Медведь в капкане санкций

Медведь в капкане санкций Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Введение ограничительных санкций против России продолжается. И если ранее это были преимущественно политические санкции и ограничения против отдельных лиц, то новые носят экономический характер и распространяются на отдельные сектора экономики. 1 августа Европейский союз ввел секторальные санкции, затронувшие три сферы – нефтяная, являющаяся для России главным источником доходов, оборонная, также приносящая немалый доход, и финансовая, непосредственно зависимая от долларовой системы. Главная проблема состоит в уязвимости России как страны, которая довела себя до того, что «она ничего не производит», на что указал и Барак Обама. Чрезмерно зависимая от импорта, в первую очередь технологической продукции, выживающая за счет стабильности нефтегазовых поставок в Европу, имеющая значительные финансовые сбережения за рубежом и хранящая средства в низкодоходных финансовых активах, позволившая сосредоточить средства в офшорах Россия сейчас сталкивается с последствиями созданными собственными руками рисков, сопряженными с последовательной утратой суверенитета в экономической сфере.

Еще в мае ЕС призвал всех членов ООН принять экономические, торговые и финансовые меры в отношении России. Сейчас против России введены следующие санкции в экономической сфере:

-запрет поставок некоторых видов продукции. ЕС с 1 августа ввел запрет на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям, на поставки высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. Еще ранее в марте ряд государств прекратили военное сотрудничество с Россией, в том числе приостановили исполнение контрактов на продажу военной техники нашей стране;

-отдельный запрет на поставку продовольствия, что не оказывает влияния в целом на российский рынок. К примеру, Австрия прекратила ввоз баранины. В целом в основном Россия накладывает санкции в продовольственной сфере чаще, чем ее европейские партнеры;

-санкции против компаний: ЕС ввел их против «Алмаз-Антей», авиакомпании «Добролет» и др., Канада против 190 российских компаний. Сотрудничество, в том числе в инвестиционной сфере, с компаниями из списка запрещено;

-ограничения для банков. 31 июля ЕС ввел санкции против государственных или приближенным к госструктурам банков - Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка, Россельхозбанка. Запрещено покупать, продавать и размещать их облигации сроком до 90 дней. Ранее санкции против этих банков ввели Штаты;

-ограничение в сфере инвестиционного сотрудничества. Так, в июле Европейский инвестиционный банк и ЕБРР прекратили финансирование проектов в России. ЕС ввел санкции против инвестиций в Крым и Севастополь. Многие европейские компании вынуждены приостановить планируемые проекты;

-отток инвестиций и бегство капитала. Частные банки и дочки иностранных банков продолжают размещать свои активы за рубежом, способствуя вывозу капитала. Общий объем оттока капитала стал рекордным за последние годы (хуже только четвертый квартал 2008 года), достигнув 48,8 млрд долл в первом квартале и 25,8 млрд долл во втором.

Санкции против России ввели такие игроки на международной арене, как европейские страны, Канада, Австралия, Япония, Новая Зеландия, США, в том числе и крупнейшие торговые партнеры страны - Нидерланды, Германия и Италия.

Опыт применения экономических санкций огромен. Во-первых, это один из инструментов давления ООН, официально вводимых резолюциями Совета Безопасности. Во-вторых, это один из излюбленных приемов Штатов, которые традиционно вводят санкции против стран, осмелившихся нарушить сложившийся порядок. Так, самая продолжительная экономическая блокада реализовывалась против Кубы. Против России до недавнего времени также формально действовала поправка Джексона-Вэника. Отменив ее в 2012 году, Штаты решили заменить ее экономическими санкциями. Иной интересный пример – это Иран. В отношении этого государства также несколько раз применялись санкции – после исламской революции и в связи с развитием иранской ядерной программы. Примечательно, что просто наложением санкций Штаты никогда не ограничивались. Их задачей было полностью отрезать страну от мира и изнурительными, длящимися годами ограничениями подорвать правящий режим посредством ухудшения экономической и гуманитарной ситуации. Иран примерил на себя такие санкции, как запрет на экспорт широкого ассортимента товаров, на импорт иранской нефти, заморозка валютных резервов, запрет на совершение платежно-расчетных и иных операции с банками Ирана. Несомненно, как и на Кубе, ущерб от экономических санкций оказался существенным, но несмотря на них странам удалось выйти из долларовой финансовой системы и развиваться в сотрудничестве с незападным миром. Это далеко не полный перечень стран, которым пришлось столкнуться с экономическим давлением, организованным инициативой и силами Штатов.

Как долго продлятся санкции – ответ сложный. Он зависит от множества факторов:

-это ситуация на Востоке Украины и возможность иных провокаций со стороны Украины и США. Чем дольше конфликт будет продолжаться, тем длительнее окажутся санкции;

-это экономический ущерб стран ЕС от ввода санкций против страны. Не исключено, что на фоне экономических убытков в Европе станет расти недовольство от санкций, по существу навязанных Штатами, и лидеры отдельных стран станут проводить более гибкую политику в отношении России;

-осознание США того факта, что санкции (если это действительно произойдет!) совершенно обратным образом воздействуют на страну, превращая ее в более суверенное и сильное государство, менее зависимое от импорта и сырьевой составляющей экономики (что пока очень маловероятно), может также привести к смягчению внешней политики. Тогда санкции подобно поправке Джексона-Вэника окажутся лишь формальностью.

Сейчас секторальные ограничения введены сроком на один год с возможностью пересмотра через три месяца. Многие эксперты ожидают, что за этот период времени удастся разрешить ситуацию на Украине и в таком случае санкции будут отменены. Однако это маловероятно, учитывая, как долго уже длится кризис. К тому же Крым в составе России как объект нападок всегда будет служить камнем преткновения в отношениях с западным миром.

Главный проблемный вопрос, который уже не первый раз поднимается в истории существования России – это что делать? Как России вести себя в условиях санкций? Предлагается реализовывать комплекс мер с целью развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Во-первых, это введение ответных мер, что будет направлено как на то, чтобы доказать партнерам, что Россия готова симметрично отвечать, так и на то, чтобы обезопасить себя в будущем от ограничений сотрудничества в данных направлениях. Россия уже активно принялась к реализации данного предложения. Ограничения затрагивают пока в основном только одну сферу – торговлю продовольствием. Так, введен запрет импорта американской свинины, польских фруктов, поставки молочной и мясной продукции из ряда европейских стран и др.

Ряд европейских государств уже выразили опасения, что это может привести к негативным последствиям для их экономики. Так, к примеру, бельгийская фруктовая отрасль в случае санкций со стороны России может потерять 160 млн евро. В Германии уже заговорили о снижении на несколько процентов темпов роста в связи с сокращением торгового и инвестиционного сотрудничества с Россией. К этому следует добавить и потери для Европы от невыполненных контрактов на поставку в Россию продукции военного назначения.

Во-вторых, России следует принять комплекс мер, направленных на повышение суверенности в экономической и финансовой сферах. Это принятие антиофшорного закона, ограничивающего отток капитала, восстановление производства как высокотехнологической продукции, так и медикаментов, легкой промышленности и иных отраслей, развитие сельского хозяйства и выход на уровень полного самообеспечения продовольствием, пересмотр налоговой политики в сфере добычи и экспорта полезных ископаемых в сторону повышения платы за пользование природными ресурсами страны, регулирование инвестиционных потоков как в Россию, так из России, пересмотр постулатов денежно-кредитной политики Центрального Банка и отказ от политики поддержания иностранной экономики через покупку низкодоходных облигаций. Список мер можно расширять и далее, но главное, что они должны быть направлены на обеспечение интересов государства, а не узкой группы лиц, сосредоточившей сверхдоходы на счетах иностранных банков.

В-третьих, важным условием развития должно стать осознание невозможности полагаться на партнеров, проводящих политику двойных стандартов. Необходимо развивать финансовые, экономические и торговые связи со странами незападного блока. Так, Россия уже начала углублять сотрудничество с КНР, новые инициативы появились в рамках БРИКС. Торговые ограничения, в том числе вводимые Россией, порождают дискуссии о расширении торгово-экономических связей с Латинской Америкой (в частности, это мясная, молочная продукция, а также фрукты и овощи). На латиноамериканском рынке также будут пользоваться спросом товары российского машиностроения. Важно также учитывать экономический потенциал Евразийского экономического союза, проводя политику его географического расширения и углубления экономических и политических связей.

В-четвертых, отдельно стоит уделять внимание партнерству со странами, которые также оказались «жертвами» гегемонистской политики Штатов. Россия уже предприняла шаги в этом направлении. Так, был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании с Ираном, который предусматривает поставку в Иран российского оборудования и потребительских товаров в обмен на иранскую нефть. Иными словами, Россия выступит посредником при продаже иранской нефти, на которую в данный момент наложено эмбарго. Геополитически этот шаг можно расценивать и как прямой вызов США, и как очередную попытку выстраивания цепочки альтернативного мироустройства, в котором доминирующая роль США будет нивелирована политикой крупнейших региональных держав мира.

Важный аспект проблемы санкций состоит также в том, что напряженность в отношениях продолжает нарастать. А это значит, что в перспективе следует ожидать новых рисков, которыми в частности могут стать:

-расширение санкций против России, охватывающих не только три сектора экономики. Наиболее болезненными для страны станут запреты на поставку медикаментов, оборудования помимо нефтяной и оборонной промышленности;

-привлечение в ряды поддерживающих санкции других стран, на которые Россия могла положиться. Это маловероятный сценарий, но давление на Аргентину, которую пригласили в состав БРИКС, и в то же время западное агентство объявило о ее дефолте, демонстрирует, что в отношении потенциальных и действующих российских партнеров Штатами реализуется политика кнута и пряника. Другой пример – это Япония, которая долгое время не вводила санкции против России, а в августе ввела умеренные в угоду США, при этом не стала отменять приглашения Путина посетить Японию осенью;

-продолжительность введенных санкций. Опыт иных стран показывает, что санкции против государства могут длиться годами и десятилетиями, а также вновь вводиться. В 2008 году западный мир не пошел на эскалацию конфликта, но тогда и бывшие территории Грузии не вошли в состав России. Сейчас ситуация иная. И даже если решить вопрос на Украине, Крым останется поводом для многочисленных ограничений;

-олигархический бизнес в итоге не сможет выдержать давления и воздействует на политический курс страны. Уже сейчас в санкционном списке значатся глава «Роснефти» Игорь Сечин, глава Газпрома Алексей Миллер, глава специализирующейся на инвестициях в энергетические, транспортные и инфраструктурные активы Volga Group Геннадий Тимченко и многие другие. Не исключено, что интересы и давление бизнеса станут сильнее национальных интересов страны.

Итак, санкции против России открывают стране как перспективу, так и несут чрезмерные риски. Вопрос будущего страны будет лежать в плоскости решимости существующего российского руководства, в возможности мобилизации внутренних средств и отстаивании интересов государства и общества, а не узкой элитарной группы, уже позабывшей о своей цивилизационной идентичности.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
690
30296
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика