Кто ответит за нарушение присяги?

Кто ответит за нарушение присяги?

Эксперт Центра, к.ю.н. Александр Гаганов

Кому и зачем нужен закон о присяге? Придется ли он по вкусу самим депутатам? Достаточно ли присяги для того, чтобы власть отвечала за результаты своей деятельности?

В феврале 2015 года депутаты «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым внесли в Государственную Думу проект закона «О присяге граждан, вступающих в государственные должности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации». Проект устанавливает принципы принесения присяги (принципы нравственности, справедливости, гласности, равноправия), обязанности определенных должностных лиц приносить присягу, тексты присяги, порядок принесения присяги и последствия отказа от принесения присяги.

Кто и на что присягает народу и государству?

В настоящее время присягу при вступлении в должность произносит только Президент РФ. Текст присяги содержится в Конституции РФ: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». 

Присяга адресована всему народу России, однако произносится она в торжественной обстановке в присутствии лишь избранных представителей народа: членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей Конституционного Суда РФ. 

Присяга имеет важное конституционное значение: с момента принесения присяги начинает течь срок исполнения Президентом своих полномочий. Нарушение присяги само по себе не влечет наступления ответственности Президента РФ. Для наступления ответственности Президента РФ должна быть доказана его вина в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Конституция РФ не предусматривает присяги для других должностных лиц. По закону присягу приносят судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие. Так, присяга судей звучит следующим образом: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». 

Текст присяги прокурора содержится в законе о прокуратуре: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства». (Любопытно, что и Президент, и прокурор обязуются охранять и защищать права и свободы человека и гражданина, но не судья. Казалось бы, защита прав – прямая обязанность суда. Но присяга не обязывает судью защищать права человека). О присяге других должностных лиц закон умалчивает.

Кто еще должен приносить присягу?

Сергей Миронов решил заполнить этот пробел. По замыслу авторов проекта присягу должны приносить следующие государевы люди:

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- Председатель Правительства РФ;

- заместители Председателя Правительства РФ;

- федеральные министры.

Текст присяги члена Совета Федерации предлагается следующий: «Клянусь при осуществлении полномочий члена Совета Федерации соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, отдавать все свои силы, знания и опыт защите интересов многонационального народа России, уважать основные права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и безопасность Российской Федерации, участвовать в принятии законов, отвечающих интересам народа». Для депутатов Государственной Думы текст присяги аналогичный.

Присяга премьер-министра отличается от присяги законодателей: Председатель Правительства РФ клянется соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, отдавать все свои силы, знания и опыт обеспечению народовластия, развитию и совершенствованию экономики, защите социальных интересов многонационального народа, уважать основные права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и безопасность Российской Федерации. Текст присяги министра уточняет сферу экономики, за которую отвечает министр.

Текст присяги подписывается присягнувшим должностным лицом и отправляется на хранение в государственный архив. Отказ от принесения присяги влечет за собой отказ в наделении полномочиями должностного лица или для досрочного прекращения полномочий в переходный период. Ответственности за нарушение присяги законопроект не предусматривает. А зря. Ведь это ключевой смысл присяги. Нарушил – отвечай.

Что такое присяга?

Присяга – это публичное обещание, то есть взятие на себя обязательств, например, защищать безопасность государства. Если за нарушение обязательства не предусматривается ответственность, грош цена такому обязательству.

В этой же связи текст присяги должен быть юридически отточенным. Так, слова присяги премьер-министра «отдавать все свои силы развитию и совершенствованию экономики, защите социальных интересов многонационального народа» мало что означают, если разобраться. Все или не все силы отдал премьер службе? Кто и как это будет определять? Что такое совершенствование экономики? Ее улучшение, рост параметров? Какие именно параметры будут учитываться? Официальную статистику всегда можно подогнать под нужные параметры. И тогда, например, рост в одну сотую процента будет считаться совершенствованием.

Должностные лица обязаны нести ответственность за результаты своей работы, а не раздавать пустые обязательства «совершенствовать» что-то. Однако авторы законопроекта аргументируют предложение введения института присяги для должностных лиц законодательной и исполнительной власти не необходимостью повышения их ответственности, а соблюдением конституционного равенства функционеров различных ветвей власти. По их мнению, отсутствие присяги законодателей якобы ставит их в неравное положение с судьями и прокурорами, которые приносят присягу. Кроме того, депутаты приводят в пример зарубежные страны, где парламентарии присягают народу: Канада, Индия, Польша, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Турция и другие.

Примут ли закон о присяге?

В заключении Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству по проекту закона о присяге справедливо отмечается, что статус парламентариев и членов Правительства РФ регулируется специальными законами, поэтому положения о присяге следует вносить в эти законы. Однако в сопроводительных документах к законопроекту говорится, что принятие закона не потребует внесения изменений в другие законы. Это грубая и явная ошибка. Она указывает на то, что депутаты продвигают не столько закон, сколько саму идею присяги.

Почему депутаты не упомянули в своем проекте об ответственности за нарушение присяги? Вероятно, потому что эта норма была бы направлена против них самих. Но если ответственность не устанавливать, присяга теряет смысл.

Кроме того, почему предлагается распространить присягу только на лиц, замещающих государственные должности? Принесение присяги может быть целесообразно и для государственных служащих. Теоретически, когда государственный служащий подписывает служебный контракт, он соглашается со всеми обязанностями и ограничениями, возлагаемыми на него. И это по смыслу совпадает с присягой. Но присяга, приносимая в торжественной обстановке, повышает статус такого обязательства и заставляет чиновника более осознанно относиться к данному обязательству.

Комитет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект о присяге. Голосование должно было состояться еще в апреле, но неоднократно откладывалось. Нет сомнений, что закон не пройдет даже первого чтения. Но идея законопроекта о присяге заставляет нас задуматься о внедрении в государственное управление принципа ответственности чиновников за результат их деятельности.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5006
16597
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика