Пропагандистская картография: баталия, репутация и клише

Пропагандистская картография: баталия, репутация и клише

Сегодня пропаганда в основном переселилась в телевизор. И свободные просторы интернета — это миф. А раньше заметную роль играли агитплакаты и карикатуры, в том числе и «символические карты». При этом сатирический жанр, особенно жанр политической карикатуры, набирает силу. Почему? Безусловно, мир звука пленяет, но лень побеждает: картинки смотрят все, а тексты читают немногие.


И запоминается изображение проще, а «тот самый» образ молниеносно проникает в нейронную сеть, где обрабатывается наша память, обеспечивая задел на будущее — сформированное представление о том или ином персонаже и его роли в заданных координатах от конкретного автора. Им может быть кто угодно. И хороший человек. И «нехороший человек-редиска». Проще говоря, такое противостояния текста и образного изображения — дело серьезное. 

Если коротко. Орлы, осьминоги, медведи, волки и другие животные использовались в картографии, чтобы олицетворять страну, а воплощенный образ должен был отражать задачи, которые решает то или иное государство, а также показать, какую роль играют на политической арене его лидерыТак, осьминог призван был отображать экспансионистскую политику той или иной страны, а медведь в разное время обозначал то силу и мощь, то политическую неповоротливость, то откровенную глупость. Такие образные географические карты иллюстрировали «перипетии политических баталий», репутацию высокопоставленных лиц, «ментальные стереотипы и клише массового сознания». И они преобразовывались в мощный инструмент пропаганды — в визуальный слепок времени. Такую же роль играют карикатуры и агитплакаты (см. рис 1, 2, 3).


Рис 1. Джордж Крукшенк. «Малютка Бони брыкается в последний раз» (фрагмент), 1 января 1813. Этот красочный лист является дайджестом событий 1812 года – от пожара Москвы до переправы остатков французской армии через Березину. В центре листа Медведь-Александр и Русский Мороз расправляются с Наполеоном. Из собрания Государственного Эрмитажа.


Рис 2. Агитационный плакат 1944 года за авторством известного британского графического художника Патрика Кила. Находящийся в тени жёлтый осьминог, увенчанный красными лучами флага Японии, простирает щупальцы к Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия), символизируя японскую оккупацию в период Второй мировой войны. Карта была опубликована изгнанным голландским правительством в Лондоне, чтобы выставить японскую экспансию в негативном свете. Кили использовал контрастные цвета, стремясь подчеркнуть сообщение. Из коллекции коллекционера пропагандистских карт Пиджея Моуда.


Рис 3. Неизвестный автор. Мировая с Медведем. Декабрь 1953. Знаменитая киплинговская баллада 1898 года вновь была актуализирована на раннем этапе Холодной войны. Из собрания А. Россомахина

В пропагандистской картографии изображения служат не для передачи объективной географической информации, а для формирования конкретного мнения относительно какой-то страны.  Так, в IXX и начале XX века в Европе и США выпускали «символические карты»: на территории стран рисовался какое-либо символизирующее их животное или образы людей в национальных костюмах. И всё это подверствовалось под политическую повестку дня. Сатира допускалась очень. Впрочем, подобные приемы использовались и ранее. Классика жанра, как говорится.


 Рис 4. Карикатурные карты художника-гравера Уильяма Харви (1796-1866 гг.), карта Франции.


Рис 5. Карикатурные карты художника-гравера Уильяма Харви (1796-1866 гг.), карта Италии.


Рис 6. Карикатурные карты художника-гравера Уильяма Харви (1796-1866 гг.), карта России.


Рис 7.Соединенные Штаты в форме свиньи, окруженные свиньями. 1876. Литография. Библиотека Конгресса США.


Рис 8. Карта Европы 1870 г.


Рис 9. «Рыбалка в мутной (проблемной) воде: шуточные карты Европы», Лондон, 1899 г. Карикатурист Фред Роуз ( Fred W. Rose). Карта демонстрирует изменяющуюся и тонкую политическую ситуацию рубежа веков.


Рис 10. Испанская карта 1915 г. Россия изображена в виде катка, похожего на пушку, управляемого Николаем II и в сопровождении медведя и двуглавой собаки.


Рис 11. Английская карта 1914 г. 


Рис 12. Карта 70-х годов 19 века


Рис 13. Первая мировая войнв, 1914 г. 


Рис 14. Карта 1914–1919 года

Рис 15. Карта 1916 года

Медведь маркировал Россию на географических картах XVI—XVII веков (преимущественно голландских) — «либо в картуше, либо в виде миниатюрных силуэтов на пустынных просторах Московии/Тартарии». Но там не было еще ни издевки, ни иной идеологической нагрузки: медведи были лишь экзотическим атрибутом страны московитов, объясняет Андрей Россомахин  — научный редактор серии «Avant-Garde»в Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге, инициатор историко-искусствоведческого проекта «Россия глазами Запада».

В русском фольклоре медведь был глупым существом: медведя мог легко провести комар, заяц и лиса. «Так что это странный персонаж для той самоидентификации, в которой нас уверяют политтехнологи», — говорит историк, напоминая, что «сознательно успешно поиграть этим образом» удалось только единственный раз — когда художник Чижиков создал Олимпийского Мишку в качестве талисмана Олимпийских игр 1980 года. 

В 1999 году с легкой руки Березовского появился Избирательный блок «МЕжрегиональное ДВижение ЕДинство (МЕДВЕДЬ)», созданный под выборы в Думу и для поддержки на президентских выборах Путина. После ребрендинга в 2000 году он стал политической партией, а в 2001 году взял себе новое имя — «Единая Россия». При этом эмблема медведя осталась и сохраняется по сей день. 

«Таким образом, партийный символ все эти 15 лет подается как символ национальный, как маркер подлинной русскости, как некий архетип, якобы уходящий в глубины истории. То, что медведь в архаичных культах и в христианской традиции имеет инфернальные характеристики, идеологи «медведизации» также вынесли за скобки», — рассуждает Россомахин. 

Андрей Россомахин о «медвежье метафоре»«В современной западной карикатуре образ медведя остается ключевым для персонификации России. Медвежья метафора используется в последнее время с максимально негативными коннотациями. Карикатуры без лишних слов способны проиллюстрировать перипетии политических баталий, репутации высокопоставленных лиц, но также и продемонстрировать ментальные стереотипы и клише массового сознания. Главный вывод, к которому подводит этот визуальный ряд — неутешителен: как правило, для внешнего наблюдателя Россия остается покровителем маргинальных режимов и авторитарным милитаристским государством. Хотя ретроспективно медведь мог быть и положительным персонажем, и ближайшим союзником».

Россия изображалась на таких картах не только медведем. Было время, когда Россию рисовали осьминогом, охватывающим щупальцами сопредельные страны. Осьминог символизировал угрозу и угнетение.«Я не могу представить себе осьминога, который бы обозначал благо. Это великий символ алчности, завоевания и зла», — говорит коллекционер пропагандистских карт Пиджей Моуд, чья коллекци карт насчитывает свыше 800 экземпляров.


Рис 16. Сатирическая карта Европы, 1900 г.


Рис 17. Пиджей Моуд показывает свою коллекцию карт с изображением осьминога.

На этих картах осьминог, распустивший свои щупальца по всему миру, выступает как символ власти и угнетения. «Такие образы оказывают мощное эмоциональное воздействие и моментально передают необходимый посыл», — отмечает профессор географии в Университете штата Калифорния Джудит Тайлер в своей статье для Journal of Geography.

В картографии образ осьминога впервые появился на британской карте 1877 года за авторством художника Фреда Роуза. На военной карте он изобразил Россию, как чудовищного серого осьминога, который олицетворяет претензию на определённые территории. С этих пор, когда необходимо было рассказать о политической обстановке в мире, картографы неоднократно прибегали к использованию этого образа.


Рис 18. Трагикомическая карта мира 1877 года». Художник Фред Роуз


Рис 19. Сатирическая карта Европы и Азии. 1904 г. Японский иллюстратор Кисабуру Охару изобразил Российскую империи осьминогом, который властно охватил щупальцами различные страны в период Русско-японской войны. Надпись на карте гласит — «Алчность чёрного осьминога настолько велика, что его восемь конечностей пытаются схватить всё, что в их досягаемости».

Легенда и текст карты составлен на английском языке, так как Охара собирался использовать это изображение как послание для британцев. Карта было создана в то время, когда Япония застала врасплох и атаковала стоящий на якоре в Порт-Артуре российский флот. Это стало поворотным моментом для военно-морских сил обеих стран. Охара призывал Британию, чей флот тогда был одним из сильнейших в мире, сохранять нейтралитет и держаться подальше от конфликта. 

Охара был уверен, что Япония в состоянии постоять за себя: «Японский флот практически уничтожил военно-морские силы России на Востоке. Японская армия уже готова одержать блестящую победу над Россией в Корее и Маньчжурии. А затем в Санкт-Петербурге. Когда? Подождите и увидите! Мерзкий Чёрный Осьминог! Ура! Ура! За Японию».

Рис 20. Иллюстратор и авторов постеров Морис Ньюмонт создал эту сатирическую карту в 1917 году во времена Первой мировой войны для Франции в пропагандистских целях. На ней Пруссия изображена зелёным осьминогом, который обволакивает своими щупальцами различные страны по всей Европе. На морское существо надет шлем «пикельхельм», который входил в комплект обмундирования немецких солдат в период XIX-XX веков.

В правом углу изображены три солдата, олицетворяющие военную силу Пруссии в различные исторические периоды. Первые два солдата представляют прусскую армию в комическом свете в годы 1715 и 1815 года. Третий по величине солдат держит окровавленный штык, а на его мундире видны отпечатки крови. Этот образ «символизирует значительную выросшую экзистенциальную угрозу для Франции. Это послание к измученному войной французскому народу: убивай или будешь убит», — отмечает журналист Фрэнк Джейкобс.

Ньюмонт сделал эту карту специально для «La Conference au Village contre la Propaganda en France», чтобы усилить патриотизм и поднять боевой дух в регионах Франции. В нижней части карты приводится цитата французского генерала Филиппа Петена: «Будучи атакованными, мы просто защищаем себя во имя свободы и наших жизней».


Рис 21. Красный осьминог,1980 г. Этот ярко-красный свирепый осьминог, украшенный белой звездой, олицетворяет Советский Союз. Он был изображен на обложке памфлета 1980 года. На карте показано распространение коммунизма в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане. 

Кстати, если бы вам предложили нарисовать современную «символическую карту», как бы вы расписали роли? 


Источники: 

Карикатурные карты художника-гравера Уильяма Харви (1796-1866)

Сатирические карты

Showing gallery: Сатирические карты Европы конца XIX — начала XX века

Главный русский образ был придуман в Англии: Филолог Андрей Россомахин о возникновении «русского медведя»

Щупальца пропаганды




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
687
2017
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика