НАТО наступает на Россию. Чем это грозит?

НАТО наступает на Россию. Чем это грозит?

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев


26 декабря 2014 г. президент России одобрил новую военную доктрину России. Первыми в числе внешних военных угроз были названы усиление и расширение НАТО. Незадолго до этого Верховная рада Украины приняла закон об отмене внеблокового статуса страны. Отныне сняты юридические препятствия для вступления Украины в НАТО.

Отмену внеблокового статуса Украины необходимо рассматривать в ряду событий, произошедших в Европе после 1990 г. В последние 25 лет баланс сил в Европе кардинально изменился. Эти изменения категорически невыгодны для России, но российская реакция является, в целом, довольно осторожной.

Как в 1807 – 1812 гг. и 1939 – 1941 гг., Россия проявляет сдержанность по отношению к масштабной внешней экспансии, стремясь избежать открытого конфликта в невыгодных для себя условиях.

В начале 1990-х гг. существовали иллюзии, что НАТО не будет вести экспансию в Восточной Европе, в 2000-е гг. – что НАТО не посягнёт на территорию исторической России. Все эти надежды не оправдались.

В военно-политическом отношении страны Европы можно поделить на пять категорий (табл. 1).

Группа стран

Цвет на карте (рис.1 – 13)

Члены ОДКБ (с 2003 г.);

страны-участники ДКБ (май 1992 г. – 2003 г.);

Россия (декабрь 1991 г. – май 1992 г.);

СССР (июль 1991 г. – декабрь 1991 г.);

члены ОВД (до июля 1991 г.)

Красный

Нейтральные или внеблоковые страны, имеющие особые военно-политические соглашения с СССР/Россией

Розовый

Нейтральные или внеблоковые страны, официально закрепившие этот статус

Зелёный

Внеблоковые страны, сохраняющие возможность вхождения в тот или иной военный союз (геополитически спорные территории)

Жёлтый

Страны ЕС, не входящие в НАТО (с момента вступления в силу Маастрихтского договора в 1993 г.)

Голубой

Члены НАТО

Синий

Табл.1. Классификация европейских стран в военно-политическом отношении

Несложно заметить, что чем выше расположена какая-либо страна в этой классификации, тем больше это отвечает государственным интересам СССР/России. И наоборот. На рис. 1 – 12 представлено, как изменялось соотношение сил в Европе после 1990 г. Границы государств на всех картах даны по состоянию на 2014 г. (по техническим причинам). Представлены краткие комментарии к каждой карте.


Рис.1. Европа в декабре 1990 г. (границы 2007 г.)

Объединение Германии стало отправной точкой расширения НАТО на восток. М.С. Горбачёв упустил реальную возможность, которую ему давали западные страны: «разменять» объединение Германии на её нейтрализацию. У этого размена была бы строгая аргументация: поскольку ФРГ входит в НАТО и на её территории размещены американские войска, а ГДР входит в ОВД и на её территории размещены советские войска, то логично предположить, что объединённая Германия должна или иметь двойное членство в ОВД и НАТО, или стать нейтральной страной с выводом всех иностранных войск. Но этого не случилось.

Рис.2. Европа в июле 1991 г. (границы 2007 г.)

1 июля 1991 г. был распущен ОВД. Его бывшие члены получили возможность вступления в НАТО. У М.С. Горбачёва были устные договорённости с западными лидерами, что этого не произойдёт. В дополнение к ним советское руководство стремилось закрепить внеблоковый статус бывших стран ОВД в двусторонних договорах. Автором этого плана был замминистра иностранных дел Ю.А. Квицинский, по его имени этот план можно условно назвать «формулой Квицинского».

Единственной страной, которая заключила подобный договор с СССР, стала Румыния. В апреле 1991 г. президенты СССР и Румынии подписали договор о сотрудничестве, добрососедстве и дружбе, по которому обязались не участвовать в союзах, направленных друг против друга, не предоставлять свою территорию для агрессии и в любой ситуации рассматривать друг друга как дружественные государства. К сожалению, после августовских событий в Москве договор между СССР и Румынией не был ратифицирован и не вступил в силу.


Рис.3. Европа в ноябре 1991 г. (границы 2007 г.)

Августовские события в Москве в 1991 г. нанесли мощный удар по советскому руководству. В сентябре 1991 г. президент СССР неконституционным образом признал отделение Эстонии, Латвии и Литвы. Неспособность М.С. Горбачёва справиться с ростом национализма и сепаратизма в этих республиках дала сигнал и руководству других республик СССР.


Рис.4. Европа по состоянию на 1 января 1992 г. (границы 2007 г.)

В декабре 1991 г. произошёл развал СССР, а его бывшие республики стали независимыми государствами. Впоследствии В.В. Путин назвал эти события «крупнейшей геополитической катастрофой» XX века.


Рис.5. Европа в июле 1992 г. (границы 2007 г.)

После развала СССР Финляндия окончательно утратила интерес к сохранению договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР, заключённого в 1948 г. По этому договору СССР и Финляндия не должны были участвовать в союзах, направленных друг против друга. В случае, если Финляндия подвергалась агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства, она должна была оказать сопротивление, а СССР обязывался оказать ей помощь – но только по запросу Финляндии. 20 января 1992 г. Россия и Финляндия заключили договор об основах отношений, фактически отменявший действие предыдущего договора.

Одновременно с этим продолжался распад единого оборонного пространства бывшего СССР. Страны СНГ создавали собственные вооружённые силы, но многие из них хотели сохранить военные гарантии Москвы в случае внешней агрессии. В мае 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности (ДКБ), оформивший возникновение военного союза с центром в Москве. Помимо других стран, в него вошла и Белоруссия.


Рис.6. Европа в июле 1994 г. (границы 2007 г.)

К июлю 1994 г. произошли два не самых значительных изменения. Во-первых, после вступления в силу Маастрихтского договора в ноябре 1993 г. Ирландия присоединилась к общей политике ЕС в сфере обороны и безопасности. Во-вторых, в июне 1994 г. в Молдавии была принята новая конституция, по которой страна объявлялась нейтральным государством.


Рис.7. Европа в январе 1995 г. (границы 2007 г.)

После окончания биполярной эпохи произошли изменения в политике нейтральных государств – Австрии, Швеции и Финляндии. В годы «холодной войны» они воздерживались от вступления в ЕЭС, считая его нарушением своего нейтрального статуса. Распад ОВД и СССР коренным образом изменил ситуацию. В январе 1995 г. Австрия, Швеция и Финляндия вступили в ЕС. Участие в осуществлении общей политики ЕС в сфере обороны и безопасности стало размывать нейтральный статус этих государств. Впоследствии это сделало возможным такие действия, как принятие Финляндией антироссийских санкций в 2014 г. Ранее такие действия казались немыслимыми.

Рис.8. Европа в апреле 1999 г. (границы 2007 г.)

После распада СССР на Западе быстро забыли про устные обещания, данные М.С. Горбачёву. Несмотря на возражения России, в 1995 г. было принято решение о будущем расширении НАТО на восток. В марте 1999 г., за две недели до атаки на Югославию, в НАТО вступили Польша, Чехия и Венгрия.

НАТО также имело планы на Словакию, но её лидер Владимир Мечьяр пытался сохранить внеблоковый статус. Под политическим давлением Запада Мечьяр в 1998 г. вынужден был уйти в отставку. Но в первую волну расширения НАТО Словакия не попала. Интерес Запада втянуть Словакию в НАТО понятен: иначе в Европе могла бы возникнуть цепь внеблоковых государств (Швейцария – Австрия – Словакия – Украина). Эта цепь могла бы затруднить военную координацию НАТО по линии север – юг.

Единственное, чего удалось добиться России,  – это заключить Основополагающий акт Россия – НАТО в 1997 г. НАТО подтвердило, что не намеревается размещать на территории новых стран-членов ядерное оружие и постоянные военные базы. Говорилось также о том, что  «в случае возникновения разногласий Россия и НАТО будут предпринимать усилия к их урегулированию в духе доброй воли и взаимного уважения в рамках политических консультаций». Статус соглашения был низким: оно не подлежало ратификации парламентами. Формально оно остаётся в силе до сих пор. О том, чего стоит это соглашение на практике, свидетельствуют следующие факты:

- агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. (разногласия с Россией не были улажены путём политических консультаций);

- решение США о размещении военных баз в Румынии и Болгарии в 2005 г.;

- решение НАТО приостановить деятельность Совета Россия – НАТО после агрессии Грузии в 2008 г.;

- размещение элементов ПРО США на территории Румынии по соглашению 2011 г.;

- размещение войск США в Польше и Прибалтике в 2014 г.


Рис.9. Европа в апреле 2004 г. (границы 2007 г.)

В марте 2004 г. произошла вторая волна расширения НАТО на восток: в альянс вступили страны Прибалтики, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Следует обратить внимание, что лишь вопрос о Румынии и Словении выглядел предрешённым. В Болгарии к концу 1990-х гг. за вступление в НАТО выступало лишь 20 % населения. Словакия при Мечьяре пыталась сохранить внеблоковый статус. Планы вступления в НАТО стран Прибалтики вызывали наибольшее противодействие со стороны России. В 1997 г. глава МИД России Е.М. Примаков говорил западным лидерам, что вступление в НАТО бывших советских республик означает переход «красной черты» в отношениях с России. В ответ Примакову говорили, что у Запада нет планов создавать союз со странами Прибалтики. 

Несмотря на это, в 2004 г. Эстонию, Латвию и Литву приняли в НАТО. Граница альянса прошла в 150 км от Санкт-Петербурга и Минска. Ухудшились военно-стратегическое положение Калининградской области, Белоруссии, Северо-Западной России. По-прежнему нерешённой осталась проблема неравноправного положения русского и русскоязычного населения Эстонии и Латвии.


Рис.10. Европа в апреле 2009 г.

В марте 2009 г. в НАТО вступили Хорватия и Албания. Эти изменения окончательно оформляли военно-политическую изоляцию Сербии: под прямой защитой НАТО оказались две соседние с Сербией страны, которые активно поддерживали войны против сербов в 1990-е гг. При этом Босния и Герцеговина после Дейтонских соглашений 1995 г. продолжает оставаться  протекторатом Запада: власть на её территории сосредоточена в руках верховного комиссара, представляющего ЕС, и его заместителя от США. Черногория была оторвана от Сербии в 2006 г. Независимость Косово большинство западных стран признали в 2008 г. Таким образом, Сербия оказалась окончательно изолированной на Западных Балканах. Усилилось стремление её руководства к сближению с ЕС.

Для России же более важны были планы НАТО в отношении Украины и Грузии. На Бухарестском саммите в апреле 2008 г. страны НАТО заявили, что в будущем Украина и Грузия вступят в альянс, но не обозначили конкретных сроков.


Рис.11. Европа в июле 2010 г.

2010 г. был удачным для российской дипломатии. После провала «оранжевого» руководства к власти на Украине вернулся Виктор Янукович, в июле 2010 г. подписавший закон о внеблоковом статусе Украины. На тот момент этот вариант вполне устраивал Германию и Францию. Во-первых, опыт показывал, что новые члены НАТО и ЕС в большей степени ориентируются на Вашингтон, чем на Брюссель. Во-вторых, не было желания портить отношения с Россией. Но попытки Януковича отказаться от сближения не только с НАТО, но и с ЕС ему уже не простили.


Рис.12. Европа по состоянию на 27 декабря 2014 г.

На рубеже 2013 – 2014 гг. начался украинский кризис, который привёл к воссоединению Крыма с Россией, войне на Донбассе и, помимо всего прочего, к отмене внеблокового статуса Украины. Парламентское большинство Украины зафиксировало цель вступления в НАТО в коалиционном соглашении.

Планы по вступлению Украины в НАТО представляют собой критическую угрозу безопасности России. Впервые со второй половины XVIIв. (не считая ситуации после Брестского мира) военная инфраструктура соседних государств в мирное время подойдёт настолько близко к жизненным центрам страны. Будет отрезан сухопутный путь в Крым и Приднестровье, совершён стратегический охват Белоруссии, усилится угроза в отношении Южной России. Вся западная граница России и Белоруссии между Балтикой и Чёрной морем станет пограничьем России и НАТО. Схожая ситуация (при более благоприятной конфигурации границ) существовала в июне 1941 г. Необходимо учитывать, что войска НАТО уже находятся на территории Румынии, Болгарии, Польши, Прибалтики.

Чем опасно НАТО для России – с учётом того, что ядерное сдерживание служит гарантией российской безопасности от масштабного внешнего вторжения? Во-первых, в долгосрочной перспективе нельзя исключать, что в случае ослабления фактора ядерного сдерживания НАТО может предпринять попытку нанести России быстрый обезоруживающий удар (сценарий блицкрига). Но ещё более опасной является вторая угроза. Даже если ядерное сдерживание будет сохраняться в прежнем виде, может возникнуть ситуация, когда Россия и НАТО окажутся в состоянии конфликта с использованием обычных вооружений. В этой ситуации Россия может оказаться перед катастрофическим выбором: либо ядерная война и взаимное уничтожение, либо капитуляция. Западные страны, понимая ужас этого выбора, смогут играть на психологических слабостях российского руководства: если у власти будут политики наподобие М.С. Горбачёва или В.Ф. Януковича, то нельзя исключать, что они предпочтут сдачу страны врагу.

Поэтому в российских интересах не только полагаться на ядерное сдерживание, но и иметь возможности для успешной обороны с использованием обычных вооружений.

Какие сценарии расширения НАТО существуют сегодня? Первый сценарий (умеренный) представлен на рис.13, второй сценарий (реалистический) – на рис.14, третий сценарий (катастрофический) – на рис.15.


Рис.13. Умеренный сценарий изменения военно-политической ситуации в Европе


Рис.14. Реалистический сценарий расширения НАТО

Рис.15. Катастрофический сценарий расширения НАТО

Первый сценарий предполагает вхождение Украины и Молдавии в ЕС (не обязательно на равноправной основе), а Черногории и Македонии – в НАТО. Второй сценарий – вступление в НАТО Украины, Черногории и Македонии и вхождение в ЕС (на тех или иных правах) Молдавии, Сербии и Боснии и Герцеговины. Третий сценарий добавляет к этому вступление в НАТО Финляндии и Швеции, а также выход Белоруссии из ОДКБ. Этот сценарий настолько катастрофичен, что практически невозможно представить, что Россия допустит его и не будет действовать на упреждение. Реализация же остальных сценариев является вполне возможной и даже вероятной. Надеяться на то, что Германия и Франция не допустят вступления Украины в НАТО, не приходится: события 2014 г. показали, что эти страны несамостоятельны в принятии важнейших внешнеполитических решений. Поэтому надеяться приходится только на себя – что Россия не остановится ни перед чем, чтобы не допустить появления НАТО на Украине. Это должно стать важнейшей задачей российской внешней политики.

Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)


Comment comments powered by HyperComments
1775
8563
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика