Преемственность поколений

Преемственность поколений

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Надежда Хвыля-Олинтер

Преемственность поколений – один из самых важных феноменов в жизни общества, поскольку благодаря ему сберегается прошлое, сохраняется целостность социума, определяется вектор его дальнейшего развития, поддерживается идентичность социальных групп.

Человек, только как представитель поколения, обретает связь с историей, становится осознанным участником исторического процесса. Приведем интересное сравнение: «Если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с волной. Одна за другой набегают на берег волны. Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую...» [1].

Проблема в том, что динамика современного общества опережает возможности механизма преемственности поколений. То есть скорость социальных изменений такова, что не позволяет личности адекватно адаптироваться к происходящим переменам. В идеале скорость кардинальных социальных изменений должна соответствовать ритму смены поколений. Значимая перемена общественных устоев в традиционном обществе приходилась примерно на срок жизни трех поколений в семье (так называемый большой цикл смены генераций, когда происходит полное замещение населения). Такой ритм долгоживущих социально-экономических процессов позволял принять новацию, адаптироваться к ней и избежать конфликтов поколений. Его можно прокомментировать следующей фразой: «первые осторожно, вторые уверенно, третьи окончательно». Формирование новой природы поколения происходит поэтапно. На первом этапе происходит «закладка» идеи, на втором – появляется поколение «переученных» и только затем «запечетлевающее» поколение нового типа. [2] Процессы, жизненный цикл которых равен периоду ротации двух поколений (малая смена генераций), усиливает нестабильность общества и затрудняет процессы преемственности.

В современном российском обществе сосуществуют несколько поколений, образ жизни и мыслей которых обусловлены резкими социально-политическими переменами (СССР – СНГ - Россия). сосуществуют несколько систем ценностей, что обостряет конфликт поколений и не позволяет молодежи сформировать устойчивую идентичность.

Молодые люди отвечали на вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности – далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?» [3]. Распределение ответов представлено в таблице.


Рис. Отношение молодежи к ценностям старшего поколения (ранги).

Как видно из приведенной выше таблицы, такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи.

Пренебрежительное отношение к нравственности и морали, свойственное молодым людям, и активно насаждаемое СМИ, культ эгоцентризма становится устойчивым маркером современного социума. В итоге формируются специфические ценностные установки, представляющие собой угрозу целостности российского общества и национальной безопасности.

Проследим особенности ценностных позиций молодых россиян, проанализировав, какие проблемы современной России в первую очередь их беспокоят. Наиболее острыми вопросами, требующими незамедлительного решения, по мнению молодого поколения, являются следующие: инфляция, рост цен (60%), здравоохранение, образование (54%), преступность (52%), терроризм (50%). Наименее актуальные проблемы – это отсутствие национальной идеи (15%), сокращение численности населения (19%), религиозная нетерпимость (20%), бездуховность населения (25%), деградация отечественной культуры (29%), угроза распада России (29%)[4].


Рис. Проблемы в стране, требующие, по мнению молодежи, незамедлительного решения, в %.

На диаграмме видно, что самыми острыми проблемами молодые люди считают те, которые касаются непосредственно их как индивидов. А явления, которые влияют на качество существования народа как самостоятельной уникальной нации, отступают на второй план и не кажутся молодому поколению актуальными. Однако, именно такие моменты как сохранение культуры, единство России, единое национальное самосознание, наличие национальной идеи наиболее важны для стабильности общества. Нельзя бороться с болезнями страны без четкого представления, о критериях ее здоровья. Без наличия ценностно обоснованной центральной идеи любые меры экономического, политического, социального характера будут подобны узорам на прибрежном песке – набежит новая волна (моды, либерального лобби, космополитизма и т.п.) и все усилия окажутся напрасными. Выработка национальной идеологии вопрос очень сложный, но при этом крайне необходимый как с точки зрения обеспечения механизма преемственности поколений, так и с точки зрения эффективности управления страной.



[1] Яковлев В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. С. 66.

[2] См.: Иванов В.Г., Лезгина Д.В. Методология исследования научных  поколений // Теоретический журнал «Credo», 2006, №4.

[3] Отчет кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по исследованию «Политическая активность молодежи», 2008 г.

[4] См.: Гегель Л.А., Зубков В.И., Николаев Г.Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образовательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследовании). – М.: Изд-во ООО Типография «Парадиз», 2008.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2888
9300
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика