Китайский взгляд на Великую Победу

Китайский взгляд на Великую Победу

О публикации: Статья, написанная редакцией «Жэньмин Жибао» от имени Жэнь Чжунпина, посвященная празднованию Победы во Второй мировой войне, появилась ещё 10 мая сначала у «Синьхуа», а позже и на официальном сайте правительства КНР. Казалось бы, что, исходя из даты публикации, в ней должен отражаться китайский взгляд на Парад Победы в Москве, в котором принимал участие Китай. Отчасти это так, но немалую часть занимает описание роли Китая в Великой Победе. И этот момент — едва ли не ключевой во всей статье.

Совершенно ясно виден посыл о возрождении бывшего врага в Японии, что может показать будущее оправдание Китаем каких-либо жестких действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В целом статья показывает, как Китай пытается интерпретировать историю Второй мировой войны, при этом доказывая свою роль в ней как одного из самых пострадавших государств, и какие именно приемы используются в Китае для смещения оси истории на Восток. Китай включился в ту борьбу на поприще истории, которую начали западные страны, и эта статья — один из примеров китайского ревизионизма, осуществляемого с привлечением широкого круга специалистов и институтов. В основу статьи легла публикация исследовательского теоритического центра кабинета истории партии ЦК КПК.

Статья интересна приемами воздействия на читателя, на эмоциональную его сферу. В отличие от англоязычных статей, посвященных итогам Второй мировой, китайцы поступают более осторожно: прямое указание на ключевую роль Китая в Великой Победе встречается лишь несколько раз и на нем внимание не акцентируется слишком сильно, но присутствует во всем тексте.

Перевод с китайского статьи «Синьхуа» и комментарий, примечания — Наталия Игоревна Шишкина, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии.


ЗА МИР ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКУ

Празднование 70-летия Победы в мировой антифашистской войне.

I. ПОМНИ ВОЙНУ...

Некоторые воспоминания, подобно памяти об истоках человеческой цивилизации, никогда не должны угаснуть.

Майская Москва, пылающий вечный огонь перед Могилой неизвестного солдата. Эхо воодушевляющих военных маршей в небе над Красной площадью, оглушительные приветствия солдат. Здесь проводится военный парад в честь 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Величественно звучит музыка, реют боевые знамена, ритмично и звонко маршируют российские войска, один за другим проходят парадные расчеты Китая, Индии, стран СНГ и других стран по Красной площади перед проводящими смотр руководителями стран, региональных и международных организаций.

Большой парад обращает мысли людей в прошлое, в годы и месяцы, когда бушевало пламя войны. От истекающей кровью растерзанной Европы до борьбы за острова Тихого океана, от ненавидящей общего врага Азии до пропитавшихся порохом пустынь африканского фронта шла разрушительная война с фашизмом. И в самое темное время мировые силы добра объединились, стойко защищая надежду на мир. Нельзя забывать эту страницу истории. Пожар Второй мировой войны распространился на четырех континентах, захватив более двадцати миллионов квадратных километров земли, 80-ти государств и регионов, вовлекая свыше 2 миллиардов человек, из которых в общей сложности погибли и были ранены более 70 миллионов, а имущественные потери составили более 4 триллионов долл. США.

Военная машина фашизма и милитаризма привела к чудовищному военному опустошению и бедствию. Невиданная жестокость времен войны позволила историкам называть 20 век «эпохой крайностей», во время которой появились «величайшие человеческие идеи, и в то же время уничтожены все лучшие из них».

Эту страницу истории обязательно надо помнить. «В полночь мы вошли в зал, и наступило 9 мая 1945 года» — так описал этот миг советский маршал Жуков в своей автобиографии «Воспоминания и размышления». Чуть позже, чем через 20 минут после этого, немецкий фельдмаршал Кейтель в присутствии представителей СССР, США, Великобритании и Франции подписал акт о безоговорочной капитуляции.

А на Дальневосточном театре военных действий шла последняя широкомасштабная битва Китая с японскими фашистскими захватчиками — только-только прозвучали выстрелы в сражении в Сянси-Туцзя-Мяоском АО провинции Хунань, американская армия на острове Окинава, где японцы развернули Тихоокеанский фронт Второй мировой войны, вступили в жестокое сражение. Более чем через 3 месяца после этого Япония капитулировала, фашизм и милитаризм потерпел поражение, а стремление людей всего мира к миру одержало победу.

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Парад окончился, председатель Си Цзиньпин и другие руководители прошли к Могиле неизвестного солдата, чтобы возложить цветы на могилу героев, отдавших жизни за справедливость и мир. Надпись на памятнике, взгляд в прошлое с высоты сегодняшнего дня, Парад Победы словно сильное эхо того времени напоминают всем народам мира всегда протягивать руку помощи.

Помнить об этом нужно не только ради почтения павших предков, но ради сохранения мира и справедливости. Прошло 70 лет, Смерть не исчезла, а дверь для войны так и не была по-настоящему закрыта. История переосмысляет это значимое суждение: 70 лет назад человечество потеряло столь много, но каков итог? Чему мы должны твердо следовать, кому противостоять, чтобы трагедия не повторилась вновь?


II. ПОЧЕМУ НАДО ПОМНИТЬ?

«Завтра среди молодежи будут разлетаться стихи, молодежь будет гулять по берегу озера, говорить по душам… Но сегодня — военное время…» Люди, знающие жестокую военную жизнь, лучше знают, как прекрасно мирное время [1].

Время перенеслось на 70 лет назад. Услышав новость о капитуляции Германии перед рассветом, москвичи, многие из которых были в домашней одежде, выбежали на улицы города ликующей толпой. «Победа! Мы победили!» — звучали под ночным небом радостные крики.

У людей был повод для радости, потому как победа досталась тяжелейшим трудом. «Было множество варварских авиаударов, бомбы падали с неба как осенние листья!» — описывала китайская военная корреспондентка Ху Цзибан, прошедшая Великую Отечественную войну с начала и до конца. Много лет спустя крайне жестокой Сталинградской битвы, когда «средняя жизнь только пришедших на фронт бойцов Красной Армии была меньше 24 часов, а офицеров Красной Армии немногим больше 3 суток», Мамаев курган по-прежнему пустынен, потому как трава не может прорасти через толстый слой осколков от снарядов. В каждом метре из 1,5 тысяч километров по прямой от Москвы до Берлина лежат в останки в среднем 5,7 солдат Красной Армии. Во время Курской операции, несколько месяцев ожесточенно сражалось более 6000 танков с обеих сторон, и в конечном итоге чаша весов склонилась в сторону советского народа.

У людей есть причины помнить об этом, потому как погибшие в войне так яростно стремились к Победе. В начале антияпонской войны, народ и армия Китая поплатились кровью и жизнью, вступив в огненное море войны. Но впоследствии полностью разгромив планы Японии по завоеванию Китая в течение трех месяцев. Во время этой великой борьбы за спасение Отчизны, бесчисленное множество матерей провожали сыновей на борьбу с японской армией, жены и дети провожали мужей и отцов на фронт. В уезде Миюнь на северо-востоке Пекина женщина по имени Дэн Юйфэнь проводила на фронт своего мужа и 5 сыновей, и все шесть любимых ею людей погибли в бою. После битвы при Тайэрчжуан армия, защищавшая город, была истощена до предела, занимая лишь небольшой кусок земли. В тот же день командир 31-ой дивизии Чи Фэнчэн получил указания от командующего Армией Сунь Ляньчжуна: «Как только солдаты закончат атаку, вы займете позицию там. После этого, я присоединюсь к вам…».

В последний решающий момент для вопроса жизни и смерти, Коммунистическая партия Китая по своим политическим убеждениям, с помощью твердых решений и воли, правильных действий оправдала народную надежду на спасения Родины от порабощения. Партия Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая объединились под знаменем народных интересов в антияпонской войне, не желая смиряться с унижением китайского народа, когда требуются все силы для спасения Родины, и кровью платить в борьбе за свою национальную независимость, отдавать жизнь, защищая человеческую справедливость. У людей есть причина для гордости, так как нерушима справедливость. Объединенные общим врагом, достойные народы безоглядно шагнули в один окоп.

В Бирме, в битве при Енанджауне, храбро воевал экспедиционный корпус Китая, спасший более 500 американских миссионеров, корреспондентов и более 7000 военных Великобритании. Как описал командир британских войск в Бирме Слим, китайские солдаты «бесстрашно шли под градом пуль с улыбкой на лице».

В воздушных боях на китайском фронте прославились не только американские «Летающие Тигры», но также известны и советские военно-воздушные добровольческие команды под именем «Соколов Ухань» [2]. Активно работали на китайском фронте около 30–40 международных медицинских групп. Канадский знаменитый хирург Генри Бетьюн отдал собственную жизнь, работая в тылу врага в Цзиньчадзи; французский врач Жан Бюсье, рискуя жизнью, помогал прокладывать так называемый «велосипедный мост» для переправки важных лекарственных средств в Китай через районы базирования японских войск. «Воздушный мост» из Аляски в Сибирь, «линии снабжения» из восточного побережья США в Европу, «верблюжий маршрут» из Индии в юго-восточную часть Китая — каждая из этих транспортных артерий является воплощением силы справедливости. Вне зависимости от цвета кожи, национальности, гражданства народы несокрушимой воли объединились и спасли страны от опасности [3].

Сегодня мы оглядываемся и смотрим на те исторические события, поскольку с течением времени выясняется истина о потраченной человеческой крови и жизни [4]. Взгляд назад необходим для правильного понимания, воспоминания нужны ради передачи их по наследству, чтобы совместная защита подлинной истории и результатов мира сделала истину непобедимой.


III. РОЛЬ КИТАЯ В ВОЙНЕ С ФАШИЗМОМ

Чем раньше начнешь борьбу, тем быстрее одержишь победу. Если бы не было китайской стойкости в войне против агрессора [5], ход Второй Мировой войны был бы иным.

Ещё 18 сентября 1931 года, когда в Европе ещё не наступил час войны, произошел «инцидент» с японскими войсками [6], оккупировавшими китайскую территорию, что стало прелюдией к войне. В то время Китай в одиночку сдерживал наступление на восточном театре военных действий. 7 июля 1937 года весь народ Китая восстал на войну сопротивления, открывая первый фронт мировой войны с фашизмом. Как отметил Мао Цзэдун, китайская нация поднялась на борьбу, заставляя Китай «неразрывно объединиться с миром», «наш противник — это мировой враг, китайская война против японских захватчиков — это мировая война».

Затяжная антияпонская война, в которой принимали участие Великобритания и США, не только велась согласно стратегии «Сначала Европа, потом Азия», но и имела важную причину для проведения стратегического контрнаступления в Восточной Азии и Тихом океане. Американский президент Рузвельт отмечал, что непрерывное укрепление «китайской оборонительной войны» стало одним из ключевых факторов, который остановил Гитлера на пути завоевания мира. Сталин говорил: «Борьба освободительной армии и народа Китая привела к разгрому японских оккупационных сил». Премьер-министр Великобритании Черчилль признавал, что «гибель Китая развязала бы руки по меньшей мере 15, а то и 20 дивизиям японской армии».

Железная поступь жесткого японского милитаризма не только не смогла привести к краху Китая, но наоборот, укрепила его. Более 35 млн убитых и раненых стали единственным препятствием, которое позволило сковать и уничтожить главные силы японской армии. Во время боевых действий на тихоокеанском фронте, 70% основных сухопутных войск Японии продолжали вести войну на территории Китая. Китайское упрямое сопротивление замедлило объединение немецких, итальянских и японских войск, не давая японским войскам во время войны в Европе вмешаться и поддержать Германию. Тяжелейшие старания Китая помешали японским северным планам, устранив эту проблему тыла для воинов Великой Отечественной войны. Китай, преодолевая множество трудностей, и в боях на своей территории, и в экспедициях нарушал японские планы по отправке войск, нарушая фашистские планы по объединению сил.

Китай внес огромный вклад в мировую войну с фашизмом, стал одной из пяти великих держав-победительниц в борьбе с фашизмом. Во время войны, «Запад и Восток совместно защищались с извечными силами зла». 70 лет спустя, директор исследовательского центра Китая при Оксфордском университете Лана Митт в книге «Китай. Забытый союзник» написала эту фразу, а также изложила объективную оценку военных действий и размышления о послевоенных поисках будущего пути развития и мира.


IV. ЧТО ПРИНЕСЛА ВОЙНА?

Закончилась Вторая мировая война, но она имеет далеко идущие последствия. Голландский писатель Иан Бурума назвал 1945 год «нулевым годом» — год, когда люди, столкнувшиеся с войной и разрушениями, потерявшие надежду, вновь её обрели.

«The sun and the stars are all ringing, with song rising strong from the Earth; The hope of humanity singing, a hymn to a new world in birth. United Nations on the march with flags unfurled, Together fight for victory — a free new world. Together fight for victory, a new free world…» [7] — используя эти слова американского поэта Гарольда Рома, советский композитор Шостакович написал музыку к «гимну ООН», который стал песней, прославляющей людей, строящих новый мир.

Эта война принесла людям самые глубокие откровения, показала, что добро всегда побеждает зло, правда обязательно побеждает ложь, гегемонистическая политика грубой силы является главным врагом мира.

«…вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенстве прав больших и малых наций…», «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе…» — такими словами, вдоволь напившись крови антифашистской войны, «Устав ООН» отразил послевоенные представления человечества о будущем.

Нет никаких сомнений, что глобальная гегемония Европы 19 века уже закончилась, к тому же закончилась навсегда. Европа уже не сможет восстановить свою колониальную империю, и не способна восстановить прежнее военное и политическое превосходство. Что касается африканских народов, то для них началась другая, новая эпоха жизни после войны. Как честно резюмировала Сун Цинлин, член Всемирного совета мира, комментируя стремление регионов Азии, Африки и Латинской Америки к национальной независимости и освобождению: «Национальная независимость и мир появились в ходе одной и той же борьбы». На сегодняшний момент, более 130 стран в разное время добились национальной независимости и освобождения, более 3 миллиардов человек освободились от оков колониализма, сформировав новый лагерь защитников мира во всем мире и став важным драйвером демократизации международных отношений.

Именно это и является причиной, почему требуется каждый год так вспоминать ту победу. Целый ряд историков, не сговариваясь, будут рассматривать эту узловую точку того времени как начало нового государственного порядка и рождение современного мира. И наиважнейшим наследием, оставленным миру антифашистской войной, является принцип «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», и, приняв за основу фундаментальные положения «Устава ООН», создавать мировой порядок. Это, снова же, огромное достижение человеческой культуры — ради построения международных отношений и мирового порядка открыть новые страницы истории.

Начиная с Вестфальской системы международных отношений и до работы Венской системы и развала Версальско-Вашингтонской, трехсотлетняя история изменений прежней системы международных отношений была результатом теневой борьбы великих держав за господство вплоть до победы во Второй Мировой войне, которая принесла человечеству мир и справедливость. Эта Победа, не только с помощью появления серьезной новой силы в виде объявления независимости странами Азии, Африки и Латинской Америки, но и в рамках целей ООН по созданию справедливого международного порядка, способствовала ведению мирового диалога, решению межгосударственных вопросов и споров мирным способом. У человечества наконец появилась возможность вступить на путь долговечного мирного развития.


V. ЗАБЫТЬ ИСТОРИЮ — ЭТО ПРЕДАТЕЛЬСТВО

На камне перед штаб-квартирой ЮНЕСКО на нескольких языках выгравированы такие слова: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира».

Победа в борьбе с фашизмом, победа в войне, победа в умах. После войны, через Нюрнбергский процесс, Токийский суд и другие решения, фашизм и милитаризм были прибиты к позорному столбу. Важной основой для защиты послевоенного мира стали решения, вынесенные в адрес немецкого, итальянского и японского милитаризма, признания военных преступлений и должного отношения и памяти к истории.

Знаменитое изречение-предостережение Йона Рабе: [8] «Можно щадить, но нельзя забыть» — единственный путь поддержки уважения к истории и моральный долг. Экс-президент Германии Вайцзеккер, начиная свой известный доклад, посвященный вечной памяти о прошлом, сказал такие слова: «8 мая — это день, когда нужно помнить о страданиях людей. Но это также день, когда мы снова думаем о нашей истории. Чем мы более откровенны, встречая этот день, тем мы более способны взять ответственность за свободу <…> кто не оглядывается на историю, тот слеп в современности. Кто не желает помнить ту жестокость, тот в будущем повторит ту же ошибку».

Начиная с экс-канцлера Германии Вилли Бранта и заканчивая Ангелой Меркель, заявившим, что Германия долго будет нести ответственность за нацистские преступления, начиная с компенсации жертвам Холокоста и заканчивая празднованием годовщины массовых убийств, и начиная с законодательного запрещения нацизма вплоть до воспитания неприятия нацистской идеологии у будущих поколений, Германия на протяжении десятилетий осознавала свою вину и шла путем самоанализа, не останавливаясь.

Если о военных преступлениях немцев известно досконально, то о борьбе с японскими захватчиками известно не настолько широко.

9 мая 1998 года в Токио в пресс-клубе Японии состоялся предпоказ фильма «Гордость», частично идеализирующего первого японского военного преступника Тодзё Хидэки [9]. Будучи сборником откровений милитаризма, этот фильм сразу же вызывает у людей мысли о том, что милитаризм всё ещё жив [10] и воспрял духом [11].

Тогда появление фильма «Гордость» на большом экране вовсе не было случайностью. Этот фильм — истинное отражение реалий Японии, изображение в миниатюре той смены общественных настроений в Европе в сторону правого крыла, которое имеет место с 80 годов 20 века, а именно: демонстрация того факта, что фундаментальные основы милитаризма не были искоренены, а это ведет к риску возникновения войны и возрождения врагов мира.

Через 70 лет после войны, японский пацифизм достиг точки максимума, но одновременно с этим появилась возможность прорасти мысли, отрицающей свои военные преступления. Правые последовательно переписывают учебники истории, вычеркивая из них упоминания о военных преступлениях, и министерство культуры Японии одобряет такие учебники; премьер министр, члены кабинета министров Японии посещают храм Ясукуни [12], оказывая честь умершим преступникам; правые политики стремительно подрывают послевоенный международный порядок; отрицается Нанкинская резня, клевете подвергаются женщины для утешения [13], слова извинений за то время постоянно подвергаются критике внутри Японии…

Что касается японских правых, они сильно раскаиваются по поводу Второй мировой, но не осознали преступления военной агрессии и ответственность за них, а больше размышляют о причинах поражения Японии.

Через 70 лет после окончания Второй мировой войны, в Японии по-прежнему постоянно демонстрируется водевиль, придуманный правыми, полностью показывающий, что послевоенная Япония не усвоила полностью урок итогов войны и покаяния.

Забыть историю — это предательство. Сегодня, отмечая годовщину победы в мировой антифашистской войне, на самом деле ещё раз подтверждается решительное намерение не допускать изменения истории, и препятствовать сопротивлению мирному развитию. Никто не имеет права ни в коем случае попирать результаты Второй мировой войны, принципы мирного развития, равенства людей и справедливости.


VI. КАКОВ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА?

Майская Москва. От седых стариков до модно одетой молодежи — все выходят на улицу, чтобы почтить 70-летие Победы. Плакаты с надписью «1945» и часы, стрелка которых идет вспять и возвращает в то время, когда ковалась Победа. В то самое время, когда шел самый трудный период войны, Советский Союз смотром артиллерии показал всему миру, что великий народ не умеет быть побежденным.

Президент России Владимир Путин заявил, что Россия и Китай должны совместно чтить Победу. Потому, что требуется не только с любовью вспоминать ветеранов и бессмертные подвиги во имя Победы, но и воспитывать молодое поколение в духе противоборства фашизму и милитаризму, чтобы подобные трагедии не повторялись в будущем человечества и в истории двух стран.

«Мы сами изменяем историю, и вслед за ней входим в вечность». Сколько бы лет ни прошло, в маленьком французском городке Арроманш собираются люди в военной форме воспроизвести события Нормандии, «самый длинный день» [14] и мир, скрепленный кровью. Во время парада на День независимости США солдатам антифашистской войны выказывается наивысшее уважение. В Лондоне бомбардировщики времен второй мировой войны пролетают над памятникам воинам, погибшим в боях, и сбрасывают тысячи свежих цветов… В ознаменование победы над фашизмом проводятся грандиозные военные парады и другие мероприятия, уже став особым моментом памяти, традицией во многих странах Запада. Смысл этих мероприятий — показать силу защиты справедливости, выразить заветное стремление народов всех стран к миру.

Как и все страны-победительницы, Китай этой осенью намерен перенять эту международную практику и впервые провести военный парад в День Победы, чтобы отметить тот период истории, который навсегда запечатлен в душе, отпраздновать победу справедливости. Те герои, которые «пожертвовав собой во время национального бедствия, вдруг будто вернулись вновь», те народы, в которых " остались ещё китайские герои, справились с реявшими фашистскими идеями», этот дальневосточный фронт, занимавший «немного территории, на которой пролилась кровь, но полегло много молодежи и войск» — всё это должно быть не просто увековечено в мировой и китайской истории, но должно остаться в вечной памяти народов Китая и мира. В истории нового Китая этот первый военный парад должен показать место Китая в общей Победе над фашизмом, совместную защиту международных принципов и твердую приверженность международной справедливости, а также решимость совместно оберегать результаты Победы во Второй мировой войне.

Виктор Гюго некогда сказал: «Дни памяти подобны горящему факелу». Современное человечество всё более решительно признает: каждый раз, когда правда делает шаг вперед, ложь [15] сразу же на шаг отступает. Значение памятной даты заключается в том, что она способна как факел озарять прошедшее и грядущее, провозглашая для человечества идеалы защиты долговременного мира: не допускать пересмотра итогов Второй мировой войны, не допускать возрождения фашизма и милитаризма, не допускать повторения исторических трагедий.

«Волчий закон, закон джунглей — это не тот путь, по которому должно идти человечество. Господство агрессии и насилия не является средством мирного развития человечества. Игра с нулевой суммой, принцип „победитель забирает всё“ не являются направлением развития человечества. Мир, а не война, сотрудничество, а не антагонизм, взаимовыгода, а не ноль в сумме и являются вечными принципами мирного, прогрессивного развития человечества». Эти слова председателя Си Цзиньпина созвучны стремлениям народов всех стран к миру и его защите.


VII. ОТ ВОЕННОГО ПРОШЛОГО — К МИРНОМУ БУДУЩЕМУ

«Все люди в действительности являются одним целым, и несчастье других — это и твое несчастье, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Достаточно перечитать эти слова Хемингуэя в произведении, посвященном Второй Мировой войне, чтобы они вызвали множество мыслей.

Прошло 70 лет, но мы не можем забыть идеалы того времени. В Преамбуле Устава ООН есть такие слова: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны». Эти слова — воплощение мысли человечества относительно существования и разрушения. Страны, однажды уже стоявшие плечом к плечу, должны вновь объединиться, ведь всегда можно найти способ навеки сохранить мир.

Прошло 70 лет. Мир так же стремится к идеалам того времени. Первое место в мире по продажам занимают персональные компьютеры, на сегодняшний день сеть связывает более 2 миллиардов смартфонов и планшетов, всё более тесной становится «глобальная деревня», а сотрудничество между странами по сравнению с прошлым более постоянно и неразрывно.

«Мир, подобно воздуху и солнцу, незаметно приносит пользу, но если его потерять, то жизнь становится бедствием». «Вне зависимости от размера, силы и благосостояния, все государства должны быть защитниками и сторонниками мира. Нельзя здесь поддерживать, а там подрывать. Необходимо следовать принципам взаимодополнения».

Так председатель Си Цзиньпин призвал создать новые идеи по развитию мира во всем мире. Война — это простое насилие, для обеспечения мира требуется много усердия. Победа в антифашистской войне показывает нам, что разные культуры, исторический опыт, социальный строй и идеологии стран и регионов возможно полностью обратить в сплоченное сотрудничество, совместную защиту человечества и мира. Способность одержать победу во Второй мировой войне и была обретена благодаря государствам и народам, стремившимся к миру, отринувшим различия социальных систем, связавшим свои судьбы перед лицом общей угрозы и давшим отпор фашизму и милитаризму. Сегодняшнее стремление к сохранению мира, как и потребность в усилении чувства совместной сплоченности, стремление защищать послевоенное мироустройство, вызвано вновь возникшими военными угрозами.

У человечества есть только одна Земля, все государства сосуществуют в одном мире, мировое сообщество день ото дня преображается в связанное воедино общество, и логика любой игры с нулевой суммой теряет смысл. Только путь взаимного уважения и равенства, путь взаимовыгодного и совместного развития, путь всеохватного культурного обмена для выживания цивилизаций, общей судьбы, взаимозависимости и сотрудничества способен обеспечить безопасность человечества.

В апреле 1945 года, узнав, что союзники вторглись в Германию, военнопленные и сопротивлявшиеся войне люди Бухенвальда взяли в руки спрятанное оружие и подняли восстание. После взятия контроля над концентрационным лагерем, над воротами лагеря они прикрепили такие слова: «Никогда больше».

Сегодня глобальный экономический рост создает новую международную систему: все государства мира больше не делятся на объекты и сторонних наблюдателей, но сами создают свою судьбу. С момента создания общества антифашизма и до выдвижения инициативы мирного развития всего человечества [16], время требует от нас постоянно обмениваться мирными рукопожатиями и укреплять силы мира. Пусть прошлое никогда не повторится. Наша судьба находится в наших руках.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Досл.: Люди, попробовавшие на вкус жестокое военное время, лучше знают, насколько сладок мир.

2. Досл.: «Соколы неба Ухань». Ухань — город в провинции Хубэй, центральный Китай. Над городом 29 апреля 1938 года произошел самый крупный воздушный бой за всю китайско-японскую войну, в котором принимали участие советские летчики и самолеты, 19 И-15 и 45 И-16. Потери со стороны японцев: 21 самолет, со стороны СССР и Китая — 12 самолетов.

3. Досл.: Возвели стальную стену на пути бешеных волн

4. Досл.: Поскольку в реке времени осаждается истина отданной крови и жизни людей.

5. Прим.: другое название китайско-японской (антияпонской) войны

6. Прим.: имеется в виду начавшееся наступление японской армии в Манчжурии

7. Солнце и звезды на небосклоне внимают песне с Земли: 

    Песне надежд человеческих, славящей нового мира рожденье. 

    Вперед идут Объединенные Нации под флагами правой борьбы, 

    Вместе к победе — за новый свободный мир, 

    Вместе к победе, за новый свободный мир.

8. Йон Рабе — немецкий предприниматель, работал генеральным директором Siemens в Китае в 1930-х годах. Во время Нанкинской резни организовал Нанкинскую зону безопасности, спасшую жизнь более 200 тысячам китайцев. После войны был арестован союзниками как член НСДАП, но был признан непричастным к нацистским преступлениям. Умер в 1950 году.

9. Тодзё Хидэки — министр армии Японии в 1940—1944 гг., премьер-министр Японии 1941—1944 гг. Токийским трибуналом признан военным преступником за развязывание агрессивных войн и жестокое обращение с пленными. Полностью признал свою вину и был приговорен к смертной казни в ноябре 1948 года.

10. В оригинал.тексте букв. «дух умершего всё ещё не рассеивается», образ.выр. в знач. «дурное хоть и исчезло, но всё ещё продолжает влиять».

11. В оригинале «остывшая было зола разгорелась вновь», обр. в знач. «возродиться после понесенного поражения».

12. Храм Ясукуни — синтаистское святилище, в котором почитаются погибшие войны, причисленные к святым. Среди них несколько военных преступников времен Второй Мировой войны (Хидэки Тодзё, Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Кэндзи Доихара, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Коки Хирота и другие).

13. Женщины для утешения — эвфемизм, вошедший в годы Второй Мировой войны для обозначения китайских, корейских и японских женщин, которых заставляли работать в военных борделях у японской армии.

14. Отсылка к одноименной книге о первом дне Нормандской операции

15. Досл.: «тьма, мракобесие».

16. Речь идет о выдвинутой Коммунистической партией Китая в 2012 году инициативе по созданию, дословно, «общества единой судьбы человечества».


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Военная стратегия Китая: девятая «Белая книга»

Китайский дракон: геополитические амбиции Поднебесной

Российско-китайская дружба на Парадах

Национальная идея Китая

США или Китай?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1824
6398
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика