Послание Президента 2013: экономический курс России

Послание Президента – это программный документ, в котором глава государства обозначает конкретные цели развития на будущий год и в долгосрочной перспективе. В связи с этим очень важно, чтобы, во-первых, цели были конкретными, носили не декларативный характер и по возможности предусматривали конкретные меры реализации, во-вторых, они не противоречили ранее озвученным целям, иными словами, политика должна быть последовательной, ориентироваться на цели долгосрочных стратегических планов развития, а не зависеть  от конъюнктуры власти.

Ежегодно в своем послании Президент обозначает актуальные проблемы, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие страны в текущем году. Так, 2013 год, побивший рекорд по оттоку иностранных инвестиций, преимущественно  в оффшоры (Виргинские острова, Кипр, Люксембург и др.), заканчивается призывом Президента к деофшоризации экономики. Данная задача, поставленная Президентом в послании предыдущего года, за текущий год не только не была выполнена, но и более того, произошло значительное ухудшение в инвестиционных потоках. Если в 2012 г. сальдо иностранных инвестиций было положительным и составило $ 4,66 млрд., то в 2013 г. объем вывезенных инвестиций превысил ввезенные и достиг за 10 месяцев $ 30,87 млрд.

Амбициозным замыслом Президента можно считать «подъём Сибири и Дальнего Востока», именно эта цель провозглашена «национальным приоритетом на весь XXI век». Развитие Дальнего Востока соответствует внешнеполитическому вектору страны – ориентации на активное участи в АТЭС, интегративное взаимодействие со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Иными словами, если Калининград – это наша «витрина» в Европе, то Дальний Восток призван исполнить эту миссию в Азии.

Задача подъема регионов оказывается еще более амбициозной, когда Президент расставляет акценты на «организацию несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт». В послании предусмотрены конкретные меры стимулирования несырьевого производства:  пятилетние каникулы по налогу на прибыль, налогу на землю, имущество, льготная ставка страховых взносов. Среди перечня встречается и НДПИ (за исключением нефти и газа) – налог на добычу полезных ископаемых, который точно не предназначен для развития несырьевого производства. Другие меры включают в себя создание условий ведения бизнеса, в том числе процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни.

Очередное в нашей истории освоение Дальнего Востока и Сибири осложняется тем, что сложившийся сырьевой характер экономики региона по замыслу Президента нужно превратить в несырьевой. Но насколько же это реально? Сейчас на Дальнем Востоке доля добывающей промышленности в общем объеме всего валового регионального продукта составляет 27%, доля обрабатывающей промышленности всего 5,2%. При этом в таких регионах, как Республика Саха, Сахалинская область и Чукотский автономный округ доля добывающего сектора превышает 40% и однозначно определяет специализацию региона. Доля обрабатывающей промышленности колеблется от 0,6% в Чукотском автономном округе до 8,4% в Камчатском.


Рис.1. Доля валовой добавленной стоимости по секторам экономики в общем производстве субъекта, в %

В отношении Сибири задача кажется более выполнимой: доля сектора добыча полезных ископаемых на 5,4% ниже доли обрабатывающих производств и составляет 15,5% и 20,9% соответственно. В Сибири только три региона имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию, то есть доля сектора добычи превышает остальные сектора (торговлю, транспорт и прочее) – Кемеровская область (35,1%), Томская область (29,7%), Хакасия (15,3%). Ориентируются на обработку сырья Красноярский край (33,8%) и Омская область (37,5%).


Рис.2.  Доля валовой добавленной стоимости по секторам экономики в общем производстве субъекта, в %

Причины постановки столь амбициозных проектов ясны: в идеале специализацию региона менять нужно, поскольку конкурировать Дальнему Востоку придется с высокотехнологичными странами АТР, и здесь не должна повторяться судьба России, которая в эпоху высоких технологий выживает за счет средств нефтяной экономики. Однако насколько это возможно и оправданно? Готова ли страна, переживающая кризис сырьевой модели, вкладывать деньги в регион, на долю которого сейчас приходится 4% всей численности населения и 5,5% от ВВП страны. И способна ли сырьевая экономика перестроиться в рамках одного региона на несырьевую?

Ответ на последний вопрос можно найти в посланиях Президента. Еще в первом Послании 1994 г. Ельцин заявил, что «в наследство от прошлого России достались сырьевая ориентация экспорта. Надо продолжить линию на либерализацию экспорта в сочетании с ужесточением государственного контроля над вывозом стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов ». На тот момент доля сырьевых ресурсов в экспорте сырья составляла 42, 5%. В следующем году в послании говорилось об угрозе «превращения страны в сырьевую периферию мировой экономики», если не будут проведены преобразования в экономике. В послании 1996 г. дан оптимистичный прогноз о том, что «с 1997 года структурные перемены будут смещаться от сырьевых к высокотехнологичным отраслям». Последующие два года Президент обходил этот вопрос стороной и вернулся к нему в 1999г., когда указал на то, что сотрудничество в сфере мировой экономики «должно использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технологической модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности». О прогнозируемых структурных переменах в 1997 г. власть уже не вспомнила, теперь она оттянула на далекое будущее  перспективу изменения международной специализации и вхождения России «не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам XXI века». Новый президент в 2000 г. не стал говорить о том, нужно ли менять сырьевую модель, он просто констатировал сам факт «сырьевой направленности экономики», что еще раз повторил в 2001г.: «наша экономическая система, по сути дела, мало изменилась. Основные деньги делаются где? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье». С 2002 г. цена на нефть начинает неуклонно расти, и тогда же Президент гордо заявил о том, что «после десятилетнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями. И нам необходимо с умом распорядиться новым положением страны в мировом экономическом сообществе». Отныне сырьевая модель экономики – это не бич, а наше новое положение, которым, по всей видимости, мы должны были еще и гордиться. Под этим лозунгом пройдут все последующие послания Президента вплоть до 2009 г. Еще в 2003 г. Президент, говоря о преодолении экономической слабости, в качестве главного показателя назвал то, что «экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18 процентов, и сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире». В последующие годы в повестке были проекты развития транспортной инфраструктуры -  нефтепроводов, газопроводов (послание Президента 2004 г.), создание стабильных позиций на единых энергетических рынках на долгосрочную перспективу (2006 г.), создание фондов, изымающих нефтяные доходы из экономики (2007 г.). Медведев  в первый год своего правления вопрос о сырьевом характере экономики обошел стороной, а в следующем  2009 г. пообещал россиянам, что «вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». Напомню, что с этим посланием Президент выступил в годы кризиса, когда цена на нефть упала до уровня 2005 г. Текс документа, в сущности, по  своим содержательным тезисам не отличался от посланий Президента 90-ых годов, когда народу также в отдаленной перспективе обещали «преодолеть зависимость от сырьевого экспорта» и построить высокотехнологичную экономику, остались все те же слова «технологичный», «модернизация», добавилось разве что только «инновационное развитие». И снова декларативная цель без конкретных способов решения, но с оговоркой, что Президент «обратился с предложением подумать об этом». Что же, спасибо хотя бы на том, что сырьевая специализация нашей страны снова стала считаться негативным показателем. Однако это было первое и последнее послание Медведева, где он упоминал сырьевую экономику, видимо, «подумать»  - это и было максимой его курса. В 2012 г. впервые за всю историю своего президентства Путин в Послании осудил «однобокую сырьевую экономику», заявив, что «резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие». Этот тезис как никогда подтверждают итоги темпов роста ВВП 2013 г., когда темп замедлился с 3,4% в 2012 г. до 1,4% в текущем году. В новом послании Президент заявил о «поддержке несырьевого экспорта». Напомню, что на момент прихода к власти Путина доля минерального сырья в экспорте составляла 44,9 % (данные 1999 г.), в текущем году она достигла 71,1%. (Отношение власти к сырьевому характеру российской экономики представлено на Рис.3.)


Рис.3. Отношение к сырьевой специализации российской экономики в Посланиях Президента Федеральному собранию, 1994-2013 г.

Примечание:
Цена на нефть – в $ за баррель.
Темп роста ВВП – в %.
Объем ВВП в фиксированных ценах по отношению к ВВП 1995 г. (в %)
Отношение к сырьевой специализации измерено в баллах по шкале:
Обещание изменить сырьевую ориентацию экономики -30
Отрицательное отношение к сырьевой направленности российской экономики -20
Констатация сырьевой направленности экономики -10
Отсутствие упоминания о сырьевом характере российской экономики 0
Нейтральное отношение к сырьевой экономике 10
Позитивное отношение к сырьевой экономике 20
Курс на усиление сырьевой направленности 30

Итак, вопрос о сырьевой направленности экономики за все 20 лет существования практики обращения Президента к Федеральному Собранию решен так и не был. Более того, власть продемонстрировала свою непоследовательность в этом вопросе: отношение к этой проблеме зависело, во-первых, от личности главы государства, во-вторых, от цен на нефть. Ожидать того, что и Дальний Восток, и Сибирь смогут чудом изменить свою специализацию и войти в АТР с технологичной и инновационной экономикой не следует как минимум потому, что у руководства не хватит политической воли, как не хватило ее ранее, и «приоритет XXI века» так и войдет в историю страны как декларативный тезис послания Президента 2013 года.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2369
19117
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика