Новое поколение детей войны возрождает пионерию

Новое поколение детей войны возрождает пионерию

Владимир Викторович Волк — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Пионеры всей страны делу Ленина верны? Вопрос, который напрашивается собой сам — 19 мая, как в старые советские времена, у памятника вождю мирового пролетариата в Донецке организовали торжественный прием школьников в пионеры. Самым достойным и активным детям молодой республики под красными и российскими флагами были повязаны заветные треугольные галстуки, пионерским маршем ребята прошли с салютами по аллее пионеров-героев и поклялись в верности Родине. Новая детская организация получила название «Юный республиканец».

Помимо напрашивающегося объяснения по отношению донецких пионеров к Ленину появляется еще несколько вопросов. Что для нынешнего поколения детей Донбасса Родина? — Их самопровозглашенная республика? СССР? Россия? Украина?.. Или, может быть, пока еще виртуальная, но такая желанная Новороссия?

Насколько знакомы и близки им традиции советских пионеров, переживших Великую Отечественную войну, боровшихся с врагом вместе со своими родителями, бабушками и дедушками, стремившихся к построению самой великой страны в мире, покорению арктического и шельфа и освоению космического пространства? Или донецкие пионеры — продолжатели традиций скаутов и пластунов. И, конечно, каверзный вопрос: флаг России рядом с красным на празднике — случайность или тонкий намёк на будущее партийное сосуществование с КПРФ?

Как ни удивительно это звучит, но Родина в Донбассе — понятие скорее семейное, нежели географическое.

Если идеологическая машина Украины все 23 года ее относительной независимости работала над прививанием детям ориентира «Родина — это Украина», то в Донбассе всё обстояло несколько иначе. Здесь Родина — это дом, могила деда, памятник погибшим воинам, сад, посаженный отцом, бабушкина скамейка. Это родная шахта, терриконы, с которых каждый донецкий мальчишка рассматривал родные дали, это завод-кормилец, паутина нескончаемых железных и автомобильных дорог и импровизированный стол — бетонная плита, на которой работяги с участковым вместе отмечают выход бригадира из очередного отпуска. Чтобы понять Донбасс нужно ощутить вкус угольной пыли, послушать сказки о шахтёрском боге — мифологическом Добром Шубине и оценить красоту тяжелого физического труда. Труда на благо Родины и общества.

И в этом нет шутки, люди действительно так думают и так говорят, несмотря на устоявшиеся рыночные отношения и либерализацию общественных институтов.

Так думают и дети. Для них давно нет СССР, но они не приучены говорить о Советском Союзе в отрицательной тональности, потому что за красный советский флаг воевал дед.

Когда наступает День Победы, ни у кого из юных краснодонцев не возникает вопроса, что это за праздник и как его отмечать — они автоматически, без призывов и пиара идут с цветами к памятнику молодогвардейцам. А жители Снежного и Тореза — на Саур-могилу.

Автор этих строк однажды побывал на мемориале «Миус-фронт», расположенном на админгранице Луганской и Донецкой народных республик неподалеку от городка Вахрушево. До ближайших крупных населенных пунктов – 10-15 километров, автобусного сообщения с мемориалом нет. Но и стар, и млад считает своим долгом на 9 мая протопать это расстояние, подняться на вершину к вечному огню и прикоснуться к подвигу, зарядившись несокрушимой энергией похороненных здесь героических предков-шахтёров.

После распада СССР Украина попыталась сохранить в каком-то виде пионерское и бойскаутское движение. В структуре Федерации детских организаций страны было создано полсотни организаций. Но если за Днепром они получали абстрактные названия «Котигорошко», «Добробут», "Пласт", то в Донбассе — свои региональные —  в Луганске «Лугари», в Краснодоне «Молодогвардеец», в Шахтёрске «Уголёк», в Донецке «Кальмиус», в Горловке «Донбасс». Это никогда не нравилось киевским чиновникам от минобразования, поэтому луганчанам и дончанам частенько «ставили на вид» за популяризацию региональных названий.

Впрочем, особой активностью пионерские организации ДНР и ЛНР не отличались. По большей части все они были аполитичны, числились за местными дворцами детского творчества и занимались кружковой работой по интересам. Разноцветные пионерские галстуки символизировали направление деятельности — юные натуралисты, волонтёры по работе с ветеранами, санитары леса, юные медики, юные интернационалисты. Гимн «Взвейтесь кострами…» не вызывал у детей тех эмоций, что переживали их отцы и деды, памятники Владимиру Ленину многие путали с Тарасом Шевченко, но и негатива, как у киевских сверстников, эти символы советской эпохи не вызывали. Донецкие дети с удовольствием воспринимали взрослые ритуализированные праздничные постановки по передаче всевозможных эстафет памяти и традиций.

Нынешним детям Донбасса уже не нужно прививать любовь к Родине и рассказывать о подвигах предков. Их отцы и деды сейчас проливают кровь и трудятся в тылу прифронтовых городов. Эти дети сами пережили ужасы авиаударов, массированных обстрелов городов артиллерией и ракетными установками, хоронили своих одноклассников и учителей. Им не нужно объяснять с какой стороны находится враг, с какой друг. Родина-Донбасс — теперь это не просто слова, это кровь родных и близких. В Донбассе сейчас живут два поколения детей войны, тех, кто терял отцов в годы немецко-фашистского нашествия , и кто остался без родителей по вине киевских нацистов. Дети стали другими.

Они так же хотят поиграть, ощутить все прелести жизни, но, встречаясь на улице, часто переспрашивают друг друга, не проживают ли в их районе знакомые старики, нуждающиеся в помощи. Бегут помогать сами или передают информацию взрослым. Многие из нас, смотря старые советские фильмы, обращали внимание на то, что послевоенная молодежь выглядела взрослее, чем нынешняя. Та же картина наблюдается сейчас и в Донбассе.

19 мая 2015 года на аллею пионеров-героев в Киевском районе Донецка вышли школьники, но им по большому счету нет дело до всевозможных скаутов и пластунов. Для них участие в открытии сквера Победы не игра и не принудительная повинность, а вполне осознанная политическая позиция. Это их отношение к Русскому миру, к России, к истории, правде и справедливости.

Пионерия для них — это некий символ идентичности со всем тем, что дорого их отцам и что ассоциируется с вышеперечисленными переживаниями Родины. Это своего рода цивилизационный выбор современной молодежи. Выбор своего, знакомого, родного, проверенного временем. По-другому в Донбассе сейчас невозможно: всё по "гамбургскому счёту".


Красный флаг на празднике — это дань традициям отцов. Флаг России — показатель солидарности и благодарности за поддержку российскому народу. Кстати, 100 саженцев кленов были переданы донецким школьникам из Северной Осетии представителями организации «Боевое братство России». В ходе мероприятия школьники и гости возложили цветы к памятнику жителям поселка 3-й Восточный, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а также повязали на молодые деревца георгиевские ленточки. Это сегодня символ борьбы Донбасса за свободу и своё будущее в составе Великой России.

 


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
775
3497
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика