Капитал-шоу продолжается: зарубежные инвестиции покидают Россию 15 неделю подряд

Капитал-шоу продолжается: зарубежные инвестиции покидают Россию 15 неделю подряд

Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Пятнадцатую неделю продолжается отток капитала из иностранных фондов, ориентированных на инвестирование в российские активы. С 27 августа по 3 сентября отток составил $145 млн против $433,4 млн неделей ранее. Это в очередной раз заставляет задуматься о правильности стратегии упования на иностранные инвестиции, которую четверть века исповедуют российские либерал-монетаристы.


ЗЕМЛЯ НАША ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА, А КАПИТАЛА В НЕЙ НЕТ

В самом желании привлечь зарубежный капитал нет ничего плохого. Иностранные инвестиции могут приносить технологии и отработанные организационные методики. Зарубежный инвестор часто менее склонен к коррупции. К тому же заграничные инвестиции приходят в инвалюте, а значит, улучшают платёжный баланс.

Однако, когда упор на иностранные инвестиции становится чрезмерным, и что самое главное, делается в ущерб внутренним источникам развития, возникает обратный эффект.

С самого начала реформ либералы-рыночники молились на иностранные инвестиции. С целью их привлечения в 1990-е годы в течение нескольких лет, несмотря на тяжёлое финансовое положение, поддерживался завышенный курс рубля. Это не привело к росту и процветанию. Напротив, в 1998 году потуги правительства по сдерживанию девальвации иссякли, и рубль одномоментно обвалился в три раза.

Заманивая иностранных инвесторов обещаниями золотых гор на всевозможных международных форумах, реформаторы не задумывались о внутренних инвестициях — они сжали денежную массу (на данный момент 44% от ВВП при среднемировом показателе 125%), повысили процентные ставки (14–18% — и это для привилегированных заёмщиков) и отсекли предприятия от кредита. В то время как в развитых странах на кредит приходится 40–60% инвестиций, в России — менее 10%. В ответ на обвинения в демонетизации из либерального стана иногда следует возражение: «никто не запрещает предприятиям кредитоваться за рубежом». Именно это и происходило все последнее время. Перейдя с внутреннего кредитования на внешнее, крупный бизнес обеспечил пятикратный рост внешнего долга (рис. 1).

Рис. 1. Внешний долг России

Однако, во-первых, схема кредитования за рубежом выгодна лишь экспортёрам, так как свою выручку они получают в иностранной валюте, и могут расплачиваться из неё по долгам. А как быть предприятиям, ориентированным на внутренний рынок? Ведь их доходы в рублях и для того, чтобы расплатиться по иностранному кредиту, им нужно менять рубли на иностранную валюту! В условиях заниженного курса это делать весьма накладно. Во-вторых, иностранное кредитование могут себе позволить лишь крупные фирмы. А что делать малому бизнесу, ставки для которого уже превысили 30%, да и то хорошо, если кредит вообще дают, а не посылают на все четыре стороны. В-третьих, высокий внешний долг подрывает экономическую безопасность страны. До тех пор, пока курс держался в районе 30 рублей за доллар, для отечественных предприятий существовала привычная структура издержек, но после резкой девальвации всё перевернулось с ног на голову. Многие производители оказались на грани банкротства!


ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ — В СТРАНУ, СВОЙ — ЗА РУБЕЖ

Жить исключительно за счёт иностранных инвестиций не только опасно, но и в конечном счёте невыгодно. Отдельные предприятия могут чувствовать себя прекрасно, но экономика в целом оказывается в убытке. Ясно ведь, что иностранный инвестор приходит не для того, чтобы заниматься благотворительностью и оставлять свои деньги в России. Его цель получить прибыль и эта прибыль будет выведена из страны. Не случайно за все годы существования современной России чистый приток частного иностранного капитала наблюдался лишь однажды — в 2006–2007 годах. Все остальные годы — отток (рис. 2).

Рис. 2. Отток капитала из России

Поэтому стоит признать, что экономика существовала не за счёт пользы от зарубежного инвестирования, а благодаря нефти и газу. Именно высокие объёмы экспортной выручки позволяли ежегодно не только оплачивать импорт, но и компенсировать отток капитала.

Следует понимать, что иностранные инвестиции вовсе не обязательно нацелены на создание новой добавленной стоимости.

Мы привыкли думать, что иностранный капитал — это когда некий зарубежный концерн строит завод и открывает рабочие места. На самом деле так называемый инвестор может приходить с разными целями. Он может искать доступ к перспективным технологиям, внедрять которые не обязательно будет в самой России. Он может стремиться получить доступ к управлению конкурирующей фирмой. Он может попросту выкупить достаточный пакет акций и закрыть ненавистного ему конкурента. Надо также учитывать, что значительная часть формально иностранных инвестиций является не чем иным, как финансовым оборотом российских фирм, зарегистрированных в офшорах. Таким образом, политика поощрения иностранных инвестиций на деле является политикой офшоризации бизнеса.

Надо сказать, что в этом направлении либеральные стратеги преуспели — четыре пятых российского крупного бизнеса зарегистрировано за рубежом.

Приток капитала, которому так радуется верхушка российских экономических министерств, на деле часто означает обратный процесс — то есть его отток. С началом кризиса мейнстримом в широкой части российского менеджмента стала стратегия «продавать всё, что можно и выводить». Таким образом, когда мы слышим, что Российский фонд прямых инвестиций привлёк очередную сотню миллионов долларов из-за рубежа, скорее всего речь идёт о том, что некие российские бизнесмены сбросили активы на $100 млн с тем, чтобы вывести полученные деньги из страны.


КОМУ СЛУЖИТЬ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Засилье зарубежного капитала ведёт не только к экономическим, но и к политическим последствиям. Подобно кантовской «вещи в себе» современное капиталистическое государство, а именно такое государство выстраивают российские либералы, является «лоббистом в себе». Его министерства и ведомства кишат представителями крупного бизнеса, которые лоббируют свои интересы. Хотим мы того или нет, а государство является машиной по обслуживанию интересов групп влияния. Неудивительно, что в результате любых социальных потрясений в первую очередь страдают малый бизнес, пенсионеры и рабочий класс — они являются самыми слабыми группами влияния. Их переговорные позиции близки к нулю. Однако до тех пор, пока бизнес слабее государства он не может окончательно его себе подчинить и у народа остаётся возможность требовать от государства исполнения его прямых обязанностей, то есть заботы о населении. Если же экономика колонизована глобальными корпорациями, у государства не остаётся шансов сохранить свою независимость, ибо ему приходится иметь дело со структурами, чья капитализация в разы превышает ВВП страны. Государство превращается в лоббиста транснационального капитала и работает не на интересы своей страны, а на интересы транснациональных корпораций и их материнских стран.

Но, пожалуй, самый большой минус иностранных инвестиций заключается в том, что они не привязаны к стране базирования и не являются стабильными. Кризис это прекрасно показал. При первых же убытках иностранные концерны принялись консервировать производственные мощности и даже закрывать предприятия, увольняя персонал. Инвестиции в кредитно-финансовой сфере оборвались вместе с первыми сообщениями о понижении российского кредитного рейтинга. А санкции и вовсе показали, что зависимость от иностранных денег лишает страну полноты суверенитета и является прекрасным механизмом политического манипулирования. Чистые прямые зарубежные инвестиции сократились в 2014 году на $48 млрд по сравнению с 2013 годом. Сальдо операций по привлечению и погашению вешнего долга российских коммерческих организаций и домашних хозяйств сократилось за год на $86 млрд. И это не учитывая банковский сектор! Чистый вывоз капитала частным сектором вырос с $62 млрд в 2013 году до $153 млрд в 2014 году. Невооружённым глазом видно, что страну обескровили. Лишили инвестиций, а значит шансов на развитие в ближайшем будущем. И всё это стало возможным благодаря тому, что положившись исключительно на внешние источники капитала, властная либеральная команда искоренила и задушила собственные силы отечественной экономики.


ВЫВОД

Иностранные инвестиции являются естественной частью нормальной экономики и должны занимать в ней определённое место. Однако чрезмерная зависимость от зарубежных источников капитала подрывает экономическую безопасность, а параллельное удушение внутренних кредитно-инвестиционных ресурсов лишают страну суверенитета. Именно это есть российская реальность. Кто за нее отвечает? Кто ее собирается исправить?


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Итоги первого полугодия: миновал ли кризис?

Сопоставление российской государственной политики в кризисах 2008–09 гг. и 2014–15 гг.

Цена нефти: между экономикой и политикой

Россия: вызовы дня



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
585
2624
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика