Получит ли Донбасс независимость?

Получит ли Донбасс независимость?

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н. Александр Гаганов


В чем особенности предлагаемого порядка местного самоуправления в Донецке и Луганске?

16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла два проекта закона, внесенных президентом Петром Порошенко. Один проект касается особого порядка местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. Другой проект – о недопущении уголовного преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей. Наряду с этим в тот же день был принят внесенный депутатами в июле закон об очищении власти, согласно которому не смогут занимать государственные посты все чиновники, занимавшие должности при Викторе Януковиче, либо в период массовых акций протеста, а также чиновники времен СССР (бывшие сотрудники КГБ и другие).

Президентские проекты представляют собой пакет законопроектов, принимаемых в рамках реализации Минского протокола, и направлены на мирное урегулирование конфликта.

Получит ли Донбасс автономию?

Проект закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вводит особый порядок местного самоуправления на срок три года на территориях областей, которые определяются решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины. Из текста закона следует, что, возможно, особый статус будет не на всей территории Донецкой и Луганской республик.

Какие особенности местного самоуправления предусматривает закон? Фактически таких особенностей шесть.

Во-первых, закон предоставляет гарантии права языкового самоопределения, свободное пользование русским и любым другим языком в общественной и частной жизни, а также свободу изучения и поддержки русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие (статья 4).

Органам местного самоуправления предписано содействовать использованию русского и других языков в сфере образования, в средствах массовой информации и создавать возможности для их использования в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судопроизводстве, в экономической и социальной деятельности, при проведении культурных мероприятий и в других сферах общественной жизни.

Являются ли эти положения чем-то принципиально новым? Нет. Рассматриваемый закон, закрепляя гарантии пользования русским и другими языками, ссылается на Закон Украины «Об основах государственной языковой политики». Органы местного самоуправления содействуют использованию русского и иных языков в рамках своих полномочий, предусмотренных другими законами, в том числе законом о государственной языковой политике.

Таким образом, новый закон просто повторил положения закона о государственной политике.

Во-вторых, закон предусматривает проведение внеочередных выборов депутатов местных советов и должностных лиц. Статья 5 закона содержит отсылочную норму о введении особого порядка назначения руководителей органов прокуратуры и судов – с участием органов местного самоуправления. Непонятно, как этот порядок согласуется с Конституцией Украины и Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», которые предусматривают назначение судей Президентом Украины. Такой порядок сомнителен также с точки зрения разделения властей (статья 6 Конституции Украины).

В-третьих, закон предусматривает заключение соглашений между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития отдельных районов. Статья 6 закона описывает порядок заключения соглашений. Инициатором заключения соглашения выступают органы местного самоуправления. Предложения направляются в Кабинет Министров Украины, министерства или другие центральные органы исполнительной власти. Эти органы рассматривают предложения и начинают процедуру консультаций с представителями органов местного самоуправления Донецкой и Луганской областей, другими заинтересованными лицами и представителями общественности. В ходе консультаций стороны разрабатывают проект соглашения, который вступает в силу после его одобрения Кабинетом Министров Украины или министерством. Кабинет Министров также осуществляет контроль за исполнением соглашений.

Такая процедура оставляет вопрос о заключении соглашения полностью на усмотрение Кабинета Министров Украины.

В-четвертых, статья 7 закона предусматривает государственную поддержку социально-экономического развития отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. Предполагается введение особого экономического режима, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечения инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Закон возлагает на Кабинет Министров Украины обязанность утвердить соответствующую государственную целевую программу. Объем финансирования данной программы не может быть сокращен.

О чем эта статья? О том, что государство обязуется осуществлять социально-экономическое развитие Донецкой и Луганской области. Однако это и так прямая обязанность государства – заботиться обо всей своей территории. Донецкой и Луганской областям был нанесен огромный урон. Естественно, есть смысл комплексно подойти к вопросу восстановления жизнедеятельности региона и принять целевую программу.

Особенность статуса здесь может быть лишь в защищенном механизме финансирования, наличие которого, однако, нельзя признать надлежащей гарантией реализации программы.

В-пятых, закон говорит о трансграничном сотрудничестве, углублении добрососедских отношений отдельных районов Донецкой и Луганской областей с административно-территориальными единицами Российской Федерации. Для этих целей могут заключаться соглашения о приграничном сотрудничестве.

Оговорка о том, что соглашения о приграничном сотрудничестве заключаются в пределах компетенции, установленной законом, предполагает использование органами местного самоуправления общих полномочий, закрепленных законом о местном самоуправлении. То есть новых полномочий закон не дает.

В-шестых, закон разрешает создание народной милиции, подконтрольной главам муниципалитетов (статья 9). Закон Украины о милиции предусматривает наличие местной милиции, но ничего не говорит о добровольных отрядах народной милиции. Каким образом народная милиция вписывается в закон о милиции? До внесения соответствующих изменений в этот закон здесь будут явные противоречия.

Какие полномочия будут у народной милиции, будет ли у них право на ношение оружия и применение силы, на эти вопросы ответов пока нет. И пока их нет, создание народной милиции нельзя считать какой-то серьезной уступкой Донецку и Луганску.

Будут ли ополченцы освобождены от ответственности?

Второй президентский проект касается освобождения от уголовного преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей. От уголовного наказания, включая лишение свободы, освобождаются две категории лиц: участники вооруженных формирований; работники самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях или лица, противодействовавшие антитеррористической операции.

Условия освобождения от ответственности выдвинуты следующие. Во-первых, закон распространяется на деяния, совершенные в период с 22 февраля 2014 года и до вступления в силу закона. Во-вторых, в течение месяца после вступления в силу закона указанные лица должны отпустить заложников, сдать оружие и боеприпасы, освободить занимаемые здания органов государственной власти и не препятствовать деятельности госорганов и организаций. Кроме того, такие лица должны подать соответствующие заявления в следственные органы. Проще говоря, по замыслу украинских властей ополченцы должны полностью и безоговорочно капитулировать. Но это вовсе не гарантирует им освобождения от уголовного преследования, что следует из статьи 5 закона.

Статья 5 закона содержит существенные оговорки о круге лиц, на которых действие закона не распространяется, то есть, которые не будут освобождены от ответственности.

Во-первых, это те, кто не выполнил условия – не отпустил заложников, не сдал оружие, не написал «явку с повинной». Во-вторых, это лица, которые подозреваются или обвиняются в совершении следующих преступлений: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсия, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, захват заложников, торговля людьми, изнасилование, разбой, контрабанда, террористический акт, надругательство над могилами, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захват в заложники представителя власти, посягательство на жизнь судьи, адвоката, представителя иностранного государства, геноцид. В-третьих, это лица, причастные к падению Боинга 17 июля 2014 года или препятствовавшие проведению расследования авиакатастрофы.

Очевидно, что перечень исключений широкий. На войне (а на Донбассе велись полномасштабные военные действия) множество людей было ранено или убито. Ополченцы, защищая независимость своей Родины, взялись за оружие и были вынуждены уничтожать превосходящие силы противника. То есть логично предположить, что многие из них не могут быть освобождены от ответственности по этому закону. И получается, что независимо от того, сдадутся они добровольно или нет, они пойдут под суд.

Что же получается? Украина преследует цель разоружить ополченцев. Для этого объявлено о том, что ополченцы будут освобождены от ответственности. Но никто не говорит о том, что далеко не все ополченцы будут освобождены от ответственности. Если человек уже имеет статус обвиняемого или подозреваемого по описанной выше категории дел, он не освобождается от ответственности. Если человек добровольно сдается, нет никаких гарантий того, что он автоматически не станет подозреваемым. Такой закон никак не защищает ополченцев, а значит, и не может мотивировать их к тому, чтобы сложить оружие.

Предоставляемые по закону об особенностях местного самоуправления «права» Донецку и Луганску не дают никаких намеков на автономию. Так ради чего ополченцы должны сложить оружие?


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5436
21514
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика