Приватизация 2014-2016: эффективный ли собственник государство?

Приватизация 2014-2016: эффективный ли собственник государство?

Эксперт Центра, Кравченко Л.И.

Современная политическая элита, движимая призрачными идеалами либеральной экономики, устойчиво проводит курс на сокращение участия государства в жизни страны: с одной стороны, государство сокращает госрасходы, уменьшает инвестиции в основной капитал, с другой стороны активно проводит  приватизацию государственной собственности. Главная причина этого  состоит в том, что, по мнению или заблуждению властной верхушки, государство – это неэффективный собственник. Об этом неоднократно говорил Кудрин, печально известная Евгения Васильева возвеличивала свои «успехи», ссылаясь на то, что государство никогда не было эффективным собственником.

С нового года Правительство принялось за принятую в 2013 году программу приватизации: первые преобразования коснутся аэропорта Внуково. Сейчас федеральные власти владеют 74,74% акций ОАО "Аэропорт Внуково" и 25% плюс одна акция ОАО "Международный аэропорт Внуково". Ранее 24 июня 2013 года было принято поручение президента России, согласно которому необходимо было проработать вопрос о создании во всех аэропортах Московского авиаузла управляющих компаний, которые консолидировали бы все имущество аэропортов. В начале 2000-х годов московские власти разработали концепцию реконструкции аэропорта. В ходе нее было построено несколько новых терминалов, перестроены взлетно-посадочные полосы и командно-диспетчерский пункт.

В плане приватизации на ближайшие годы также значится аэропорт Шереметьево и десятки других стратегически важных объектов.  Аэропорты передаются в частные руки, что, по мнению экономистов, должно увеличить пассажирооборот. Сама отрасль авиастроения уже давно нежизнеспособна без государственной поддержки: так, по данным Государственного НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в 2010 году доля западных самолетов в объеме поставок пассажирских лайнеров приблизилась к 90%. В упадок пришла система обучения профессиональных кадров. Трагедия в Казани вместо того, чтобы доказать, что эти отрасли нуждаются в возрождении и государственной поддержке, возымела обратный эффект: власть пришла к поразительному выводу, что пилотов нужно брать из-за рубежа. Тем самым сделан еще один шаг в сторону подрыва национального суверенитета.

Новая волна приватизации, рассчитанная на 2014-2016 годы, призвана будет пополнить бюджет за счет средств от приватизированного имущества (по прогнозам ежегодный доход от приватизации составит 3 млрд.р.), однако опыт приватизации предприятий в Министерстве Обороны печально известен. Поэтому возникают сразу две проблемы: приватизация станет эффективным средством отмывания денег, когда активы будут проданы подставным компаниям по заниженным ценам, с другой стороны – государство уйдет из тех отраслей, которые ранее в советские времена считались стратегически важными, а некоторые – социально-ориентированные. Очевидно, что частный инвестор будет более заинтересован в извлечении прибыли, нежели поддержании на необходимом социальном уровне цены и инфраструктуры.

Согласно плану приватизации из 1795 ФГУП приватизировано будет 514, из 2337 акционерных обществ акции 436 компаний планируется также передать в руки частных собственников. 


Рис.1. Число ФГУП по отраслям, планируемые приватизировать в 2014-2016 г. (всего 514, на рисунке представлены отрасли с наибольшим числом приватизируемых предприятий).

В программе приватизации указано, что на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации также будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

Так, в 2014-2016 годах планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ: Росспиртпром; Объединенная зерновая компания; РОСНАНО; Ростелеком.

С учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в отношении стратегического развития Московского авиационного узла в 2014-2016 годах планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ: "Международный аэропорт Шереметьево"; "Аэропорт Внуково"; "Международный аэропорт "Внуково".

Сейчас доля государственных предприятий в общем объеме отгруженных товаров минимальна: к примеру, в сфере добычи полезных ископаемых она составляет менее 1%.

Рис.2. Объем отгруженных товаров по собственникам предприятий, в % к общему объему отгруженных товаров по отрасли

Государство в ряде областей полностью устранилось от хозяйственной деятельности, оставив это на откуп частным и иностранным собственникам. Итогом этой избыточной либерализации уже стала стагнация российской экономики 2013 года. Дальнейший уход государства приведет к острой кризисной ситуации, избежать которую власть на данном этапе еще сможет, если вовремя вспомнит о традиционной роли государства в российской экономике и откажется от чуждых российской ментальности либеральных губительных парадигм.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1846
8256
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика