Куда идем и зачем оглядываемся на Запад?

Куда идем и зачем оглядываемся на Запад?

Надежда Хвыля-Олинтер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к. соц. наук

ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ МЫ РАЗЛЮБИЛИ, А ЖИТЬ ХОТИМ КАК ОНИ. ЧТО НАС ТАМ ПРИВЛЕКАЕТ И ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ?

Общероссийский социологический опрос, проведенный в ноябре 2015 года, показал, что у наших соотечественников нет единого представления о том, какой Россия должна быть в будущем. Большая часть полагает, что ориентироваться нужно на западные страны, чуть меньше респондентов считает необходимым вернуться к основам советского проекта, кто-то ищет удачные примеры в истории царской России. Конфронтация с Западом привела к тому, что доля россиян, видящих в развитых западных странах удачный образец для подражания, уменьшилась. Но большинство по-прежнему считает возможным и необходимым ориентироваться на образ жизни наших геополитических оппонентов.


Рис. 1. Ответы россиян на вопрос «Какой бы Вы хотели видеть Россию в будущем?»

Скорее всего, привлекает россиян именно комфортность существования, относительная стабильность, высокий уровень жизни населения западных стран. Видимо наблюдая вокруг привычные российские реалии, мы мечтаем о чистых улицах, высоких зарплатах, уважительном отношении окружающих, качественной медицине, просторных квартирах, гарантированных благах и т. п.

Вспоминали ли при ответе на вопрос респонденты о высоких налогах, кредитных нагрузках, платных социальных услугах и легко инициируемых по самым незначительным для русского человека поводам судебных разбирательствах? Задумывались ли о том, какая идеология, какой ценностный набор стоит за этим образом жизни, какая история претворяет этот уровень развития? Скорее всего, нет.

Колониализм, геноцид, расизм, рабство, фашизм, либерализм — близки ли эти явления российским людям? Каждый ответит отрицательно. Россия никогда не колонизировала другие государства, не наживалась на экспансии и не выкачивала из других стран ресурсы в обмен на безделушки и бумагу, не паразитировала. Наша цивилизационная история складывалась таким образом, что у русского человека формировалось устойчивое неприятие либерального ценностного пакета, на котором основано империалистическое мироустройство.

Экспертные оценки различий в ценностных системах государств мира указывают на то, что наиболее сильно удалены от России такие страны как США и Германия.


Рис. 2. Диапазон цивилизационной удаленности от России, в % значимости [1]

Россияне другие, несмотря на то, что вполне обоснованно и по понятным причинам, хотят большего комфорта для себя и своих детей. Мы по-прежнему уверены, что коллективные интересы первичнее индивидуальных, что духовные блага не менее важны, чем материальные, а сопереживание нужнее безразличия. И никакие настойчивые попытки Запада научить нас толерантности пока не удаются. Россия является носителем особого ценностного пакета и идеологического проекта, а значит, потенциально может стать его генератором на общемировом уровне. Именно поэтому мы постоянно испытываем давление, становимся неудобными и неугодными, нас называют источником угрозы, и даже приравнивают к ИГИЛ и вирусу Эбола. Наши соотечественники в своем отношении Европы и США куда более лояльны. Позитивное отношение к Западу сменяется на негативное только в периоды острой конфронтации с ним и, соответственно, на фоне активизации антизападной пропаганды.

Свою страну россияне хотят видеть богатой, влиятельной, сильной, успешной, но считают, что развиваться она должна по своему собственному уникальному историческому пути, несовпадающему с западноевропейским трендом.


Рис. 3. Ответы россиян на вопрос «По какому историческому пути должна идти Россия?» [2]

Тем временем нам много лет навязываются либерально-космополитические принципы жизнеустройства, которые делают практически невозможными восстановление важнейших сфер жизнедеятельности страны, возвращение ее суверенитета. Продолжается демонетизация, сохраняется зависимость эмиссии рубля от углеводородного сырьевого экспорта и валютных поступлений из-за рубежа, объемы государственного инвестирования в основной капитал последовательно сокращаются. Процесс хищнической приватизации, запущенный либералами, закономерно сокращает долю государственной собственности, которая в 2015 году составила уже 13%. Это будет продолжаться и далее с апелляцией к экономическому кризису и необходимости денежных поступлений в бюджет. Не меняется политика и в социальной сфере — уровень оплаты труда остается заниженным, в сравнении с сопоставимыми по уровню индустриального развития странами мира, примерно в два с половиной раза. Диспропорции в обществе нарастают, чему во многом способствует применяемая в нашей стране плоская шкала налогообложения доходов. Почему столь часто апеллирующие к опыту западных стран чиновники в данном случае игнорируют факт, что в большинстве развитых государств мира ставка прогрессивная и доходит для богатейших граждан даже до 80%, остается вопросом риторическим.

Президент уверяет, что является самым главным либералом в стране. В своем послании Федеральному Собранию он же говорит, что наша нация «консолидирована общими ценностями и общими целями» , но не конкретизирует, какими именно. В свете действующего конституционного запрета на государственную идеологию (то есть на активно-деятельностный посыл, который задает тон всему государствостроительству, обозначает спектр высших ценностей и их практический потенциал) эти слова вызывают недоумение. Если на высшем уровне признается существование и значимость общих консолидирующих ценностей, то хочется надеяться, что речь идет все-таки не о тех, которые, несмотря на очевидный диссонанс с запретом на идеологию, постулирует в качестве «высших» наша нынешняя Конституция: «человек, его права и свободы».

Очень сомнительно, что либеральные ценности могут служить основой консолидации российской нации. А какие могут? Сейчас консолидация происходит в основном благодаря пропаганде внешнеполитических успехов и ожиданиям возрождения великодержавности страны. Это крайне нестабильная основа единства общества, тем более что, согласно опросам, большинство россиян вкладывает в понятие «великая держава» вполне конкретный смысл: в первую очередь это «высокое благосостояние граждан», и лишь затем «экономический и промышленный потенциал страны» и «военная мощь, наличие ракетно-ядерного оружия». А вот великая культура, наука и искусство, героическое прошлое, это все уже после, как и пресловутые права и свободы.

Получается парадоксальная вещь: народ с некоторой завистью смотрит на западный образ жизни, примеряя его на себя, а руководство страны «переписывает» западные управленческие принципы и подходы, которые, не приближают, а отдаляют реализацию этих чаяний. Народу же, напротив, предлагается затянуть пояса потуже и вспомнить о ценностях. С последним предложением сложно не согласиться. Обязательно надо вспоминать, только не о тех, которые навязываются нашему народу либералами, а о тех, которые в силу своей традиционности и позитивности действительно могут послужить основой объединения нации и возрождения страны.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Высшие ценности Российского государства. Материалы научного семинара. Вып.№6. М.: Научный эксперт, 2010.

2. Данные опроса, проведенного в апреле 2014 года Центром Юрия Левады по общероссийской выборке.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Кто и почему бежит из России?

Ценности американские и не только

Бегут ли мигранты из России?

Кризис института семьи в США

Последствия либерального эксперимента над системой ценностей россиян

Российский либеральный эксперимент: итоги и анализ



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5358
21041
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика