Новый налог на землю: посягательство на право собственности?

Новый налог на землю: посягательство на право собственности?

Эксперт Центра Антон Белов

Правительство внесло законопроект об увеличении налога за землю в случае, если на ней не возведен дом. Какие будут последствия, и кому это выгодно?

В чем смысл?

В соответствии с текстом пояснительной записки к Законопроекту № 686306-6 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в части стимулирования своевременной государственной регистрации права на объекты недвижимости и постановки на государственный кадастровый учет)» целями нововведений является:

- стимулирование собственников земельных участков к оформлению прав на построенные на таких земельных участках объекты жилого фонда,

- стимулирование собственников к завершению строительства объектов жилого фонда, в случае если их строительство не завершено в течение определенного периода

- стимулирование правообладателей объектов недвижимости в целях уменьшения размера земельного налога своевременно осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объекты недвижимости.

Результатами применения этого закона ожидаются:

- увеличение поступления налога на землю,

- стимулирование собственников незастроенных земельных участков либо использовать их по назначению, либо включать в оборот недвижимости,

- стимулирование собственников построенных объектов недвижимости, на которые не зарегистрировано право собственности, к осуществлению государственной регистрации прав на них,

- уменьшение количества незастроенных земельных участков, предназначенных для жилищного строительства,

- в дальнейшем увеличение количества зарегистрированных объектов жилой недвижимости, что приведет к возврату сбора налога на землю на предыдущий уровень и повышению сборов налога на имущество.

В чем суть нововведений?

1.  Если не используется земельный участок, предоставленный для жилищного строительства (кроме земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства), а также если это участок для индивидуального жилищного строительства, но предоставлен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, тогда исчисление суммы налога предлагается производить по истечении 1 года с момента приобретения с коэффициентом 2 – в течение 2 лет, затем с коэффициентом 4 - в течение 2 последующих лет, и затем в последующие годы – с коэффициентом 6 до момента регистрации прав на жилой дом.

2.  Если не используется земельный участок для индивидуального жилого строительства, находящийся во владении физического лица, тогда исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 5 по истечении 10 лет с момента предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом.

В чем причины этих нововведений?

Причиной указывается то, что в собственности лиц находится большое количество земли с видом разрешенного использования «для жилого строительства», однако либо на них ничего не возводится, либо возведено, но на учет не поставлено и право на него не зарегистрировано. Это влечет невозможность постановки его и на налоговый учет и взимание налога. Поэтому с целью понуждения этих собственников к эффективному использованию земельных ресурсов (читай – для увеличения налоговой базы) «необходимо стимулировать собственников таких земельных участков использовать их по назначению (то есть построить на них дом – прим. авт.), либо включить в оборот (то есть продать - прим. авт.)»

С возведенным, но не зарегистрированным жильем понятно – это исключительно жилые дома физических лиц, дачи, которые они не зарегистрировали, чтобы уйти от налога.

Но возникает вопрос – почему не осуществляется стройка на пустой земле?

Если вы купили землю в деревне, то почему бы вам не построить на ней дом своей мечты сразу, в этом же году?

Наверное, потому, что у вас:

1.  Нет денег.

2.  Нужно получить разрешение на строительство.

3.  Нужно согласовать присоединение к инженерным коммуникациям.

Но явно не потому, что вы просто не хотите.

А если вы компания, бизнесом которой является строительство жилья? Вы тем более заинтересованы построить и продать объект как можно быстрее в силу того, что чем быстрее оборачиваемость капитала, тем вам лучше. Это закон рыночной экономики. Вам намного интереснее сдать объект в максимально сжатые сроки и перейти к следующему.

Почему у вас это не получается?

1.  Из-за проблем в согласовании документов с чиновниками.

2.  Из-за проблем финансирования – вам не выгодны те условия кредитования, которые предлагают банки, а граждане все сильнее беднеют и все меньше покупают жилье.

Но явно не потому, что вам просто не хочется строить.

Строительному бизнесу, к слову, не повезло больше всех. Тем, кто осуществляет проекты комплексного освоения территории, вообще фактически установлены сроки строительства.

Великодушно установленный срок в 1 год для оформления всех разрешительных документов для строительства выглядит насмешкой. Все, кто знает строительный бизнес, это понимают.

Что имеем в итоге?

1.  Повышение рисков и издержек для строительного бизнеса в условиях кризиса,

2.  Принуждение физических лиц, не имеющих возможность строиться в условиях кризиса к продаже даже того клочка земли, что у них есть,

3.  Очередной способ повысить налоги.

Но никак не стимулирование строительства жилья.

В чем нюансы?

Проект имеет и вопросы юридического характера.

1.  Момент начала исчисления срока.

Указывается, что он начинает течь с момента предоставления земли из государственной или муниципальной собственности или с момента установления соответствующего вида разрешенного использования.

Получается, что если вы землю купили у другого лица, то под действие этого закона не подпадаете?

И что делать с землей, которую вы получили до вступления в силу этого закона?

Вопросы остаются открытыми.

2.  Момент окончания срока исчисления для проектов комплексного освоения территории установлен как «утверждение документации по планировке территории и получение разрешения на строительство объектов первого этапа строительства».

Во-первых, оба этих события во многом зависят от чиновника, а не от застройщика, а во-вторых разрешение на строительство НЕВОЗМОЖНО получить без утверждения документации по планировке территории, к тому же они существенно разнесены во времени. Застройщик не может нести ответственность за нерасторопность чиновника. В результате суды ожидает новый объем работы по рассмотрению споров на предмет «кто в чем виноват».

3.  Нарушается главный принцип либерализма – принцип свободы собственника по владению вещью. Собственнику фактически прописывается программа действий, чем ограничивается его право владения, а в случае нехватки средств на стройку – и распоряжения вещью. По сути он принуждается к продаже этой вещи. В уголовном праве это называется вымогательство.

Какие выводы?

Вывод простой – государство нашло еще один способ «красиво взять» деньги.

Особенно это плохо потому, что это делается во время кризиса.

В этих условиях физические лица попадают между молотом и наковальней – нет денег на строительство, а сбережения начинают уходить на налоги. Вариант остается один – продать землю.

Бизнесу – дополнительные риски и расходы. В условиях дороговизны кредитов и падения спроса со стороны граждан на жилье из-за понижения их покупательной способности финансирование строительных проектов приобретает особенно рисковый характер. Появление же дополнительной налоговой нагрузки автоматически перебросит эту нагрузку на покупателя. Как следствие – опять рост цены на жилье.

Итог – государство рискует добиться не роста темпов строительства жилья, а полное его прекращение.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
858
3697
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика