Как государство борется с невыплатой зарплат?

Как государство борется с невыплатой зарплат?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

На рассмотрении в парламенте находится сразу несколько законопроектов, связанных с выплатой и невыплатой зарплат. О чем они, какие из них будут приняты?

Два законопроекта, внесенные Правительством РФ, касаются установления административной ответственности за задержку выплаты зарплаты и ограничения разрыва в доходах руководителей и работников государственных организаций. Другой законопроект касается введения дополнительного вида обязательного страхования и направлен на обеспечение выплат зарплат работникам обанкротившихся организаций. Почти одновременное появление таких законопроектов свидетельствует о серьезных проблемах с выплатами зарплат.

Очевидно, что они направлены на предотвращение социального недовольства растущим расслоением общества по доходам и невыплатой зарплат. Однако бороться с этими явлениями только законодательным путём вряд ли эффективно.

Разберемся, какие нововведения предлагают законодатели, и какие шансы на принятие есть у внесенных инициатив.


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПЛАТУ ЗАРПЛАТЫ

В январе этого года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о повышении ответственности за невыплату зарплат и другие нарушения в области трудового права (№ 983383–6). 23 марта этот проект уже был принят в первом чтении, что дает в целом благоприятный прогноз: закон будет принят.

Статья 5.27 КоАП в новой редакции предусматривает ответственность за частичную или полную невыплату зарплаты в установленный срок. Минимальным наказанием за это является предупреждение, далее — штрафы: на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, на ИП — от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. Для этого состава также предусмотрен квалифицированный состав за повторность, с повышенной ответственностью.

Новый состав за невыплату зарплаты следует отличать от уголовно-правового состава, содержащегося в статье 145.1 Уголовного кодекса РФ. Уголовно наказуемыми являются частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, и полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже МРОТа, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности. Изменения вносятся и в Трудовой кодекс: норма статьи 136 о том, что зарплата выплачивается не реже, чем раз в полмесяца, дополняется уточнением сроков выплаты — не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Статья 236 о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты зарплаты дополняется повышенной ставкой процентов (1/150 ключевой ставки Центробанка против обычной 1/300) при задержке свыше 180 дней.

Изменения в статью 392 Трудового кодекса РФ предусматривают продленный срок для обращения в суд по спорам по невыплате заработной платы и других выплат — в течение года со дня установленного срока выплаты заработной платы. Это связано с тем, что после длительного ожидания выплаты заработной платы работники обращаются вначале в государственную инспекцию труда, в другие государственные органы, а только после этого — в суд, к этому времени трехмесячный срок, как правило, истекает.

Из пояснительной записки следует, что проект был разработан во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета 4 октября 2013 года по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства в части оплаты труда работников. Больше двух лет ушло у Правительства РФ на выполнение не самого сложного поручения.

В обоснование актуальности законопроекта в пояснительной записке приводятся данные о задолженностях по зарплате. По данным Росстата на 1 октября 2015 года суммарная задолженность по заработной плате составила 3 466 млн. рублей. По сравнению с 1 сентября 2015 года задолженность увеличилась на 233 млн. рублей (на 7,2%). По сравнению с 1 октября 2014 года задолженность увеличилась на 934 млн. рублей (на 36,9%).

Государственными инспекциями труда за 9 месяцев 2015 года было проведено 102775 проверок, по итогам которых было выявлено 80314 нарушений, из них — 37765 нарушений по оплате труда (47%), была выплачена задержанная заработная плата 775,4 тыс. работникам. Общая сумма произведенных выплат задержанной заработной платы по требованиям госинспекторов за 9 месяцев 2015 года составляет 16,0 млн. рублей.

По мнению Правительства РФ, введение административной ответственности за невыплату зарплаты в сроки до трех месяцев, а также без злого умысла (без корыстных побуждений), способно мотивировать работодателей выплачивать зарплату вовремя и погасить текущие задолженности.


СТРАХОВАНИЕ ЗАРПЛАТЫ ОТ БАНКРОТСТВА

9 марта этого года сенатор Андрей Клишас внес в Государственную Думу законопроект «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 1012488–6). Проект предусматривает создание нового вида обязательного социального страхования, устанавливающего механизмы страховой защиты работающих граждан от риска утраты причитающейся им заработной платы при недостаточности имущества работодателя в случае его банкротства.

Текст законопроекта занимает 52 листа, пакет законодательной инициативы содержит все необходимые документы, что указывает на тщательность проработки. Финансовое обеспечение расходов на выплату предусматриваемого проектом страхового обеспечения будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, формируемых от уплаты страховых взносов.

Тариф страховых взносов устанавливается в размере 0,02% с учетом их начисления на базу для начисления страховых взносов, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Общие расходы на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя прогнозируются в сумме 2 млрд. руб. Для бесперебойного финансового обеспечения выплат необходим запас оборотных денежных средств, который оценивается на 2017 год в сумме 0,31 млрд. руб.

Иными словами, автор законопроекта предлагает установить дополнительный сбор в Фонд социального страхования, который будет взиматься с работодателей и пополнит этот фонд.

Актуальность законопроекта обусловлена тем, что растет количество организаций-банкротов, которые не могут покрыть задолженности по заработной плате. Согласно статье 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь. Поэтому денег на погашение долга по выплате зарплат может не хватать. Таким образом, законопроект Клишаса направлен на введение дополнительных гарантий для работников в части получения задолженности по заработной плате в случае банкротства работодателя.

По данным Росстата (по состоянию на 01.04.2015) численность работников организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, составляет 25 206 человек. В зону риска каждый год попадает еще примерно 400 человек. Общая прогнозируемая численность работающих, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате в организациях, в отношении которых начата процедура банкротства, с учетом того, что количество организаций (оценочно) в 1,5 раза больше, чем охвачено статистическим наблюдением Росстата, составляет 37,409 тыс. чел. Просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства (по состоянию на 01.04.2015 по данным Росстата), составляет 1 190 789 тыс. руб.

Средняя на одного работника просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства, по состоянию на 01.04.2015 составляет 47 242 рублей (1 190 789 тыс. руб. / 25 206 человек).

Такие показатели по задолженности по зарплате организаций-банкротов, конечно, настораживают. Однако при этом надо учитывать, что по данным Росстата экономической деятельностью заняты 72,9 млн. человек, то есть 37409 человек, которые рискуют не получить зарплату при банкротстве их организаций, составляет 0,05% от всех работающих граждан. Таким образом, нельзя признать, что законопроект улучшит жизнь значительной категории граждан. В то же время он затрагивает интересы другой категории лиц, возможно более многочисленной, — работодателей, бизнеса, в том числе малого. Законопроект усугубляет финансовую нагрузку на организации, повышает их расходы за счет нового обязательного платежа. В этой же части он работает в интересах государства, наполняя внебюджетные фонды (средства которых государство в любой момент может использовать по своему усмотрению).

Будет ли принят законопроект, сказать сложно. С одной стороны, его принятие позволит государству собрать дополнительные деньги. С другой, введение нагрузки на бизнес может вызвать его недовольство. Законопроект должен получить заключение Правительства РФ, по мнению Правительства уже можно будет судить о судьбе законопроекта.


ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ЗАРПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В начале марта Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 1012025–6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение)».

Основная идея законопроекта — ограничить зарплаты руководства и главбухов в государственных организациях. Проблема, связанная с тем, что руководство само определяло себе размер зарплаты и премии, появилась уже давно. В СМИ неоднократно писали о вопиющих случаях более чем десятикратной разницы в зарплатах рядовых работников и руководства организации. Например, в государственных ВУЗах известны ситуации, когда зарплата преподавателя составляла 15 тысяч рублей, а ректора 200.
После этого Правительством РФ уже были приняты некоторые меры. В частности, был установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников в кратности от 1 до 8 для руководителей и работников федеральных государственных учреждений (постановление Правительства РФ от 26 сентября 2012 года № 975 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583») и для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий (постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года. № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»). Однако этих мер оказалось недостаточно.

Законопроектом предусматривается расширение перечня организаций, для которых определяется предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников. Сейчас в этот перечень входят руководители, их заместители, главные бухгалтеры следующих организаций (статья 145 Трудового кодекса РФ):

— государственных внебюджетных фондов РФ,

— государственных и муниципальных учреждений,

— государственных или муниципальных унитарных предприятий,

— государственных корпораций,

— государственных компаний,

— хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Теперь к ним добавляются еще территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководства и работников будет определяться государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений и предприятий. Верхняя граница этого размера будет устанавливаться нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Несоблюдение установленной разницы в зарплате будет являться основанием для увольнения руководителя организации. Однако эти органы будут устанавливать также перечни организаций, на которые не распространяются эти ограничения. Оснований для включения организаций в эти перечни исключений законопроект не называет. Нет также ссылки на правовой акт, который будет устанавливать эти основания. Отсюда напрашивается вывод: оснований нет и не будет, а перечень будет формироваться произвольно, что открывает простор для коррупции.

Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителя и главного бухгалтера указанных организаций будет размещаться в сети Интернет.

Принятие данного законопроекта позволит не только сократить разрыв в доходах руководства государственных организаций и рядовых работников, но и может стимулировать повышать среднюю зарплату по организации (однако в условиях кризиса это маловероятно).


ВЫВОДЫ

1. Оба законопроекта Правительства РФ имеют высокие шансы на принятие без существенных изменений.

2. Законопроект члена Совета Федерации Андрея Клишаса ориентирован на защиту прав сравнительно малочисленной категории граждан — работников, не получающих зарплату в связи с банкротством работодателя. Предлагаемые меры затронут интересы гораздо большего числа организаций: выплачивать зарплаты работникам организаций-банкротов будут из Фонда социального страхования, куда все организации (как потенциальные банкроты) должны будут платить взносы. Поскольку принятие законопроекта позволит пополнить Фонд социального страхования, куда государство при желании всегда сможет запустить свою руку, какие-то шансы на принятие этого законопроекта существуют.

3. Законодательные меры, направленные на борьбу с невыплатой зарплат, нельзя признать достаточными. Понятно, что сами по себе невыплаты связаны не с плохими законами, а с тяжелой экономической ситуацией, которую и надо исправлять, прежде всего экономическими методами.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Медведев: МРОТ увеличится на 21%

Пенсионное издевательство над людьми

Голодец: доходы россиян падают, надо говорить с работодателями

Бедность в России: не 20, а 70 миллионов россиян



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
458
2180
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика