Масимов преемник Назарбаева?

Масимов преемник Назарбаева?

Эксперт Центра Игорь Путинцев


2 апреля 2014 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил кандидатуру Карима Масимова на должность премьер-министра. Что означает назначение Масимова с точки зрения российских интересов?

Назначение Масимова представляет интерес по многим причинам. Во-первых, Масимов является первым политическим «тяжеловесом» на премьерском посту: на момент назначения он входил в узкий круг наиболее влиятельных руководителей из окружения президента. Проводя параллели с российской политикой, можно сказать, что Карим Масимов по объёму своего политического влияния и авторитета больше похож на Сергея Шойгу в 2014 г., чем на Михаила Фрадкова в 2004 г. или Виктора Зубкова в 2007 г.

Во-вторых, Масимов обладает уникальной для казахского политика биографией. В руководстве Казахстана распространены кадровые перестановки «по горизонтали»: наиболее влиятельные политики работают в качестве глав наиболее крупных ведомств или регионов, постоянно сменяя друг друга. Занятие высших должностей (кроме президентской) допускается лишь как переходный этап в череде этих перемещений «по горизонтали». Примерами могут служить биографии таких влиятельных политиков, как главы комитета нацбезопасности Нуртая Абыкаева, госсекретаря Адильбека Джаксыбекова, акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, посла в России Марата Тажина и др.

Поступательный карьерный рост Масимова на этом фоне является из ряда вон выходящим фактом. В 2007 г. Масимов занял должность премьера в первый раз, в 2012 г. стал главой администрации президента (эта должность в Казахстане считается, как минимум, не менее влиятельной, чем премьерский пост), а в 2014 г. вновь возглавил правительство.

Таким образом, уже более семи лет Масимов занимает высшие должности в государстве, став первым политиком, которому президент Назарбаев дважды доверил возглавлять правительство. Ни одна из этих карьерных перестановок не воспринималась как понижение Масимова и не вела к ограничению его политического влияния.

В-третьих, повторное назначение Масимова на пост премьера неизбежно провоцирует появление слухов о том, что именно он может стать преемником Назарбаева в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Конечно, президент Казахстана вряд ли принял окончательное решение по этому вопросу, но в очередной раз показал своё особое отношение к Масимову. Назарбаев, никогда не позволявший никому претендовать на положение «человека номер два» в политической элите, сейчас допустил существенное возвышение одного из своих соратников.

Какие последствия это может иметь для России?

Казахстан – союзник России, дружественное государство, член Таможенного союза и ОДКБ, один из важнейших стратегических партнёров Москвы. До четверти населения Казахстана (24 %) составляют русские – почти 4 млн. чел., а русский язык имеет официальный статус. Наиболее протяжённый участок российской границы приходится на границу с Казахстаном (7,5 тыс. км). На территории Казахстана Россия арендует космодром Байконур, лидирующий в мире по количеству ракетных пусков. Углубление экономической интеграции, укрепление военно-политического союза с Казахстаном входит в число коренных интересов России.

Президент Назарбаев с 1990-х гг. проводит взвешенную, хорошо продуманную политику. Для Астаны особые отношения с Москвой являются фактором укрепления положения Казахстана в мире.

Казахстан находится в непростом стратегическом окружении, сталкиваясь с непредсказуемой политикой Запада по отношению к внутриполитическим процессам в странах Центральной Азии, стремительным ростом экономического влияния Китая и бурными демографическими процессами в соседнем Узбекистане. В отличие от властей Узбекистана, Грузии и Украины, Казахстан никогда не делал «резких движений» – попыток развивать отношения с каким-либо из центров силы в ущерб отношениям с другими центрами. При этом ещё с первой половины 1990-х гг. власти Казахстана активно продвигали идею евразийской интеграции как основу своей внешнеполитической идеологии.

В современных условиях Казахстан наращивает экономическое сотрудничество с Россией, с осторожностью рассматривая перспективы политической интеграции. Казахстан не стремится «форсировать» интеграцию с Россией и Белоруссией, но и не ставит под вопрос необходимость развития евразийской интеграции на равноправной, прагматической основе. При этом Нурсултан Назарбаев стремится к тому, чтобы в процессе евразийской интеграции не пострадали отношения с другими центрами силы и не была нарушена внутриполитическая стабильность.

Причина поэтапного сближения Казахстана с Россией – не в личных симпатиях Назарбаева, а в наличии объективных условий, благоприятствующих этому процессу. Россия заинтересована в том, чтобы существующее восприятие этих условий в политической элите Казахстана сохранилось в долгосрочной перспективе. Практически нет сомнений, что настолько авторитетный и опытный политик, как Назарбаев, будет продолжать магистральную линию своей внешней политики. Но перспектива смены власти в Казахстане (вне зависимости от того, когда она случится) представляет собой потенциальный вызов как сохранению внешнеполитического курса Казахстана, так и внутриполитической стабильности в стране. Нельзя исключать попыток активизации отдельных элитных группировок, которые могут использовать во внутриполитической борьбе апелляцию к этнонационалистическим настроениям.

У сильных правителей часто бывают слабые преемники: как правило, лидер страны не допускает длительного возвышения какого-либо из своих соратников. С учётом этого, назначение Масимова премьером может служить сигналом о том, что президент Казахстана задумывается над этой проблемой и заинтересован в том, чтобы укрепить позиции сильных политиков в своём окружении. Конечно, это не означает того, что Назарбаев сделал окончательный выбор – но в любом случае, произошло существенное изменение расклада сил в политической элите.

Масимов имеет обширные связи и в Москве, и в Пекине, и в западных столицах – нет оснований полагать, что его подход к внешней политике отличается от взглядов Назарбаева. Появление политического «тяжеловеса» на премьерском посту не ослабляет позиций Назарбаева, а придаёт дополнительную устойчивость политической системе Казахстана. Россия в этом заинтересована – не в конкретных кадровых назначениях, а в сохранении внутриполитической стабильности в Казахстане. И в этом отношении назначение Масимова – благоприятная новость для Москвы. Это особенно заметно на фоне непредсказуемой ситуации в Узбекистане, где раскол в семье президента Ислама Каримова обострил донельзя т.н. «проблему престолонаследия». То, что в Казахстане не возникает аналогичной ситуации – это большое благо и для Астаны, и для Москвы.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
858
3700
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика