до 300;

4.​ Об отмене депутатской неприкосновенности.

По всем вопросам референдум дал положительный ответ, однако результаты национального выбора были приняты депутатами ВРУ как "консультационные" (что не противоречило действующей Конституции: результаты референдума не считаются императивной нормой) и не были имплементированы.

2-ая кампания. Переход к парламентско-президентской форме правления (2004 г., Президент Л. Кучма, премьер-министр В. Янукович)

В преддверии президентских выборов правящая политическая коалиция инициировала внесение изменений в КУ. Основное направление— сужение властных полномочий Президента и перераспределение их в пользу сторону ВРУ. Проект закона разрабатывали Симоненко (КПУ) и Медведчук (СДПУ). Некоторые политологи склоняются к мысли о том, что эта реформа (являющаяся противоположностью предыдущей) принималась под угрозой победы на выборах кандидата от партии "Наша Украина" Виктора Ющенко, который, в свою очередь, был против внесения поправок. В связи с политическим кризисом («Оранжевая революция») оппоненты пришли к консенсусу: В. Ющенко поддерживает изменения к КУ, а Л. Кучма принимает внесение изменений в закон о Президентских выборах; проводятся повторная избирательная кампания 2-го тура президентских выборов. Окончательно закон обрёл юридическую силу 1 января 2006 г.

3-я кампания. Коррекция КУ (2007 г., Президент В. Ющенко)

Президент инициировал создание "Национального конституционного совета», полномочиями которого обозначили подготовку концепции обновленной КУ, после чего планировалось провести всеукраинский референдум. Из-за потери политического авторитета среди электората эти планы осуществить не удалось. В первоначальном проекте концепции нашли свое место и идеи Президента Л. Кучмы, предложенные на референдум.

4-ая кампания. Возврат к Конституции 1996 г. (2010 г., Конституционный Суд Украины)

30 сентября 2010 г. КСУ отменил конституционные реформы 2004 года и вернул к действию Конституцию 1996 года. Оппозиционные политические силы во главе с Ю. Тимошенко заявили, что решение КСУ было принято под давлением со стороны Президента В. Януковича.

5-ая кампания. Конституционная реформа (2012 г., Президент В. Янукович)

Инициатива президента В. Януковича — создание Конституционной Ассамблеи (во главе с экс-президентом Л. Кравчуком), в полномочия которой входила разработка проекта новой КУ. На этот шаг Президент пошел в связи с тем, что ВРУ не смогла набрать необходимого количества голосов для закрепления результатов КСУ относительно отмены действия Конституции 2004 года. Инициатива не была поддержана политическими силами и была признана незаконной.

6-ая кампания. Признание решения КСУ незаконным (2014 г., народный депутат Мищенко)

Осуществлена регистрация проекта и принятие Закона о внесении изменений и дополнений к Закону Украины о Конституционном Суде Украины (в части пересмотра выводов и решений КСУ), нацеленное на возврат к Конституции 2004-го года. 21 февраля при отсутствии решений профильного комитета и вывода КСУ, ВРУ также приняла закон о восстановлении действия отдельных положений КУ.

В итоге: 21 февраля 2014 года на пленарном заседании IV сессии VII созыва Верховный Совет Украины принял перечень законопроектов, один из которых регламентировал возвращение к Конституции Украины 2004 года. Теперь немного детальнее рассмотрим изменения:

1.​ Срок депутатских полномочий пролонгирован с 4 до 5 лет. Соответственно, и дату выборов перенесли на последнюю неделю последнего месяца 5-го года полномочий.

2.​ Дополнены и исправлены статьи, содержащие перечень условий и механизмов потери депутатского мандата, например: в случае если депутат не входит в состав депутатской фракции своей политической партии; обнаруживается, что выявляется факт ведения несовместимой с мандатом деятельности (приведен исчерпывающий перечень); если в установленном законом порядке вынесено (в частности — обвинительное) решение суда, и другие замечания.

3.​ Далее по нумерации статей появляются пункты, регулирующие деятельность ВРУ: в новоизбранном парламенте формируется коалиция депутатских фракций, в которую должно войти простое большинство депутатов (226 человек). Коалиция должна быть сформирована в течение месяца со дня первого заседания.

4.​ После образования коалиции Президенту Украины вносится предложение о назначении кандидатуры на пост премьер-министра, а также кандидатур на должности в составе Кабинета Министров Украины (в старой версии процедура происходила с подачи кандидата Президентом Украины на рассмотрение ВРУ).

5.​ Как отмечалось выше, парламент получил ряд новых полномочий: назначение и увольнение всех министров, главы Антимонопольного комитета, главы Государственного комитета телевидения и радиовещания, главы Фонда госимущества; назначение и увольнение с должностей половины состава Совета Национального Банка Украины; увольнение генпрокурора Украины; утверждение законом Конституции АРК и изменений к ней; установление государственных символов Украины (напомню, что законодательно закреплен только малый герб — тризуб, большой так и не был утвержден за годы независимости).

6.​ Президенту Украины предоставлены новые полномочия. ВРУ по предложению президента (или 1/3 своего состава) может рассмотреть вотум недоверия Кабинету министров, но такая процедура имеет ограничения — не более 1-го раза за сессию. Также президент имеет право распустить парламент, если в течение месяца не была сформирована коалиция, либо в течение 60 дней не был сформирован персональный состав Кабмина. В то же время, согласно новой редакции, Нацбанк лишили права законодательной инициативы, а президента лишили права блокировать принятие закона, если ВРУ проголосовала за него 2/3 своего состава; в таком случае закон подписывает спикер. Также президент теперь не имеет права организовывать новые министерства и отменять акты Кабмина и Автономной Республики Крым без обращения в Конституционный суд; акты могут быть отменены только в случае признания их неконституционными. В случае досрочного прекращения полномочий, обязанности президента исполняет спикер ВРУ (ранее премьер-министр).

Требуется уточнения: выше приведен сравнительный анализ отдельных положений Конституций 1996 г. и 2004 г.; по состоянию на апрель 2014 года соответствующие депутатские комитеты разрабатывают проект новой Конституции. Работа ведется на закрытых заседаниях с ограниченным доступом (за что Венецианская комиссия вынесла официальное замечание парламенту Украины), результаты официальными источниками не публикуются, однако со слов действующего премьер-министра Украины А. Яценюка, в конце апреля граждане Украины смогут оценить новый Основной Закон. Один из основополагающих элементов а архитектонике судебной системы Украины — Конституционный Суд Украины - распущен и не функционирует.

Можно прийти к выводу, что сегодня страна фактически живет в состоянии конституционной неопределенности, но проявлять беспокойство о высших органах власти не стоит: государственных механизм, базирующийся на 3-х ветвях власти (судебная, законодательная, исполнительная) и гаранта Конституции (в данный момент и.о. Президента) работает на 50% под чутким руководством политических единомышленников, что не двузначно приведет к стабилизации ситуации.

Можно предположить, что в проекте Конституции будет совершена попытка сыграть на политической заангажированности граждан Юга и Востока Украины, (принимающих идею проведения референдумов в своих областях и возможной федерализации государства) в виде расширения полномочий местных самоуправлений. В немногочисленных пресс-конференциях А. Яценюком упоминается термин «префектура», что не может не натолкнуть на мысль о реформе государственных администраций (глав которых назначал Президент Украины). Возможность создания новой горизонтали власти не стоит рассматривать всерьез: сложившаяся ситуация в стране (кризис основных сфер жизнедеятельности государства) может оказать воздействие на новую редакцию Закона. Следует также ожидать поправки к статьям «о референдуме» и статусе Автономной Республики Крым и города Севастополь, которые официальный Киев считает оккупированными территориями, ссылаясь на нормы и принципы международного права.

Беспокойство вызывает то, что проект новой Конституции могут принять с такой же стремительностью какой отличался переход к Конституции 2004 года, без проведения общественных слушаний и публичного диалога, в т.ч. обращения за консультацией к компетентным научным структурам.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4069
18681
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика