Новый налог на землю: посягательство на право собственности?

Новый налог на землю: посягательство на право собственности?

Эксперт Центра Антон Белов

Правительство внесло законопроект об увеличении налога за землю в случае, если на ней не возведен дом. Какие будут последствия, и кому это выгодно?

В чем смысл?

В соответствии с текстом пояснительной записки к Законопроекту № 686306-6 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в части стимулирования своевременной государственной регистрации права на объекты недвижимости и постановки на государственный кадастровый учет)» целями нововведений является:

- стимулирование собственников земельных участков к оформлению прав на построенные на таких земельных участках объекты жилого фонда,

- стимулирование собственников к завершению строительства объектов жилого фонда, в случае если их строительство не завершено в течение определенного периода

- стимулирование правообладателей объектов недвижимости в целях уменьшения размера земельного налога своевременно осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объекты недвижимости.

Результатами применения этого закона ожидаются:

- увеличение поступления налога на землю,

- стимулирование собственников незастроенных земельных участков либо использовать их по назначению, либо включать в оборот недвижимости,

- стимулирование собственников построенных объектов недвижимости, на которые не зарегистрировано право собственности, к осуществлению государственной регистрации прав на них,

- уменьшение количества незастроенных земельных участков, предназначенных для жилищного строительства,

- в дальнейшем увеличение количества зарегистрированных объектов жилой недвижимости, что приведет к возврату сбора налога на землю на предыдущий уровень и повышению сборов налога на имущество.

В чем суть нововведений?

1.  Если не используется земельный участок, предоставленный для жилищного строительства (кроме земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства), а также если это участок для индивидуального жилищного строительства, но предоставлен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, тогда исчисление суммы налога предлагается производить по истечении 1 года с момента приобретения с коэффициентом 2 – в течение 2 лет, затем с коэффициентом 4 - в течение 2 последующих лет, и затем в последующие годы – с коэффициентом 6 до момента регистрации прав на жилой дом.

2.  Если не используется земельный участок для индивидуального жилого строительства, находящийся во владении физического лица, тогда исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 5 по истечении 10 лет с момента предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом.

В чем причины этих нововведений?

Причиной указывается то, что в собственности лиц находится большое количество земли с видом разрешенного использования «для жилого строительства», однако либо на них ничего не возводится, либо возведено, но на учет не поставлено и право на него не зарегистрировано. Это влечет невозможность постановки его и на налоговый учет и взимание налога. Поэтому с целью понуждения этих собственников к эффективному использованию земельных ресурсов (читай – для увеличения налоговой базы) «необходимо стимулировать собственников таких земельных участков использовать их по назначению (то есть построить на них дом – прим. авт.), либо включить в оборот (то есть продать - прим. авт.)»

С возведенным, но не зарегистрированным жильем понятно – это исключительно жилые дома физических лиц, дачи, которые они не зарегистрировали, чтобы уйти от налога.

Но возникает вопрос – почему не осуществляется стройка на пустой земле?

Если вы купили землю в деревне, то почему бы вам не построить на ней дом своей мечты сразу, в этом же году?

Наверное, потому, что у вас:

1.  Нет денег.

2.  Нужно получить разрешение на строительство.

3.  Нужно согласовать присоединение к инженерным коммуникациям.

Но явно не потому, что вы просто не хотите.

А если вы компания, бизнесом которой является строительство жилья? Вы тем более заинтересованы построить и продать объект как можно быстрее в силу того, что чем быстрее оборачиваемость капитала, тем вам лучше. Это закон рыночной экономики. Вам намного интереснее сдать объект в максимально сжатые сроки и перейти к следующему.

Почему у вас это не получается?

1.  Из-за проблем в согласовании документов с чиновниками.

2.  Из-за проблем финансирования – вам не выгодны те условия кредитования, которые предлагают банки, а граждане все сильнее беднеют и все меньше покупают жилье.

Но явно не потому, что вам просто не хочется строить.

Строительному бизнесу, к слову, не повезло больше всех. Тем, кто осуществляет проекты комплексного освоения территории, вообще фактически установлены сроки строительства.

Великодушно установленный срок в 1 год для оформления всех разрешительных документов для строительства выглядит насмешкой. Все, кто знает строительный бизнес, это понимают.

Что имеем в итоге?

1.  Повышение рисков и издержек для строительного бизнеса в условиях кризиса,

2.  Принуждение физических лиц, не имеющих возможность строиться в условиях кризиса к продаже даже того клочка земли, что у них есть,

3.  Очередной способ повысить налоги.

Но никак не стимулирование строительства жилья.

В чем нюансы?

Проект имеет и вопросы юридического характера.

1.  Момент начала исчисления срока.

Указывается, что он начинает течь с момента предоставления земли из государственной или муниципальной собственности или с момента установления соответствующего вида разрешенного использования.

Получается, что если вы землю купили у другого лица, то под действие этого закона не подпадаете?

И что делать с землей, которую вы получили до вступления в силу этого закона?

Вопросы остаются открытыми.

2.  Момент окончания срока исчисления для проектов комплексного освоения территории установлен как «утверждение документации по планировке территории и получение разрешения на строительство объектов первого этапа строительства».

Во-первых, оба этих события во многом зависят от чиновника, а не от застройщика, а во-вторых разрешение на строительство НЕВОЗМОЖНО получить без утверждения документации по планировке территории, к тому же они существенно разнесены во времени. Застройщик не может нести ответственность за нерасторопность чиновника. В результате суды ожидает новый объем работы по рассмотрению споров на предмет «кто в чем виноват».

3.  Нарушается главный принцип либерализма – принцип свободы собственника по владению вещью. Собственнику фактически прописывается программа действий, чем ограничивается его право владения, а в случае нехватки средств на стройку – и распоряжения вещью. По сути он принуждается к продаже этой вещи. В уголовном праве это называется вымогательство.

Какие выводы?

Вывод простой – государство нашло еще один способ «красиво взять» деньги.

Особенно это плохо потому, что это делается во время кризиса.

В этих условиях физические лица попадают между молотом и наковальней – нет денег на строительство, а сбережения начинают уходить на налоги. Вариант остается один – продать землю.

Бизнесу – дополнительные риски и расходы. В условиях дороговизны кредитов и падения спроса со стороны граждан на жилье из-за понижения их покупательной способности финансирование строительных проектов приобретает особенно рисковый характер. Появление же дополнительной налоговой нагрузки автоматически перебросит эту нагрузку на покупателя. Как следствие – опять рост цены на жилье.

Итог – государство рискует добиться не роста темпов строительства жилья, а полное его прекращение.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1590
4235
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика