Официальные прогнозы экономического развития России

Официальные прогнозы экономического развития России

Эксперт Центра Людмила Кравченко


Министерство экономического развития разработало новые прогнозы роста экономики на 2014−2017 гг., которые правительство страны планирует рассмотреть 24 апреля. Они охватывают трехлетний период и предлагают два варианта развития – консервативный, для которого характерна инертная политика государства, и базовый, который, в частности, предусматривает активное вовлечение государства и смягчение финансовой политики.

При консервативном варианте страна продолжает эксплуатировать сырьевую экономику путем «активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов» при отставании в гражданских высоко- и среднетехнологичных сферах. Материальной базой модернизации должна стать импортная продукция, незначительно вырастут расходы на гуманитарный сектор, рост экономики будет умеренным на уровне 3,2%, а страна еще больше уменьшит свою долю в мировом ВВП с 3,8% до 3,6%. 2013 год показал, что сырьевая экономика не сможет поддерживать рост на прогнозируемом уровне, что в частности признал и Президент в Послании Федеральному собранию прошлого года. Угроза экономических санкций доказала, что полагаться на иностранный высокотехнологический им-порт опасно чрезмерными политическими рисками и ведет к экономическим потерям, поэтому вполне рационально отвергнуть данный сценарий и сосредоточиться на втором – инновационном, предполагающем рост ВВП на 4,1%. Расходы на науку, здравоохранение, образование вырастут, достигнув уровня развитых государств. Страна уже в 2014 году должна была бы стать пятой экономикой в мире, а к 2021 году обогнать Германию. Еще более оптимистичные прогнозы даются по уровню жизни населения: к 2030 году он должен достигнуть 95-100% от европейского. Инновационный сценарий характеризуется более высокими параметрами импортозамещения и инновационной активности компаний, значительным увеличением доли экономики знаний, машиностроения, сектора телекоммуникаций и связи. Несмотря на привлекательность данных прогнозов, власть по-прежнему опирается на сырьевую модель, в итоге Россия ежегодно ослабляет и без того неуверенную позицию в международно-экономическом пространстве.

Третий сценарий – целевой - несет огромную нестабильность: это и рост внешнего долга до 120% ВВП в 2030 году, то есть десуверенизация экономики, негативное сальдо счета текущих операций, что ведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам. Интересно, что именно в данном сценарии предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г., а значит не исключено, что именно этим прогнозом сейчас и пыталось руководствоваться правительство.

Новые предложения МЭР на 2014-2017 годы дают более низкие прогнозы в сравнении с действующими. Прошлогодние понижались четыре раза и в итоге оказались хуже послед-него прогноза. Так что можно считать и озвученные вчера цифры весьма оптимистичны-ми.

Сейчас МЭР предлагает два сценария развития: первый с более высокими темпами роста предусматривает изменение финансовой политики: корректировка бюджетного правила, докапитализация банковского сектора за счет средств ФНБ, увеличение с 2015 года государственных расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно. Эти меры необходимы с учетом резкого роста прогноза по оттоку капитала и возможного сокращения торговли с западными странами. Замглава минэкономразвития А.Клепач заявил о необходимости смягчения денежной политики, увеличения бюджетных расходов, ввода контроля за оттоком капитала. Именно так в кризисные годы поступают развитые государства, а Россия, как это не парадоксально, игнорирует эти общеизвестные истины. Однако во властных кругах противодействие изменению курса велико: А.Силуанов отказывается пересматривать бюджетное правило, согласно которому доходы от нефти не поступают в бюджет, а резервируются в фондах. ЦБ не намерен идти на смягчение денежно-кредитной политики, ставка рефинансирования останется на прежнем уровне. В таких условиях давления не сложно предположить, что рекомендации этого прогноза 24 апреля могут быть подвергнуты критике.

Второй сценарий – консервативный – сохраняет текущую экономическую политику и предполагает больший отток капитала, темпы роста на уровне 0,5%.

На графике представлены данные по ключевым макроэкономическим показателям развития.


Рис.1. Макроэкономические параметры развития России 2014-2016 в прогнозах министерства экономического развития.

Не исключено, что Правительству будет предложен и третий прогноз – шоковый, учитывающий последствия украинского кризиса. Для него характерен отток капитала в объеме 150 млрд. долларов и отрицательный темп роста ВВП.

Какой бы прогноз развития не был взят за базовый, тенденция очевидна: ВВП и остальные ключевые параметры развития замедляются, приток инвестиций окажется отрицательным, рубль будет продолжать слабеть. Так, в 2015 году прогнозное значение – 38,4, в 2017 - 39,3, а в долгосрочной перспективе к 2030 – до 44,8, однако уже сейчас он вышел за рамки планируемого изменения (в прогнозе 2030 по всем сценариям он составил 31,9р./дол.), то есть не исключено, что при сохранении существующей политики снижение рубля будет еще большим.

Основные рекомендации этих прогнозов носят антикризисный характер, однако правительство продолжает настаивать на том, что кризиса в экономике нет. Россия уже применяла политику смягчения в 2008 году, но очевидно, что, во-первых, от нее не следовало было отказываться, а во-вторых, этих мер явно недостаточно для оздоровления российской экономики.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2505
6320
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика