Официальные прогнозы экономического развития России

Официальные прогнозы экономического развития России

Эксперт Центра Людмила Кравченко


Министерство экономического развития разработало новые прогнозы роста экономики на 2014−2017 гг., которые правительство страны планирует рассмотреть 24 апреля. Они охватывают трехлетний период и предлагают два варианта развития – консервативный, для которого характерна инертная политика государства, и базовый, который, в частности, предусматривает активное вовлечение государства и смягчение финансовой политики.

При консервативном варианте страна продолжает эксплуатировать сырьевую экономику путем «активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов» при отставании в гражданских высоко- и среднетехнологичных сферах. Материальной базой модернизации должна стать импортная продукция, незначительно вырастут расходы на гуманитарный сектор, рост экономики будет умеренным на уровне 3,2%, а страна еще больше уменьшит свою долю в мировом ВВП с 3,8% до 3,6%. 2013 год показал, что сырьевая экономика не сможет поддерживать рост на прогнозируемом уровне, что в частности признал и Президент в Послании Федеральному собранию прошлого года. Угроза экономических санкций доказала, что полагаться на иностранный высокотехнологический им-порт опасно чрезмерными политическими рисками и ведет к экономическим потерям, поэтому вполне рационально отвергнуть данный сценарий и сосредоточиться на втором – инновационном, предполагающем рост ВВП на 4,1%. Расходы на науку, здравоохранение, образование вырастут, достигнув уровня развитых государств. Страна уже в 2014 году должна была бы стать пятой экономикой в мире, а к 2021 году обогнать Германию. Еще более оптимистичные прогнозы даются по уровню жизни населения: к 2030 году он должен достигнуть 95-100% от европейского. Инновационный сценарий характеризуется более высокими параметрами импортозамещения и инновационной активности компаний, значительным увеличением доли экономики знаний, машиностроения, сектора телекоммуникаций и связи. Несмотря на привлекательность данных прогнозов, власть по-прежнему опирается на сырьевую модель, в итоге Россия ежегодно ослабляет и без того неуверенную позицию в международно-экономическом пространстве.

Третий сценарий – целевой - несет огромную нестабильность: это и рост внешнего долга до 120% ВВП в 2030 году, то есть десуверенизация экономики, негативное сальдо счета текущих операций, что ведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам. Интересно, что именно в данном сценарии предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г., а значит не исключено, что именно этим прогнозом сейчас и пыталось руководствоваться правительство.

Новые предложения МЭР на 2014-2017 годы дают более низкие прогнозы в сравнении с действующими. Прошлогодние понижались четыре раза и в итоге оказались хуже послед-него прогноза. Так что можно считать и озвученные вчера цифры весьма оптимистичны-ми.

Сейчас МЭР предлагает два сценария развития: первый с более высокими темпами роста предусматривает изменение финансовой политики: корректировка бюджетного правила, докапитализация банковского сектора за счет средств ФНБ, увеличение с 2015 года государственных расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно. Эти меры необходимы с учетом резкого роста прогноза по оттоку капитала и возможного сокращения торговли с западными странами. Замглава минэкономразвития А.Клепач заявил о необходимости смягчения денежной политики, увеличения бюджетных расходов, ввода контроля за оттоком капитала. Именно так в кризисные годы поступают развитые государства, а Россия, как это не парадоксально, игнорирует эти общеизвестные истины. Однако во властных кругах противодействие изменению курса велико: А.Силуанов отказывается пересматривать бюджетное правило, согласно которому доходы от нефти не поступают в бюджет, а резервируются в фондах. ЦБ не намерен идти на смягчение денежно-кредитной политики, ставка рефинансирования останется на прежнем уровне. В таких условиях давления не сложно предположить, что рекомендации этого прогноза 24 апреля могут быть подвергнуты критике.

Второй сценарий – консервативный – сохраняет текущую экономическую политику и предполагает больший отток капитала, темпы роста на уровне 0,5%.

На графике представлены данные по ключевым макроэкономическим показателям развития.


Рис.1. Макроэкономические параметры развития России 2014-2016 в прогнозах министерства экономического развития.

Не исключено, что Правительству будет предложен и третий прогноз – шоковый, учитывающий последствия украинского кризиса. Для него характерен отток капитала в объеме 150 млрд. долларов и отрицательный темп роста ВВП.

Какой бы прогноз развития не был взят за базовый, тенденция очевидна: ВВП и остальные ключевые параметры развития замедляются, приток инвестиций окажется отрицательным, рубль будет продолжать слабеть. Так, в 2015 году прогнозное значение – 38,4, в 2017 - 39,3, а в долгосрочной перспективе к 2030 – до 44,8, однако уже сейчас он вышел за рамки планируемого изменения (в прогнозе 2030 по всем сценариям он составил 31,9р./дол.), то есть не исключено, что при сохранении существующей политики снижение рубля будет еще большим.

Основные рекомендации этих прогнозов носят антикризисный характер, однако правительство продолжает настаивать на том, что кризиса в экономике нет. Россия уже применяла политику смягчения в 2008 году, но очевидно, что, во-первых, от нее не следовало было отказываться, а во-вторых, этих мер явно недостаточно для оздоровления российской экономики.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2983
12403
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика